023 Крестьянская война в Германии

Крестьянскую войну 1524—1525 гг. в Центральной Европе по праву называют генеральной репетицией Великой французской буржуазной революции. Самое масштабное по числу участников и жертв, это народное восстание стало первым в истории, для которого была написана революционная программа, перед которым были поставлены чёткие цели и которое организовывалось заранее и планомерно. Кровавая развязка бунта подвела черту под европейскими народными выступлениями более чем на 250 лет.

Крепостное право в Священной Римской империи было жесточайшее, оно разоряло и ставило на грань выживания сотни тысяч бедняков, но люди смиренно терпели. Даже гуситские войны не подвигли их на борьбу за своё бытие. Длиться это могло до бесконечности, но в Европе бурно развивались буржуазные отношения. В течение XV в. итальянский и немецкий (точнее будет сказать, еврейский) банковско-ростовщический капитал подмял под себя всю высшую европейскую знать вплоть до папы римского, императора, королей, курфюрстов, об аристократах помельче и говорить не приходится. Банкиров в их деле ограбления ойкумены тормозили только сословные отношения — преодолеть их они пока что не могли.

Зато могущественные феодалы стремились выкупиться из кабалы, а заодно и нажиться не только за счёт бедноты, но и грабя друг друга. Самым слабым конкурентом многим виделась католическая церковь. Вот тогда-то феодалам и пригодились идеи Яна Гуса и его предшественника английского богослова Джона Уиклифа.

Обличая эпоху владычества жадных и преступных пап-меценатов (1471—1527), немецкий богослов Мартин Лютер вывесил 31 октября 1517 г. на двери Замковой церкви в Виттенберге, столице Саксонии, т.н. 95 тезисов. В этом воистину великом документе Лютер доказал, что современная ему католическая церковь губит христианскую веру. День обнародования 95 тезисов считается днём рождения протестантизма — нового течения в христианстве. В считанные годы протестантизм в свою очередь распался на ряд течений. Самым первым стало лютеранство — учение Мартина Лютера, потом возникли цвинглианство — учение Ульриха Цвингли, кальвинизм — учение Жана Кальвина, меннонитство — учение Мено Симонса, англиканство — церковь короля Генриха VIII и анабаптизм. Анабаптизм стал религией Великой крестьянской войны, о нём будет сказано далее.

Мартин Лютер осмелился обнародовать 95 тезисов с согласия его покровителя — саксонского курфюрста Фридриха III. Очень скоро верхушка европейских феодалов разделилась на сторонников идей Лютера и на сторонников римской курии. Со временем противостояние это привело к ряду религиозных войн, которые велись в интересах крупных феодалов. О возможности крестьянского восстания по ходу их свары хозяева жизни даже предположить не могли. Это важнейшая черта восстаний и революций — они зачастую провоцируются сварой группировок во власти, а затем перерастают в неостановимое цунами народной стихии. Правда, победой такие восстания заканчивались единицы раз. Обычно властные группировки временно объединяются и с помощью продажных военных подавляют народ, который представляют потом обществу охлосом, тупым быдлом на поводке у зарубежных врагов государства.

В 1520 г. в саксонском городе Цвиккау проповедовал приверженец Лютера священник Томас Мюнцер. Под влиянием его проповедей у прихожанина суконщика Николауса Шторха начались видения, в которых Святой Дух внушал ему, что христианином человек должен становиться осознано, т.е. креститься не в младенчестве, а уже взрослым. Шторх стал проповедовать эту идею. Когда о Шторхе и его учениках рассказали Мюнцеру, тот назвал их «цвиккаускими пророками» и поддержал. Вскоре Мюнцер сам стал вождём этого нового течения в протестантизме — анабаптизма (т.е. «перекрещение» взрослых прихожан, которые были крещены родителями в младенчестве). Анабаптисты отрицали науку, настаивали на запрете народных гуляний и праздников, но… требовали разделить все богатства между бедными во имя Евангелия. Идею разделения богатств между всеми людьми обычно признают коммунистической, а Мюнцера — первым коммунистом.

Из Цвиккау Мюнцер отправился проповедовать в Прагу, где изучил боевой опыт таборитов. Далее путь его лежал в Тюрингию, где у него было много приверженцев. Они требовали равенства и братства, свержения тиранов и разрушения церквей, как оплота дьявола.

Разъезжая по империи, Мюнцер отыскивал людей, способных возглавить народное восстание. Надёжным оплотом стали для него тайные боевые крестьянские Союзы башмака, возникшие в Германии ещё в 1470-х гг. и выступавшие под знаменем крестьянского башмака — символа борьбы народа против гнёта феодалов. И хотя в дальнейшем действовали отряды восставших разрозненно, крестьянская война охватила почти всю империю.

В 1524 г. Мюнцер прибыл в город Мильгаузен, где в кратчайший срок изгнал из магистрата бюргеров и добился избрания в управление городом преимущественно бедняков. Новая власть провела обобществление имущества, конфисковала монастырские земли и богатства феодалов, развернула борьбу против роскоши. Горожан поддержали крестьяне. Так началась война бедноты против знати, выражавшаяся в массовом разрушении и сожжении замков и монастырей, зачастую с истреблением их обитателей. Имущество изгнанных и убитых становилось общим.

Мильгаузенцев поддержали в других землях, где народ возглавили сагитированные Мюнцером вожаки. Исследователи утверждают, что в целом численность восставших превысила 300 тыс. человек, но ни оружия, ни боевого опыта они не имели. Правда, на их стороне оказались некоторые бедные рыцари вроде Гёца фон Берлихингена (главнокомандующего крестьянским воинством) или Флориана Гайера, но это была капля в море, да и предложенная Мюнцером тактика таборитов мало помогла при неумелом командовании.

Сразу несколько вожаков выступили с собственными революционными программами. Разбирать их здесь нет смысла. Остановлюсь на распространённой в конце 1524 г. программе самого Мюнцера. Называют её «Статейное письмо». Восставшие требовали, чтобы все жители империи — и бедные, и богатые — объединились как свободные люди для служения общей пользе. Те, кто отказывался служить общему делу, подлежали изгнанию. Тех, кто пытался оказывать сопротивление, следовало истребить. Предполагалось избавиться от императора и знати и учредить народовластие. Вслед за таборитами, Мюнцер обосновал все эти положения текстом из Ветхого завета.

Феодалы империи с XV в. были объединены в т.н. Швабский союз, имевший армию в 12 тыс. пеших и 1,2 тыс. конных бойцов. Возглавлял это могучее для того времени, отлично обученное воинство фельдмаршал Георг Трухзес фон Вальдбург-Цайль.

В конце марта 1525 г. армия Швабского союза перешла в наступление. К маю почти все очаги восстания были подавлены. Гёц фон Берлихинген предал крестьян, за что был помилован и прожил долгую бурную жизнь рыцаря-разбойника.

Решающее сражение крестьян Томаса Мюнцера состоялось 14—15 мая 1525 г. при Франкенгаузене в графстве Шварцбург. Перед сражением рыцари пообещали крестьянам помилование, если они выдадут своего предводителя. Восставших охватило сомнение. Но тут рыцари неожиданно ринулись в атаку и с лёгкостью перерезали почти всех бунтовщиков. Мюнцер скрылся, но позднее был схвачен и после долгих пыток обезглавлен. В плен рыцари крестьян не брали. Всего было убито и казнено более 100 тыс. восставших.

Необходимо признать, что я только называю воинство феодалов рыцарями. Настоящих рыцарей в нём было немного. В основном это были такие же крестьяне и горожане, как и те, кого солдаты истребляли. Всегда надо помнить: народ подавляют, истребляют или делают рабами продажные жлобы, вышедшие из его же среды. Потому и бывают такими жестокими и кровавыми настоящие революции и гражданские войны.


Рецензии