Записки Оттуда - О возвращениях
Когда-то, уже давно, рассказывая о бардовском концерте, как таковом и как я его себе представляю, я применил, на мой взгляд, очень удачную аллегорию - Путешествие из Пункта А в Пункт Б. Естественно, речь идёт не о географии. Сегодня я воспользуюсь этой же аллегорией, распространив её вообще на всё и на нашу жизнь в целом.
Если всю жизнь бродить кругами вокруг Пункта А, то вполне понятно, что тогда Пункт А и есть тот Центр Мира. Понятно так же, что это вовсе не так. Что существуют и другие Пункты, просто "наш" путешественник по кругу об этом не догадывается. Поскольку единственный ориентир у него - Пункт А и единственный, как ему кажется, путь - это вокруг и около. Какгрицца, кто и на что учился... - Учился кругами фигачить? - Вот и наяривай. Напоминаю, что мы не о географии.
Всё, что вне этих, сто и тысячи раз протоптанных по кругу, тропок-дорожек, представляется "нашему" путешественнику пустым, не стоящим внимания, не "настоящим" - ведь вне Пункта А для него ничего не существует - ТАМ нет жизни, ТАМ вообще фик знает что и на фик туда лезть - ведь путешествующие по кругу "наши" всё равно этого путешествия за пределы не оценят и даже не узнают о нём, поскольку любой путь, отличный от окружности, для них и не путь вовсе, а хрен его знает что.
В самом лучшем случае, в размерах "нашего" представления о мире, Путешествие из Пункта А в Пункт Б - это Путешествие от рождения (Пункт А) до смерти (Пункт Б). То, что оба эти пункта находятся на одной и той же, и замкнутой на самою себя же, окружности - никого не смущает. Более того, именно это и представляется в "нашем" мире правильным и логичным. И вновь напоминаю, что мы тут не о географиях.
Короче, как-то так получилось, что... в "нашем" мире именно такое круговое "путешествие" я и совершил - из Пункта А в Пункт Б, от рождения до смерти, без каких-либо серьёзных попыток попробовать иное движение, отличное от кругового.
Нет-нет, физически я не умер, но... уже завершил все дела, какие и должен был завершить, по представлениям таких же, как я, "путешественников" вокруг одной точки. И поэтому вопрос о физической смерти был, всего лишь, вопросом времени. Никаких иных духо- и телодвижений более не намечалось - Дерево посадил, дом построил, детей родил и вырастил, песню спел, родителей похоронил, здоровье и силы отдал во имя, такскать, и на благо... - Всё. - В сортировочный Пункт Б прибыл, к торжественной церемонии с музыкой и цветами, когда либо хорошо, либо ничего, подготовлен, и даже в бане помыт и в чистое переодет.
***
А теперь забыли о пунктах А и Б, которые рождение и смерть. Потому что мы тут не только не о географиях, но и не о физиологиях. Помните с чего началось? - С бардовского концерта, когда я говорил о нём, что это есть путешествие из Пункта А в Пункт Б. Поэтому зафиксируем, что наши пункты А и Б - это совсем иное путешествие, а не привычное большинству из нас круговое географически и физиологически. Речь идёт о... куда более сложном, которое очень тяжело втиснуть в одно слово, поскольку там намешано много всего, но я рискну. Итак, речь идёт о... познании.
Именно такие путешествия - путешествия познания - на мой взгляд, и делают человека человеком. - Не путать с тупым накоплением знаний, фактов, цитат и прочего! Таких ходячих "википедий" пруд пруди. Те же мои "любимые" "барды" (да-да, оба слова в кавычках) - у них этих "знаний" выше крыши, и к месту и не к месту.. На любую жизненную ситуацию они процитируют какую-нить эффектную строчку из бардовских Самых Сам Самычей, которая, как им кажется, иллюстрирует, объясняет и высвечивает, такскать... Им и в голову не приходит, что любое изречение (которое потом станет цитатой) неотделимо от времени и места, от обстоятельств, от личности сказавшего, от повода, от мотива и от его собственных тайных внутренних манипуляций и самообманов, о которых сам говорящий может даже и не догадываться. Однако, любая жизненная ситуация для каждого конкретного человека - неповторима, невоспроизводима, индивидуальна, единична по своей сути.. Ориентируясь на подобные завалы "знаний", мы, всего лишь, пытаемся вернуть "заблудшего" на... (внимание!) круги своя. На круги, блин, своя!
Бог не дал мне талантов видеть и понимать мир сразу, с момента прикосновения к нему. Моё познание - это всегда через боль, шишки и синяки. Могу назвать пару имён, которые это умели - видеть и понимать сразу. Но они уже умерли. И, кстати говоря, их почему-то не цитируют массово. Хотя почему "почему-то"? - Тут как раз всё ясно. Просто эти двое совершали свои путешествия не кругами, и не вокруг да около, а за пределы. И потому их слова не имеют никакого значения для... - да хоть для тех же "бардов". "Барды", не обижайтесь! Эти двое были чужды не только вам, но и многим другим - писателям, поэтам, токарям, сантехникам, таксистам, школьным учителям и (можете подставить всё, что угодно, и продолжить это бесконечное перечисление).
***
В общем, для меня это почти случайное сплетение различных обстоятельств - эмиграция, личные проблемы, проблемы со здоровьем и многая прочая - было спасательным кругом. Оно вытаскивало меня в совершенно новый мир, в котором я начал получать новую порцию боли, синяков и шишек. Мир, который, оказывается, я не знаю вообще. География, в данном случае, имеет лишь прикладное значение и не более того.
Короче говоря, мне казалось, что все мои путешествия уже завершены, и тут вдруг открылось, что путешествие ещё только-только начинается. И причём такое, что даже дух захватывает от его бесконечности и необъятности. И о какой тоске вообще может здесь идти речь? - И помирать, как выяснилось и теперь стало совершенно очевидным, я не готов и не хочу. Я хочу дальше, и как можно дальше и дольше. Насколько хватит времени и сил, отпущенных мне природой, богом и судьбой.
Возвращаться? - Куда? - В моё вчерашнее неведение и незнание, в иллюзию и надежду на что-то там такое хорошее, красивое и особенное?
А что я потерял в моём новом путешествии? - Ничего. Отсеялись и где-то потерялись те, кто лишь казался близким и родным, но зато появились многие другие, которые, оказывается, и были близкими и родными, но я об этом не знал и не догадывался. Я помню и люблю русский язык, но теперь я ещё могу понимать и любить немецкий, и есть надежда, что это не последний язык, который приоткроет для меня свою красоту и свои тайны... А новые лица и судьбы? - Как выясняется, ТАМошние люди мне тоже не совсем чужие. - Недавно позвонил немец, с которым мы учились в "школе", когда новую профессию получали, и сказал почти дословно следующее: "Николай, я очень надеюсь, что наше знакомство и общение не закончится вместе с окончанием учёбы. Мне было очень приятно с тобой познакомиться и, надеюсь, даже подружиться. И помни, пожалуйста, что я всегда буду рад тебя видеть..." - Вот так, попросту, без заморочек о том, кто ТАМ "наш" или "не наш".
А ещё есть Сатия - чёрная, молодая и красивая, которую каким-то ветром принесло в Германию из далёкой Гамбии... Нет, она не моя невеста, и не любовница. Она - мой друг. И я фигею - и от нашей встречи, и от нашей дружбы.
И много чего ещё есть. О каком-таком возвращении можно говорить? - Даже если и захотел бы куда-то там вернуться, то... это уже просто невозможно. Да и незачем. И вновь мы говорим - не о географии.
Свидетельство о публикации №221073001074