Рёв гиппопотама
У бегемотов и повадки свинские: они не только плавают и ныряют, но и валяются в ямах, канавах и рытвинах, им же и устроенных, полных жидкого ила, и «славятся» омерзительной привычкой метить свои угодья жидким навозом, буквально разбрызгивая его хвостом окрест. Такое рисковое хобби, как охота на бегемотов с гарпуном было уделом знати, при которой всегда была дружина опытных и храбрых егерей. В юбилейном зале фараона Тутмоса III высекли одну из сцен хода Праздника Белого Гиппопотама, а во время него царская охота была аллюзией на бой бога света Хора и бога хаоса Сета. Хедж, белый бегемот – образ почти такой же мифический как единорог, так как в природе бегемоты тёмные, очень неопределённого голубовато-буро-серого цвета, а всё из-за того, что на их коже выступает особый секрет красноватого цвета («кровавый пот»), на ярком свету придающий их шкуре махагоновый, медный и даже фиолетовый оттенки.
Убитый бегемот был завидным трофеем: из его замечательной толстой шкуры делали ременные петли для копьеметалок и лютые бичи, ею же обтягивали воинские щиты, из неё шили солдатские шлемы-чепцы. Сало этого гладкокожего обжоры входило, как это ни курьёзно, в лосьон для роста волос (впрочем, восточноафриканские племена до сих пор им смазывают и волосы, и тело). Из его великолепных длинных клыков уже в древности было выточено несметное множество разных изделий для дома и культа самой тонкой работы, а его киноварно-багровой кровью писали картины. В старинных книгах видных натуралистов отзывы о гастрономических достоинствах мяса гиппопотама бывают противоречивы – возможно, всё зависело от того, в каком краю был добыт тот или иной бегемот. В сезон падения уровня воды бегемоты уходят туда, где «глубже и лучше» и на их развитие может влиять диета.
По отзывам капских колонистов, у молодых животных нежное и лакомое мясо, зато у болотных мафусаилов сало гораздо лучше свиного. Язык бегемота в свежем или копчёном виде является истинным лакомством. О мясе же бывали и недобрые отзывы – мол, оно губчатое и пресное. Но в любом случае тонна мяса и около 90 кг. жира на дороге не валяются, а голод сбил спесь не с одного привередливого гурмана. Главным образом, впрочем, гиппопотамов уничтожали ради ценных клыков и для избавления от опасных и вредных соседей. Хотя большую часть времени бегемоты нежатся почти по уши в воде, они не довольствуются речной зеленью и цветами, а выходят по ночам пастись в пойму, и тогда беда селянам, чьи нивы и огороды разбиты на пути такого стада. Гости из диких топей, тучные и наглые, способны за один присест буквально сбрить поле ячменя, а больше всего на свете они любят уплетать арбузы и дыни, из-за ярого египетского солнца полные медового сока.
В отчаянии кто-то может попытаться отстоять плоды своих долгих трудов, но бегемот ведь способен убить человека одним укусом и далее смаковать себе, как ни в чём не бывало сахаристый плод. У людей в жилах стыла кровь от одного только громового рёва гиппопотамов, но они знали, что страх этот должно в себе победить, иначе им не жить. Устрашить незваных гостей и пресечь их коварные набеги помогают ночные вахты при множестве костров вдоль берега и непрерывная дробь африканских барабанов. Да и вековые усилия охотников не прошли даром. В основе трепета перед бегемотом была даже не его мощь, которую можно было одолеть сообща, а его непредсказуемость. То он лениво и мирно идёт мимо, то вдруг ни с того ни с сего атакует и человека, и беспомощный домашний скот, при том, что он травояден. Так что и неудивительно, что сей «ужасный свинопотам» стал аватаром бога Сета – тот как раз и мог затеять свару, взбеленясь на ровном месте.
Но в то же самое время одержимого божественной сущностью зверя можно и должно было укротить, и было изготовлено великое множество амулетов в виде бегемотов, как правило, из восхитительного кобальтово-синего или бирюзового фаянса. Все фигурки были покрыты узором из водяных лилий и долгих «гирлянд» нильского рдеста, а также изображениями птиц или насекомых – таких, как тигровая бабочка (Danaus chrysippus). В музее Школы дизайна Род Айленда (США) как раз хранится египетская статуэтка бегемота с изображением крупной бабочки на загривке. Усики этой бабочки, торчащие вперёд, имитируют двуперстие – один из самых сильных амулетов от злых сил. По замыслу мастера она летит в обратную сторону от той стороны света, куда «смотрит» бегемот. А смотрит он на Юг, в то время как души умерших по одной из древнейших версий уходили на Север. То есть, власть бабочки богини Хатхор обещала человеку и защиту, и новое рождение.
И любые мирные обитатели природы и элементы флоры в декоре статуэток бегемотов были призваны наложить магические узы на лютого зверя и бога, стоящего за ним, и тогда сила смертоносная преобразуется в силу созидающую. Но на рисунки не очень, видно, надеялись, поскольку многие из фигурок бегемотов, при погребении клавшиеся за спиной или под ногами мумии, оказались со сломанными ступнями. То, что мы их обычно видим целыми – заслуга реставраторов. Их символически лишали возможности вытаптывать нивы, бахчи и пастбища и вообще как-либо вредить человеку, который обретал власть над силами хаоса. К светлой стороне символики гиппопотама у египтян, безусловно, относится образ идеальной матери, воплощённый в самке бегемота. Нравы гиппопотамова племени своеобразны: самцы делят меж собой плавни на участки и ревниво охраняют их, в то время как табор из бегемотиц и их детёнышей кочует от одного «болотного барона» к другому, не особо размышляя о чувстве долга и смысле жизни.
У этой весёлой вольницы жуткая обратная сторона: взрослый самец может вдруг убить бегемота-малютку, если он не от него, так же легко, как и крокодил, главный враг бегемотов. Из-за этого самки бегемотов с выводком ещё более одержимы слепой яростью, чем воюющие самцы. У них рождается за раз одно-единственное дитя, которое они опекают и пестуют с великой нежностью, часто катая на спине, и они готовы на месте растерзать любого, кто им покажется опасным для малыша. Так бегемот, а точнее, всё же бегемотица, стала символом плодородия, чадородия и семейной идиллии, и целая плеяда инверсий богини-матери была привязана, в числе прочих аллегорий, к «иконе» в виде гиппопотамши: Исида, Нейт, Нут, Хеджет, Апет, Ререт, Тауэрт. В честь последней было названо одно из северных созвездий египетского Зодиака. Её иконография – антропоморфная бегемотица, которая стоя на задних лапах опирается на амулет «са» («защита») в виде петли из зелёного папируса. Голову бегемотицы, к слову, носила и богиня-палач Амемит, которая на том свете пожирала отпетых грешников.
На снимках: самка бегемота с детёнышем и их изображение в парной фаянсовой скульптурной миниатюре из Нового музея в Берлине (;M 13890, ;M 13892, фотография ведущего археологических сайтов Дона Хичкока от 2015 г.); фаянсовый бегемотик-романтик с птичкой на левом боку (Лувр, E 5886); сцена охоты на бегемотов: фрагмент рельефной панорамы в мастабе Чи (Тии).
Источники:
Арнольд Доротея. Египетский бестиарий. Вестник Музея искусств Метрополитен, весна 1995 г./Dorothea Arnold. An Egyptian Bestiary. The Metropolitan Museum of Art Bulletin. Spring, 1995
Брем А.Э. Энциклопедия "Жизнь животных", 1958 г. http://bio.niv.ru/doc/encyclopedia/animals/index.htm
Хейнс Даун. Символизм и значение бабочки в Древнем Египте. Научный руководитель: профессор И. Корнелиус. Диссертация на соискание степени Магистра философии на факультете искусств и социальных наук в Университете Стелленбоша, 2013 г./The symbolism and significance of the butterfly in Ancient Egypt by Dawn Haynes. Thesis presented for the degree of Master of Philosophy in the Faculty of Arts & Social Sciences at Stellenbosch University. Supervisor: Prof I. Cornelius. March 2013
Бадж Э.А.У. Египетский иероглифический словарь/E. A. Wallis Budge. An Egyptian Hieroglyphic Dictionary: With an Index of English Words, King List, and Geographical List with Indexes, List of Hieroglyphic Characters, Coptic and Semitic Alphabets, Etc,. Courier Corporation, 1978
Брисбен Дайан Лиман. Статуэтки бегемотов эпохи Среднего царства/Middle Kingdom Hippopotamus Figurines. Compiled by Diane Leeman Brisbane, Australia June 2007, Revised 2019, 2020
Journal of the Faculty of Tourism and Hotels-University of Sadat City, Vol. 2, Issue 2, December, 2018 -58- Archeological Study of Wild Animals in the New Kingdom Mona Farid, Magdi Fekri, Magdi Abd-elaal , Hesham Ezz-eldin Zaki.
Свидетельство о публикации №221073001242
Татьяна Сахань 31.07.2021 20:00 Заявить о нарушении
Екатерина Боталова 01.08.2021 01:06 Заявить о нарушении
Татьяна Сахань 01.08.2021 23:03 Заявить о нарушении