Лень и уныние - ч. 2, гл. 6 повести Студент Антон
Сестры Ивенс
- Сразу тебе скажу, что это не мои измышления, ибо кто я такая? Приведу тебе слова авторитетного византийского философа, жившего на Синае спустя 550 лет после рождения Христа. Иоанн Лествичник , высоко образованный человек своего времени, осмыслил духовную сущность христианства и то, что ему открылось в «боговидении», изложил в своем труде «Лествица» ( в современном языке – лестница).
Образ лестницы заимствован им из Библии, где описано видение Иаковом лестницы, по которой восходят ангелы к Богу. Этот образ послужил названию книги. Сама же книга представляет собой руководство к поэтапному нравственному САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ, духовному восхождению, как по ступенькам, к пониманию Бога. Слышал о такой?
- Никогда.
- Прочти, рекомендую.
Одна из глав этой книги так и называется «Об унынии и лености». Кстати, другой авторитетный богослов Ефим Сирин, подобные суждения выразил в конкретной молитве: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не дай мне, Господи».
Эти страсти греховные, пороки, бесы - назови их, как хочешь - нападают на человека бездеятельного и безмолвного, находящегося в расслаблении души, изнеможении ума, в пренебрежении к работе, к молитве, в ненависти к долгу. Эти бесы – «ублажатели мирских наслаждений, оболгатели Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив».
Врач посещает больных утром, а лень нападает на человека ночью, пока он, беззащитный, спит.
И если не противиться лени, «прежде смерти она от него не отступит, и до кончины его на всякий день будет бороть его. Наблюдай и увидишь, что она борет тех, которые стоят на ногах, склоняя их к тому, чтобы сели; а сидящих увещевает приклониться к стене; она заставляет посмотреть в окно келлии, побуждает производить стук и топот ногами. Ставшим на молитву сей лукавый дух напоминает о нужных делах, и употребляет всякое ухищрение, чтобы только отвлечь нас от собеседования с Господом. В час молитвы отягощает тело; стоящих на молитве он погружает в сон, и в бесконечных зеваниях похищает стихи из уст. Когда нет псалмопения, тогда и уныние не является; и глаза, которые закрывались от дремоты, открываются, как только служба кончилась.
Мужественная душа воскрешает и умерший ум; уныние же и леность расточают все человеческие силы. Из восьми предводителей ЗЛОБЫ дух уныния есть тягчайший. Уныние же для инока есть все поражающая смерть».
- Таким образом, можем сделать для себя вывод: дух лени и уныния поражает бездельников и маловеров. Иоанн вынудил духа сознаться о себе: «Родительницы у меня многие: иногда бесчувствие души, иногда забвение небесных благ, а иногда и чрезмерность трудов. Исчадия мои, со мною пребывающие: перемены местопребываний, пренебрежение повелений отца духовного, непамятование о последнем суде, а иногда и оставление монашеского обета».
- Интересные рассуждения, - заметил Антон – А как же победить этого духа, не сказал?
- Сказал. Очень просто, всего три правила.
Первое, как проснулся - немедленно встань с кровати и поди хорошо умойся непременно ХОЛОДНОЙ водой; смой сети, наброшенные на тебя во сне.
Второе, займись делом и распланируй свой день так, чтобы не оставалось времени на ничегонеделание. Паузы для отдыха заполняй размышлениями о Боге.
Третье, когда ослабеешь в борьбе с ленью, перекрестись, сделай поясной поклон и скажи: «Помоги мне, Господи, побороть лень». Вот и все.
- А если не поможет?- с сомнением спросил Антон.
- Не поможет – сделай три поклона и скажи молитву Ефима Сирина: «Дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, Господи». Поможет обязательно. Только бороться с ленью надо не один раз, а постоянно.
Каждая из порочных страстей упраздняется одною, какою-нибудь противною ей ДОБРОДЕТЕЛЬЮ.
Как открылся сам дух: «Противники мои, которые связывают меня ныне, суть псалмопение с рукоделием (надо понимать, мысли о Боге и физический труд). Враг мой есть помышление о смерти; умерщвляет же меня молитва с твердою надеждою сподобиться вечных благ».
- Слышь, Антон, ра-бо-тай, делай же что-нибудь, а не проводи время в праздных рассуждениях. Работай! И не жди, чтобы кто-то стоял за тобой с пистолетом. Сам себя понуждай, у Бога стойкости проси.
- Хорошие советы! Но я их с детства знаю и без трактата Вашего Иоанна Лествичника. Почему Вы на него упорно ссылаетесь?
- Потому что Лествичник – богослов-философ. Чем отличается философ от умничающих обывателей? – спросила я и сама же ответила. – А тем, что философ не отдельные праздные советы дает, а создает законченную, объемную модель понятия.
Знаешь, чем убедил меня Лествичник? – В главе «Об унынии и лености» он написал: «Уныние подущает к странноприимству (принятию странников в своем доме); увещевает подавать милостыню от своих трудов; усердно побуждает посещать больных; напоминает о Том, Который сказал: болен бых, и придосте ко Мне (Матф. 25, 36); увещевает посещать скорбящих и малодушествующих; и, будучи само МАЛОДУШНО, внушает утешать МАЛОДУШНЫХ».
- Видишь, не в бровь, а в глаз сказано именно о нас с тобой – бездельничаем мы тут, тратим время в праздных утешениях, пора работой заняться!
Я решительно встала из-за стола, Антон последовал моему примеру. Сопровождаемые недобрым взглядом барменши, мы вышли на улицу.
На город сползали сумерки. Было как раз такое время, когда люди, идущие с работы, уже зашли в свои дома, а молодые, друзья темноты, еще не вышли на прогулки. Мы шли вдоль длинной бетонной стены, огораживающей железнодорожные пути, по направлению к троллейбусной остановке. Вся стена была изрисована агрессивными рисунками граффити.
- Давайте я понесу Вашу сумку, - протянул руку Антон.
Ни минуты не задумываясь, я отдала ему сумку, в которой были деньги и документы. Я доверяла Антону.
Продолжение следует.
© Copyright: Сестры Ивенс, 2013
Свидетельство о публикации №213102501153
Свидетельство о публикации №221073001203
Впрочем-шучу,шучу...Но заинтересовало.
С уважением...
Павел Козырев 22.02.2022 21:14 Заявить о нарушении
Михаил Струнников 01.08.2022 10:03 Заявить о нарушении