И снова Псков

Так получилось, что в год моего первого посещения Пскова мне спустя два месяца вновь пришлось побывать в этом городе. Я ехала в вагоне поезда и сердце мое наполнялось радостью от предвкушения новой встречи. Дорога казалась длинной, ни о чем не хотелось думать, и только виды из окна скрашивали мое томительное ожидание. Едешь и едешь десятки километров, а картина за окном почти не меняется: березки, ивы, осинки в плотном окружении молодой поросли. Промелькнет иногда небольшое розово-белое поле с цветущим кипреем, тысячелистником, да нет-нет вспыхнет ярким лиловым цветом островок полевой герани. На небе легкие перистые облачка начинают окрашиваться в золотистый цвет. Утро. Все чаще столбы с проводами, как-бы соревнуясь со стволами деревьев, врезаются в линию горизонта. Мелькают надписи населенных пунктов: Сольцы, Шимы, Старая Русса, еще часа полтора до конечной остановки. И опять березки, осинки, иван-чай, тысячелистник, герань.

 Перво-наперво направляюсь к Мирожскому монастырю, но, увы, открывается для посещений в 11 часов. Я расстроена, но компенсирует завтрак, уже традиционный, в кафе»Моя история». Это омлет с трюфельной креметой и кабачком и чашечка латте. Кстати, кофе подали в маленькой бутылочке (!) с трубочкой. Сквозь листву поблескивают искорки реки Великой, напротив Кремль. Еще одно утро в Пскове!


 Новое открытие - Спасо-Елиазаровский монастырь, в 40 минутах езды от Пскова на автобусе. Оказалось быстро и удобно добраться, что для нашего брата, туриста, немаловажно. Начало уже радует. Небо необыкновенно живописное. Как на кухне незадачливого кондитера, всюду нагромождения взбитых сливок и черничного мусса, которые опадают, растут, принимают причудливые формы. Ближе к горизонту вся эта роскошь оседает, превращаясь в слоеный пирог с нежной золотистой пенкой сверху.
 Вдоль дороги сплошные леса, леса...Неожиданно оказываемся на месте. Совсем рядом с дорогой весь монастырский ансамбль, по другую сторону здания для послушниц, гостиница. Прежде всего поражают великолепно ухоженные цветники, дендрарии с редкими растениями и деревьями, расположенные вокруг красивого пруда, в котором плавают огромные рыбы. Они выныривают на поверхность, разрезая своими спинными плавниками зеленоватую воду. В пруду отражается главный  белокаменный храм с золоченными куполами. Сказочно, немного картинно, даже неправдоподобно. Несомненно рука умелого садовника и дизайнера прикоснулась к этой земле. За зданием гостиницы открывается лесное озеро со множеством уток, которые, как собачки попрошайки, устремляются к берегу при появлении людей. У стен монастыря протекает река Толба в окружении огромных елей и выступающих из травы валунов. Тихо, покойно и радостно на душе в этом райском уголке. " И пели птицы в этом саду, и звонили колокола, и поднималась душа моя высоко, отрываясь от суеты и будней, наполненных трудами, заботами и преодолением лени, праздности и удовольствий. И душа моя полна была радости, потому что хоть немного смогла возвыситься, потому что увидела цель свою в служении..."
Все получилось: побывала в тех местах, которые оставались неохваченными. Я выловила свой жемчуг и пусть много его еще остается во всех уголках Псковской земли, другие будут   добывать его для себя снова и снова. Спасо-Печорский монастырь, Спасо-Елеазаровский, Изборск, Словенские ключи, Выбуты – вот они, мои сокровища Каждый со своей историей, связанной прежде всего с защитой, обороной от врагов для всех русских земель. Лишь местечко Выбуты, родина княгини Ольги, символична для самих псковитян. Так получилось, что именно в дни моего пребывания Псков отмечал свой день рождения, а существует он с 903 года. Очень долго стреляли пушки с набережной, расцвечивая небо разноцветными фейерверками.   А следующий субботний день отмечался как  День Ольги. По городу растекался звон колоколов. В городе чтят это имя, и оно самое распространенное здесь.
  Я прошлась по уже знакомым улицам, нашла несколько интересных уголков, куда не добралась в свой первый приезд. Гремячая башня, Постниковы палаты, Псковский музей-заповедник. История здесь повсюду, связь времен не прерывается, только не увидишь на улицах воинов в боевых доспехах да женщин в узорных платках и серебряных украшениях. Я не удержалась и купила себе лунницу -  подвеску в виде перевернутого месяца, самое распространенное украшение для псковитянок со времен княгини Ольги.
   Покидала я Псков с чувством грусти, хотя и тянуло уже домой, звали дела. Прощай, Псков! Вернусь ли я когда-нибудь сюда еще, уже не знаю. Много других замечательных мест ждут наших открытий, страна у нас огромная.
 Заканчивался еще один летний день. Облака, вытянув усталые спины , неподвижно лежали на небесном ложе. Неугомонный ветер затих в камышах, лишь изредка вздыхая на воду. Даже птицы приумолкли, не пересвистывались,  не пели.
  Ленность и нега разлились в воздухе, на ветках деревьев; хотелось лечь навзничь прямо на нагретую пахучую траву, закрыть глаза и плыть в своих мыслях далеко-далеко.


Рецензии