Феофан Затворник разъясняет

Живший в XIX веке святитель Феофан Затворник (Георгий Говоров), которого называют великим учителем христианской жизни, представляет собой яркий пример (наряду с Игнатием Брянчаниновым и другими НАСТОЯЩИМИ подвижниками, которые сейчас уже практически не встречаются) исполнения на практике евангельской притчи о талантах, когда Господь, оценив результат использования данных людям талантов, щедро вознаграждает тех, кто принес ожидаемые от них плоды, и наказывает «закопавших свой талант в землю» (Мф. 25:14-30).

Наделенный от Бога даром писать и говорить, Георгий уже с юных лет решил посвятить себя служению церкви, утверждая: «Писать – это служба церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».
 
И, судя по основным вехам биографии будущего святителя, Господь благоволил и помогал своему верному служителю на всех этапах его жизненного пути.

Родился Георгий в 1815 году в Орловской губернии в семье священника, окончил Орловскую духовную семинарию, а затем Киевскую духовную академию и в 26 лет принял монашество с именем Феофан. Восемь лет прослужил в составе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, с 1857 года – ректор Санкт-Петербургской духовной академии, с 1859 – епископ Тамбовский и Шацкий. В 1866 году был уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. С 1872 года ушел в затвор и продолжил заниматься любимым делом – писал литературно-богословские труды, переводил творения древних отцов (в частности, «Добротолюбие»), истолковывал Священные Писания, писал много писем. Мирно скончался в праздник Крещения Господня в 1894 году, в 1988 году прославлен в лике святых.

«Духа не угашайте», – напутствует всех нас апостол Павел (1Фес. 5:19). При чтении творений Феофана Затворника создается впечатление, что духовная плазма в груди святителя Феофана не только не угасала, но постоянно бушевала ярким пламенем – настолько проникновенны, поразительны, задевающие душу его высказывания, отдельные из которых хотелось бы здесь привести.
 
«На распятии Христа написано: «Вот что Я для тебя сделал, что делаешь ты для Меня?» Коль скоро слово истины коснулось нашего слуха, значит, МЫ ИЗБРАНЫ. И много ли требуется? Ведь мы не совсем чуждаемся Господа. Только угождение Ему стоит у нас не на первом месте, не есть главное наше дело, а как бы приделок. Дело же у нас – угождение себе, угождение людям и обычаям мирским. Поставьте теперь угождение Господу на первом месте, и сердце станет новое. Много ли это?»

«Бог ищет тебя и окружает всеми Своими милостынями и попечениями, а требует от тебя только сердца твоего. Что стоишь?  Обратись ко Господу и начни усердно работать Ему! Время течет, силы стареют, грубеют и приближаются к неподвижности; не ныне, так завтра – смерть! Вспомни страшный конец, когда и Бог окончательно отвратится от необращающихся к Нему и отвергнет отвергающих Его, и ХОТЬ ИЗ СТРАХА устремись ко Господу! Уж не рай ли на земле устроить хочешь? Уж восьмая тысяча, как миролюбцы истощаются в средствах устроить его тут, на земле, – и не только нет успеха, но все идет к худшему».

«Мир – это совокупность лиц, работающих неведомому призраку своего воображения, под которым на самом-то деле хитро скрывается ЗЛОБНЫЙ САТАНА. Мир обещает все и не дает ничего, манит, раздражает надеждами, но в минуту, так сказать, вручения обещанного похищает его, потом снова манит и снова похищает».

Раскрыть свое сердце навстречу Богу человеку мешает живущий в нем ГРЕХ. «Что такое живущий в нас грех? – задает вопрос Феофан Затворник. – Самолюбие со всем полчищем страстей, вытекающих из него. Самолюбие – корень, из которого вырастает гордость, своекорыстие, чувственность. Это главные стволы духовного древа».

С грехом нужно обязательно бороться, тогда и ПОМОЩЬ ОТ ГОСПОДА ПРИДЕТ: «Кто не борется с грехом, тот не одолеет его. Напротив, кто противится греху и нудит себя на добро, тому всегда готова помощь благодатная. Всякая помощь борющемуся готова, но она должна быть принята САМООХОТНО. Склонение воли – условие ее силы. Коль скоро человек стоит на стороне добра, то и свет благодати, и ангелы при нем. Но коль скоро самовластие его склоняется на сторону греха, луч благодати отходит от него, и ангел отступает. Тогда человека обступают темные силы, и – падение готово».

«Оружия против греха следующие: молитва, хождение в церковь, всестороннее послушание, чтение слова Божия и святых отцов, трезвенное внимание к себе, телесный труд, бдение, воздержание, пост».

Святитель предлагает также такой путь борьбы со грехом, как УДАЛЕНИЕ ОТ МИРА: «Можно удалиться от мира, оставаясь в мире – это удаление от него образом жизни. Брось обычаи мира и всякое твое действие, всякий шаг совершай так, как повелевает благой закон евангельский, –  и будешь жить среди мира, как в пустыне. Начертай во всем себе правила и порядки жизни, противоположные обычаям мира, –  и будешь в мире вне мира».

Святитель Феофан раскрывает также ТАЙНУ БЛАГОПОЛУЧНОЙ ЖИЗНИ человека.
 
«Такова уж воля Божия, чтобы содержать в сокровенности от разумных века сего путь, ведущий к Нему, дабы мы в этом случае руководились не умом кичащим, а верою смиренствующею. Тайна благополучной жизни в НЕРАЗМЫШЛЯЮЩЕЙ ПОКОРНОСТИ ВОЛЕ БОЖЬЕЙ (раскрытой в Священных Писаниях). То есть, устрой жизнь свою так, чтобы всякий твой шаг, всякое твое действие было исполнением воли Божией, исполнением сознательным, но БЕСПРЕКОСЛОВНЫМ И НЕРАЗМЫШЛЯЮЩИМ. Господь, давший закон, все видит и промыслит о последующем».

Например, сказано в Евангелии: «ВСЯКОМУ просящему у тебя давай, и от взявшего твое не требуй назад» (Лк. 6:30). А мы начинаем размышлять и анализировать – а действительно ли он нуждается и не может работать? «Но Господь послал этого бедного именно тебе – ты и помоги ему, не пропускай случая, который, может быть, не повторится», –  утверждает Феофан Затворник.

Или еще ситуация: «положим, например, тебя обидели; воля Божья известна: прости, – ну и прости БЕЗ РАССУЖДЕНИЯ».

В связи с этим святитель акцентирует: «НИЧТО ТАК НЕ СИЛЬНО ПРЕД ГОСПОДОМ, КАК ПРОЩЕНИЕ ОБИД, потому что оно есть подражание одному из самых ближайших к нам действий милосердия Божия. Прощающий сам будет ходить под всепрощением Божиим. Поспешим же прощать, чтобы прощенными быть, и это тем удобнее, что то, что мы простим, ничтожно, а в чем мы прощены будем, так ценно, что и в сравнение с тем идти не может».
 
Здесь Феофан Затворник напоминает нам притчу о немилосердном должнике, когда Бог прощает просящему у Него должнику долг в десять тысяч талантов (огромная сумма!), а он, в свою очередь, не прощает своему должнику в сотни тысяч раз меньший долг – всего сто динариев и в результате оказывается сурово наказанным (Мф. 18:23-35).

Попутно святитель дает совет, как воспитать в себе навык прощать: «Первая степень необидчивости и, следовательно, прощения, есть МОЛЧАНИЕ. С этого и начинай; когда обидят тебя, промолчи, подражая пророку Давиду».

А в целом акцентируемая святителем Феофаном и приводящая к благополучной жизни НЕРАЗМЫШЛЯЮЩАЯ ПОКОРНОСТЬ ВОЛЕ БОЖЬЕЙ находит свое подтверждение в проверенной веками народной мудрости: «Поступай, как должно, и будь что будет».      


Рецензии