Но, Боже, как их замолчать заставить!

                "...И я познаю мудрость и печаль,

                свой тайный смысл доверят мне предметы.

                Природа, прислонясь к моим плечам,

                объявит свои детские секреты..."
                (Белла Ахмадулина)

"Открывайте, ребята, америки! И входите в них, как домой!.." Материал свой газетный еще школьных лет вспомнился. Как раз про поэзию - про День поэзии в родной седьмой школе, точнее. Но это было в Другой жизни...

 Век бы их не читать и не знать, "открывателей америк", особенно в "этой жизни". Случайно в "глаз попало", энное количество лет назад, в ленте в соцсетях. Анонс и  ссылка на блог на Дзене  -  апофеоз банальности, слащавости и невежества. Зовет себя авторша  именем, которым меня мама хотела назвать (ник -  такое же "корове седло", как и все, что она пытается осмыслить, соединить, "расжевать"  и "донести" до читателей".

Дама вещает:
----
  Э.Н.; "Реквием" - гениальный стих Марины Цветаевой, способный вытащить из любой депрессии. В этом стихотворении есть и личная трагедия Цветаевой: из жизни рано ушла ее мать, а во время Великой Отечественной Войны не стало дочери поэтессы, которую она была вынуждена поместить в приют, чтобы спасти от голода.."

Все смешалось в голове у барышни!  "Смешались в кучу - кони-люди!.."
В том, что касается "святого и чистого" - Марины и Анны(и не только их, само собой) - тут у меня реакция, как у музыканта из "Ширли-мырли": "Держите меня четверо!" Даже сейчас...

 - Почему так любят писать посты графоманы и  псевдо-любители поэзии? Просто безумные комментарии и  анонсы! Причем тут "Реквием",  причем тут дочь? Не говоря уже о "вытащить из депрессии"?! Юная девочка размышляет о Смерти. Все думают о ней в юности.  Год написания этого стихотворения(оно и называется по первым строчкам «Уж сколько их упало в бездну…», -  1913-й.  Марине 21.  И от слащавой банальности  комментариев доморощенных "философов-литературоведов" просто тошнит. Какое-то издевательство над поэтами и позией. Есть огромное количество замечательных сайтов, где  можно знакомиться со стихами, раз уж не повезло в юности и  не случилось радости узнавания  и попадания в душу вовремя. Без назидательного трактования настоящей поэзии теми,  кто никаким боком к этой теме.

 О том, как переворачиваются в гробах настоящие поэты, которым приписывают авторство безобразной самодеятельности - помолчу. И о перемывания их костей и личной жизни теми, кто рядом не стоял с их гениальностью.
Откуда столько смелости у автора (боюсь даже предположить, к какому поколению она принадлежит), чтобы анализировать то, что она не знает, не понимает, не чувствует? И вообще  -  поэзия - препарирования не терпит! Только хорошие литературоведы имеют на это право.  Талантливые.  Есть ощущение,  что  человек зачем-то пересказывает свои неглубокие мысли  и ассоциации  от хороших стихов (которые только что для себя открыла сама) детям начальной школы  в  советской школе (примерно в 50-е годы) где-нибудь в Богом забытой деревне.

  Ну, не ваше это, "Э."! (Уверена, что   не подлинное имя -  и  ник  тоже "для красоты"!)  Есть такое желание  - "просветительствовать" -  достаточно  самого текста,  песни на эти  стихи с Ютуба ,  не рискую предложить вам  даже приводить рассказ о поэте(напутаете непременно и инфу возьмете из таких же сомнительных  источников).
Анонс самого сайта - это финиш:  "Восхищаюсь стихотворениями и критикую их.  "Красивые рифмы прошлого и изящный слог настоящего." Критикуете?!!  Вы!?..


  ...Потратила время - полистала блогершу.


  "Мужской стыд или самое пронзительное стихотворение Евгения Евтушенко:
У Евгения Евтушенко много стихотворений о любви. Но лишь одно из них - "Ты большая в любви" - словно обливает меня ушатом холодной воды. Сейчас модно составлять списки книг и фильмов "с неожиданной развязкой", и вот эта самая развязка - апогей стихотворения. Давайте же приступим к чтению стихотворения:
Ты большая в любви...

 (Текст не привожу. Общеизвестен. Е.А.Е. - мужик!-Т.Л.)

Трактовка «литературоведа» Э.( Не покидает ощущение, что человек стебется. Но… увы и ах!):

«Перед нами разворачивает трогательная(!) сцена зарождающейся юношеской любви. Это неземное(!) чувство эйфории - остаться рядом с любимым наедине, думать, что земля вертиться, цветы цветут и птицы поют только для вас. Мне вообще импонируют любые произведения искусства, где мужчина настолько влюблен, что земля уходит из-под ног, руки трясутся и голова кружится.(!)

Девушка - а в данном случае - будущая супруга Евгения - Белла Ахмадуллина - летит в любовь, как в омут с головой.

И эти чистые души порывы натыкаются на серый советский быт - нехватка жилья в полуразрушенных послевоенных бараках(!)...Им негде уединиться, им негде вить свое гнездо. И этот мужской стыд - невозможность дать женщине кров - жжет сердце. И что с того, что он известный поэт, чье имя гремит на весь Советский Союз, если им негде жить, разве что в съемных комнатах на Тверском переулке. Любовная лодка разбивается о быт. Это еще Маяковский сказал. А судьба Ахмадуллиной и Евтушенко подтвердила этот факт на своем примере.»

Или (- средняя группа детского сада, вы только послушайте!): "Я вас любил": кто написал стих лучше - Пушкин или Бродский?"  А дальше - апофеоз банальности!
И у Александра Сергеевича и у Иосифа Александровича в поэтическом арсенале есть стихотворение "Я вас любил".
У Пушкина - оно лиричное, чувственное и романтичное. У Бродского - резкое, едкое, саркастичное. И тем не менее, оба эти произведения и по ныне живут и любимы почитателями рифм.

Давайте, попробуем разобраться в сути строк и женщины в комментариях напишут - какое признание в любви им ближе: лирика или хулигана?
Вариант Пушкина, 1829 год

О, как приятно слышать эти слова женщине! Моя фантазия рисует робкого воздыхателя, который признается в своих чувствах, но он так тактичен, что готов наступить на горло своей песне, дабы не опечалить своей навязчивостью объект своих воздыханий. Он альтруист - желает девушке встретить на своем жизненном пути такой же накал эмоций, какой испытывает сам.
И даже слова родом из 19 века, которые в то время были вполне уместны, согревают нам душу: "тревожить, безмолвно, безнадежно". Их нет в лексиконе современных мужчин. И мы, женщины, любим не только лаконичные и филигранные рифмы "солнца поэзии", но и вкус утраченной эпохи.
Правда, спускаясь с небес на землю, могу предположить, что не всем женщинам симпатична застенчивая тень, которая ходит за тобой по пятам и бубнит про любовь. И даже его "Я вас любил, любовь еще быть может" - это отчаянный крик души. И попытка в очередной раз достучаться до ее холодного сердца."
 
Теперь блогерша-литеруторувед   прикопалась к кино:

"Никого не будет в доме": Борис Пастернак в жутком исполнении Жени Лукашина
Когда я слышу "Никого не будет в доме" - я сразу представляю, как Женя Лукашин берет в руки гитару и с заигрывающими(!) интонациями исполняет песню для своей девушки Гали.

Он тонко намекает(!) невесте на то, что очень скоро его мировая мама уйдет праздновать Новый год к соседке, и они останутся вдвоем. Его интуиция молчит(!), и он и подумать не может, что поет совсем не про Галю. И слова песни на подсознательном уровне ему нравятся, потому что он ждет свою любовь, ему хочется, чтобы никого не было дома (ни мамы, ни Гали) и пришла ОНА.

Женя улыбается, хотя стихотворение наполнено одиночеством и отчаяньем. А нам, зрителям, в момент исполнения показывают его маму, которая прислушивается через стену - а все ли хорошо у ее перезрелого сына?
И эти сцены бессовестно отвлекают нас от красоты и глубины стихотворения "Никого не будет в доме", которое написал Борис Пастернак. (Резюме!)

 "Спасибо за прочтение. Я обязательно напишу о чем-нибудь еще, - пугает «философка» - Подписывайтесь на канал и ставьте лайк... А пока можно прочитать другие мои статьи:
• Римма Казакова: стих о любви, от которого бросает в дрожь
• Маяковский: трогательное стихотворение о Лиле, любви и морковке
•       Жалкий(!) стих Роберта Рождественского
(«завлекалкам» наверняка училась на каком-нибудь вебинаре у таких же «талантливых недоучек»).

Меж тем перлы популизаторши  поэзии  не истощаются:

"Вера Полозкова еще в юном возрасте безудержно(!) писала стихи и эссе. И алчно собирала к себе за пазуху (!) множество наград "Открытие года", "Лучший поэт" и т.д.Все, затаив дыхание, ждали рождение нового Пушкина. А родилась она. (!) И своими стихами завоевала современную Россию. Хлесткими рифмами и очень личными переживаниями. Обнажила душу в строчках(! так, как не сделает это лучшая подруга в задушевном разговоре.(!)"

«Однажды я обнаружила в закромах литературы(!) стихотворение Евгения Евтушенко о кризисе среднего возраста. Мне захотелось вникнуть в него и понять смысл и мысль, которые поэт хотел донести до нас..."
«Когда я читаю эти строки, мне почему-то становится жаль всех мужчин. Слишком строг к ним Евтушенко. Не надо держать никакой ответ в 40 лет. Надо до 40 лет и после жить так, чтобы не пришлось задавать себе вопросов. Не грызть себя и не упрекать. А как так жить? По совести. С уважением к окружающим. Не выдвигать на первый план свое(Оно что!) Я. Не жить под девизом "Пущусь во все тяжкие, зато в старости будет что вспомнить".-
 И все-то она знает, голубушка, и обо все позаботилась, мудресса 21 века!
 "Мне ближе позиция Бродского:
• "Я сижу у окна. За окном осина.
• Я любил не многих. Однако - сильно".
• Мужчина, который мечется от одной дамы к другой - вызывает сочувствие. Он, словно, археолог мечтает найти редкую каменную породу, но натыкается на булыжники...
"Евтушенко писал свои стихи в 60-е годы (И всеё!?..) прошлого века. Но самоощущение мужчин всегда было на высоте. Даже в наше время сильная половина человечества пытается уйти от гнета работодателей и правительства.(!) Конечно, один в поле не воин. Но внутренние ощущения уже не те, что в 25 лет.

•В этих строках Евтушенко касается и внешних метаморфоз, и внутреннего содержания. В витиеватых метафорах(!) поэт призывает не терять силы духа, самообладания и выдержки.

"Удивительно, как тонко чувствовал Эдуард Асадов тонкости человеческих отношений.
Ноу коммент!"Как много тех, с кем можно лечь в постель": крик души Эдуарда Асадова(!)
 "Почему в наш век рухнувшей морали это стихотворение Эдуарда Асадова о том, какой должна быть истинная любовь, столь популярно?(Я б ответила, Т.Л.)
Мне почему-то кажется, что самые разнузданные годы(!) в России уже позади. Запретный плод - сладок. В СССР запрещали разводы и презирали тех, кто не в состоянии обуздать свою волю и жить с одним единственным человеком всю жизнь. Эти запреты порождали искушение. И чем сильнее было нельзя, тем больше хотелось."(!)


""Сероглазый король: самое загадочное стихотворение Анны Ахматовой
Литературоведческое расследование  новой Андрониковой:
Стихотворение "Сероглазый король" - выбивается из привычных нам рифм Анны Ахматовой. Оно написано в духе сказки, баллады и содержит в себе недосказанность, секрет, который хочется разгадать. Многие биографы и литературоведы пытались связать текст с событиями в жизни поэтессы - мол, она выходила замуж на Николая Гумилева без любви и ее сердце было отдано другому. Но фактов, подтверждающих тайную привязанность Анны Андреевны - нет. Разве что речь идет о Амадео Модильяни, с которым женщина познакомилась в Париже?
Но давайте не будем искать черную кошку в темной комнате."

Иногда не одна  я не выдерживаю пытки банальностями и  менторского бессовестного невежества!

- Автор, этой девушки нет в реальности. Думаю, никто из учителей литературы не мог предложить детям анализ, который описали Вы... Учиться Вам надо!


И изоискусству не чужда дама!
Почему плачет гордая девушка на картине Ивана Крамского?
(Пощажу нервы читателей цитатами из искусствоведческого опуса.)
Эта картина много лет висела в доме моей прабабушки, которая обожала все изящное(!).
 - Еще один "критик" и "знаток" живописи и ее истории ((( Развелось вас, однако... ) Каким средством уничтожают подобных критиков? Может, "Машенькой" от тараканов? ))
-  Еще кто-то случайно  забредший не выдержал!
--------------------
Теперь она сравнивает  А.Пушкина с А.Маршаллом.
 "Пушкин - это наше все. Это восхитительно, гениально и превосходно. Но всю жизнь "Уж небо осенью дышало" и "В окно увидела Татьяна" сыт не будешь. Его строчками можно наслаждаться, как картиной в музее. Но они не отвечают на вопросы, которые встают перед нашим поколением.
Они не практичны(!) и в них нет терапевтического эффекта: строки не в силах заполнить все пустоты в нашей душе, отогнать тревогу и побороть депрессию.

 Александр Маршал, на мой взгляд, написал изумительное стихотворение "Беззаботный и беспечный". Оно о самых счастливых моментах детства, о любви к родителям, о безграничной свободе юности и о кризисе мужчин среднего возраста.
Оно о том, как быстро бежит время - вчера еще ты был мальчишкой, а сегодня озабочен тем, куда будут поступать твои дети и внуки. И в какой клинике лечится.
Зачем вообще писать об этом?
Не лучше ли восхвалять любовь и страсть?
Нет, не лучше. Такого рода произведения напоминают разговор с другом. Да и не каждый друг признается, что у него на душе. Маршал открывает нам свои потайные мысли, мы тяжело вздыхаем, но от этого почему-то нам же становиться жить легче.(Какой слог!)
...А уж в 50+ и подавно "Я вас любил, любовь еще быть может" - давно не актуально.
------------
"Спешите делать добрые дела": мудрый стих Александра Яшина - мир оттенков и полутонов. Сегодня я хочу познакомить вас со стихотворением Александра Яшина "Спешите делать добрые дела". При всем пафосе заголовка, оно проникает в самую душу. В этом стихотворении перед нами предстает юноша, который сожалеет о том, что многое не успел сделать. Я терпеть не могу мужчин, которые раздают пустые обещания. Но тут совсем другое - парень обнажает перед нами свою доброту(!) - он видит, в чем нуждаются близкие люди и готов оказывать им помощь. Но он всего лишь человек, он не всесилен, и он, вопреки своим желаниям, не волшебник...
И эти чистые порывы души так подкупают."
*****--
Апофеоз банальности и косноязычия!
Волнуют  девственно чистый мозг Э. и  вопрос о пользе книг. Мол, наконец люди поймут, ради чего нужно читать!

  ...Я завязала с Дзеном, который сам выскакивает при включении  инета. (Хотя немало там умного-полезного, как потом убедилась,  написанного профи, особенно на другие, не «литературоведческие темы» ). Но и... как только  возникает анонс вроде этих,  что у «юной любительницы-толковательницы» (их ведь учат таким «завлекалкам» на спец. вебинарах!)… Хочется схватиться за пистолет(был бы он у меня!..)
 Э.Н. наверняка наваяла еще немало  «мудрого», и поделилилась отходами своего девственного мозга за эти годы, все же ее читают и на нее подписываются. Вот тебе и «петровские ассамблеи», батенька! И весь инет  (грустная картина!) полон такого- нравоучительного, банального, неумного! Сделать с этим ничего нельзя. Невзыскательность вкусов, образование жертв ЕГЭ и вот такие… Делящиеся отходами своих чувств и мыслей…


Рецензии