Родной язык

Эти события происходили так давно, что сейчас даже трудно поверить в их реальность. Позади остались студенческие годы, в руках - заветный диплом и направление на врачебную работу, всё по-настоящему, серьёзно и ответственно.

Вот так, совершенно неожиданно, судьба привела меня в Таджикистан.
Впечатлений от всего увиденного было море или даже океан. Колорита - хоть отбавляй. Незнакомыми были: город, язык, традиции и одежда, но, по молодости,- всё интересно. Моя адаптация к климату и людям состоялась  безболезненно, как-будто бы мы были давно знакомы.

Переполненный троллейбус лениво полз по летней жаре, по городу Душанбе и, хотя всюду были арыки, наполненные водой, но воздух оставался сухим и невольно заставлял меня скучать по родным берегам Чёрного моря, по сырым туманным дням Южной Пальмиры.

Троллейбус вёз меня в Душанбинский мединститут, где я проходила врачебную специализацию. В Душанбе у меня ни родных, ни знакомых не было.
Забегая немного вперёд, скажу то, о чём узнала гораздо позже, - года через два.
Именно тогда, в Душанбе был у меня родной и близкий человек - подруга детства, которая вышла замуж за душанбинца, но я была уверена, что она находится в другом городе. Вот так бывает.

Итак, троллейбус полз, а я встала поближе к двери, чтобы не пропустить остановку, на которой нужно было выходить. Неожиданно ко мне обратился с вопросом седовласый старец с длинной седой бородой, который сидел на переднем сидении, неподалёку от меня. Старец говорил на незнакомом мне языке и  сразу трудно было понять, что он  обращается  именно ко мне. Стараясь быть вежливой, я спросила: " Простите, о чём Вы спрашиваете? Я не понимаю."

И тут, старец заговорил по-русски, но в словах его звучала явная укоризна:  "Девочка, стыдно не знать  родной язык." Оказываеся, он принял меня за татарку и обращался ко мне на татарском языке.
Могла ли я, в тот момент, объяснить ему, что в моей огромной семье четырнадцать разных национальностей, но все мы общаемся на русском языке, что я приехала из города, в котором говорят только по-русски и сколько бы языков я не изучала в школе и в институте, родным может быть только тот язык, на котором говорят родители.

Может, я и попыталась бы сказать всё это, но тут троллейбус остановился на нужной мне остановке, и последняя реплика осталась за аксакалом.

Теперь, вспоминая эту историю, я даже радуюсь, что ничего не успела сказать в ответ. Ведь, если хорошо подумать, то старец был прав. Стыдно не знать родной язык.

2021 год


Рецензии