Социальные предприниматели Питера

С 25 по 27 июля 2021 наша съёмочная группа от проекта «Сети добра» общалась с основателями и сотрудниками трёх инклюзивных компаний: кафе «Огурцы»; агенства по трудоустройству «Работа i” и туристической компании «Либерти».

Человек-календарь в «Огурцах»

- Я могу сказать, какой был день недели в любую названную вами дату, - сказал Даниил, бариста инклюзивного кафе «Огурцы» в завершение интервью.
- Какой день недели 5 декабря 1975 года, спрашиваю Даниила. Две секунды взгляда куда-то в глубину и.. точный ответ - пятница. Спасибо, Даниил, это точно, что пятница. Это мой день рождения.
К нам подошёл мой коллега.
- Можно я тоже назову дату?
- Мужчина в чёрной футболке может назвать дату... Говорит мне бариста.
Даниил рассказал, как до работы в этом кафе он делал глиняные чашки в мастерской «Простые вещи». Как много у него здесь друзей, как ему нравится, что в «Огурцах» он зарабатывает. Для людей с особенностями очень важно - как и для каждого из нас - самому зарабатывать.

Даниил принёс мне полную кружку капучино на кокосовом молоке - кафе ведь веганское, и хоть я мог и на обычном молоке заказать, но был интересен вкус веганского капучино. Понравился больше, чем обычный.

- Ваш капучино, - сказал уже отходя от столика бариста Даниил. Было видно, что удержать эту фразу в памяти ему сложнее, чем назвать день недели моего рождения.

Особое чувство  испытываешь, видя, как благодаря основательнице кафе Маше Грековой, её друзьям-коллегам и всем тем, кто дал денег на это кафе - бариста Даниил держится на поверхности жизни рядом с нами. Не уходит в невозвратную глубину особенной души

Работа i

- Почему такое название? - спрашиваем у Ильи Сметанина, основателя компании.
- Во-первых, потому, что работай! - улыбается Илья.
Что значит работать для человека с особенностями развития, я прочувствовал в эти три тёплых питерских дня.

Трудно забыть, как держит швабру и водит ей, протирая пол, сотрудник клинингового отделения учебных тренажёров для подготовки к трудоустройству в торговые центры.
Что-то напоминающее робота Вертера и одновременно фигуристку, сосредоточенную и совершенную в каждом элементе программы. Это какое-то недоступное мне отношение к мытью пола.
- Александр, как вам эта работа?
- Очень нравится!
- О какой работе вы мечтаете?
- Мыть полы...

Знаете вы ещё людей, мечтающих мыть полы?

- Во-вторых, продолжает Илья, Работа i от слова independence;
- А в третьих - inclusion.

Снимаем обучение ребят на тренажёрах. Собирают и разбирают детали; сворачивают пакеты для одежды; отпаривают костюмы; развешивают с помощью длинной палки с приспособлением на высокую балку - витрину костюмов в зале мужской одежды.

Понимаешь в такой момент, каким бережным нужно быть ко всем сотрудникам магазинов. Не только потому, что среди них может оказаться работник с особенностями, но и просто потому, что бережнее нужно ко всем. У всех у нас непростая судьба и свои особенности.

P.S. Приехали в IKEA - Парнас, магазин, где целенаправлено берут на работу людей с ограничениями, например, по слуху. Им помогают другие коллеги и покупатели с пониманием относятся к просьбам говорить погромче с людьми, у кого на жёлтой униформе рисунок уха..

- Мы создаём среду, где каждый сотрудник и покупатель могут чувствовать себя комфортно, - говорит Дарья, старший Менеждер по трудовым отношениям в IKEA-Russia. Это соответсвует ценности открытости, важной для нашей компании.

Нам всем хорошо бы стать чуть более открытыми друг другу, тогда инклюзия для людей с ограничениями станет повсеместной практикой. Одиннадцать миллионов наших соотечественников с ограничениями мечтают о такой среде наших открытых, добрых сердец. 

Либерти


Мария Бондарь, Наталья Гаспарян - основатели инклюзивной туристической компании «Либерти»

17 лет назад на кухне у Натальи или Марии - они не помнят у кого точно, но помнят, что одновременно им пришла идея создать инклюзивную туристическую компанию.

- «Если бы мы знали тогда, в 2003, какие трудности нам предстоят, чтобы создать возможности для путешествий колясочников, не знаю, решились бы мы на это...», - говорит Наталья.
- Да, мы были первые в России, не знали ничего про это и потому ничего не боялись, - добавляет Мария Бондарь - председатель ассоциации социальных предпринимателей Петербурга.
- Когда в 2015 я учился в Вышке социальному предпринимательству, Мария преподавала у нас. Она настоящая звезда и лидер, - сказал о Марии Илья Сметанин, когда делали сюжет о «Работа i”.

Наталья и Мария в детстве перенесли травмы спины - это стало одним из мотивов создания компании. Ещё понятнее стало, что движет этими героическими женщинами из их рассказа о Любе - девушке из Саранска, до 16 лет не выходящей из дома из-за травмы спины и передвигающийся только на  инвалидной коляске. В двадцать два Люба узнала о возможности увидеть Париж для туристов на колясках, каким-то чудом нашла деньги на тур.

Дважды слушая историю Любы - от Натальи и Марии, и через два дня от экскурсовода Ольги, понял что даёт силы выживать и мечтать о проекте Отеля за миллиард, где могут жить и обычные посетители и с ограничениями по зрению, слуху, двигательными - то, от чего ком в горле и застрявшие слёзы - Люба умерла, но благодаря «Либерти» она видела Париж...

...У Любы восторг вызывало все то, к чему мы привыкли в крупных городах и за рубежом - сушилки для рук, пандусы... тысячи мелочей, которые мы не замечаем, а прикованном к квартирам инвалидам - диковинки.

Когда вернулась из Парижа - стала звездой в Саранске. Написала о поездке в Париж в местной газете. Стала вести колонку о путешествиях.

Были и другие истории почти волшебных превращений после путешествий в героев. Александр, увы, тоже уже ушёл... - стал борцом за создание возможностей большей свободы для инвалидов в своём городе... и ещё, и ещё герои. Мы часто не думаем, во что превратилась бы наша жизнь без свободы движения.

Хорошо, что в мире есть такие люди, как основатели и экскурсоводы «Либерти». Наверное, им открылась Истина, если они не только стали свободны, но и дарят свободу тем, кому она так нужна.

P.S. Очень не просто им. Ольга рассказывала, как иногда приходилось на руках выносить коляску с человеком из автобуса и никто в переполненном автобусе не помогал. Как многие коллеги-экскурсоводы других компаний не пропускают группы на колясках вперёд себя в Эрмитаже. А ведь коляска всегда ниже и эти туристы не загораживают обзор...

Много, много нам ещё нужно менять в себе: видеть и вовремя помогать тем, кому так нужно наше быстрое на доброе дело сердце


Рецензии