Философские вопросы. Часть 34

1. Чем отличается добрый от незлого?

• Добрый подобен полному драгоценному сосуду, а незлой подобен вычищенному от грязи ещё незаполненному сосуду.

Добрый – обладает качеством (добротой) и творит добрые дела, у незлого – отсутствует свойство (злоба), но он может делать недобрые дела без умысла, а например, по глупости. Он ещё несовершенен. Незлой не равно добрый. Незлой в пограничном состоянии, и может стать добрым, а может пасть во зло. Долго в нём невозможно пребывать, оно неустойчиво.

Доброта, как любая добродетель, взращивается, даётся Богом, как Источником всякого блага. Поэтому доброта – это обилие благодати, а незлобие – первый шаг к обретению её тем, кто освободился от зла внутри. Добрый человек подобен полному драгоценному сосуду, а незлой подобен вычищенному от грязи ещё незаполненному сосуду.

Стоит заметить, что незлобие не означает отсутствие благодати, именно она и очистила сосуд от греховной грязи. Отсутствие благодати есть зло.


2. С каким человеком и помолчать приятно?

• С любимым и святым молчание наполнено чудодейственным смыслом.

Помолчать с любимым всегда приятно, любящие полноценно сообщаются и сердцами, и душами. Любви свойственно приносить мир, радость, счастье и даже исцелять. Больные в её целебном поле быстрее выздоравливают, скорбящие утешаются, печалящиеся обретают надежду и радость. «Бог есть любовь, и пребывающий
в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (Библия. Первое соборное послание святого апостола Иоанна 4:16). Двое понимают друг друга, имея схожее устроение. Зачем слова? Взаимопонимание – их личный ценный секрет, неведомый посторонним.

Ещё глубже любовь святого. В святом действует Божественный Дух Любви, а потому святые исполнены любовью к ближним. Заповеди учат любить, и хранящие заповеди Божии любят Бога и ближних. Присутствие рядом с праведником благотворно воздействует на человека, недаром в Церковном Предании множество случаев, когда святые с помощью Божией исцеляли больных, совершали чудеса. Один из многочисленных случаев исцеления из дневников святого праведного Иоанна Кронштадского: «Господи! Благодарю Тебя, яко по молитве моей, чрез возложение рук моих священнических исцелил еси отрока (Костылёва). 19 февр. 1867 года».

Святой преподобный Серафим Саровский сказал: «Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасётся около тебя»? «Стяжать дух мирен» — значит уподобиться Богу в мире, любви и кротости. В мирном сердце пребывает Бог, Врач и Целитель скорый. Так что даже нахождение рядом с благодатным духом – спасительное благо для многих и многих.


3. Человек рождается свободным или рабом? Человек рождается свободным и становится рабом, или рождается рабом и становится свободным?

• Всякий рождённый и ещё некрещённый пребывает в рабстве.

Каждый человек на Земле рождается рабом. Мы рабы человеческой повреждённой природы, которая породила в нас склонность и любовь к страстям и отверженность от Бога.

Для чего Бог воплотился и умер за нас на кресте? «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него» (Библия. Евангелие от Иоанна 3:16-17).

Возродив в Самом Себе всё человечество, Господь вернул людям способность к усвоению благодати и перерождению. Святость – нормальное состояние человека. До Христа все люди не могли пребывать рядом с Богом, нужен был Врач, исцеляющий повреждённую природу. Во Христе же мы наконец-то освобождаемся от рабства страстям, сатане и смерти, которые получили свою власть через грех.

Но свободу познаёт только христианин. И главное условие – крещение в Православной Церкви. Некрещённый, даже если он и делает добрые дела, не может наследовать Царство Небесное и спасение. Христос Сам говорит в Евангелии: «Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет» (Библия. Евангелие от Марка 16:16). «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Библия. Евангелие от Иоанна 3:5).

В Крещении мы рождаемся для Небесной жизни. Крещение – это вера во Христа в действии. Христианин заключает личный завет с Богом, становится членом Тела Христова и Церкви. Он очищается от всех грехов и получает от Господа благодать, которую не мог вместить до крещения. И становится способным к обожению, в нём и заключён смысл человеческой жизни и бытия!

Но христианин, пребывающий в грехах, снова становится рабом греху и сатане. Только теперь это рабство добровольное!


4. Мыслит ли человек после смерти?

• Мысль нематериальна и не исчезает со смертью тела.

Человек, как известно, имеет бессмертную духовную сущность, созданную Богом разумной и свободной, а потому мыслящей. Мозг же - орган, которому и приписывают мышление материалисты, принадлежит физическому телу и доказано управляет процессами организма. Но наука не знает, где у человека находится сознание, как оно функционирует, почему только человек из всех земных существ мыслит и осознает себя личностью. Где у человека личность? Мозговая деятельность связывает душу и тело, рождая мысль, облачённую в слова или образы.

После смерти душа продолжает жить, ожидая всеобщего воскресения, когда каждый получит своё обновлённое тело. На то, что душа продолжает мыслить, очевидно указывает существование Рая и ада. Праведники и святые пребывают в блаженстве и прославляют Бога, помогая ныне живущим на земле. Разве возможно это в бессознательном, безвольном, неразумном состоянии? А грешники, обрекшие себя на мучения за нераскаянные грехи? Они понимают, из-за чего страдают, что невозможно при отсутствии всякой мысли и осознанности.

«Ибо души помнят всё, что было здесь, как говорят отцы, и слова, и дела, и помышления, и ничего из этого не могут забыть тогда… И ничего... не забывает душа из того, что она сделала в сем мире, но всё помнит по выходе из тела, и притом ещё лучше и яснее, как освободившаяся от земного сего тела» (святой преподобный авва Дорофей).


5. Какие потребности у человека сохраняются на том свете?

• Главная потребность, которая имеет значение, – это потребность в Боге.

Иисус сказал: «Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Библия Евангелие от Матфея 22:30). В Царстве Божием не женятся и не имеют соответствующих влечений и других физиологических потребностей, потому что не имеют тел и питаемы благодатью Божией. Бог – Источник всяких благ.

«Тело уже не будет бояться тления, не станет страдать ни от голода, ни от жажды, ни от болезней, ни от несчастных случаев… и тамошняя радость не будет иметь недостатка» (святитель Иоанн Златоуст).

«Тело наше уже не будет нуждаться ни в одеждах, ни в покрове, ни в доме, ни в другом чём-либо подобном. Если Адам до преступления не стыдился своей наготы, потому что облечён был славою, — тем более наши тела, перешедши в высшее и лучшее состояние, не будут ни в чём этом нуждаться» (святитель Иоанн Златоуст).

«Душа будет там, где жизнь свободна от всех необходимых трудов. Она не будет страдать от тягости земледелия, подвергаться трудам мореплавания, заниматься торговым барышничеством, чуждая забот о постройке, о тканье, о ремесленных искусствах. Она будет проводить тихое и безмолвное житие, как говорит Павел (Библия. 1 послание к Тимофею 2:2)… всё это для неё не нужно и от всего этого она свободна. Ни для неё нет забот, ни другим она не доставляет их; в её жизни нет места рабству и господству, бедности, благородству и незнатности рода... и всякому подобному неравенству» (святитель Григорий Нисский).

В аду же грешники, привыкшие потакать своим страстям и похотям, лишившись возможности их удовлетворить, сильно мучаются.

«Ни блаженство тамошнее не оскудеет; ни посрамление тамошнее не кончится. Там свет объемлет праведных, и пламень — нечестивых. Там жажда и голод — роскошным; блаженство и жизнь — постникам; огненный меч — нечестивым; и светлая риза — победителям» (святой преподобный Ефрем Сирин).

Главная потребность, которая имеет значение на том свете, – это потребность в Боге.

«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Библия. Евангелие от Иоанна 14:6).

«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт» (Библия. Евангелие от Иоанна 11:25).

«Всякое сотворённое естество, и видимое и умопостигаемое, для поддержания своего имеет нужду в Божием попечении», – пишет вселенский учитель святитель Василий Великий.

«Всякий желающий жизни вечной, как скоро обрящет Сына (Христа), обретаёт в Нём всё, чего искал, поелику и Сам Он есть жизнь и в Самом Себе имеет жизнь.
Вечную жизнь и неизреченную радость на Небесах дает благодать Духа» (святитель Григорий Нисский).


6. Почему люди выбрали моногамию, будучи полигамными?

• Человек создан моногамным, греховная страстность склоняет его к полигамии.

Заповедал Господь: «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. … Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с жёнами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведётся с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведённой прелюбодействует»» (Библия. Евангелие от Матфея 19:5, 6, 8, 9).

«Соединён ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены» (Библия. Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла 7:27).

Ни о какой полигамии мужчины или женщины даже речи не идёт. Полигамия – выгодное оправдание греховной страстности, когда человеку становится мало собственного супруга. Стоит заметить, что порицается иметь несколько жён или мужей. Но обычно о полигамии говорят в срезе любовных связей, иначе блуда. Блуд – соитие вне брака – даже с одним единственным любовником – уже смертный грех, а тут ещё полигамию оправдывают…


7. Какой след на Земле должен оставить каждый человек?

• Каждый должен оставить в истории Земли и вечности своё личное исповедание Бога-Христа.

Каждый из нас призван Богом к познанию Истины и обожению (уподоблению Господу в любви и добродетелях) путём покаяния и исполнения заповедей любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»  (Библия. Евангелие от Марка 12:30-31).

Господь говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Библия. Евангелие от Иоанна 14:15).

Все земные цели и слава принадлежат земному, а спасение души и любовь принадлежат вечности. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит. Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Библия. Евангелие от Марка 8: 34, 36-37).

Личная вера и личный крест – это исповедание Христа пред людьми. Святые всю свою жизнь посвящали Богу, в их житиях мы встречаем не только реальные чудеса, но и подвиги мужества и любви! Такой след в мире каждый призван оставить – своё личное исповедание Христа-Бога.

Христос говорит нам: «Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» (Библия. Евангелие от Матфея 10:32-33).


8. Являются ли любовь и свобода взаимоисключающими состояниями?

• Истинная любовь дарит крылья, а эгоистическая связывает руки.

Любовь и свобода не могут исключать друг друга, потому что это свойства Бога, а в Боге нет противоречий и дисгармонии. «Бог есть Любовь» и любит всё сущее, но при этом Он абсолютно свободен от всякого влияния.

Так и познавший подлинную любовь освобождается от нелюбви, которая и есть основа множества грехов, а грешник связан по рукам и ногам своими же страстями и страстными отношениями. Жестокость, жадность, блуд, ненависть, гнев, это ли не следствия нелюбви к ближним? А гордость, ненависть к Богу, неблагодарность, ропот? Они следствия нелюбви к Господу. «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть Любовь» (Библия. Первое соборное послание святого апостола Иоанна 4:8). И свобода: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (Библия. Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла 3:17).

Итак, настоящая любовь освобождает. Конечно, любящий всё же имеет обязательства перед любимым Богом и любимыми близкими, но разве он их считает несвободой, узами? Напротив, они для него сладостны, а не тягостны.

Другое дело, эгоистичная любовь, её страсти бушуют в книгах, фильмах, в каждом разбитом сердце она оставила свой мучительный след. Но мы лишь учились, она была несовершенной, перемешанной с грехом.

Эгоист часто несчастен, и виной тому не судьба, тёща или радикулит. Виноват он сам, запретив себе любить. Любовь эгоиста связывает, лишает единственной ценности – собственного «я».


9. Зачем человеку познавать самого себя?

• Не познаешь себя – лишишься себя.

Невозможно спастись без покаяния и вырастающего из него смирения, «потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Библия. Первое соборное послание святого апостола Петра 5:5). «Ничто нечистое не войдёт в него (Царство Божие)». «Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Библия. Евангелие от Марка 2:17).

Без покаяния вряд ли можно спастись. А покаяние, в свою очередь, немыслимо без самопознания. Иначе, как увидишь всю глубину своей болезни? Как сказал Пётр Дамаскин: «Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих бесчисленных, как песок морской». Только покаяние даёт возможность исцелиться нам Милостью и Любовью Божией.

Если же кто не желает каяться, он носит в своём сердце тяжёлые, острые камни, раздирающие незаживающие, гноящиеся раны. Валуны грехов закрывают сердце от радости и счастья, ведь в него не проникает Божий Свет, а воцарилась кромешная тьма преисподней. Чем больше грешит нераскаянный грешник, тем сильнее искажается его личность под действием страстей. Живёт не он уже, а страсти диктуют ему свои похоти. Как он заблуждается, думая, что сам желает ковыряться в нечистотах, подобно червям! Так грешник теряет себя, собственную личность и душу, отдавая свою жизнь за прах и пепел. «О безумный человече, доколе углебаеши, яко пчела, собирающи богатство твоё? Вскоре бо погибнет, яко прах и пепел: но более взыщи Царствия Божия» (Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу).


10. Какие были фантазии людей 2000 лет назад?

• Фантазии людей прошлого и наших современников схожи.

Кажется, две тысячи лет назад люди отличались от нас и мечтали о другом. Конечно, технический прогресс и образованность были иными, а потому не мечтали люди облететь весь мир или сделать селфи в открытом космосе. Кто-то мечтал о новом хитоне да о лепёшке на ужин. Но страсти человеческие, а потому и многие фантазии, остались неизменными. Что две тысячи лет назад жаждали богатства и славы, поклоняясь золотому тельцу или «великому» императору, что сейчас поклоняется роскошной жизни современная «элита».

Но мечты всё же бывают высокими, а фантазии? Фантазируют ли о покаянии? О нищете духовной? Фантазируя, обычно представляют себя исполненными «благ», которые только и желает сердце: непрекращающиеся пиры среди знатных господ, доступные красавицы вздыхают влюблённо у ног своего господина в роскошном фамильном замке с тысячами слуг, одетыми в одежды, расшитые золотом и драгоценными камнями, а великий император готовится на покой, присматриваясь к будущему наследнику… Только того и желает сердце, но не сердце праведника…



«Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными», – сказал Христос (Библия. Евангелие от Иоанна 8:31-32)


Рецензии