Судьба электроэнцефалографа ERA-9

         Событие, о котором я хочу рассказать, относится к временам перестройки-2002 г. По каким-то, вероятно, обоснованным причинам  в ВНИИСХР был приобретен этот сложный медицинский прибор, а затем, по мудрому разумению главного инженера был передан в дар, вместе с МИФИческим специалистом для его обслуживания, институту медицинской радиологии (ИМР), в отдел профессора Каплана Михаила Александровича. Об эффективности применения данного прибора в терапии отдела информацией не располагаю, но знаю, когда мифический специалист, прикрепленный к данному прибору, ушел на вольные хлеба, этот медицинский комплекс был зачехлен и достойно занимал место в интерьере, в одном из помещений отдела. Получил я эту информацию от уже бывшего главного инженера СХР , на тот  период –заведующего кафедрой экологии ИАТЭ, на которой я работал в качестве доцента и помимо преподавательской деятельности, пытался  заниматься научной работой. Объектом моих исследований были вопросы реакции окружающей среды на воздействие электромагнитных излучений. Узнав об уникальном «безхозном» приборе, я загорелся приобрести его для кафедры, с целью заниматься электрофизиологией растений, используемых на кафедре как биоиндикаторы. С профессором мы пересеклись еще в период, когда он имел кандидатскую степень. По какому поводу – не помню. Вероятно, и он меня не помнил, но принял очень доброжелательно, узнав о причине моего визита очень удивился. Во-первых, откуда я располагал информацией об его «бесхозном» электроэнцефалографе  и  во-вторых ,как я технарь могу разобраться с показаниями прибора.  К предстоящей встрече я готовился, как включить, настроить, подготовить пациента, наклеить ему датчики, я получил профессиональную консультацию у мифического специалиста, который уже создал свое предприятие и  успешно трудился в коммерческой сфере. Для укрепления своих позиций, в качестве пациента я пригласил с кафедры доцента Юрия Михайловича Глушкова, который поддался моей авантюре, и он с интеллектуальной внешностью и исключительным черепом, с очень скромной растительностью являлся идеальным образцом для установки датчиков-электродов.  Михаил Александрович с лукавой улыбкой спросил -а смогу ли я сейчас продемонстрировать умение использовать прибор. Ответ последовал утвердительный. Этот медицинский комплекс представлял сложное электронное устройство с двумя встроенными мониторами, один индикаторный для отображения каналов во времени, другой  для отображения и настройки необходимых функций при вводе с клавиатуры, набора текстовых комментариев к полученным результатам, и результатов  обработки снятых сигналов с преобразованием  Фурье .Включив все тумблеры и запустив программу на компьютере, когда появилась команда - на пациента, я обильно смазал специальной гелю лысину Юрию Михайловичу и закрепил все датчики.  Все операции я старался делать с видом, что это не в первый раз. И когда на втором мониторе появился огромный спектр кривых, Михаил Александрович подошел к экрану и спросил, понимаю ли я это и могу их как-то идентифицировать. На что пришлось честно ответить – что нет. Но, все еще впереди, и если профессор позволит, мы попытаемся  освоить электроэнцефалограф . Посмотрев на двух старых доцентов, Михаил Александрович, как-то сдвинул плечи , сказал – ну осваивайте и ушел.
   Получив одобрение профессора, была разработана стратегия давления на него – передать электроэнцефалограф  кафедре, путем периодического посещения отдела и проведения  контрольных измерений на терпеливом и одержимом Юрии Михайловичем . Я не помню количества наших посещений, но медперсонал отдела нас принял, и мы были как свои. С профессором мы почти не встречались, у него кроме пациентов и основной профессиональной деятельности доктора была и административная работа, он возглавлял огромный отдел ИМР. Развязка нашего стратегического плана пришла неожиданно. Запланированное с Юрием Михайловичем очередное посещение, оказалось, по причине его болезни, под угрозой срыва, и несмотря на отсутствие пациента для исследований я отправился в отдел один. По пути, на территории ИМР, мое внимание привлекла крапива, сорвав мощный стебель, я решил проверить электропроводность растения с помощью электродов электроэнцефалографа. Разобрав один из электродов и внедрив их в стебель, я на экране монитора получил горизонтальную линию. День был солнечный и для повышения контрастности на мониторе я опустил жалюзи на окнах в помещении и какое для меня было удивление – прямая линия начала деформироваться в падающую экспоненту, через 2-3 минуты процесс стабилизировался, открыв жалюзи на окнах, кривая на мониторе поползла вверх. Удивительно, как специально, в комнату вошел Михаил Александрович, увидев это явление наяву, профессор махнул рукой и сказал – забирай.
Информация из интернета:
Аппарат электроэнцефалограф – это медицинский прибор для исследования и регистрации электрических процессов, протекающих в головном мозге человека. Сфера применения – контроль мозговой деятельности во время сна, анестезиология, диагностика эпилепсии, изучение различных функций мозга.
Образование и колебание потенциалов головного мозга является результатом физико-химических процессов, лежащих в основе обмена веществ в нервной ткани, перемещение положительных и отрицательных ионов. Электроэнцефалографы обеспечивают регистрацию электрических колебаний частотой и различаются чувствительностью, скоростью регистрации, числом каналов. Аппарат работает по следующему принципу:
На голове человека крепятся электроды, которые улавливают даже мизерные сигналы, возникающие в головном мозге как результат электрических колебаний.
Небольшой импульс, поступающий из мозга, преобразуется усилителем в более выраженный, который уже можно фиксировать.
Усиленный электрический сигнал преобразуется затем в видимую на компьютерном мониторе кривую линию энцефалограммы.

   Медлить было нельзя, быстро оформив материальный пропуск, я с дипломником лихо вытащив все блоки электроэнцефалографа, загрузив в свою «Волгу» доставил желаемый груз на кафедру. Через день с любопытными студентами КИП-овцами и экологами мы открывали возможности обслуживания и эксплуатации этого медицинского комплекса. Все оказалось гораздо серьезней, чем я раннее представлял. » Шапками не забросаешь». Требовалась практика и квалификация, которых не было. Все теплилось на любопытных и продвинутых студентах. Выполнили одну исследовательскую студенческую работу по измерениям биопотенциалов у высших растений с помощью нашего электроэнцефалографа, это был 2003 год. Помню автора этой работы, студента – Диму Лузина. У студентов в институте определенный срок на творческую работу. Учебный процесс заканчивается и молодому специалисту надо определяться с перспективой, о государственном распределении выпускников давно забыли. В новой смене студентов, выбранных для продолжения работ по электрофизиологии растений, к сожалению, не оказалось ответственных и любопытных, и наш магический прибор был повторно зачехлен. В 2008 год Электроэнцефалограф ERA-9 был передан на созданный при институте медицинский факультет, вероятно, его там и не расчехляли, а в 2020 году я его обнаружил зачехленным на кафедре медицинской физике. Вот такая сложилась судьба очень сложного и дорогого импортного прибора. Какую- то вину в этом испытываю и я, не как администратор, а как инженер-экспериментатор упустивший шанс грамотно освоить и эксплуатировать такой уникальный прибор. Каюсь….


Рецензии