Кочубей. глава 2
Сказывают - это было давно, очень давно, в стародавние времена царствования Ивана -3 « великого князя всея Руси», а может быть и ранее, кто это знает? Названный титул был известен в Москве ещё с 14 века, но в эти годы он сделался официальным и из политической мечты превратился в реальность. Который раз Кочук – бею снится один и тот же сон, что идёт он широким полем и перекатываются ему навстречу волны пшеницы, а поле такое большое, что нет ему конца. Идёт он, идёт не один день, устал. Наконец пошли леса, да такие густые, полны зверья разного: косули, туры, волки, зайцы. Завидел вдалеке реку большую, подходит к ней. Один берег крутой такой, на берегу растут четыре крепких дуба. А второй берег пологий, порос камышами, да травою высокой, выше роста человеческого, и в тех зарослях полно дичи всякой: тут и косули, и кабаны бегают и полно водоплавающей птицы: уток, гусей, лебедей, а в водах рыбы видимо – невидимо. И просыпается Кочук – бей, в который раз, волшебный сон прерывается на одном и том же месте. Зовёт к себе Кочук – бей толмача и сына старшего и просит их растолковать ему необыкновенный сон, так ему понравившийся, к чему бы это? Толмач так растолковал сон, никому ничто ни известно, что будет с каждым правоверным, это доступно только Всевышнему, самому господу Богу, а он един, как пожелает, так и будет, воспримем всё как должное, и возвёл руки к небу.
«О Аллах, поистине, я прошу тебя о всяком благе, что может произойти рано или поздно из того, что мне известно и неизвестно! И я прибегаю к твоей защите от всякого зла, что может произойти рано или поздно, о котором мне известно и неизвестно! О Аллах, поистине, я прошу Тебя о том благе, о котором просил Тебя твой раб и Посланник Мухаммад, и прибегаю к Тебе от зла того, от чего прибегал к Тебе твой раб и Посланник Мухаммад ! О Аллах, поистине, я прошу Тебя о Рае, а также о словах и делах, которые приближают к нему! И я прибегаю к Твоей защите от Ада, а также от слов и деяний, которые приближают к нему! И я прошу Тебя о том, чтобы всё, что Ты предопределил для меня, было благим!»Всё стало сразу ясно Кочук –бею, он успокоился, и сразу заснул умиротворённый.
После распада Золотой Орды татары нередко переселялись в пределы Московского государства. Знатный отпрыск ордынской фамилии Кочук – бей просил московского царя предоставить его роду место для проживания. Правитель московский согласился, но за это потребовал от будущих подданных полной политической и военной поддержки, и для защиты своих подданных от многочисленных недругов. Всё это напоминало отношения между великими и вассальными князьями, русскими государями и теми, кто нёс службу в их владениях. Поэтому такие татары стали называться – служилыми. Условия были жёсткими: в любой момент могли предводителя татар заменить, если его поведение не нравилось русским властям. Эти люди целиком зависели от царя, обязательным условием для счастливой карьеры татарского сановника на Руси было его обращение в православную веру.
Трудней тому, кто идёт первым.
Зима в тот год выдалась мягкой, снега почти не было, почва за зиму не промёрзла, а весна и того более ранней. С каждым днем из голой, серой земли показывается ковыль, то один, то другой росток. Проснулась значит того природа: зацвели степные тюльпаны, настоящий дикий тюльпан Шренка, который встречается по всему черноморскому побережью, в этом уголке Крыма собран в самом большом количестве, приоделась степь. Цветут ирисы, огненные маки. По всей огромной степи зацвела крошечными синими, белыми и розоватыми цветочками маленькая травка; вместе с нею показались первые желтые цветочки луковичных. Каждый теплый день добавляет роста зеленому ковру, и мелкие скромные цветочки стали пропадать в густой мураве. Громадный степной небосклон как будто бы еще более расширился, воздух стал прозрачнее; изредка, кутаясь на синюю дымку, на юге виднеются неясные очертания гор. Обилие красок, которыми вспыхивает степь, очень разнообразно. По всей огромной степи зацвели крошечными синими, белыми и розоватыми цветочками цветут «анютины глазки». Каждый теплый день добавляет роста зеленому ковру, и мелкие скромные цветочки стали пропадать в густой мураве. Все растения торопятся пользоваться влажной землей и теплыми, но не жгучими лучами солнца. К маю луковичные цветы пропадают, их сменяют крестоцветные, они не такие огромные и красивые, но зато более многочисленные. Хорошо, широко тогда в степи! Нигде, кроме степи, нет такого простора. Нет никаких преград глазам. Кругом видно, и видно на огромное пространство. Привольем веет от этой шири и необозримого изумрудного ковра, затканного яркими узорами цветов. Откуда это обилие цветов, трав, насекомых, бабочек, птиц, животных? Что находят они тут для своего обитания? Степь обладает каким-то таинственным свойством вызывать жизнь одной только влагой. Красота вокруг стоит неописуемая. Фруктовые деревья покрылись белым цветом, первым зацветает миндаль, затем к нему присоединяются айва, алыча, слива, яблони и груши. Не отступают от них рябина, калина и боярышник. Хорошеет неимоверно, буквально всё гудит от проснувшихся и гудящих пчёл, они усердно собирают нектар с многочисленных соцветий. Зацветает « Иудино дерево». Оно полностью скрывается под лиловыми цветами, которые покрывают даже стволы и крупные ветки, открывает свои огромные цветы магнолия. В тени благоденствует под весенним солнышком морозник. Оборванные, как лоскутья тряпок, серые тучи все реже проносятся над степью; вместо них высоко-высоко, плавно несутся кудрявые белые барашки. Красивые, прозрачные, как пар, они не затемняют солнечных лучей, и солнце неутомимо совершает свою могучую работу.
Взошло всё густо и сильно, всклочилось так, что уже в Юрьев день (23 апреля), когда скот выгнали первый раз в поле, земля была покрыта сплошною рослою зеленью, - и зелень была такая ядреная, что ею наедались досыта овцы, что даже коровы значительно прибавили удои молока. К 6 июня - Вознесеньеву дню грач уже прятался в тёмных озимых и своеобразно всходил князем брошенный в грязь овёс. Считается, что с Вознесеньева дня начинается полный расцвет весны и переход к лету, с этого дня начинают провожать весну, Последнее воскресение именуется проводами весны и встречей русалок. Как вдруг в то время когда наступала пора рассаживать в грядах капусту, стали слышны жалобы, что стало сушить. Рассаду и другие огородины «отливали водой», которую таскали на себе в худых вёдрах бабы, и ребятишки в кувшинах, но было не отлиться. Сушь «лубенила землю», и послышалось ужасное слово – засуха. Наступил июнь - месяц, и картина живописной степи, резко изменилась, на смену весенним, животрепещущим краскам пришло уныние: повсеместная пожухлость трав, лишь репейник, да верблюжья колючка не подвластны испепеляющему зною. Речка Салгир как бы замедлила свой ход, она в этот период настолько обмелела, что во многих местах можно её перейти вброд, царит полуденный зной, от нехватки пресной воды страдают люди, животные. Крымские татары – большие трудяги, они неприхотливы, важное место у них занимает в воспитании – чинопочитание, уважение к старшим – аксакалам. Понимая, что их безжизненная земля из – за отсутствия пресной воды, никогда не даст достаточного урожая, они веками занимаются исконным промыслом – скотоводством. Стада поджарых коров и многочисленные овечьи отары можно увидеть в самых неожиданных местах. И только диву даешься, как же животные ищут себе пропитание? Одни колючие кустики вокруг. Но скотинка довольна, и с удовольствием жует колючку – другого корма здесь просто нет. Это и является краеугольным камнем здешней жизни, татары потому так трепетно берегут то, что имеют – свои стада.
Для тех, кто видел степь голую, выжженную летом, землю без всяких признаков не только животной, но даже растительной жизни, вид степи весной является поразительным и непонятным. Старые люди говорят, что это не к добру, так и случилось. Но, что это? Облако закрыло небо, состоялось – нашествие саранчи - это классифицируется как восьмая египетская казнь. Пришедшая саранча покрыла землю так, что было страшно смотреть. Прожорливые вредители сметали на своём пути буквально всё. За день взрослая особь способна оприходовать столько зелёного корма, сколько весит сама. Потомство только одной самки съедает за лето рацион двух взрослых овец. В природе саранча двух видов: это безвредные кобылки, которые живут по одиночке, и насекомые стадные – опасные для посевов. Прозвище саранчи – «Тучи летающего голода.
Звук трущихся в полёте крыльев саранчи похож на раскаты сильного грома. Когда такая армада набрасывается на посевы, то буквально за несколько минут на месте сочной зелени остаётся голая мёртвая земля с торчащими кое – где деревьями, сломанными под тяжестью крылатых разбойников. Сказывают старые люди, полчища этих зловредных насекомых, когда обрушились на Нумидию и Киренаику, в результате там умерло от голода 800 тысяч человек. При этом саранчи было столько, что она закрыла собой солнце, наступила ночь, за которой последовал голод. Её тучи захватывали всё новые и новые огромные территории, условия для размножения насекомых оказались благоприятными. Огромные стаи прожорливых насекомых уничтожали посевы, любую зелень. Стая саранчи уничтожала всю растительность, всё, что попадало ей на пути: камыш, зерновые, овощи буквально за считанные минуты. Отжиги травы не давали результатов, она повсюду: в жилищах, под копытами лошадей, от их полчищ - скользят копыта, лошади ломают ноги. От нехватки кормов стали гибнуть животные, придёт иной раз татарин, да и обрадует своих домашних, что кобылку или «мерина» ободрал в ухабе. Лошади давно заморены на бескормице, они падали запрокидывались кверху ногами. Без коня степняку не выжить, полная безнадёга. Торговля исчезла – вместе с греками и армянами. В лавках остались лишь крымчаки, да караимы – потомки древней Иудеи, которые не могут расстаться с тысячелетним кладбищем и синагогами, вырубленными в скалах. Опустив носы в бороды, они сидели онемелые. Что делать в такой ситуации, Кочук – бей задумался, как спасти народ от голодной смерти? Собрав преданных соплеменников, выслушав почтенных и достойнейших, он принял разумное и единственно правильное решение. Двинуться на север в поисках лучшей доли, куска земли способной спасти их от этой ужасной напасти. Тем более указ московского государя на закрепление земель в Малороссии за Кочук - беем был получен. Татары не согласные с данным решением Кочук – бея, начали разбегаться, кто успел сбежать ранее, пока лошади не обессилили от изнурительной бескормицы, остальные приуныли в своих ожиданиях, хуже уже не может быть? Большинство кое – как справлялись с нуждой. Людские потери уже шли на тысячи, медлить нельзя. Собрав нехитрые пожитки, сбившись в кучу старики, женщины, дети лили слёзы об усопших, что дальше будет? Разместив в центр каравана всех слабых и немощных, двинулись в путь. Дорога лежит через безводные крымские степи, она будет сопряжена со многими трудностями. И не каждый преодолеет это испытание. Впереди каравана Кочук – бей послал с известием своих надёжных конников к предводителю русских - Шереметеву, о начале своего выдвижения на север, на упомянутые выше земли в договоре.
О Аллах, поистине я раб Твой, и сын раба Твоего и сын рабыни Твоей. Я подвластен Тебе, решения Твои обязательны для меня, а приговор вынесенный Тобой мне, справедлив. Я заклинаю Тебя каждым из Твоих имён, которыми ты назвал себя Сам. Или ниспослан его в книге Твоей, или открыл его кому – либо из сотворённых Тобой или оставил его скрытым ото всех, кроме Тебя, сделать Коран весной моего сердца, светом моей груди и причиной исчезновения моей грусти и прекращения моего беспокойства.
В этом безлюдье тебе никто не поможет: закончится вода, но еще раньше ты сам потеряешь остатки физических и душевных сил. И тогда «моменто у моря» помни о смерти (латинское выражение). Это самое жаркое время, когда температура превышает 30 градусов. Единственное спасение от жары - знаменитый татарский чай, который подают с бараньим жиром и солью. А, самый вкусный - это со жжёной мукой. О нём все хорошо осведомлены и восторгаются этим изумительным напитком. Замечу, что лучшего средства перенести адскую жару, я не знаю. Выпил большую чашу и несколько часов можно скитаться по барханам – жажда вообще не ощущается. Только в таких условиях можно по-настоящему познать себя. Запутанный лабиринт степных дорог, бездорожье, редкие поселения, отсутствие воды и изнуряющая жара. Именно здесь понимаешь, что на самом деле представляет собой каждый человек, возомнивший себя. Самоуверенность здесь очень быстро вылетает с головы – или ты сольешься с этим суровым миром и станешь его частью, или он тебя уничтожит. Всю ночь караван двигался на север, не останавливаясь ни на минутку, стараясь обойти лежавшие на их пути селения. Колыхались кибитки, словно корабли в бурю. Луна освещала своим бледным светом фантастические картины. В глубоких ухабах под раскатами столбовых дорог переселенцы бросали остовы лошадей, коров. Мясо собирали в баулы и ложили под седло, под влиянием жаркого солнца оно вялилось, и было пригодно в пищу. По бокам каравана скользили лисицы, собаки в ожидании отставшего путника, мертвечины, падали, да всевозможных остатков пищи. Днём за продвижением каравана сверху следили птицы – падальщики орлы, грифы, вороны выжидая от людей как бы ухватить, что – нибудь из того, что может остаться после зубов зверей. На их счастье животных околевало много, и трупы их валялись во множестве по степи. Зверью надо было иметь чутьё и ноги, дабы не пропасть с голоду. Взошедшее солнце застало караван в пути. Солнце стало нещадно палить, легкий ветерок не спасал от палящего зноя, жажда охватывала людей, животных. Руководивший караваном старый татарин уже собрался отдать распоряжение сделать привал, чтобы дать перевести дыхание измученным лошадям, верблюдам, но вдруг в страхе воскликнул: «Вот он огонь». Он не ошибся, с юга поднималась - словно сероватая пелена, на поверхности которой пробегали огнистые искорки, и людям каравана стало видно, что это светится полоса, идёт пал стеной, полукругом широко раскинув крылья на запад и на восток. Ну, что братья – мусульмане скажите? Мне кажется, что наши соплеменники пустили нам вдогонку огонь. Если огонь не изменит направление, то нам уже видно, что путь будет отрезан с трёх сторон. Оглядев внимательно степь, Кочук –бей пробормотал: «Всё это кажется пустяком, лишь бы нам остался единственный путь на север.
Если огонь не изменит направление, то нам уже видно, что путь будет отрезан с трёх сторон. Оглядев внимательно степь, Кочук –бей пробормотал: «Всё это кажется пустяком, лишь бы нам остался единственный путь на север». Вот это – то меня и пугает: лошади совсем обессилили, отозвался старик. В случае чего мы можем обрубить постромки, усадим женщин и детей верхом на лошадей, оставим скот, фургоны в добычу огню, а сами попытаемся бегом спастись. Пожар уже почти догнал беглецов. Густой дым застилал окрестность, затруднял дыхание. Искры летели вслед вихрем, и падали всего в нескольких десятках метров от кибиток. Мы погибли – сказал один из возниц, безнадёжно махнув рукой. Гоните «абзый», если через полчаса ветер не изменит направление, огонь скоро покажется у нас за плечами, тогда всем нам конец, сгорим в этом адском огне. Трудно описать, что творилось в караване, перепуганные женщины кричали истошными тонкими, срывающими голосами, прижимая к груди плачущих детей. Мужчины скверно ругались и беспощадно колотили лошадей, вынуждая их напрягать последние силы. Но лошади уже выбились из последних сил, и хотя погонявшая волна огня вселяла безумный страх в несчастных животных, они уже были не в состоянии ускорить бег, караван еле – еле тащился. «Кажется, наше дело уже безнадёжно» - проворчал старый татарин. Женщины, старики, дети все упали ниц и стали молиться, просить спасения. Предводитель Кочук – бей не мог промолвить слова, но разум искал спасения. Проклятье, пока мы живы, не следует терять надежды. Он вознёс руки к небу и воскликнул, что примет немедленно Православие, если Всевышний даст спасение каравану. Раскаты грома между тем усилились, хлынул ливень, да такой сильный, что в одно мгновение залил всю окружающую местность, налетел ветер, который резко изменил направление. Зарево огня преследующие караван притухло, люди в недоумении радостно глядели на небо, подарившее им спасение. Аллах, ты всемилостив. Лошади, вёзшие кибитки, окончательно выбились из сил, встали. Чудо состоялось, спасение обретено. Кочук -бей прекрасно понимал, что двигаться вперёд нет смысла, ещё немного – и лошади скоро падут от усталости, каравану необходим кратковременный отдых. Привал! За долгое время - проведённое в пути это первый случай, когда стреножили коней, развели костры, пожарили мясо, все наелись до отвала. Выставив сторожевые посты, группа разведчиков выдвинулась на обследование окружающей местности: выяснили, что рядом протекает река, в которой полно всевозможной рыбы. В пойме реки находится - много пресноводных озёр, вода которых пригодная к употреблению. Женщины, дети, старики усталые забылись в глубоком сне. Сколько прошло времени неизвестно, посланная группа вернулась к Кочук – бею с радостным известием, тот дал указание продолжить обследование территории. На поляне стояло несколько полуразрушенных брошенных хат, всё вокруг заросло высокой травой, валялись сгоревшие брёвна, виднелись остовы покосившихся сараюшек. Посредине белел остов лосиный с рогами, видимо загрызли волки. На нём дремали большие чёрные вороны. Вдалеке стояли покосившиеся деревянные кресты, для виденной в снах картины не хватало только крепких четырёх дубов, а так всё удивительно совпадало. Ну – да ничего, добавим подумал Кочук – бей, только немного разгребём все дела, обустроимся, поставим жилища. Да и скотину надо всю постройками обеспечить, от её сохранности во многом будет зависеть наше дальнейшее существование и обеспечение, ну – и конечно, надо заняться землями. Только с помощью урожаев можно будет забыть о голоде. Встревожив нарушенную тишину
Завидев людей, птицы нехотя взлетели. Вороны глухо каркая, низко и медленно полетели в лес, где на высоких соснах находились их гнёзда. Вся унылая картина наталкивала на мысль, что жильё давным, давно брошено людьми. Видимо произошла трагедия, враги спалили деревню, всех мужчин перебили, а женщин, детей угнали в - полон. День выдался сухой и жаркий. После обеда взрослые занялись делами обустройства, а ребятишки продолжили исследование окружающей территории. В лесу росло много малины, собрали полные туески . Вторая половина дня была менее жаркой. Небо от края до края наполнили мелкие облака. Через мгновение сверкнула молния, оглушительно ударил гром, обрушился дождь. Вот это дождище воскликнул Хасан, старший из подростков. Подростки стали искать убежище, дабы скрыться от ливня, переждать ненастье. Их внимание привлекла бродячая собака, она в одно мгновение скрылась в жерле сопки, отчего бы так? подростки двинулись ей в след. Их взору открылся небольшой вход в гору, достаточно большой, чтобы можно свободно пройти подросткам. Смутившись, но не испугавшись таким обстоятельствам, они решили пещеру обследовать, но предварительно переговорить с взрослыми. Получив добро, подготовились со всей ответственностью к продолжению поисков: подготовили факела, верёвку и на следующее утро двинулись в путь. При поисках обнаружили целую сеть связанных между собой тоннелей. Все они находились на глубине от трех до пятнадцати метров под землей. Ширина ходов местами достигала 3 метров, так же, как и высота. Они были построены давно, судя по их ветхости деревянных стропил, ориентировочно во времена Киевской Руси. Кроме того, интересен факт открытия всех тоннелей. Какие-то обнаружили переселенцы, а о других конечно знали местные жители. А некоторые из ходов были найдены совсем интересным образом: однажды стадо коров паслось на лугу, пока одна из них внезапно не провалилась в тоннель. Подростки обнаружили порядка 100 тоннелей. Некоторые из них заслужили особое внимание сельчан, и даже получили имена. Например, один проход назвали дырой гномов. Посчитали, что пока обнаружены не все тоннели - какая-то часть скрывается под землей, другая уже давно уничтожена. Все же, загадка тоннелей никак не поддается ни одному логическому объяснению: все они слишком маленькие и узкие, долго идти по ним просто не возможно. Воздуха под землей также крайне мало, и долго жить, там не получится. Кажется, будто все сказки о гномах и однажды стали явью, и именно эти существа стали полноценными владельцами подземного мира. В подземелье спускаться, пожалуй, будет опасно. Придётся искать убежище от непогоды здесь. Галерея, по которой шли дети, круто опускалась, то временами загибалась. Кое – где в её стенах виднелись тёмные ямы, выходы из боковых галерей. Оттуда иногда доносились звуки журчащей воды, пробивающей себе путь в недрах земли. Ох, и не нравится мне здесь, пробормотал Хасан. Галерея, местами круто спускалась вниз, переходившая в колодцы, заканчивалась выходом в небольшие комнаты – пещеры. Когда это было выполнено, каким народом сделано? Наверное, когда – то здесь произошёл катаклизм. Разговаривая между собой, беглецы тронулись за старшим вожатым – Хасаном, уже отыскавшим вход в расщелину, которая должна их привести к поверхности. Держитесь ближе ко мне, командовал Хасан. Эх, хватило бы наших факелов. Постойте, я пройду немного вперёд, а вы подождите. Без старшего Хасана, страх охватил подростков, но не подавая вида они крепче только сжали рукоятки своих ятаганов. Через несколько минут Хасан спешно возвратился. Что случилось? В коридоре полно змей. Ты с ума сошёл, должно быть? Сами посмотрите, убедитесь, да лучше прислушайтесь? Да, действительно до них донеслись странные звуки, имевшие сходство с какими – то шорохами, шипениями.
Дозорные отряды татар увидели приближение конницы казаков, о надвигающейся опасности было немедленно доложено Кочук – бею. Последовала команда всем срочно
скрыться в подземелье, не прерывая наблюдений за местностью. Доскакав до большой опушки, отряды встали, затрубили громко трубы, рожки, возвещая о своём прибытии. Сотни расступились, образовав круг, на средину выступил знатный воин, видимо большой и главный военноначальник – это был Шереметев. Зная о спрятавшихся татарах, он выжидал прихода их представителей. Толмач высказался об отсутствии злонамерений со стороны казаков, и необходимости встречи. Кочук – бей, со своей свитой, в нарядном халате, с чалмою на голове, въехал на опушку на арабском скакуне. Грациозно слез с коня, сохраняя достоинство, приблизился к Шереметеву. Тот широким жестом обвёл панораму окрестностей: Здесь всё ваше, и отныне вы здесь хозяин! Кочук – бей склонился в низком поклоне, коснулся земли, поднимаясь, поднёс пальцы к губам и произнёс: « Я целую эту землю, и клянусь верой и правдой защищать её, служить своему новому господину не жалея живота своего. О вас, я буду помнить вечно, вы навсегда останетесь в моём сердце, и при этом прижал руку к своей груди. Кочубей получил большие деньги на развитие и обустройство данной территории, после таких денег забот станет гораздо меньше.
Ушла в далёкое прошлое Киевская Русь. В начале 16 века на огромной территории централизованного государства было разбросано всего около 130 небольших поселений, это весьма не густо для такого пространства. Это очень мало с учётом протяжённости границ и потребностей в обороне, этого очень мало с точки зрения административного управления страной. Но несмотря на частые военные потрясения посадское население медленно, но неуклонно росло, знаменуя подъём жизни населения. У российского государства были в наличии необъятные пустующие земли, да к тому же плодородные на окраинах империи, в центре же империи они были перенаселены, побыли уставшими и деградирующими. Переселяли людей в степи тогда большими партиями. Людей, которых везли сюда, скупали на вывод у разных помещиков и в губерниях Орловской и Курской губерниях. «Народ сбивали», то есть совокупляли партии людей, по деревням стоял стон, а на выводных людей было жалко смотреть, хотя между ними было немало и таких, которые не унывали, а говорили, что хуже не будет. В сводных, дворах, шла распродажа овец, тёлок сох, борон, саней, - причём между бабами происходили сцены «навечной разлуки» они были раздирающими сердце. Партия была сборная с разных мест, все от дворян мелкопоместных. В числе переселяемых крестьян были дворовые и деревенские мужики. У дворовых не было ни скота, ни собственных телег. Впрочем, был такой случай, с подвод сбежало около двухсот выведенных мужиков, многие из них прибежали назад и стали прятаться в овинах, конопляниках. Когда их всех изловили, они стали жаловаться на нужду, ушли они якобы от вшей и от негодной воды. Их отсылали в стан и нещадно секли розгами. Кроме бежавших, многие в дороге заболевали: их некоторое время тащили на подводах, а потом бросали, где попало. Худые заморённые клячи падали в обозах, сбруя рвалась, колёса ломались, так много несчастий , выпадало на них. Последующий вывод и отправка людей был более неудачным, между ними начался кровавый понос, или жаление животами, - заболевших пришлось держать по дороге на квартирах и в землянках целую зиму. Половина людей померла по дороге, и убытки были большими. Всякий раз, когда, русское правительство с усиленной энергией приступало к проявлению своей власти, или к проведению законов, которые были не по вкусу народу, сопротивление последнего - выражалось в бегстве на окраины государства; в таких центробежных стремлениях населения высказалось и теперь недовольство народа реформаторскими затеями правительства; в самом центре консервативные элементы населения не могли предпринять борьбы против государственной власти; на окраинах же государству существовала постоянная опасность. Нижние слои народонаселения подвижны, как летучий песок и ежечасно готовы к переселению, восстанию и крестьянской войне. У крестьян всегда есть чувство – это любовь к земле, получение хороших урожаев, чтобы содержать свои семьи в достатке, и быть в коей мере свободными. Поэтому сотни тысяч крестьян двинулись на юг, где по словам всё это можно было приобрести, а найти неведомое можно только в Малороссии, да Диком поле по рассказам бывалых, и повидавших на белом свете людей.
Пёстрая смесь народов и языков, обычаев и представлений не стала мешать мирной жизни переселенцев, их товариществу и взаимной помощи. Конечно, не могло обойтись без трений, противоречий, столкновения интересов из – за земли и угодий пахотных, соляных озёр, рыбных ловель и звериных промыслов. Равенство постепенно отходило в прошлое, появлялись разбогатевшие люди, знатные, домовитые. Живём здеся, не столь давно, да дело не в этом. Места здесь опасные и безлюдные. Но, мы решили становиться здесь накрепко, будем стеречь от неприятеля эти места, заведём хозяйство, и тем будем кормиться. Копили деньги и имущество, богатели их дома, увеличивались стада лошадей, скота, выводки домашней птицы, бедные односельчане особенно из вновь прибывших беглых попадали к ним в зависимость, а то и в прямую кабалу. Деление на лучших, и меньших, прожиточных и худых, исстари существовавшие на Руси традиции переселенцы приносили и в новообжитые места.
Благодатная почва родит множество овощей: в огромных количествах растёт дикий лук, кочанная капуста, такое большое количество огурцов, которые можно солить и употреблять в качестве приправы к мясу и рыбе, а также есть с хлебом. Широки и бескрайни степи Украины, многочисленны её реки, густы леса. Охота на зверя всегда отличала славян, такой охотой у славян занимались практически все, в те времена высшей воинской доблестью считались сила, мужество и смелость, охота служила - прежде всего - школой боевой жизни панов и их многочисленных дружин. Казаки остановились в густом кустарнике, переговорили насчёт дальнейших своих действий, разбились на группы стрелков и загонщиков. Стрелки остались на месте близ опушки, а загонщики с собаками двинулись вперёд. Стрелки залегли в ожидании зверя, спрятались за валунами, великанами соснами. Ход зверя, однако, всегда отмечают птицы: сороки, дрозды, синички, крапивнички. Практически до морозов они придерживаются своих территорий, криками предупреждают о нарушениях границы. В зарослях токовали тетерева, мирно постукивал по дереву лиственницы дятел, птички дружно чекая, пересвистывались между собой. Посидев, подумав, отправились дальше вдоль опушки. Загонщики шли медленно, и вот началось, стрелки застыли в нетерпеливом подмывающем ожидании. Но ждать пришлось недолго, загонщикам предстояло пройти чащобой меньше версты. Невдалеке чуть слышно хрустнул валежник. Великое дело не пуганый зверь, через каких – то полчаса после захода солнца на поляну выскочил огромный секач, а за ним и всё многочисленное стадо, самки с выводками поросят.
Охота на кабана не менее опасная, чем на медведя или волка, зверь умный, порою даже хитрый. В схватке с этим зверем нередки случая внезапного нападения кабана на охотника. Зачастую охотники получают ужасные рваные раны, наносимые кабаном клыками, эти раны залечиваются с величайшим трудом, причиняя неимоверные мучения, они вечно гноятся, часто вновь открываются, а закрываясь, оставляют неизгладимые громадные рубцы. Их было так много, наверное больше полусотни, или того более. За малыми поросятами наблюдать было мило и трогательно. Они словно малые дети резвились, бодались своими пятачками, самки паслись рядом, настороженно оглядывая и обнюхивая округу, словно предвкушая и видя опасность. Дружинники, подойдя ближе на выстрел, стали палить из фузей, остальные осыпать стадо стрелами. Первым от оружейного выстрела пал секач. Следом упало несколько самок, молодые поросята, которые не смогли бежать в чащу, были пойманы сеткой. На земле поверженным лежал огромный секач, его трепали собаки: « Ну, битого – то и ленивый топчет.» Привязав туши за задние ноги, их как волокуши подтащили к саням, там же и всю дичь разделали. Знатная охота выдалась, вся зима будет сытной и животу благостной.
С приходом переселенцев стали как грибы расти деревни, но, как правило, в деревнях по – первости жителей было немного. Но прошёл год, другой и селения уже было не узнать. По деревням сновали стайками вездесущие мальчишки. Мычали коровы, блеяли овцы, кудахтали куры, сельчане возводили избы каждый по приходу. Улиц в такой деревне, собственно, нет совсем. Вместо них имеются кривые каменные лестницы в узких промежутках между двухэтажными домами, которые громоздятся один над другим, образуя по склону ущелья сплошную многоярусную постройку. Двором нередко служат крыши нижележащих домов. Передняя стена дома представляет собой загородку из плетня, обмазанную глиной. Извне к дому нередко пристраивался с наружной стороны очага куполообразная печь для выпечки хлеба. Интерьер крымско -татарского жилища зависел от материального достатка его хозяина и состоял из камина с трубой и подвешенного к нему на цепи казана, ярких ковров или узорных войлоков постеленных на полу, широких и низких диванов (сет), расположенных вдоль стен. Одеяла и подушки были уложены стопкой на сундуках в специальной нише (камере). Важное значение - придавалось медной и гончарной посуде, располагавшейся на открытых полках Отличительной чертой традиционного быта крымских татар являлось широкое использование полотенец для украшения комнат. Убранство жилищ также дополнялось предметами мебели - низенькими столиками, скамейками, скатертями, салфетками, занавесями. Рядом со спальней строилось помещение для купания, которое называлось «сув долабы», в спальне стояла расписная колыбель, а в сенях находился ручной станок, на котором крымские татарки ткали платки полотенца и другие предметы. Если в доме имелась отдельная парадная комната для гостей то лучшие вещи - ковры, посуда - собирались здесь. "Гостиная довольно порядочна для простого татарина. Крымские татары-степняки увешивают и затягивают войлоком стены саманных домов, стремясь придать жилищу облик ушедшей в прошлое кочевнической юрты, а уж ковров, подушек и тюфяков счёту нет! Татары с удивлением озираются вокруг себя. Некому теперь отгрести навоз от дверей своей сакли, никто не будет ловить макрель, не будут стучать молотки сапожников, теперь придётся всё делать самим. А сами мы, что можем? Подоить кобылиц, верблюдиц, сделать кумыс, такой почитаемый в народе, да но, это ведь всё делали русские пленники. Придётся всему учиться у русских? У крымцев, наследников кыпчаков (половцев), универсальным материалом в убранстве жилищ являются узорные войлоки. Но зимой в юртах не выжить, снежные бури насквозь продувают жилища, необходимо строить крепкие дома из местного подручного материала.
Убранство комнат отличается особым уютом: земляные полы устилаются особым мягким войлоком - и ковриками, вокруг стен стелятся тюфяки кругом к стенам, приставлялись длинные, покрытые ситцевыми чехлами подушки. Все эти подушки покрываются вытканными рукой домохозяйки длинными и узкими покрывалами. Посреди комнаты ставится низкий круглый стол, за которым семья собиралась для трапезы. На ночь комната превращается в спальню, по всему полу стелятся матрасы. Утром все матрасы и одеяла складывались в специально приспособленной для этого нише. Аккуратно покрываются покрывалами, сверху симметрично расставляются подушки и сооружаются так называемые спальные места. Традиционные поселения и жилища крымских татар отошли в прошлое, они стали приспосабливаться в зависимости от природно-климатических местных условий, строить деревянные, глиной обмазанные хаты, ассимилироваться с местным населением. Создававшееся в результате жилище должно стать и полностью соответствовать местным климатическим условиям и основным требованиям. Вскоре все пришлые народы начали ассимилироваться, сливаться в одно единое целое. Многие были недовольны, Находясь в домах, они уже сидели на стульях. Не с этих ли стульев всё и началось? – спросил бывший главный мулла, обращаясь к молодому татарину Хасану, шипя от злости. Он первым переполз со стула на пол, а все его выражения можно было понять так: «Без ножа, сволочи режут». Важным фактором в процессе этого объединения стало заимствование разговорного языка, им стал русский, одежды, обычаев. Ну, и поэтому течёт в российских людях кровь не чисто русская, потому как все перемешались с инородцами: поляками, с татарами, с немцами, Со шведами, и .. даже с жидами. Отказавшихся поселиться в русских и новокрещенских селениях, предполагалось разместить на свободные земли между Саратовом и Азовом или губерниях Малороссии. В новых поселениях предусматривалось строительство по одной церкви на каждые 250 дворов, при этом штат священнослужителей должен был держать под постоянным наблюдением всех прихожан. В каждой церкви должны были служить два священника, дьякон и три церковника. Разрешение на переселение давала Новокрещенская контора, письмо священнику нового поселения подписывал архимандрит или его помощник. Новопоселенцу выделялось место для дома, пашенные и сенокосные угодья. Не пожелавшие, - переселиться новокрещеные, имели право оставаться там, «где жили ранее».
Указ подтвердил ранее установленные льготы новокрещеным. Новокрещеные на три года освобождались от уплаты налогов, призыва в рекруты.
При этом указ предусматривал, чтобы все налоговые льготы должны были компенсировать те, кто не хотел креститься. Государство, переложив платежи крещеных на некрещеных, ставило приверженцев своей веры, в чрезвычайно сложное экономическое положение. Налоговый пресс в отношении татар-мусульман возрастал в зависимости от темпов крещения. Освобождение от рекрутской повинности новокрещеных, также компенсировалось дополнительным набором рекрут, среди не крестившихся.
Кроме того, правительство за принятие святого крещения предусмотрело различные подарки и денежное вознаграждение от 50 коп. до 1 руб. 50 коп. Богатый получал подарки более ценные, чем бедный, мужчина больше, чем женщина, дети меньше, чем взрослые. Ясачные татары-мусульмане в случае крещения получали медный крест, рубаху и порты, сермяжный кафтан, шапку, рукавицы, чирики с чулками, а татарские мурзы могли рассчитывать на серебряный крест и более ценные вещи и одежду.
Указ материально заинтересовывал миссионеров. На просветительскую деятельность предусматривалось выделение ежегодно по 10 тысяч рублей, значительная по тем временам сумма. Были назначены достаточно высокие для того времени жалованья: архимандриту – 300 руб., протопопам – 150, переводчикам – 100, комиссару – 120, канцеляристу – 84, копиистам – 60 руб. в год. Кроме того, все миссионеры, в зависимости от занимаемой должности, получали натуральные выплаты продуктами питания. Крещение вновь избранных православных произвёл в самой Ворскле с многочисленной церковной братией сам митрополит Киевский Мир Ликийских Матфей, Ему такое право было дано патриархом Константинопольским полномочия «относительно церковных дел в Малой России и в Московском царстве сие крещение было произведено в 1606 году. Основным типом поселения переселенцев крестьян стала деревня, состоявшая из пяти – шести жилых дворов. Слово деревня происходит от слова – драть, то есть расчищать участок под пашню, вырубая и сжигая деревья, а затем пахать целину. Не случайно деревней стали сначала называть пахотные и сенокосные угодья, располагавшиеся по речным долинам или возле дорог «прямоезжих». Ведь крестьяне, прежде всего, выбирали и расчищали плодородную почву для ведения хозяйства и лишь после этого основывали небольшое поселение, обзаводились избами, дворами, хозяйственными постройками. Наиболее крупным из крестьянских поселений стало село, отличавшее от деревни и по характеру, и по происхождению. Сёла основывались крупными землевладельцами. Осваивая огромные российские территории, крестьяне селились везде: «куда топор и соха и коса ходила. Нередко земледельцы возделывали пахотные участки «наездом», то есть отъезжая из д. «Земля – кормилица», «земля – матушка» только на земле можно холопам семьёй выжить. Испокон веков отложены в сознании русского человека такие понятия. В сказаниях, балладах, даже русских народных сказках отражена любовь наших предков к своей Родине, уважительное отношение к земле, к дарам, которые она даёт людям. Первый год для переселенцев выдался таким трудным, голодным. Но он прошёл, вспахали целину, взошли злаки. Последние дни погода как будто установилась, необходимо досеять овёс и гречиху. С окончанием сева все запаздывали, мешали частые дожди.
От синевы неба и яркого солнца, от яркой зелени было необыкновенно хорошо, отрадно смотреть на пашню, лес на открывающиеся просторы. Как пахнет земля весной, запах знакомый только хлебопашцам, его не спутаешь ни с каким другим запахом. Ночью обложило звёздное небо тяжёлыми тучами, пошёл дождь. В сетке дождя утонули деревья, холмы, стало тихо в округе, от земли исходил пар, прогрелась она, словно живая тяжело дышала всей грудью, просыпаясь от зимнего сна. Год обещает быть урожайным, лишь бы дожди не зачастили, да не сгноили посевы. Рожь созрела необыкновенно рано, первые урожаи были хороши. В конце июня мужики уже парили в горшках рожь и ели её немолотую, а к Петрову дню пекли «новый хлеб». Петров день – это «наш престол» и наш крестьянский праздник. На улице шла сплошная гульба, стало «сыто и пьяно»; высоко «подмахивали качели», и молодые люди - стеной наступая друг на друга, пели песни. А за ручьём на косогоре, где был - кабак, разносилось: «Наварите братцы, пива молодого». Пошла опять знакомая струя. Воистину нет предела щедротам земли, кормящей и питающей всех, кто живёт на ней, её можно сравнить с волшебной кладовой. К земле тянуло холопов на волю, в украинские степи; зело притомились, - крестьянские натруженные руки, истосковались по тяжёлой работе. Где бы не жил, в каком месте не селился земледелец, он всегда в поте лица своего добывал пропитание себе и домочадцам. Трудовой день начинался рано: летом вставали с восходом солнца, зимой и осенью – задолго до рассвета. Большое место в домашнем быту русских людей занимает баня. Иностранцы, посещавшие Русь, пишут, что у «московитов» бани – лучшее средство лечения едва ли не от всех болезней. Потому – то и возникла пословица: «Коли не бани, то все бы пропали». По большим церковным праздникам крестьяне, следуя наставлениям священников, старались не работать. Скудный же достаток не давал сельчанам возможность для пышного и продолжительного празднования. Более именитые чтут праздничные дни тем, что по окончании богослужения - устроят пиршество, да пьянство, облекаются в более нарядное одеяние, а простой народ, слуги и холопы большей части работают, говоря, что праздновать и воздерживаться от работы есть дело господское, что заняться работой, чем попусту терять достаток и время в питие, и тому подобное в делах. Все отмечают воздержанность в «питие» в простом народе. Крестьяне считают опьянение - гнусным состоянием, потому и позволяют себе бражничать «только в большие праздники, тогда как в малые народ трудится. Действительно, есть заповедь, которая записана в Священном Писании: «День седьмой посвящать Господу». И поэтому в этот день человек максимально приближается к Богу, забывая про свои обычные дела, которыми он занят в течение всей недели. Но отношение христианства к седьмому дню субботе, как седьмому дню, разное. В христианстве же доминирует, прежде всего, заповедь о любви к Богу и ближнему. А мы знаем, что любовь превосходит всякий закон. Христианское отношение к празднику говорит о том, что этот день нужно отдать Богу и ближнему (в данном случае мы можем, прежде всего, говорить о своей семье, а потом и о других людях), праздник придти в храм. И если человек нуждается в нашей сиюминутной помощи, смеем ли мы сказать «Приди завтра, Судите сами – что лучше: как провести и каким образом.
. « Пашня наездом» обрабатывалась в двух случаях: когда вновь начинали обрабатывать заброшенные земли – пустоши и когда поднимали целину (сводили лес, корчевали пни, изводили кустарник). Первое разумеется, было перспективнее, обрабатывать заброшенные земли, конечно легче, чем целину. Основными орудиями крестьянского труда стали соха, серп, да коса.
На огородах высаживать стали овощи, самым популярным овощем стала – репа, она считается вторым хлебом. В сёлах, где находятся дома панов стали разводить сады, в которых стали высаживать яблони, сливы, груши, вишни. Как бы то ни было, деревни росли, бабы справно рожали детишков, которые ежегодно пополняли ряды сельчан. Да, скажет бывало поп, иной бабе или девушке, - дай бог, чтобы тебе это было прощено и, чтобы ты впредь не согрешала, а ты для того поусердствуй: послужи господу. «Радым рада батечка, тильки не знаю: чем ему услуговать, хиба сходить в церкву.Нет, никуда далеко ходить не надо, - дома трудитесь и не делай того, что делала, а теперь сейчас пойди смеряй божьих деток Михалку, да Потапку и сшей им портки, хоть коротенькие, да по сорочке. А то выросли, - стыдятся, голые пузеня людям казать. Эх, Рассея от Днепра и до Енисея, молодёжь требовала общения.
Молодежь нанимала хату. Девушки приносили угощения, рукоделие и свечи, парни – выпивку, музыку и солому. Через посыльного парень выяснял у понравившейся девушки, будет ли она с ним ночевать. Если девушка соглашалась, то отвечала гонцу «Мокро». В случае отказа — «Сухо». Когда на вечернице догорали свечи, пары расположились на соломе и начинали притулы – объятия, поцелуи. Притулы ни к чему не обязывают, и на утро пары могли распадаться. Если девушка одному дала притуляться, то должна давать и другим. Поэтому постоянно формировались новые союзы. Все были без нижнего белья, что у девушек добавляло притулам пикантность. Парни выпрашивали у девушек возможность «намочить кончик» — совершить половой акт без дефлорации. Некоторые на вечерницах учились и «высмыкивать», извергая семя «в шмотку». Но из-за сексуальной неопытности молодежи, девушки на притуле могли лишаться невинности и беременеть. Сказывают, что будучи еще безусым парубком, Прима холоп переоделся девушкой, чтобы получить место горничной. Дочери хозяина вечером секелялись, и пригласили служанку присоединиться.
После терки девицы удивлялись, какой у горничной мощный киль (секель), и потом всегда просили секелять их сверху. Горничная (Прима) врала, что киль вырос, пока она шла на заработки: было жарко, между его ног, что – то натирало и росло. Со временем хозяин заметил, что дочери сильно поправились, посадил на табурет и устроил проверку невинности. Обнаружилось, что обе дочки беременны. Осмотрел горничную – обман раскрылся. Вот тебе и вся дорога, от печи и до порога. Холопу пришлось снести тяжкие побои хозяина, а наутро исчезнуть со двора засветло. Поиски поганого холопа, ни к чему не привели. Весной и летом в светлое время суток молодежь была у всех на виду. Ночью парам не запрещалось уединяться для поцелуев, объятий и терок. Получив разрешение родителей, девушки устраивали постель вне дома – в саду, на телеге или на сеновале. Родители наставляли дочерей беречь невинность, девичье богатство. Осенью и зимой вся семья ночевала в единственной комнате дома, а созревших юношей и девушек отправляли на вечерницы. Сезон вечерниц начинался после окончания полевых работ и длился до Великого поста. Девушки, которые не ночевали с парнями и не ходили на вечерницы, становились среди – одногодок, объектом для насмешек. Именно на вечерницах молодежь проходила своеобразный сексуальный ликбез. Праздник на Ивана – Купала (Иванов день) – древний праздник летнего солнцестояния празднуется в ночь с 6 на 7 июля. Эта ночь считается волшебной: вступают в силу травы, наступает время гаданий. Смотри Петро, ты поспел как раз в пору; завтра Ивана – Купала. Один раз, только в эту ночь и цветёт папоротник, не прозевай. Ночь на Ивана - Купала праздник лета, в этот день девушки плетут венки и пускают их по реке, гадают и прыгают через костёр. Всем в эту ночь становится весело, нечистая сила изгоняется, сгорает, открывая дорогу радости, играм и хороводам. Праздник будем мы праздновать в лесу, как обычно. Он у нас самый шумный, самый весёлый. На опушке леса три чоловика собирали граблями – кошенину, трое подтаскивали лесины, пилили их на четверо и складывали в кучу, тем самым готовили кострище. Всем этим руководил старшой - это был чёрный кудрявый мужик, мускулистый, сильный, живой, с карими глазами, чёрными сросшимися бровями над носом и большой великолепной бородой. Выражение лица было сильное, смелое, решительное и довольно жёсткое. При нём находился в помощниках его брат Пахом – молодец лет двадцати пяти, чрезвычайно похожий. Он рассуждал, что русский мужик – самый выносливый продукт природы, что он не избалован природой. Пополудни потянулись вереницы молодых празднично одетых людей. Девушки были все нарядны, приукрашены, парни тож, но слегка подпиты, все с праздничным настроением. Молодой Кочубей ещё издалека заприметил девицу, подошёл к ней скромно, не борзо с наскоку. Ейное лицо показалось ему весьма приветливым всё добра полно, да и разума должно быть палата? И нет в ней ни соблазна, ни страха заботного – точно всё, что для не надобно, ею внутри себя уготовано. И вот видно ему, что встала она при его – то взглядах, заткнула несвязанный из трав веночек за веточку и тихо пошла к кустику, за которым стоял молодой барин. Тут уж молодец не выдержал – вышел ей навстречу и поклонился по вежливому, и заговорил по учтивому: « Здравствуй, красная девица, до других до всех ласковая, до себя беззаботная. Я пришёл к тебе и поклон принёс. По – первости, начали водить хороводы, взявшись за руки, петь песни при этом. Начинало смеркаться. За столь короткое время молодёжь определилась по парам, и дружно взявшись за руки, уже не покидали друг – друга без особой надобности. Праздник Ивана Купала на Руси всегда сопровождался любовными игрищами. Девушки прыгали через костёр, оголяя свои интимные места. После этого к ним присоединялись юноши. Ох, уж эта Русь! Брага лилась рекой, многие парочки прыгали через костёр, а потом всё заканчивалось бурными оргиями.
Все ждали чуда. Молодой барин - Кочубей со своей избранницей в поисках цветка папоротника уединились в чащобу леса. Стояла темень, но она не мешала, а только способствовала их сближению. Объятия, горячие поцелуи подогревали любовный азарт. Оступившись в темноте, хлопец ударился о ствол, набив большую шишку на лбу. Девушка не стала расспрашивать его о самочувствии, а сорвала лист подорожника, скрутила его в руках и сок выжала на ушибленное место, отчего в ту же минуту у него во лбу прошёл жар, шишка уменьшилась в размерах. Полночь, как важен сейчас этот час. Необходимо продолжить поиски цветка папоротника, сказывают в нём счастье - силу имеет? Да всё потому, что всякий человек властен, только в одном в теперешнем своём часе. Это почему? Это потому, что от тебя, сейчас зависит, как сделать, чтобы он рад или печален стал. А какое же дело надо сделать, добро которое ты в сей же час этому человеку, мне успеешь сделать. Тогда у нас всё заспорится и сладится. Отгадал, закричала девушка? Не робей, я тебе всё отдам, правду видно сказывают, что суженного и конём, и на кривых оглоблях не объехать. Так – то вот, барин почесал в голове. Я признаться не так взгадывал, подумал про себя молодой барин.
Дивная ночь на Ивана – Купала.
С неба звезда одна будто пала.
Ждём этой красочной ночи.
У девиц и парубков светятся очи.
Только раз в году, мне чудится.
Будто я цветок найду, да желание сбудется.
Блики луны отражаются в речке.
Бьются в объятиях наши сердечки.
Ярко кострище пылает в ночи.
Будто большими видятся кочки.
Чудо цветок на Ивана – Купала.
Он ведь один, а на всех его мало.
Отсутствие опыта в любовных утехах не явилось помехой. Любовь Фёдоровна, так долго ждавшая этой минуты, так и не поняла, как это свершилось, что делать по этому поводу: радоваться или лить слёзы? Им было обоим хорошо и радостно, они были поглощены таким увлечением, которое делало для них чужие сердечные страдания смешными, они увлечённо смеялись. Ночь пролетела быстро, не успели впотьмах друг – друга разглядеть, какого? Хорошо, что хоть имя его узнала. Хорошо верю, но ты знаешь этого молодого человека? Что за прекрасное лицо! Он понравился мне, ты позови его к нам. Нет, лучше расскажи о нём, а то я готова плакать, ах какая досада. Да, Любовь Фёдоровна не видывала вблизи молодых людей, которых можно сравнить с Василием Леонтьевичем, какой красивый молодой человек. Молодой человек пригласил к себе впервые понравившуюся ему девушку. Батюшка Василия Леонтьевича встретил их в зале. Хозяин с матушкой благославили молодых. Он посмотрел на избранницу сына и проговорил: « Ну, а что же вы так смутились?» Да, она из бывших староверов, девица сделала ему почтительный реферанс, оставшись на прежнем месте. Что ж подойдите, попросил родитель Кочубей. Так ну и что ж, мы тоже бывшие магометанской веры. Господь тебя благославит: во имя Отца, и сына, и святого духа. И он благославил, невестка сильно растрогалась услышенным, хотела поцеловать руку, он погладил её по головке и сказал: «Умница!» Девушка так растрогалась от этой, вероятно неожиданной ласки, что заплакала и убежала во внутренние покои. Когда девушка в аристократической семье подрастала, начинался самый важный, самый веселый, но и самый короткий период в ее жизни. Пора на выданье. Самый - это важный момент – потому, что от того, насколько удачную партию она сделает, напрямую зависит вся ее оставшаяся жизнь. В мужья ей подходит только аристократ, - человек, с которым у нее общее происхождение, который, может обеспечить ей уровень и окружение, положенные ей по рождению, с которым она передаст их общему потомству традиции и ценности, обоих аристократических родов. «Брак не имеет ничего общего с любовью, а толерантность и глупость вокруг брака отсутствует. Все союзы есть союзы по выгоде, и, что хуже всего, это понятие выгоды постоянно меняется. Выдать замуж дочку это есть, прежде всего - задача женской части семьи. Матери интенсивно переговаривают со всей родней, обмениваются новостями. Ведь мир аристократии в империи не такой уж и большой. Все знают всё, - про всех (если не напрямую, то через родню) - у кого дочка на выданье, у кого сын не женат, у кого ожидается наследство. Каждый потенциальный жених «проверяется» по своим каналам, составляются всевозможные комбинации, списки, прорабатываются ходы и оцениваются шансы. Надо заметить, что месяц октябрь - мясоед на Руси издавна считался свадебным месяцем. Полевые работы в это время были полностью завершены, а до Рождественского поста, в период которого свадьбы не совершались, было ещё далеко. Особенно престижным было сыграть свадьбу накануне праздника Покрова Богородицы. Верили, что молодая семья будет особенно счастливой и прочной, так как её оберегает сама Богородица. С самых древних времён и по сей день на Руси, да, пожалуй, и во всем мире нет более значительного, торжественного и радостного события, чем вступление в брак. И поэтому обставляли его со всей возможной пышностью и изобретательностью. После смотра произошёл сговор - первая часть брачного праздника или вступление к торжеству. Сговорный день назначен родителями невесты. Родители жениха, сам жених и его близкие родственники приехали к панам Жученко. Тут родители невесты приняли гостей с почестями, вышли к ним навстречу, кланялись друг другу до земли, сажали гостей на почетные места в переднем углу, а сами садились подле них. Несколько времени они молчали, глядя друг на друга. Так следовало по приличию. Потом женихов отец Кочубей Леонтий Андреевич сказал: церемониальную речь в ней он выразил, что они приехали для доброго дела, а родители невесты ответили, что рады такому приезду. Тогда составили уговор, записали рядную запись, где означалось, что обе стороны постановили: в такое-то время жених обязался взять себе в жену Любовь Фёдоровну Жученко, а родственники ее должны выдать и дать за ней приданное. Рядную запись писал подьячий, которого нарочно при этом пригласили, иногда в той же рядной записи добавили условие, чтоб мужу не бить жены своей, и в случае нарушения условия ее родители могут искать судом на зяте, который без того не обязывался к такой кротости по одному своему званию супруга. Невесты не было при сговоре. Но по окончании условий одна из женщин, из семейства или из родни невесты, принесла жениху и его родственникам подарки от имени невесты. Сговор имел юридическую силу. Отказаться после него от брака значит оскорбить семью". "Тили-тили тесто, жених и невеста," - кричали соседские ребятишки. "Тили-тили тесто, жених и невеста", - подшучивали друзья. И действительно, не в шутку, а на полном серьезе, ты - жених, она - невеста. Наступает самый торжественный и волнительный день в вашей жизни. А пока стоит сложная, но интересная задача - организация праздника. Только от желания молодых зависит, каким будет торжество. Малороссия это мир смешанных и взаимопроникающих традиций и обрядов. Свадьба – событие религиозное, важное, которое определит всю дальнейшую жизнь молодой пары.
О наступлении свадебного дня, для которого готовили в изобилии кушанья и напитки и в этот день всем пить и праздновать, Отправился в церковь весь свадебный причет и с ним родители молодых. Лицо невесты покрыли фатой. Священнику поднесли прежде пироги; он тогда благословил молодых и спел из псалма 127 «Блажени вси боящиеся Господа, ходящий в путех его. Труды плодов твоих снеси, потом, подступив к жениху молодому, положил на его голову свою руку и говорил: «Ты берешь молодую и милую: будешь ли ее любить в радостях и бедности? Не будешь ли издеваться над нею, и поступать с нею грубо? Если она состарится, сделается немощною или больною, то не покинешь ли ее?» Жених ответил: «Нет». Тогда он обратился к невесте и говорил: «Ты еще молодая и неопытная, будешь ли жить с мужем в согласии, как следует доброй жене? Будешь ли смотреть за хозяйством? Пребудешь ли ему верною, когда он состарится и ослабеет?» Она ответила: «Да!» После этого священник взял венцы, положил на их головы и говорил: «Растите и множьтесь». Прочитал потом молитву, благословил их три раза крестом и произнёс: «Что Бог соединяет, того не расторгнуть человеку». Затем все зажгли восковые небольшие свечи. После священник подал новобрачным позолоченную чашу с медом, из которой они пили, и наконец - поздравил их со вступлением в брак. Потом молодые бросили на землю чашу, топтали ее ногами, приговаривая: да будут так попраны наши враги, которые захотят поселить между нами ненависть и раздор. При выходе новобрачных из церкви женщины осыпали конопляным семенем, пожелав им здоровья и долговечной жизни. Потом все возвратились домой, где начались веселья. Молодая пара встала во главе стола. Выпили по чарке за здоровье родителей, жених – Василий Леонтьевич впервые видит свою невесту во всей красе. Вся зала завалена подарками, в продолжение свадебного пирования, гости дарили молодых, каждый соразмерно своему состоянию, разными вещами, которые укладывали потом в сундуки, и это составляло их приданое: чего здесь только нет: заморская посуда золотая, кубки серебряные, и кружки разных форм, ткани заморские разные шитые золотом. А гости, гости все наряженные одеты в роскошные одежды, женщины все в кокошниках с жемчугом, он является у русских женщин основным головным убором. Столы ломятся от различных яств и напитков. Гости праздные начинают кричать «горько», намекая - на горькость вина и побуждают молодожёнов поцеловаться, чтобы сделать напиток более сладким. Родитель Кочубей Леонтий Андреевич поднялся из – стола оглядел присутствующих гостей, гости в знак особого уважения родителям жениха, смолкли вслушиваясь в произносимую речь: «Мы, родители, поздравляем и благословляем наших детей. Им вместе строить свое счастье. Пусть они во всем помогают друг другу, создают крепкую семью и дождутся такого счастливого дня, когда их дети будут вступать в брак, заводить свои семьи. А сейчас, дорогие гости, наполните кубки, выпьем за молодых, за новую семью, и пусть с ними всю жизнь будут вера, надежда, любовь! Горько!» С ответным приветствием выступили паны Жученко, родители невестки. Гости изрядно захмелевшие произносят тосты, они сыпались, как из рога изобилия, только успевай поднимать полные кубки после здравиц.
Запомните эту минуту навеки,
Да будет священной она:
Теперь Вы не просто жених и невеста,
Отныне – Вы муж и жена.
И пусть Вас минуют любые напасти,
Пусть пламя не гаснет в крови.
Желаем здоровья, желаем вам счастья.
Желаем Вам крепкой любви!
Свадьба продолжается до самого раннего утра, это всеми признано. Молодые сильно устали затянувшимся празднованием, но крепятся, друг – друга поддерживают, шутят, стараются своим присутствием придать веселье.
Слуга вносит на большом серебряном большом подносе жареного лебедя – символ плодородия, который является последним подаваемым блюдом на стол, перед проводами молодожёнов в спальню.
Брачная ночь по-прежнему остаётся наполовину публичным зрелищем. Невесту и жениха церемонно раздели и уложили в брачную постель, куда им, перед тем как скромно задернуть полог, подали ночные одежды. Пир в это время продолжался, зачастую по три дня. Первым в брачную комнату входил дружка и ударял кнутом по постели, отгоняя нечистую силу. На кровать легла крёстная и потребовала выкуп за постель. Затем молодых оставили одних, поставив у дверей охранника клетника, чтобы отгонял загулявших гостей или нечистую силу. Наедине новобрачные обязаны были исполнить ряд обрядовых действий, по поверью, обеспечивавших счастливую семейную жизнь, достаток и рождение здоровых детей: съесть кашу одной ложкой, разорвать вместе отварную курицу, разломать пополам и отведать хлеб. Затем, молодая жена спросила у мужа разрешения лечь с ним в постель, а он не дал ответа сразу, заставил просить два-три раза, затем молодая сняла правый сапог мужа, а он ударил её плёткой, которую вынимал из левого сапога. В брачную ночь к дверям несколько раз подходил дружка с вопросом «Свершилось ли?». На следующее утро (иногда — спустя лишь несколько часов) дружка, сваха или свекровь «будили» молодых стуком в дверь или по тазу, криками, битьём посуды, игрой на балалайке или гармони]. После «бужения» гостям продемонстрировали признаки «чести» (девственности) невесты — простыню. О девственности невесты засвидетельствовал жених, откусивший с середины или с краю пирог, или отвечая на ритуальные вопросы вроде «Лёд ломал или грязь топтал?». В русских деревнях интимная жизнь людей считается делом семейным, не подлежащим разглашению, хотя целомудренная девушка ценится гораздо выше. Обычай проверки честности объясняется представлениями о ведении половой жизни для рождения детей, а не получения плотских удовольствий. Если невеста оказывается «нечестной», её родителей и сваху подвергнут осмеянию, повесят на шею хомут, поднесут пиво отцу в дырявом стакане. После брачной ночи молодых отправили в натопленную баню. Проводы молодых в баню с брачной постели сопровождались родственниками, песнями - частушками.
Второй день свадьбы.
На второй день свадьбы проверили характер и хозяйственность молодой. Она кланялась, подносила чарку и подарок каждому родственнику по старшинству, отвечала на вопросы (как зовут, из какой семьи). Затем молодая супруга испекла оладушки, показала своё - приданное, продемонстрировала свои прядильные способности. Проверили учтивость, послушание и терпеливость молодой: просили подмести пол, а сами подбрасывали мусор и монетки, которые ей следовало собрать и отдать свёкру или свекрови, с вопросом — не теряли ли они этого]. Произвели также хождение «молодухи» за водой - с двумя вёдрами на коромысле.
Вечером возобновлялось застолье (сырный, поцелуйный, поклонный, большой стол, горячий обед) для родственников жениха и невесты, а также приглашённых дальних родственников и соседей. Гости приходили со своими угощениями, которые расставляли на столе. Молодые садились на почётное место под иконы и получали подарки и пожелания на счастливую жизнь. Пиром руководили дружка и тысяцкий, которые так - это нахваливали молодых, да и всех собравшихся.
.На второй день свадьбы родителям невесты, родители жениха послали бутылку с вином, к которой привязали ягоды калины и хлебные колосья. Калиной называли «красоту» невесты на второй день свадьбы в честь порядочности молодой прикалывали на одежду гроздь калины. Говорят, что он суров, но так говорят только холопы, да молодые девушки, все честные, порядочные люди, только хвалят его. В окружной местности он всем кажется полубогом, по своей силе богатства, быть ему в городе Киеве не последним чоловиком. Жених был красавец, мужчина изящный. Василий не сомневался в том, что кроме расчёта, было у неё и влечение к нему. Могло ли ей не казаться, что он нравится ей? Могла ли она не почесть себя счастливой, когда он сделал ей предложение? Так всегда она говорила. Даже недогадливому человеку было ясно, и не трудно понять из этих слов и её характер, и то, с какими чувствами она выходила замуж. Но Кочубей хотя и был простак, всё таки - знал, и ценил в ней то, что она не сочиняла ни принуждения со стороны матери и отца, ни романтического увлечения со своей стороны. Пусть она вышла замуж больше по расчёту. Нежели по влечению сердца, когда у неё вообще не было ни расположения к другому мужчине, ни к Кочубею, за кого она решилась выйти замуж. Да и если честно сказать, просто не было на раздумья времени. Она, конечно, думала, что любовные страсти – это просто выдумка.
Род Кочубеев берёт начало от знатного крымского татарина Кочук – бея который на рубеже 16 века поселился в Малороссии среди казаков и принял крещение под именем Андрей. Следует признать, что татары обладали положительными чертами – и как люди, и как правители. Прежде всего, они отличались непревзойдённой честностью, верностью долгу и дисциплинированностью, в этом отношении они выгодно отличались от русских. Конечно же, все эти черты сохранил в характере от далёких предков, и в первую очередь от отца Кочубей. Что касается родителей и его самого, то его религиозные убеждения близко всем известны, он был православен не меньше, чем всякий православный русский, а может даже больше некоторых. Простая, прямая, тёплая душа его искала опоры в вере народной, честнее, во всей которой для русского человека – нет, как наше народное православие, во всей неприкосновенности чистоте и здравости его учения. Сын его Леонтий служил у гетмана войсковым товарищем во время воссоединения Украины с Россией. Он был человеком большого роста, с наружностью представительной, можно даже сказать очень симпатичной. Преобладающей его чертой была доброта, но какая – то пассивная, чем активная. Казалось, он очень бы желал, чтобы всем было хорошо, но только не знал, что и как для этого сделать, и потому сильно не беспокоился. Он жил, всем сердцем стремясь « служить родине словом правды и истины», искать толк правды в жизни по разуму и по совести. Физиономия хранила тихое спокойствие его доброй совести, одним словом – пан, как пан ничем не выделявшийся из сотни других панов. Лучшее время не позади нас, это верно и приятия достойно. Но история так определила ему своё место в ряду высочайших особ Российской империи.
Любовь Федоровна, дочь полтавского полковника Фёдора Ивановича Жученко, которая после смерти отца унаследовала богатое село Жуки. Диканька стала – родовой усадьбой Кочубеев в селе Диканька. Диканька - это большое помещичье хозяйство с господским домом на 100 комнат, храмом усыпальницей, конюшнями и манежем, розариями, оранжереями. Дворец своим белокаменным портиком соответствовал классицистическому зданию. Всё сделано как у господ в России или Европы, не хуже, да и не стыдно пред оными. Здесь на берегу Ворсклы, Кочубей поставил впервые господский двор. В нём он разместил ключника, приказчика, где расположился и сам со всей семьёй, на высоком берегу Пантикапеи посадил четыре молодых дубка. Рядом с барскими хоромами в 1702 году построил первую каменную церковь в селе Диканька, Василий Леонтьевич Кочубей стал и щедрым церковным благотворителем. Также построил Троицкую, а в 1706 году — каменную Николаевскую церковь, ставшую фамильной усыпальницей Кочубеев. Для проектирования и постройки этого храма был приглашен талантливый мастер из Петербурга — Николай Александрович Львов (впоследствии он создал в Диканьке обширный дворцово-парковый комплекс).
Усыпальница Кочубея.
При этом к старинному родовому гербу Кочубеев — в красном поле золотые полумесяц, звезда и два равноконечных креста — прибавлено пламенеющее сердце в лазуревом поле и в сердце два креста золотые с девизом: «Elevor ubi consumer!» — Возвышаюсь когда погиб…
Свидетельство о публикации №221073001306