Самокаты и смертьфоны. Охота на слова

В свои студенческие годы я очень удивился, когда в словаре Владимира Даля обнаружил два слова: САМОКАТ и САМОЛЁТ.

Самокат м. и самокаты мн. повозка какого-либо особенного устройства, движимая не лошадьми, а силою на ней приспособленною, и пр. приводом с лебедкою, которую вертят люди и пр. или || карусель, колясочки, обращаемые лошадьми, либо иначе, вкруг столба. Кресла самокаты, движимые лебедкою, и вообще на колесах. Саночки самокаточки, ласковый приговор саням. Саночки самокаточки — а все без коня нельзя! Толковый словарь живого великорусского языка

Самолет м. разного рода устройство, которому приписывается быстрое движенье от себя: паром, на якоре посреди реки, у которого дно устроено откосом против теченья, так что оно его переносит с одного берега на другой. || Ткацкий челн, бросаемый не с руки, а погонялкою, вообще машинный ткацкий стан, самолетный стан. || Самолет, яросл. влад. костр. род легкой косули, плужка. Самолетка ракета. Самолетку пустил. Толковый словарь живого великорусского языка
Как видим, описания у Даля имеют мало общего с теми представлениями, какие сегодня складываются в нашем сознании об этих предметах.  Наш разговор о самокатах.

У меня были самокаты. Первый достался от старшего брата, красивый, ровный, с ручками от велосипеда, с большими колёсами из шариковых подшипников. Его у меня украли недалеко от дома. Второй я сделал сам из трёх небольших шарикоподшипников и двух досок. Никаких украшений, иначе опять украдут. Правда, первый выезд на своей самоделке у меня не удался, самокат разделился на две части. Пришлось подумать, как соединить надёжно, чтобы и руль крутился, и грузовая площадка не отставала. Я снова мог с немалым шумом  гонять за хлебом на самокате, а мне нужно было везти четыре булки.  На самокате привезти хлеб легче, чем на спине.

У  меня был трёхколёсный самокат. Двухколёсные самокаты с резиной на колёсах стали выпускать позднее, но я ни разу не видел ни одно взрослого, кто бы катался в России на самокате. Велосипеды были и двухколёсные,  и трёх-, но купить такой в нашей семье не могли, хватило бы денег на одежду и обувь.

Я не помню, куда исчез мой второй самокат, когда я пошёл в школу. У брата появился велосипед. Днём, когда брат был в училище или на заводе, я осваивал велосипед, катаясь  по своей улице сперва на подножке, а  потом – под рамку, потому что с рамки ещё не доставал ногами до педалей.

Переехав в Германию в 2005 году, мы с удивлением обнаружили, что здесь есть самокаты не только для детей, но и для взрослых. Приводились в действие они мускульной силой катающихся.

Потом на левом берегу Рейна, где не так много пешеходов и транспорта, появились группы людей на двухколёсных электрических самокатах, которые внешне напоминали колесницу. Я выяснил через интернет, что это самобалансирующееся транспортное средство с параллельными колёсами компании Segway (рус. «Сегвэй»). Их стали называть  именем фирмы, а слово Segway  происходит от музыкального термина «сегве» (итал. segue [;segwe],  что в переводе означает «следуй, иди за»). Русские называют его «скутером» или «самокатом». А вскоре появилось много полицейских на сегвэях. Сейчас я в людных местах появляюсь редко, а потому не знаю, используют ли полицейские этот вид транспорта.

А в последние годы  стало насаждаться явление, звучащее по-английски как  renunciation of ownership. Я не в состоянии   воспроизвести это название, связанное с отказом от собственности, другое английское название  — to surrender property – «сдай имущество». Идея предельно проста. Зачем иметь в собственности велосипед, мотоцикл, скутер, автомобиль, если их можно взять напрокат. На улицах появились нередко прямо на тротуарах стоянки велосипедов напрокат. Покупай или оформляй специальный проездной и пользуйся. Садишься возле своего дома, а оставляешь там, куда тебе нужно. Не надо заботиться о том, где хранить, как ремонтировать, где брать запасные части. Прокат велосипедов, на мой взгляд, особой популярностью не пользовался, но на дорогах стало опаснее, к тому же  велосипеды нередко перегораживали велодорожку, приходилось тормозить, лавировать, а то и пешком обходить искусственно созданные препятствия.

Но я и предположить не мог, что сегвэи и велосипеды напрокат, некоторые с электродвигателем, - ещё не самое большое зло на дорогах и тротуарах. Кошмар начался с появлением множества электросамокатов. Но я оптимист и потому с высокой долей уверенности заявляю, что в будущем будет ещё хуже.

Несколько лет назад, ещё в советское время, я опубликовал на 1 апреля небольшой фантастический рассказ о пожаре в БРИЗЕ (Бюро рационализаторов и изобретателей). Сюжет таков. Один человек изобрёл механизм, способный быстро передвигаться по лестничным клеткам типовых жилых зданий до 16 этажей. Второй человек, узнавший об этом, представил, что его беспокойные  соседи наверняка будут гонять между  этажами, как теперь автомобили и мотоциклы гоняют по дорогам миллионного города.  А это значит, что он и многие такие же жители типовых домов получают возможность быть сбитыми несущейся техникой даже на лестничной клетке. За ночь он придумал, а потом и создал в модели «вечный двигатель», но,  зная, что вечные двигатели запрещено принимать и рассматривать в БРИЗЕ, назвал своё изобретение «буссолью универсальной с крутящим моментом». Макет с описанием многих полезных качеств и свойств своего детища он отнёс в бюро и стал ждать. Но и  через месяц его заявку не рассмотрели. На это и было рассчитано изобретение. Макет буссоли  взорвался в БРИЗЕ на 32 день, как раз в ночь на 1 апреля,  в пламени пожара сгорели не только образцы  и описания старых работ, но и изобретения, рассчитанные на будущее. И начинался мой рассказ с вопроса: «Вы слышали сегодня о ночном пожаре в центре нашего города?»

Я не раскрывал в рассказе принцип самовозгорающегося устройства. Оно было основано на возгорании комочка лития, если облить его водой. Об этом я прочитал в каком-то журнале для молодёжи. Будущие кошмары связаны с тем, что в электросамокатах чаще всего используются литиевые аккумуляторы, способные к самовозгоранию.

Было удивительно увидеть на снимках начала ХХ века, где изображены мужчины и женщины на электросамокатах.

Википедия подсказала, что первые моторизованные самокаты под названием - Autoped выпускала компания Autoped Company из Лонг-Айленд-Сити, Нью-Йорк, с 1915 по 1921 год. Самокаты выпускались в двух версиях: с двигателями внутреннего сгорания (155 куб. см с воздушным охлаждением) и электромотором в переднем колесе. Патент на Autoped в качестве «самоходного транспортного средства» был подан в июле 1913 года и выдан в июле 1916 года.

В 1910-х годах на уже производившиеся самокаты подростки стали устанавливать двигатели. Такую конструкцию освоила в производстве компания Autoped Company of America. С 1915 года она производила моторизованный самокат («автопед») с крохотными колёсами (заднее было закрыто кожухом), широкой платформой (на которой стоял пилот), прямым складным рулём и нижнеклапанным 155-кубовым двигателем мощностью 1,5 лошадиных сил. Известно, что автопеды использовали работники почтовой службы США.

На протяжении XX века самокат в основном использовался как детская игрушка для активного отдыха. Однако в некоторых странах (Чехия, Польша, Австралия) самокат используется в спорте, повседневной жизни для прогулок и деловых поездок по городу.

На рубеже XX—XXI веков самокат изменяется, совершенствуется внешний вид,  расширяется сфера применения, принцип действия. А в 1985 году Стив Патмонт сконструировал самокат, оборудованный мотором и назвал его go-ped. Из Википедии

Взрослые, подростки и дети на самокатах стали активными участниками дорожного движения. В доковидное время самокатов было мало, они не создавали проблем на дорогах и не мешали мне ездить на велосипеде по городу и по его окрестностям. Но о самовозгорании самокатов число сообщений увеличилось в разы.

2020 год был ковидным, старикам одно время запретили совсем выходить из квартир, а потом ограничили передвижение – не далее 15 км от жилья. Естественно, такая самоизоляция даром не прошла, многие разучились ходить, появились мышечные боли. В нынешнем году я на себе ощутил проблемы с ходьбой и ездой на велосипеде. Пришлось усиленно тренироваться, накручивая километры по дорожкам ближайших к дому парков и скверов. И хотя возле нашего дома и на ближайших к нему тротуарах стоят десятки электросамокатов, катающихся на них совсем немного.

В  одно из воскресений  решил съездить на левый берег Рейна. Ехать через центр. И хотя я выбирал улицы потише, где меньше транспорта, столкнулся с тем, что взрослые молодые люди, чаще уроженцы африканских стран, обгоняли меня на высокой скорости и справа,  и слева. Я вздрагивал от неожиданности, а потом слез с велосипеда и повёл его по самому краю тротуара, чтобы меня не сбили. И что я заметил. Некоторые гоняют на самокате или велосипеде и на дорогу не смотрят. Их внимание в смартфоне.

У меня в глазах видеозапись того дорожного происшествия в Москве, где были убиты два малыша, а третий пострадал. Водитель – девушка 18 лет не следила за дорогой, отвечала на звонок. Соединение САМОКАТА и СМАРТФОНА – верная авария во время движения по дороге или тротуару.

Смартфон (англ. smartphone — умный телефон) — мобильный телефон (современный — как правило, с сенсорным экраном), дополненный функциональностью карманного персонального компьютера.
Также коммуникатор (англ. communicator, PDA phone) — карманный персональный компьютер (КПК), дополненный функциональностью мобильного телефона.
Хотя в мобильных телефонах практически всегда были дополнительные функции (калькулятор, календарь), со временем выпускались всё более и более интеллектуальные модели. С целью подчеркнуть возросшую функциональность и вычислительную мощность таких моделей был введён термин «смартфон». В эру роста популярности КПК они стали выпускаться с функциями мобильного телефона, такие устройства были названы коммуникаторами. В настоящее время разделение на смартфоны и коммуникаторы неактуально, оба термина обозначают одно и то же — миниатюрный универсальный компьютер с полноценными пользовательскими интерфейсами и развитыми радио-интерфейсами мобильного телефона, сам термин «коммуникатор» практически перестал использоваться.
Смартфоны отличаются от обычных мобильных телефонов наличием операционной системы, открытой для разработки программного обеспечения сторонними разработчиками (операционная система обычных мобильных телефонов закрыта для сторонних разработчиков). Установка дополнительных приложений позволяет значительно улучшить функциональность смартфонов по сравнению с обычными мобильными телефонами.
Однако в последнее время граница между «обычными» телефонами и смартфонами всё больше стирается, новые телефоны (за исключением самых дешёвых моделей) давно обзавелись функциональностью, некогда присущей только смартфонам, например, электронной почтой и HTML-браузером, а также многозадачностью. Из Википедии

И хотя СМАРТФОН и считается умным телефоном, это не прибавляет ума тем, кто умудряется пользоваться им во время движения. И почти еженедельно сообщают в сети, по радио и телевидению о гибели на дорогах известных людей: или они кого-то сбили, потому что пользовались смартфоном, или их сбили те, кто смотрел на смартфон, а не на дорогу.  Потому и возникло желание назвать такой сотовый телефон СМЕРТЬФОНОМ, во всяком случае,  прозрачное значение слова будет воздействовать на подсознание и напоминать людям об опасности.


Рецензии