Социальный дарвинизм, заповеди и соседи
По моим представлениям, наша жизнь при всех наших критических взглядах все ж таки лучше для гастролеров, чем в тех местах, откуда они прибывают к нам.
Только что пообщался с приятелем и поехал от него по Сейфулина домой. На Комсе повернул в сторону Байтурсынова. И, уже выше Толе Би по прежней Космонавтов увидел голосующего паренька в шортах. Время позднее, решил подвезти, если по пути. Эх, сколько раз говорил себе: "Не делай добра там, где ненадо!"
- До Абая, 300, - сказал мне будущий пассажир, как только я притормозил.
- Садись, - ответил я этому парню таджико-узбекско-почти-циганского фенотипа.
Почему я решил, что он ОТТУДА? Да потому, что у нас такие фенотипы не водятся. Цыгане (Рома) рассосались по более привлекательным для них пределам в Россиях и прочих окраинах. Цыгане (Синти) едва-едва способны воспроизводить что-либо на русском. А этот говорил на русском достаточно чисто, но с едва уловимым оттенком, который я слышал в Ташкенте и от других прощелыг, уже нарисовавшихся тут, к которым я попадал в подобные мелкие, но неприятные для самолюбия схемы и, которые на поверку оказывались махалинского замеса.
Бесплатно подвозить не позволяют принципы, если он сам назвался. Какую цену он предложил, пусть и небольшую, я обязан взять. Мелочи не было, а, закономерно подозревая, что он возможно будет давать большую сумму я сразу же попросил:
- Только ты, пожалуйста, без сдачи наскреби!
- Нет, у меня со сдачей.
- Сколько?
- У меня тысяча.
В общем-то, у меня мелочь какая-то была на панели, и я с нехотью начал рыться среди хлама. Нарыл. Пятьсот тенге из кармана и два стольника с панели и держал в руке, не отвлекаясь от дрроги.
В общем, первые лишь фоновые рефлекторные ксенофобные звоночки прозвенели, когда я заметил говор. Чистый, хотя с едва уловимой ташкентщиной, которую ловишь лишь чуйкой (чутье), да и не по нашим правилам (характер тактичности, тема "дежурного" разговора).
- А что, налоги опять подняли?, - завел паренек свою шарманку.
- Какие налоги?, - и я рефлекторно присмотрелся к нему.
- Ну, все налоги. И в частности на машину. Говорят в этом году особенно?
- Месячный расчетный показатель вырос, вот и подняли, - выдал я справку и звоночек теренькнул более ощутимо - "Какое ему дело? Расстояние в три-четыре квартала, а ему вдруг социалочку захотелось поковырять. Не логично по формату. Зубы зановаривает. Тактика. Отвлекуха. От чего?".
Он достает свою "штуку" и протягивает мне. Я ее беру и небрежно бросаю на панель. Но, за долю секунды осязанием, и,слава Б-гу, есть сенсорная тактильность надлежащего уровня для дифференциации фактуры, в голове, в темноте салона, звенит еще раз звоночек - "Что-то не то со штукой!". Но, я на автомате отдал ему сдачу в 700 тенге.
Пересекли Курмангазы.
- Это же уже Абая? - показывает пальцем на светофор следующего перекрестка он.
- Да.
- Тогда мне тут. Спасибо.
- Пожалуйста, - и при при остановке я включаю свет в салоне и присматриваюсь к нему и к купюре. Она вроде бы надлежащих цветов и приблизительно тех размеров что и надо. Но что-то не так в ее тактильной информации.
А в его поведении, на момент покидания салона моего авто, ощутима борьба. За хладнокровие или за как бы не побежать. Я себя успокаиваю: "Да что ты на него взъелся?!".
Тот, перепрыгивает придорожный арык и ныряет в темноту. Я на автомате трогаюсь, но тактильный звоночек не дает покоя: "Погляди на купюру еще раз!". Я ее беру и, при еще не выключенном в салоне свете, щупаю, присматриваюсь к ней. Насколько это возможно при движении за рулем. "Банкнота" лоснящаяся. Такое бывает с потрепанными купюрами с базара. И, качество бумаги не имеет теснения. И, "О, чудо!" лента из фольги не дает отблесков. А, по верхнему и нижнему краю надпись: "Не является платежным средством.
Я проехал уже метров пятьдесят и остановился у светофора. Сдавать задним ходом и гоняться за прощелыгой в темноте смысла не было, т.к. в такой ситуации бросать машину на дороге - необдуманный поступок. Да и, преследовать-сайгачить нет ни желания, ни нажежд на свои нынешние способности.
Кидок небольшой, хотя и обидный. Кроме того, демонстрировать свои метания и пугать дичь - глупо. Поэтому, я, вспоминая про свой свой алматинский статус "над", на перекрестке включил правый поворот и тем самым внешне продемонстрировал, что я вроде бы проглотил.
А тот, который прощелыга должен был по всем законам жанра смотреть мне в след из темноты, на предмет того, что я придерживаюсь своего маршрута и ничем не обнаруживаю свои намерения изловить гада и спросить за вероломство.
Тем временем, по Абая я чухнул до Мечникова (никак не могу запомнить нынешнее название этой улицы).
Понимая, что у "гастролера" такой промысел, я осознал, что таких "штук" у того должно быть заготовлено предостаточно, чтобы эстафетой менять "бортА" и, катаясь по три квартала, из одного конца города в другой, зарабатывать каждые 500-600 метров по 700тг.
Успев сделать петлю по Мечникова и Курмангазы, я через полминуты, по почти уже ночному городу, оказался опять на Байтурсынова перед Абая. И, проехав метров на тридцать выше бассейна - того места, где я высадил прощелыгу, припарковался и, лузгая семечки из кармана, спокойно пошел вниз по тротуару в направлении Курмангазы.
На пустом тротуаре фигуру, в узких шортах и худи (толстовка с капюшоном) в темноте на просвет следующего перекрестка, незаметить было нельзя. И, неспешно шагая, я не вызывал у него никаких подозрений, что это именно я - тот кого он только что кинул на 700 тенге + 300 за доставку. В машине я не виден во всем своем (хотел было сказать великолепии) росте. Поэтому он не ожидал, что это я, тот самый, только что недавний. А, присматриваться к проезжающим мимо машинам на предмет идентификации, в состаянии ликования по поводу свершившегося кидка, он видимо уже не стал. Я подошел к нему в плотную и навис над ним.
- Деньги верни!
- Какие деньги?! Вы кто? - начал он было защищаться. Но, что-то в нем затрепетало и, в расово отличных глазах замелькал "Alarm!". Неожиданность укорила его десятисекундную способность на оперативную память (есть мнение, что аквариумные рыбки имеют оперативную память всего лишь на 10 секунд). И техника безопасности в его ремесле дала сбой.
-Я только что тебя подвез сюда и это - я ему перед носом продемонстрировал "купюру" - не деньги!
- Я вас не знаю! - пытался он взять себя в руки.
- Мозги не еби! - сказал я с повышающейся интонацией, не предполагающей каких-либо возражений.
Тут он понял, что дальше события способны перейти в иную смысловую нагрузку и он на точке бифуркации и, что дальше от него самого будет зависеть, как будут развиваться последующие за сим события.
- Мне такую на сдачи дали! - при этом он, дальше без каких-либо возражений, вытащил мои пятьсот тенге купюрой и две монеты, тем самым как бы одновременно признавая кидок и, выставляя себя в "хорошем свете", свою невиновность.
Теперь уже я, ликуя в душе, развернувшись, шел к машине. Я даже нашел себе оправдание в том, чтобы не требовать с него те злополучные 300 тенге: "Грязная душонка, эмоционально грязные деньги!". Хотя что-то все-таки поджучивало: "Деньги же не пахнут!". Но я уже уселся и ехал к себе во двор, анализируя звонки и причины-тригеры, побудившую меня насторожиться. Во-первых, когда-то я, также вечером, нарывался на такую же схему: садится некто в темное время суток, едет дистанцию на два-три квартала, сует замызганную пятисотку, берет сдачи, а позже, при свете, обнаруживается копия, отпечатанная на принтере и пошерканная-помятая в руках для придания ветхости, кроме того, ЭТИ, КОТОРЫЕ ТЕ САМЫЕ свои липовые купюры, по всей вероятности натирвют парафином от свечек, чтобы приблизить фактуру к тактильному восприятию...
Во-вторых, финтовая тактика прощелыжничания при ином расовом фенотипе, а также строй речи выдавали выходца из соседних республик, - из их локального интернационала. А наша бытовая ксенофобия зашитного характера всегда это отмечает звоночками. Ибо нехуй!
Прощелыги местного разлива, с нашим эпикантусом, когда были в ударе, специализровались на других принципиальных схемах. Одни из них, чаще всего находили призвание в областях ближе к грабежу или воровству. За что с 90х по нынешнее время по большей мере множество из них попадались рано или поздно и уходили в многолетнее поэтапное плавание к иным пределам, не столь отдаленным. Другие, из так называемых "наших же", расчитывающие на хамство и грубость, встречая монголоидных героев позитивного ряда, получали на орехи и зарабатывали павловские рефлексы или титановые пластинки в черепа и беззубые рты.
И первые, и вторые из "наших" прощелыг заканчивали трагично - либо на нарах, либо на кайфе, либо на стакане.
Таким образом, социальный дарвинизм демонстрировал на протяжении трех десятков лет свою состоятельность, и недалеко отклонялся от ТЕХ САМЫХ ЗАПОВЕДЕЙ, которым мы должны следовать. Как следствие, непривлекательность такой судьбы и лагерная романтика в социальных масштабах пошла на убыль, а новые поколения местных прощелыг стали переквалифицироваться из черных в сектора ближе к немыслимому количеству оттенков серого. Или по их мнению серого. Находя себя где-то уличных зазывалах на конкурсы с разводом, экспресс-лотереи, наперстки, в пирамиды. Или, раз уж на то пошло, в самых черных случаях - в звонках от имени СБ банков на предмет пин-кодов.
P.S. Вернувшись во двор, поднимаясь по лестнице в подъезде, я трепетно стал нащупывать те две монеты, что возвернул я себе от прощелыги. И, что-то смутно меня терзало. И, надо же! Так и вышло! Оказалось, что вернул тот мне не два раза по 100 тенге, а всего лишь два полтинника! Мне оставалось только улыбнуться и позвонить в эфирный колокол: "Горбатого могила исправит!"
Свидетельство о публикации №221073001717