Остросоциальное и душераздирающее

На входе в театр «Ангажемент» веселые молодые в костюмах встречали нас и зазывали народ из округи на закрытие сезона. После директор театра Леонид Окунев вышел перед публикой сказать слово об итогах сезона, и пожаловался, что на переезд из этого здания в более подходящее для театра у Правительств денег нынче нет (а обещали). Обнищала Тюмень – народному театру помочь не может. А театр декорации возит в другое помещение – в этом не помещаются. Печаль и несправедливость.

А потом начался долгожданный финальный показ «Угонщицы». Я о спектакле начиталась, что получил на международном фестивале «Коляда-plays» недавно премию за лучший актерский ансамбль, народ мне советовал именно на этот спектакль обязательно сходить.

…На «заднике» и в куче наставленных по сцене телевизоров - проекция идущего трамвая. В ряд – двери лифта и две входных квартирных. На лифтовой помимо прочего написано (как это с десяток лет назад было везде на домах) «соль» (перечеркнуто) «сахар» – и номер телефона. Ну, все в курсе, что это про наркотики. Посередине сцены, как и когда-то в «Комнате для одинокого пенсионера» - кровать. На колесиках. Мне кажется, всё та же – из «Пенсионера»…

Только теперь на ней – пенсионерка Катерина (Людмила Петрушева). Голос «за кадром» читает новость про угнанный двумя старушками трамвай…

Конечно, всё, что происходит, неимоверно бьёт по нервам: и рассказы Катерины и её соперницы, у которой она увела мужа, и… её сестры (как позже оказалось) Татьяны (Ксенья Кудрявцева) про биографию, крайнюю неустроенность быта – раз в месяц приносят соседи хлеб с молоком лежачей пенсионерке, забрав у неё пенсионную карточку; и жуткие эти соседи – вечно гуляющие и пьющие, в том числе на деньги бабули Серега, его дружки Сопля, Йогурт и Светка; и бухарик же Павел – бывший обеих бабулек, сторож трамвайного депо…

И музыка – то жуткая попса, то скрежещущий трэш во время «пикета», то ностальгический «Предъявите билет» с дискотеки 80-х того самого Игоря Корнелюка, что написал шедевральную, на мой взгляд, музыку к «Мастеру и Маргарите». То философский медитативный «Аукцион», то квартет «Секрет»… всё необычайно к месту и ко времени, всё хлещет, и уносит, и наводит на размышления. И вводит в ступор…

Я только начинаю «прощупывать» труппу театра. И очень хотелось бы увидеть все составы, само собой. Но вот Екатерина Зорина отличнейшим образом сыграла Светку. Это вторая её оторва, виденная мной, после той, что была в «Утиной охоте» - предприимчивой хабалки Валерии. Здесь образ ещё более гиперболизирован, доведен до крайности – девка-беспредельщица, без рамсов. Такая бой-баба от «Аквариума». Супер убедительно сыграно. Особенно на контрасте с Екатериной Михайловной Морозовой из «Музыки ночью». Зорина – мастер перевоплощения.

Более характерным здесь, чем в «Не всё коту масленица» был Николай Давыдов. Ну, роль пацана с района, пляшущего змейсом – эт тебе не приказчика играть. Здесь можно быть злым, гибким, беспредельным, нервным… в-общем, здоровско. И два его дружка-гопника – Йогурт и Сопля – очень характерные типчики. Один – обдолбаный в тумане, другой на рамсах в бесконечных своеобразных понтах… ох, сленг сплошной прет – но как ещё описать это великолепие…отлично двигаются, реальнейшие характеры. Единственно, когда бедную Катерину вносили в лифт и симулировали половой акт – это был перебор. Я не ханжа, но, мне кажется, трэша и без этих телодвижений спектаклю предостаточно. У меня даже слезы выступили от избытка динамики и напора во время «пикета» – не знаю, страшно… Красавец Владислав Даричев в роли милиционера – ну, хорош. Ну, роль такая – равнодушен, статичен, агрессивен.

Алексей Шлямин мой с молодости любимый в роли Павла, его йогический живот (говорят, с таким животом надо родиться, многие всю жизнь пытаются делать эти волны – неа), его страсть к одной и равнодушие к другой… множество психо-оттенков. Супер. Даже жаль такого мужичка: тоже ж стар и никому не нужен в результате, сколько б ни мотыляли страсти…

Ну и Катерина с Татьяной – два типа женщин: яркая искательница приключений и комсомолка-отличница-жена-мать… пришедшие к одному итогу – старость, покинутость всеми. Благо, в конце они (спустя 40 лет!) обнялись и простили всё друг другу, теперь не одни. Конечно, в этих ролях – просто море возможностей.

Катерина Петрушиной в течение спектакля перевоплощается из еле двигающейся бабульки в страстную, жаждущую жизни и острых ощущений женщину. Катарсис – её монолог с горящими глазами о том, как летит в трамвае и ветер развевает юбку… и мне очень нравятся её жесты «под Окунева»: когда кулак прикладывается к подбородку или добавляется большой палец задумчиво в-обхват… очень это трогательно, когда актеры так «срослись» с манерами талантливейшего руководителя.

Татьяна Кудрявцевой особенно хороша, когда начинаются танцы. Эта поза от Мерлин Монро – стоящей у стены девушки. И – всё: перед нами уже не правильная старушка, а изящная манкая юная особа, которая, пойдя в пляс, затмила соперницу. Боже, как же хороша актриса в движении – это просто описать невозможно! Настолько она красиво двигается! Даже в финале, когда отплясывала с молодыми, смотреть хотелось на её волны, а не на них, ибо стильно, круто, с достоинством, ритмично… в-общем, для меня теперь пластика Кудрявцевой – на первом месте из всех актрис Тюмени.

Зал реагировал на всё более, чем оживленно: иногда аплодисменты раздаются там, где можно б было и не сбивать актеров с волны. Публика в «Ангажементе» эмоциональна и непосредственна, что тот мужик, что разговаривает с телевизором. Простите за такое сравнение, это и трогательно, но иногда и неуместно, как хлопки между частями симфонии в зрительном зале филармонии.

Я наплясывала под Корнелюка – ну, невозможно не орать и не плясать! Дочь аж ладонью закрывала глаза и покачивала головой во время буйства гопоты – так была впечатлена. А она заканчивала режиссуру, и вызвать её на живые эмоции трудно))) Проходящие после спектакля мимо нас женщины обсуждали живот Шлямина и сказали, что оторвались от души – побалдели.

Ну а про моралите спектакля… что тут скажешь. Моя мама, выйдя из театра, вздохнула «не хочется уже тяжелых сюжетов, и в жизни трагедий хватает, я хочу на что-нибудь веселое сходить». Я её свожу обязательно на что-нибудь доброе, радостное и красочное. Мне почему-то не хочется писать, что, мол, даааа, жизнь труднаааа… жизнь такая, какой мы её создали. Простите, что мешало одинокой пенсионэрке в соцслужбы позвонить – чтоб те продукты носили? Внукам повзрослевшим бабушка не нужна? А у бабушки, значит, пирожков вкусных нет, простите! Да и у некоторых бабушек настолько насыщенная жизнь, что как-то и без внуков неплохо… Ну, закон жанра сценаристу Алексею Еньшину не позволил бы написать спектакль, если б он был о разумных бабках))) На Руси каких только нет…

Из хорошего: пусть у нас молодежь и вот такая, но бабкам таки помогла. Хоть и трудно прощать близких (особенно родственников – самая тяжелая травма), но прощение прекрасно. Это придает спектаклю оптимизма и ощущения, что рэльсы не только идут по кругу, но и иногда в выси небесные.

Про то, чтоб государство о каждом помнило и заботилось – не надейтесь. Сами о себе позаботьтесь. Я митинговать не буду, государство обличая. О том, как хороша и глупа наша молодость и как хочется вернуть весну – ну, вообще-то всякий возраст по-своему хорош…

Я не то чтоб против таких людей и таких судеб, сама совершенно не солоно хлебамши. Я против того, что люди легкомысленны и не добры. Как-то так…

И ... спасибо Ангажементу. Я не люблю социалку. Не люблю чернуху. Я до мозга костей эстет и любитель Гольдони, а не Гоцци. Но то, как Гоцци ставит «Ангажемент» - это органично. Режиссер Денис Рекало большой молодец. И песенка «Аукциона» – это уже моя нефорская сущность, зашло! После неё «Секрет», правда… ну да ладно…главное, что всё про трамвай, про рельсы, про огни, про жизненный путь, который бесконечен, разнообразен, глубок и великолепен, несмотря на его трагичность и безысходность, ибо последние две – мнимые и временные, а счастье – вечно…


Рецензии