Проза жизни 16 - О сериалах

                О сериалах.

     Я сериалы не смотрю. И среди книг современных, тех, которые авторы или знатоки (назовем их так)  относят к художественным произведениям, тоже читать нечего. Исключения, конечно, есть. Но я хочу не об исключениях, а о правилах. Каковы они сегодня? Чтоб было наглядней, о чем это я, начну с тех правил, которые существовали ранее.

      Снимается кино. Пленка, потом ее надо проявить, потом негатив обратить, потом смонтировать, чтоб убрать всякую "грязь", потом, потом, потом. Пленку надо экономить, процесс в любом случае длительный, поэтому надо вначале все тщательно продумать, взвесить, стоит ли снимать дубль (мало пленки, или мало времени, или, или, или...), а тут еще, как говорится, снимали, снимали, а лошадь не заснула, а ведь должна была, видимо, плохо сценарий прочитала... поэтому приходилось бережно относиться к изобразительным средствам, поэтому на любую, вложенную в произведение мысль старались тратить минимум средств. И мысль выверять так, чтоб она чего-нибудь стоила. Сама технология требовала тщательной работы во всем...

     А книги как писались? Нужна бумага, перо, чернила. Ошибся, надо исправлять. Думаю, многие видели почерканные черновики Александра Сергеевича Пушкина или кого-то другого. Как говорят, думаю, это близко к истине, Софья Андревна восемь раз переписывала "Войну и мир", помогая Льву Николаевичу. Сама технология превращения мыслей в литературные произведения требовала тщательной и ответственной работы. Мысли в такой ситуации были важнее и ценнее слов. И поэтому и слова, которыми можно было коротко и красиво оформить мысль,  высоко ценились.

     И, наконец, случилось. Пришли новые технологии. У каждого в кармане 3-4-5 устройств, дающих возможность снимать, исправлять, монтировать, не затрачивая ни времени, ни особых мыслей. Технологии сделают все за тебя, ты только "твори"... Что в фильмах, что в литературе. - Литературное произведение? - Щас!!! Ничего не надо - "комп" - и - вперед. - Что, за месяц роман? - Щас!!!

     Не то печалит, что "шлепают" эти "романы" как блины. Удивляет не то, что печатают. Поражает то, что появился спрос, и потому издатели пускаются во все тяжкие. Ради чего ? Вечного, светлого, святого? Нет, конечно, им только срубить "бабки", а остальное их не касается. Беллетристика была в литературе всегда - легкое чтение. Но возьмите любое произведение, которое когда-то, сто лет назад или больше относили к легкому чтению. Антон Павлович Чехов начинал, как беллетрист, он и сам поначалу не считал себя писателем. А теперь это классика. Сколько наблюдений, сколько мыслей в каждой строке...

     Читаю очень известное произведение очень известного русского автора, почти живого классика. Его издают, переиздают, экранизируют. Он, как это по-нерусски?  - он "в трэнде". Да, мысли есть, хотя совершенно явно они у автора путаются, ну, это бы пол беды. Читаю эпизод:  духовник перед грешниками, которые умоляют - батюшка, просвети, отпусти грехи, ибо час близок. И сцена написана глубоким, густым языком, право, язык хорош. И в пяти фразах все содержание. И все понятно, и веришь и эмоциям, и глубине мысли, и справедливости сказанного.  И потом еще восемь страниц - туда-сюда, туда-сюда - переливание из пустого в порожнее. Мысль давно закончилась, у автора слова не закончились. И начинается разлив, потоп, водопад хлама, который автор не считает нужным удержать в себе. Подводит технология, легкость выливания этого в текст. Если бы он писал ручкой, если бы исправлять написанное приходилось переписыванием, зачеркиванием и т.п. действиями, думаю, автор подумал бы, достаточно ли точно и глубоко он уже передал мысль.  А если это так, то и писать больше нечего. И остановился бы. И таких эпизодов слишком много, чтоб не устать от этого авторского недержания. Не скажу, что макулатура. Но и на художественное произведение слабо "тянет"... Так, чтиво.

     И в сериалах то же. Поэтому я не смотрю сериалы.
     А как же фраза "Краткость - сестра таланта"? Или это уже не "проходят" в школе?
    ( Я не называю автора, потому что это беда всей сегодняшней писательской братии. Возможно кто-то из читателей узнает по эпизоду автора, но я привел его в качестве яркого примера, не более того. И технологии здесь, конечно, не виноваты. Что-то другое "не проходили" в школе...)


Рецензии