Птицы Египта. Совы не то, чем они кажутся

Людвиг Кеймер, изрядную долю своего научного труда посвятивший изучению мира дикой природы, окружавшей древних египтян, на памятниках эпохи фараонов различал два вида сов – ржаво-палевую, с белоснежной манишкой и сердцевидным белым «лицом» сипуху (Tyto alba) и узорчато-пёстрого фараонова филина (Bubo bubo ascalaphus) с характерными для него «ушками» из перьев на макушке. В обычном изобразительном искусстве эпохи фараонов сова, птица скорби и смерти, но заодно и «зоркий охотник», союзница солнечного бога, не очень-то часто представлена. Но зато в текстах, вязью покрывающих огромные площади древних памятников, иероглиф в виде этой ночной птицы то и дело бросается в глаза.

Сову рисовали телом в профиль, но лицевым диском обязательно в анфас, ведь он у неё такой плоский. Такая условность ещё и очень точно отражала удивительную способность сов вращать свою голову на 270;. В древнеегипетском алфавите среди нескольких других знаков рисунок совы соответствовал звуку «м» (G17 по Гардинеру). У коптов название совы даже начинается с этой буквы: «мофлай». И при этом у писцов или художников вид совы не играл роли: хотя Ньюберри считал, что «буквой» была непременно сипуха, Кеймер находит, что образ «алфавитной» совы собирательный и включает также черты филина. К слову, «рожки» из перьев носит и ушастая сова (Asio otus), но она не обитает в Египте, а лишь прилетает туда на зиму.

В древнеегипетском названии совы (видимо, сипухи) «имау» (буквально: «стон-видеть») зашифрована фраза «тот, кто оплакивает». Сова – плакальщица, траурная птица, но плач по умершему не более чем прелюдия к торжеству по случаю его возрождения в ином мире. В заупокойных текстах на гробах вместо целого знака совы иногда рисовали лишь её голову. Как правило, полностью не рисовали иероглифы в виде опасных созданий, но в случае сов, вероятно, хотели особо подчеркнуть их глаза. Лик совы, кроме того, обрамлён своего рода «бородкой», а известно, что египетские мужчины во время траура не брили лицо и отпускали если не бороду, то густую щетину. Сова видит во мраке, а значит и в преисподней, и амулет в виде совы означал проводника души.

В музее Университета Миссури (Колумбия) есть даже египетский лубок на черепке (остраконе) со сценой взвешивания сердца на загробном суде. У бедного грешника при этом свиное рыло, но под неумолимыми весами всё же сидит его верная сова. В дикой природе сова наиболее интересно представлена в гробнице Неферхотепа (ТТА5) эпохи XVIII-й династии. Сам образ птицы – охристо-песочно-белой сипухи очень реалистичен, её голова против обычного правила была нарисована в профиль. Но она «помещена» в неправдоподобную среду: совы не гнездятся и не насиживают кладку под открытым небом в плавнях, да ещё и на самых «маковках» папирусов, которые просто сломаются под их весом. К тому же, гнездо той же сипухи менее всего похоже на аккуратную витую «корзиночку»: это не более чем просто ворох мусора.

Но перед художником была очень сложная задача в одной композиции выдать разом всю ретроспективу птичьей фауны, и он не нашёл варианта лучше, чем «посадить» разные виды пернатых бок о бок на раскинутых веером райских нильских зарослях. Трудно даже сказать, чего тут больше – романтики или условности. Так же показаны птицы в гробницах Сеннофера (ТТ96), Ипуи (ТТ217), Суэмниута (ТТ92), но, правда, в них совы уж очень похожи на «свой» иероглиф». Такие совы, как сипуха, охотно соседствуют с людьми (их не зря также называют амбарными совами), и с наступлением сумерек могут довольно дерзко летать над самой головой запоздалого путника, но живут они не у всех на виду, а в уютных укрытиях.

И если нет кругом старого могучего дуплистого леса, это могут быть и расщелины скал, и разные строения – например, храмы, мемориалы в некрополях или руины подобных зданий. Там они ютятся днём, а в ясные лунные ночи охотятся на грызунов и мелких птиц, землероек, которых решительно не отличают от мышей и даже кротов, а иногда и летучих мышей. В Египте не было недостатка в хищных созданиях, истреблявших губителей урожая, но некоторые из них (кобры, мангусты) в то же самое время могли и сами нанести немалый урон человеку. А. Брем писал, что поселившись по случаю в голубятне, сипуха и не думает бить ручных голубей, хотя в числе её обычной добычи бывают не только воробьи, но и горлицы. К сожалению, люди долгие века относились к амбарной сове не только с подозрением, как к разбойнице, но и с суеверным ужасом, приписывая хриплому писку сипухи дурное предзнаменование.

А в Испании, кроме того, вороватые дьячки исхитрились свалить на этих сов пропажу оливкового масла из церковных лампад. Кто-то верил в эту вздорную молву и охотно покупал у знахарей лекарство «от всех болезней» – то самое ворованное масло, в котором варили сов! Уж если кто и опасен для голубей, то это филин (по-древнеегипетски «джаб»), который обитает только в дикой долине, «не любит» людей и не прочь поозоровать в их владениях заодно с другими ночными хищниками пустыни вроде гиен. В Европе, где сипухи из дикой природы практически переселились в рукотворные здания, преспокойно обитают даже в церковных башнях, игнорируя оглушительный бой и звон колоколов. В древнеегипетских храмах не было звонниц, но до того, как их оставили люди, сипух то и дело наверняка тревожил.

С появлением слишком уж настырного наблюдателя сипуха нервничает: переминается с лапки на лапку и смешно гримасничает, а при явной угрозе улетает, и при этом не имеет значения день на дворе или ночь – совы в действительности одинаково зрячи как при луне, так и при свете солнца. Если сипухи норовили занять высокие, а то и монументальные здания, то в хижинах простых египтян и в арабский период частенько обитал миниатюрный домовый сыч, или, как его красиво называли в старину, домовый сирин (Athene noctua) – это он был «компаньоном» богини Афины, которую греки условно отождествляли с египетской богиней Нейт. И, кажется, это именно его дарит бойкий кенийский мальчик баронессе Карен фон Бликстен-Финеке в известном фильме «Из Африки».

Эти сычики очень легко приручаются и до сих пор популярны в роли декоративных домашних птиц. Так же, как и сипуха, сыч при виде человека откалывать забавные «номера»: кланяется и вертится. С его ночными позывными ни один самый тёмный босяк не связывает никаких суеверных страстей: напротив, все очень рады, если сыч поселится в одной из трещин крестьянской мазанки, как это делают удоды и ласточки. Клич, который издавали греки при отправлении церемоний в честь Афины напоминал «улюлюканье» совы, однако Геродот утверждает, что эта традиция пришла из Ливии, где вот так же «пели» женщины во время жертвоприношений. И в Текстах пирамид есть намёк на ритуальное «совиное» пение. Как эмблему, сову чеканили сперва на монетах из Навкратиса (греческой колонии в Египте), а затем и на монетах эпохи Лагидов с символикой Сераписа и Исиды.

Немецкий орнитолог (он же офицер разведки) Майнерцхаген описал восемь видов сов из Египта и смежного с ним Синая. А французские египтологи Лоре и Гайяр среди сов, ритуально забальзамированных в древности египтянами, распознали не менее шести видов. В катакомбах Туна эль-Гебель, к примеру, были найдены мумии 17 ушастых сов, 15 домовых сычей, 6 фараоновых филинов, 5 сипух и одна пустынная совка (Pallid scops owl). В так называемой «Ломаной пирамиде» фараона Снофру (некрополь Дахшур) под плитой в галерее обнаружили тайник с мумией совы в деревянном гробике, а с нею и пять летучих мышей. То ли это символическое подношение ночному охотнику, то ли это отражение образа «ночного братства»... Не исключено, что египтяне считали летучих мышей тоже птицами, да и в XIX-м веке доктор Клот-Бей, описывая летающую фауну Египта, с этим как будто был согласен.

В Гизе и Ком-Омбо одновременно отмечена группа погребённых сов, над которыми вместо мумификации провели форменное глумление – как правило, их лишали головы. Сова – амбивалентный символ, она может быть как спасителем, так и горевестником. К слову «хесек» («отсекать голову») в Текстах пирамид полагался ключ в виде совы с огромным ножом за спиною (её как бы собирались казнить); с XI-й династии в ходу было слово «дем» с аналогичным значением и знаком совы уже в качестве не ключа, а буквы «м». Сову рисовали в таких словах или фразах как «гибель» («мут»), «мир смерти» («нети им»), «стонать» («им»). И всё же для египтян, в отличие от римлян, сова не была однозначно «злой птицей».

С совами по ночам в египетском небе столь же бесшумно носились и другие видные ночные птицы – козодои (Caprimulgus aegyptius), однако священных обрядов они не удостоились. Характерная внешность сов делала их своеобразным ночным подобием посвящённых солярному культу птиц – соколов. Хотя создаётся впечатление, что и в искусстве, и на письме «лидирует» образ сипухи, на древнейших памятниках впервые как особенный символ появляется именно филин (либо, как альтернатива, залётная ушастая сова). На палетке времён I-й династии (ныне в Каирском музее) победоносный царь в образе сокола атакует семь схематично изображённые города. Из них один, самый крупный, надо сказать, помечен иероглифом в виде совы. Ньюберри предполагал, что «Город совы» – это нижнеегипетский Саис, где чтили мистическую богиню Нейт, мать солнечного бога. В греко-римскую эпоху Нейт знали и как мать Гарпократа (юного Хора), и некоторые бронзовые статуи изображают бога-ребёнка со священной птицей матери – совой.

Источники:

Розен Байоль-Лясуэр, Рессман Анна Р. «Между небом и землёй. Птицы в Древнем Египте»./edited by Rozenn Bailleul-LeSuer, Anna Ressman R. Between heaven and earth. Birds in Ancient Egypt. The University of Chicago. All rights reserved. Published 2012. Printed in the United States of America. The Oriental Institute, Chicago, 2012

Арнольд Доротея. Египетский бестиарий. Вестник Музея искусств Метрополитен, весна 1995 г./Dorothea Arnold. An Egyptian Bestiary. The Metropolitan Museum of Art Bulletin. Spring, 1995

Клот-Бей А.Б. "Египет в прежнем и нынешнем его состоянии". М.: Книга по Требованию, 2017 г.

Сара Эль-Сайед Китат. Почитание совы в греко-римском Египте. Международный журнал истории и культурологи. Том 5, выпуск 2-й, 2019 г./Sara El-Sayed Kitat. The Veneration of the Owl in Gr;co-Roman Egypt. Associate Professor in the Tour Guiding Department, Faculty of Tourism and Hotels Alexandria University, Egypt. International Journal of History and Cultural Studies (IJHCS) Volume 5, Issue 2, 2019, PP 1-20

Ньюберри Перси Е. Совы в Древнем Египте. Журнал египетской археологии. № 37. 1 декабря 1951 г./Percy E. Newberry. The Owls in Ancient Egypt. The Journal of Egyptian Archaeology. First Published December 1, 1951

Статья «Совы в Древнем Египте»  блога “At the Mummies Ball” от 19 августа 2017 г. С обширной библиографией/ “At the Mummies Ball”. Owls in ancient Egypt. August 29, 2017.
https://www.atthemummiesball.com/owls-ancient-egypt/

Брэм А.Э. Жизнь животных: В 3 т. Т. II: Птицы.- М.: ТЕРРА, 1992.


Рецензии
Мне нравятся совы, интересно было узнать, что и в древние времена люди были к ним неравнодушны. Правда, и тут не обошлось без загробного культа, уж очень его везде много. У нас даже в черте города днем можно увидеть среди ветвей деревьев мирно дремлющих ушастых сов, иногда несколько птиц сразу. Они на вид довольно милые, хотя и хищники.

Татьяна Сахань   31.07.2021 19:49     Заявить о нарушении