Мама
В этот день в 1995 году не стало моей мамы. Мама, папа и моя 8-летняя дочка находились на даче. Маме стало плохо, она не могла вдохнуть воздух. Папа сбегал к кому-то, у кого уже был мобильный телефон (тогда это ещё была редкость), вызвал Скорую помощь, но она не успела приехать. Дочка сходила к станции, там был телефон-автомат, позвонила мне: "Мама, у нас бабушка умерла..."
На даче к нам никто из похоронных служб не пришёл, мы сами отвезли маму на микроавтобусе нашего знакомого в московскую квартиру.
А там уже вызвали все необходимые службы. Маме было всего 64 года... 4 августа ей должно было исполниться 65. Пишу и душат слёзы... Прошло 24 года, но всё, будто вчера...
У мамы была привычка позвонить мне несколько раз за день и долго говорить, говорить, советовать что-то... Чем больше я ощущала психологическое сопротивление, тем больше мама настаивала... Я раздражалась. Я вообще ненавидела говорить по телефону. И ненавидела попытки влиять... Бывало, ссорились. Как же глупо и бессмысленно, ведь последние мамины годы (господи, кто ж мог знать, что они последние!) были омрачены волнением за меня. Я тогда, в 1995, с третьим мужем жила, мама очень драматично воспринимала перипетии моей личной жизни. Ей во всём хотелось стабильности, единообразия.
Мама неоднократно просила, чтобы после смерти её кремировали. Чтобы черви не ели тело. Конечно, папа был против её вскрытия. Я могу только гадать, что же случилось... Сердце? Тромбоэмболия? Инсульт? Предпосылки к любому из этих исходов могли быть. И была тяжёлая, гормонозависимая астма. Но что нам дало бы знание о точной причине ухода? Маму этим не вернуть...
Мама была филологом. Доктором филологических наук, профессором, председателем учёного совета в МГПИИЯ им. Мориса Тореза (сейчас Московский Государственный Лингвистический Университет). Там мама преподавала долгие годы. И заведовала кафедрой иностранных языков в ВАСХНИЛ (Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук имени Ленина).
Дома у нас (а позже у родителей, когда мы стали жить отдельно) всегда присутствовали какие-нибудь мамины аспиранты, которым мама доводила до ума их диссертации.
Мама является автором множества научных трудов, по её учебникам до сих пор учатся студенты филологических ВУЗов, включая студентов Сорбонны. "Стилистика французского языка", например.
Мама знала в совершенстве французский язык, а также и его провансальский диалект, регулярно бывала во Франции в командировках, и там незнокомые люди её воспринимали, как француженку. Общалась там мама не только с учёными людьми. Она не гнушалась людей, попавших в беду и лишившихся жилья, знакомилась с парижскими клошарами, помогала им денежкой и пищей, с интересом расспрашивала об их жизни. Привозила нам их тяжёлые, интересные истории. Кстати, ночевали тогда эти люди, лишённые своего крова, в метро. Это не было легально, но никто их оттуда усердно не гнал.
И ещё мама неплохо знала английский язык.
Когда я училась в школе в 9 классе, маму уговаривали переехать во Францию, возглавить кафедру в Сорбонне и там преподавать. Мы не уехали, потому что не выпустили папу - полковника ГРУ в отставке Хованского Леонида Сергеевича.
Мама была офигенно красива, умна, талантлива, добра и сердобольна. А ещё она была остроумна, весела и так классно танцевала! И её все обожали.
А я была ещё глупа, упряма и эгоистична.
Мамочка, родная моя, прости за всё.
Я очень люблю тебя.
29.07.2019.
Свидетельство о публикации №221072900797
Олег Андреевич 01.08.2021 14:44 Заявить о нарушении