По дороге из Санкт-Петербурга в Москву

Я часто бываю в Питере. По делам, и, просто так. Очень люблю этот город. Люблю свое состояние в нем, которое создается благодаря погоде.  Пусть кто-то говорит, что он мрачный и недружелюбный, здесь часто дождь и ветер. А я вот вижу во всем этом некий флер таинственности и загадочности. Для меня дождь, моросящий и долгий создает романтическое настроение, когда прячешься под большой купол зонта и идешь по центру или по набережной. Вдыхаешь свежий бодрящий воздух, и ветер, он как бы обнимает тебя, так город выражает тебе свою любовь. И я отвечаю Санкт-Петербургу тем же – люблю его! Люблю жить в самом центре. Так что бы вышел и через минуту оказался в центре Невского проспекта, прямо около Гостиного Двора и Александринского театра. Если пойдешь в одну сторону, маневрируя сквозь многочисленных прохожих спешащий в одну и другую сторону, то скоро окажешься в волшебном мире книжного магазина Зингер. Изучать книги там можно бесконечно, и всегда находится что-то такое, чего до этого тебе не попадалось. Потом зайти в кафе Север и съесть «Анну Павлову» и выпить черный эспрессо. А за окном мелкий дождь, а ты смотришь в окно и радуешься, как ребенок, которого привели в кафе-мороженое. А , если пойти в другую сторону от Гостиного двора, то оказываешься на набережной Фонтанки, повернуть и пройти по ней еще немного и увидишь цирк, между прочим один из старейших цирков Российской империи, и первый из построенных капитальных –каменных зданий, а дальше -  Летний сад, с его затейливой оградой и статуями. В общем, исторический центр Санкт-Петербурга, это отдельное место в моем сердце. И погода этого города, как нельзя лучше подходит для моего внутреннего состояния «легкой влюбленности», когда я нахожусь там. Круг замкнулся!
И Сапсан люблю. Потому что, если бы не было этого скоростного поезда, приходилось бы тратить гораздо больше время на эту дорогу, связывающую две столицы. А на Сапсане ты оказываешься сразу в центре, и там, и здесь, согласитесь, это очень удобно. А еще, от дороги не успеваешь устать. И, как заключительный аккорд, я люблю людей, люблю на них смотреть и изучать, и слушать, и анализировать. В общем, сапсан придуман для меня, и таких, как я. Меня не страшат эти переезды, я их жду с большим интересом и любопытством.
Погода в тот день была как раз такая. Мелкий дождь и бодрящий ветер. Уже подходя к вагону, я обратила внимание на двух девушек. Они стояли в нескольких шагах от входа в вагон и эмоционально и радостно, даже восторженно приветствовали друг друга. Было понятно, что они давно не виделись, эта встреча была неожиданной, а их радость - искренней.
-Пойдем в вагон? У тебя какой, этот?
-Да, место -8. А у тебя?
-Этот вагон, но место 20. Давай зайдем, посмотрим, может, удастся поменяться или места буду свободны.
-Да, конечно.
И пока я искала паспорт и билет в сумочке, девушки впорхнули в дверь. «Одна, которая сидела на месте 8, будет ехать рядом со мной. А вот вторая девушка… Интересно, как они сядут? Хотелось бы, что бы около меня.» -  так думала я, пока искала документы, а потом контролер сканировал мой билет, и я заходила в вагон, и шла к месту. О, да, вот они обе, как я рада! Я улыбнулась обеим и прошла на свое место. Сапсан был на редкость полупустой, возможно потому что был самый разгар рабочего дня в самой середине рабочей недели.
А мои соседки мило болтали о погоде, похоже, что они когда-то учились вместе, а теперь жизнь их развела, но всему свое время, скоро они сами расскажут мне о себе.
-Ты в Москву? По делам? Спрашивала у мамы, она сказала, что ты живешь все там же, никуда не переехала?
-Да, живем у меня, как и раньше. А ты как? Муж, дети?
-У меня все отлично. Работаю, детей воспитываю. Мы с ними ездим на море отдыхать каждый год, живем и радуемся жизни, вот честно. Мужа – нет. Детей двое: сын и дочка, погодки. Сейчас я приезжала по делам, всего на сутки, домой к маме. А дети остались в Люберцах, с бабушкой своей. Я сейчас живу в Люберцах. А ты, замужем?
Все это девушка просто отчеканила, быстро и четко, как скороговорку заученную. Знаете, напомнило мне фразу из фильма: «Упал, потерял сознание, очнулся-гипс…» Так это было произнесено, как-то переиграно восторженным голосом , я не верила ее «все отлично»…
-Да. За Сашу вышла, через 2 года после школы.
-За Сашу? – по вопросу я поняла, что девушка была крайне удивлена. – Вот бы не подумала. Он же тебе не нравился никогда особо. Что, полюбила вдруг, глаза, что ли открылись на него?
-Это сложный вопрос. А почему бы нет? Он хороший, добрый, вежливый,  долго ухаживал за мной, с чувством юмора у него все хорошо. Не приставал, ничего от меня не требовал, всегда был рядом. В общем, не было причин ему отказывать.
-Интересно. А любовь в списке причин присутствовала или только список его положительных качеств и поступков?
-Я не совсем понимаю, о чем ты? Конечно, я его люблю, и очень уважаю, и ценю. Он - хороший. – Но здесь произошло непредвиденное, глаза девушки наполнились слезами и просто потекли по щекам.
-Катя, что с тобой? У тебя точно все в порядке? Так, давай успокойся, помолчим немного. Потом я тебе расскажу много смешных случаев из своей жизни. Обсмеемся обе, обещаю.
Девушка достала бутылку воды из сумки и протянула подруге. Она выпила, слезы уже перестали литься потоком, но глаза все еще оставались влажными и такими печальными, просто наполненными трагизмом, ощущение безысходности в них читалось. Раздался телефонный звонок. Девушка, которая ехала домой к детям ответила.
-Мой зайчик, привет! Как вы, как Алинка? Чем вы занимаетесь? К папе собираетесь? – Она немного напряглась. – Дай бабушке трубку, пожалуйста. Добрый день, Алиса Витальевна. Как у вас с ребятами дела? Как они себе ведут? Покушали? А зачем вы собираетесь к Руслану идти? Недавно были у него, на прошлой неделе, все вместе. Я не думаю, что это хорошая идея. Ладно, как хотите. Если считаете, что на прогулке можете зайти – зайдите. До свидания. Вечером буду. Уже в сапсане.
Она повесила трубку. Долгим взглядом, полной тоски, посмотрела на подругу и подумав спросила:
-Как считаешь, кладбище – хорошее место для прогулок с детьми?
Ее подруга, все еще заплаканная, смотрела на нее глазами полного ужаса.
-Наверное, нужно тебе рассказать все. Но, не знаю с чего начать. Мой муж умер 2 года и 2 месяца назад. И вот теперь я осталась одна с детьми, а его мама мне помогает, иногда, но я очень стараюсь не просить ее. С ней мне сложно общаться. Она просто помешена на Руслане была и до сих пор остается. Все разговоры с детьми только  о нем, прогулки, это значит поход на кладбище. Все покупки только со словами, а вот папа бы… одобрил или не одобрил это. И все это с вечно мокрыми от слез глазами и причитанием. В общем, стараюсь их ограждать от нее, что бы поменьше трагизма было, но я совсем одна, там. Мои родители в Питере и переезжать не собираются, положиться, кроме как на нее, больше не на кого, поэтому терплю. Тяжело без Руслана - это да. Но, я не хочу возвращаться. Дети устроены, у меня работа, между прочим, не одна, а целых три. И только один выходной в неделю. Но, зато зарплата по местным меркам ого-го какая, а, если учесть, что образования у меня нет, только училище, да и то по секрету скажу, что купленное, но оно особо не котируется, то я здесь на коне.
Я обратила внимание опять на этот тон весело-задорный, который так контрастировал с ее рассказом. Это, защитная реакция молодой девушки, поэтому такое демонстрируемое  легкое отношение к, на самом деле, тяжело переживаемым обстоятельствам, и по-другому никак не может быть .
-Подожди, а как же твоя жизнь? Ты только работаешь? А встречаешься с кем-то?
-Нет. Совсем не интересно это. Вот честно. Моя жизнь – это мои дети. Все, что я делаю. Все – ради них. Да и мужики, если честно, не вижу я их. Все знакомые, сидят на зарплате в 30 000 рублей, и их все устраивает. А меня – нет, я на 3-х работах пашу, что бы хотя бы 80 000 иметь, потому, что знаю, что мои дети достойны самого лучшего, и отдыха каждый год, и на курсы разные ходить, и в бассейн, и в театр, и на экскурсии ездить! У них все будет, я для этого все сделаю. Но, тащить на себе еще и мужика, спасибо, не надо!
-Но, не все же такие? Есть же и нормальные, просто пока не нашелся, но найдется обязательно! Я – верю!
-Ты, все как и раньше витаешь где-то в облаках, блин. И раздражаешь меня этим! Я так и вижу, как ты счастлива, аж светишься вся со своими правильными, идеальными принципами. Вышла замуж за хорошего человека и что тебе это дало? Слезы каждый день? А я могу тебе сказать почему, хочешь? Не любишь ты его, да ты по ходу и не знаешь, что это такое. Голову должно сорвать, крышу снести напрочь! Когда уже все равно, так хочется быть рядом. Испытывала?
-Нет. – Девушка опустила голову и слезы опять закапали из глаз.
Ее знакомая поняла, что перегнула палку.
-Прости, пожалуйста! Я не хотела тебя обидеть. Просто, как-то все и сразу в один момент навалилось, и так получилось. Расскажи, у вас совсем все плохо? Сашка вроде неплохой был, не думаю, что  он тебя обижает.
-Нет, конечно. Не обижает. Но, понимаешь, у него другая есть. Я это точно знаю. Он говорит мне, что я, как королева снежная, никак не может до меня достучаться. А я… Я очень стараюсь, правда! Не знаю, как мне ему свою любовь показать. Уже, вроде и спасть в одной спальне стали…
-А, вы еще и в разных спальнях спали?- Глаза подруги округлились.
-Конечно. Я люблю спасть одна, не люблю, когда ко мне прикасаются случайно ночью. Сплю я чутко, просыпаюсь, потом уснуть не могу. Но, я переступила через себя, теперь каждую ночь спим рядом.
-С ума сойти! Все еще хуже, чем я думала. Ну, тогда, если честно, я не удивлена, что у него кто-то появился. Он же мужик, в любом случае. Кому рыба нужна рядом. Он-то думал, что когда вы поженитесь, он сможет тебя растормошить. Но, это он, конечно, погорячился. Это ясно, но как всегда юношеский максимализм сказался. Думал, что переделать тебя сможет. Но это же не реально, люди не меняются, это - темперамент твой. Интересно, как он это не понял еще до свадьбы...
-Он и не мог понять до свадьбы. У нас не было ничего. Свадьба, венчание, а потом только брачная ночь. Я все по-правильному хотела.
Вторая девушка так и сидела с округленными глазами и молчала, минуты три, потом вздохнула и продолжила
-Так. И что, вы вместе уже 5 лет? А образование у тебя какое? Ты работаешь?
-Да, высшее. Я – маркетолог, в крупной компании иностранной. С работой как раз проблем никаких. А ты?
-Я 4 дня работаю на строительном рынке, на складе, формирую заказы и планирую отгрузку. Два дня в салоне красоты подменяю администратора, у которого выходные в эти дни, обычно это среда и суббота. Ну и параллельно работаю на телефоне, как администратор интернет- магазина своего знакомого, там звонков немного, спокойно можно параллельно их вести, но они всю неделю, включая воскресенье. Вот так я живу. Ну подожди, а что у тебя? Как теперь выходить из этой ситуации? Может, вам развестись тогда? Если любви у тебя нет. А у него есть другая. Зачем жить вместе?
-Ну нет. Я люблю его! Я никого так не любила, понимаешь. Может, я не умею это правильно выразить и показать. Но, когда он у нее, я прямо чувствую это. Мне очень больно и тошно, но что делать? Ума не приложу. Он возвращается, говорит, что очень любит меня, что дороже, чем я никого нет. Ее он не любит, это что-то другое, но не может сказать ей «нет». А она его провоцирует, и он идет к ней, а потом совесть его мучает. В общем, меня это изнутри просто убивает. – Девушка говорила это очень тихо, как-то обреченно. Потом подняла глаза и посмотрела на подругу долгим, испытывающим взглядом. – Что мне делать? Как думаешь?
-Катя, ты меня прости, я не знаю, что посоветовать. Если и правда любишь, то нужно бороться. Тем более, что он говорит, что любит тебя. Может, тебе просто раскрепоститься немного, вести себя с ним более раскованно? Может, в  этом проблема?
-Мы решили ребенка завести. Но, не получается никак. Я подумала, что от нас с ребенком он точно не уйдет.
-А вот это ты зря! Нельзя с помощью ребенка привязать мужчину. Это я по собственному опыту знаю. Может, поэтому и не дается ребенок вам. Он – не цемент, он в любви рождается. И, конечно, может скрепить, но только и так верные союзы.
-Он тоже хочет. Это не только мое решение. Вот еде в Москву, в институт, к одному врачу по рекомендации обследование проходить. Посмотрим, почему не получается. У тебя есть фото детей, покажи, пожалуйста.
-Конечно, с удовольствием!
Девушка достала телефон и показала фото ее семьи, еще когда муж был жив, и последние мальчика постарше и девочки помладше.
-Как интересно. Девочка очень похожа на мужа. А мальчик – нет, на тебя похож?
-Нет, на своего отца.
-У него другой отец?
-Да, другой. Это долгая история и не очень веселая. Но, когда я поняла, что жду ребенка, примерно в этот же момент поняла, что не хочу быть с его отцом. Но, здесь включился прессинг со стороны моей мамы, и его родителей, что ребенок должен родиться в браке. Мне тогда даже 20 не было, и я сдалась и вышла за него, уже находясь на 8 месяце беременности. И что мне это дало? Его не было даже на выписке! Он сына видел 3 раза за его жизнь, а сыну -  уже 5 года, то есть по всем расчетам реже, чем раз в год мы видим такое счастье, как его отец. А после смерти Руслана совсем не видим, последний раз папаша был на его похоронах, кстати. Они дружили. Но были совсем разные. Пока мой муженек: играл в компьютерные игры и пил пиво, Руслан возил меня в консультацию, был со мной даже на узи, это с ним мы ездили договариваться о родах с врачом, и это он забирал меня из роддома с чужим ребенком. Все вокруг думали, что это он – папа. А он был всего-то его друг! Как я могла не влюбиться в него? Конечно от такой заботы и ласки и его щедрости, я влюбилась, и была так благодарна ему, это же невозможно передать словами. Я была счастлива с ним. Он – настоящий мужчина, показал мне, что такое жить в заботе и уверенности, что у тебя есть поддержка, что тебя любят и готовы весь мир бросить к твоим ногам. И пусть он умер, когда дочке только-только исполнился год, но эти три года с ним, сначала дружбы, потом брака… Кстати, к слову сказать гражданского, мы так и не расписались, и я тебе больше скажу, с первым мужем так и не разведены. И дочка Руслана тоже на официального мужа записана. И теперь мы не можем получать даже пособие по утери кормильца, а алименты он не платит, конечно. Но, даже со всеми этими вводными, единственное, что я бы не сделала – замуж за это недоразумение не вышла бы ни за что. А так, во всем остальном, я бы прожила свою жизнь точно так же. Потому что мой сын – самый лучший подарок, который только мог сделать тот мужчина, а мой второй муж – это самый лучший подарок для меня, который только могла бы сделать мне судьба. Теперь я знаю, какие они настоящие мужчины. И ты думаешь, я буду размениваться на эти жалкие подобия. То, что я вижу около себя, не то что в подметки не годятся, они даже названия такого не достойны – мужчина. Мужчина рвать должен для своей семьи и детей, а эти.. Нет, я буду лучше одна. Такого второго подарка, судьба мне навряд ли сделает, а на меньшее, я уже не соглашусь. Просто уже знаю, как это должно быть, как правильно. – Девушка была так категорично настроена. Она говорила четко и резко. Каждое ее слово как бы отпечатывалось в голове, как лозунг ее жизни. И с ней, сложно было не согласиться, настолько уверено она это произносила.
Ее подруга смотрела широкооткрытыми глазами, влажными и печальными, они выражали такую боль, это ощущение безмолвного сопереживания чужой беде, когда две души, бывшие когда-то близкими друг другу вот так обретают это единение, и уже вместе не так страшны беды, и печали не кажутся такими серьезными. Девушки не говоря ни слова обнялись, и так сидели достаточно долго. Катя так сильно прижалась к своей подруге, и было слышно тихое сдавленное рыдание. А вторая девушка, она сидела прямо и была немного скованна, это проявление чувств были для нее чужды, но может, стали чужды по прожитию последних 6 лет, может до этого, она так же была открыта и миру и эмоционально глубоко переживала, может, Кате удастся пробить эту стену, и барьеры. Ведь держать в себе все эмоции – это очень опасно, они должны находить выход. Что бы происходил процесс очищения и высвобождения. Но, главное, это состояние гармонии, человек должен жить в состоянии согласованности со своим внутренним миром – это я точно знаю!
-Катя, ты надолго в Москву? Где остановишься?
-На неделю где-то. Сейчас еду в больницу, на пару дней ложусь на обследование. А потом, жду еще дня три результаты и встречаемся с врачом и думаем, как решить проблему с наступлением беременности, нужно ли проходить лечение, и что делаем дальше. Я еще не думала, где буду жить, если честно. Думала в хостел поселиться рядом, потом по месту определюсь.
- Приезжай к нам. Мы с ребятами будем счастливы, если ты поживешь эти дни с нами. Давай? Правда - Люберцы. Хотя, какая разница, где ждать результаты исследований.
-Это да, без разницы. Я с удовольствием!
Девушки обменялись телефонами. Бойкая молодая мама стала показывать на экране телефона какие-то смешные вещи для оживления супружеской жизни Кати. Катя начала краснеть и смущенно опускать глаза.
-Катя, это нужно, в первую очередь тебе. Пока ты не попробуешь, и не поймешь, что это, как можно говорить, что это не для тебя. Нет - ты всегда сможешь сказать потом, но сначала нужно попробовать. Я понимаю, что твой синдром отличницы, такой пай-девочки никуда не делся. Всегда во всем лучшая, первая, умная, начитанная, добрая и сострадающая. Но! Твой муж достоин лучшего. Да, и ты сама достойна! Пока ты будешь со мной, немного походим, посмотрим. Зайдем в магазины, кое что купим: белье и одежду и еще кое-что.. – Она заговорчески улыбнулась и брызнула смехом.
Катя покраснела и опустила глаза и смущаясь проговорила.
-Мне даже поговорить было не с кем на эту тему. Вот совсем… Я так рада, что встретила тебя! С тобой так просто, так естественно, и барьеров нет, как раньше, в школе. Спасибо тебе!
А мы тем временем подъезжали к Москве. Девушки еще обсудили, как лучше добраться до больницы. И когда они теперь свяжутся. Как добраться до Люберец и где Катю встретит ее подруга. Они шли вместе по перрону и весело обсуждали планы на эти несколько дней. А в Москве была шикарная погода. Солнце еще не село, и цвет неба, и облака, и окна верхних этажей домов горели  розово-малиновым радостным и вкусным цветом.
Мне посчастливилось узнать окончание этой истории. По крайней мере, одной из семей. Как-то, по прошествии полугода, когда я ехала по делам в Питер, около вагона столкнулась с моей знакомой, той самой «бойкой девушкой, молодой мамой», имя которой я так и не знала. Обратила не на нее внимание, потому что она громко разговаривала по телефону.
-Катя, выезжаем! Алина, куда побежала? Сынка хватай ее, не выпускай! Все, ждите нас.
А по приезду, их и правда встречали улыбающаяся Катя с мужчиной, как я понимаю, тем небезызвестным Александром. Который оказался высоким, симпатичным молодым человеком, и доброжелательная улыбка играла у него на губах, а рядом с ним Катя - просто светилась изнутри.
-Привет, Ирка! Как я рада тебя видеть! Как мы вас ждали!
-Здравствуй, Катя. Дорогая! Саша! Ну, я же обещала. И дети очень ждали, и бабушка с дедушкой, наконец, внуков увидят. В общем, все совпало!
Я улыбаясь вышла из вагона и направилась не спеша к выходу с перрона, вдыхая свежий влажный воздух города. Он совсем другой, чем в Москве. Проходя мимо ребят, я обратила внимание на округлившийся животик Кати, и была этому несказанно рада. И последняя фраза Саши, которая долетела до меня заставила меня улыбнуться.
-Ирка, должен сказать именно тебе спасибо, как я понимаю. Ты вдохнула в нашу жизнь новые краски. После возвращения Катя изменилась, и наконец, стала моей, понимаешь? Хотел тебе лично спасибо сказать за это. Моя красавица не признается, что ты там ей говорила и что сделала, но это сработало. Дай руку пожму.
Дальше был громкий смех, какая-то реплика Иры в ответ, теперь я знала имя этой девушки, но все это было уже не важно..


Рецензии