Социальный дарвинизм, заповеди и соседи

Не могу сдержаться, чтобы не рассказать. Остерегайтесь прощелыг! Особенно тех, кто нагрянул на гастроли по мелочи из соседних республик!
По моим представлениям, наша жизнь при всех наших критических взглядах все ж таки лучше для гастролеров, чем в тех местах, откуда они прибывают к нам.
Только что пообщался с приятелем и поехал от него по Сейфулина домой. На Комсе повернул в сторону Байтурсынова. И, уже выше Толе Би по прежней Космонавтов увидел голосующего паренька в шортах. Время позднее, решил подвезти, если по пути. Эх, сколько раз говорил себе: "Не делай добра там, где ненадо!"
- До Абая, 300, - сказал мне будущий пассажир, как только я притормозил.
- Садись, - ответил я этому парню таджико-узбекско-почти-циганского фенотипа.
Почему я решил, что он ОТТУДА?  Да потому, что у нас такие фенотипы не водятся. Цыгане (Рома) рассосались по более привлекательным для них пределам в Россиях и прочих окраинах. Цыгане (Синти) едва-едва способны воспроизводить что-либо на русском. А этот говорил на русском достаточно чисто, но с едва уловимым оттенком, который я слышал в Ташкенте и от других прощелыг, уже нарисовавшихся тут, к которым я попадал в подобные мелкие, но неприятные для самолюбия схемы и, которые на поверку оказывались махалинского замеса.
Бесплатно подвозить не позволяют принципы, если он сам назвался. Какую цену он предложил, пусть и небольшую, я обязан взять. Мелочи не было, а, закономерно подозревая, что он возможно будет давать большую сумму я сразу же попросил:
- Только ты, пожалуйста, без сдачи наскреби!
- Нет, у меня со сдачей.
- Сколько?
- У меня тысяча.
В общем-то, у меня мелочь какая-то была на панели, и я с нехотью начал рыться среди хлама. Нарыл. Пятьсот тенге из кармана и два стольника с панели и держал в руке, не отвлекаясь от дрроги.
В общем, первые лишь фоновые рефлекторные ксенофобные звоночки прозвенели, когда я заметил говор. Чистый, хотя с едва уловимой ташкентщиной, которую ловишь лишь чуйкой (чутье), да и не по нашим правилам (характер тактичности, тема "дежурного" разговора).
- А что, налоги опять подняли?, - завел паренек свою шарманку.
- Какие налоги?, - и я рефлекторно присмотрелся к нему.
- Ну, все налоги. И в частности на машину. Говорят в этом году особенно?
- Месячный расчетный показатель вырос, вот и подняли, - выдал я справку и звоночек теренькнул более ощутимо - "Какое ему дело? Расстояние в три-четыре квартала, а ему вдруг социалочку захотелось поковырять. Не логично по формату. Зубы зановаривает. Тактика. Отвлекуха. От чего?".
Он достает свою "штуку" и протягивает мне. Я ее беру и небрежно бросаю на панель. Но, за долю секунды осязанием, и,слава Б-гу, есть сенсорная тактильность надлежащего уровня для дифференциации фактуры, в голове, в темноте салона, звенит еще раз звоночек - "Что-то не то со штукой!". Но, я на автомате отдал ему сдачу в 700 тенге.
Пересекли Курмангазы.
- Это же уже Абая? - показывает пальцем на светофор следующего перекрестка он.
- Да.
- Тогда мне тут. Спасибо.
- Пожалуйста, - и при при остановке я включаю свет в салоне и присматриваюсь к нему и к купюре. Она вроде бы надлежащих цветов и приблизительно тех размеров что и надо. Но что-то не так в ее тактильной информации.
А в его поведении, на момент покидания салона моего авто, ощутима борьба. За хладнокровие или за как бы не побежать. Я себя успокаиваю: "Да что ты на него взъелся?!".
Тот, перепрыгивает придорожный арык и ныряет в темноту. Я на автомате трогаюсь, но тактильный звоночек не дает покоя: "Погляди на купюру еще раз!". Я ее беру и, при еще не выключенном в салоне свете, щупаю, присматриваюсь к ней. Насколько это возможно при движении за рулем. "Банкнота" лоснящаяся. Такое бывает с потрепанными купюрами с базара. И, качество бумаги не имеет теснения. И, "О, чудо!" лента из фольги не дает отблесков. А, по верхнему и нижнему краю надпись: "Не является платежным средством.
Я проехал уже метров пятьдесят и остановился у светофора. Сдавать задним ходом и гоняться за прощелыгой в темноте смысла не было, т.к. в такой ситуации бросать машину на дороге - необдуманный поступок. Да и, преследовать-сайгачить нет ни желания, ни нажежд на свои нынешние способности.
Кидок небольшой, хотя и обидный. Кроме того, демонстрировать свои метания и пугать дичь - глупо. Поэтому, я, вспоминая про свой свой алматинский статус "над", на перекрестке включил правый поворот и тем самым внешне продемонстрировал, что я вроде бы проглотил.
А тот, который прощелыга должен был по всем законам жанра смотреть мне в след из темноты, на предмет того, что я придерживаюсь своего маршрута и ничем не обнаруживаю свои намерения изловить гада и спросить за вероломство.
Тем временем, по Абая я чухнул до Мечникова (никак не могу запомнить нынешнее название этой улицы).
Понимая, что у "гастролера" такой промысел, я осознал, что таких "штук" у того должно быть заготовлено предостаточно, чтобы эстафетой менять "бортА" и, катаясь по три квартала, из одного конца города в другой, зарабатывать каждые 500-600 метров по 700тг.
Успев сделать петлю по Мечникова и Курмангазы, я через полминуты, по почти уже ночному городу, оказался опять на Байтурсынова перед Абая. И, проехав метров на тридцать выше бассейна - того места, где я высадил прощелыгу, припарковался и, лузгая семечки из кармана, спокойно пошел вниз по тротуару в направлении Курмангазы.
На пустом тротуаре фигуру, в узких шортах и худи (толстовка с капюшоном) в темноте на просвет следующего перекрестка, незаметить было нельзя. И, неспешно шагая, я не вызывал у него никаких подозрений, что это именно я - тот кого он только что кинул на 700 тенге + 300 за доставку. В машине я не виден во всем своем (хотел было сказать великолепии) росте. Поэтому он не ожидал, что это я, тот самый, только что недавний. А, присматриваться к проезжающим мимо машинам на предмет идентификации, в состаянии ликования по поводу свершившегося кидка, он видимо уже не стал. Я подошел к нему в плотную и навис над ним.
- Деньги верни!
- Какие деньги?! Вы кто? - начал он было защищаться. Но, что-то в нем затрепетало и, в расово отличных глазах замелькал "Alarm!". Неожиданность укорила его десятисекундную способность на оперативную память (есть мнение, что аквариумные рыбки имеют оперативную память всего лишь на 10 секунд). И техника безопасности в его ремесле дала сбой.
-Я только что тебя подвез сюда и это - я ему перед носом продемонстрировал "купюру" - не деньги!
- Я вас не знаю! - пытался он взять себя в руки.
- Мозги не еби! - сказал я с повышающейся интонацией, не предполагающей каких-либо возражений.
Тут он понял, что дальше события способны перейти в иную смысловую нагрузку и он на точке бифуркации и, что дальше от него самого будет зависеть, как будут развиваться последующие за сим события.
- Мне такую на сдачи дали! - при этом он, дальше без каких-либо возражений, вытащил мои пятьсот тенге купюрой и две монеты, тем самым как бы одновременно признавая кидок и, выставляя себя в "хорошем свете", свою невиновность.
Теперь уже я, ликуя в душе, развернувшись, шел к машине. Я даже нашел себе оправдание в том, чтобы не требовать с него те злополучные 300 тенге: "Грязная душонка, эмоционально грязные деньги!". Хотя что-то все-таки поджучивало: "Деньги же не пахнут!". Но я уже уселся и ехал к себе во двор, анализируя звонки и причины-тригеры, побудившую меня насторожиться. Во-первых, когда-то я, также вечером, нарывался на такую же схему: садится некто в темное время суток, едет дистанцию на два-три квартала, сует замызганную пятисотку, берет сдачи, а позже, при свете, обнаруживается копия, отпечатанная на принтере и пошерканная-помятая в руках для придания ветхости, кроме того, ЭТИ, КОТОРЫЕ ТЕ САМЫЕ свои липовые купюры, по всей вероятности натирвют парафином от свечек, чтобы приблизить фактуру к тактильному восприятию...
Во-вторых, финтовая тактика прощелыжничания при ином расовом фенотипе, а также строй речи выдавали выходца из соседних республик, - из их локального интернационала. А наша бытовая ксенофобия зашитного характера всегда это отмечает звоночками. Ибо нехуй!
Прощелыги местного разлива, с нашим эпикантусом, когда были в ударе, специализровались на других принципиальных схемах. Одни из них, чаще всего находили призвание в областях ближе к грабежу или воровству. За что с 90х по нынешнее время по большей мере множество из них попадались рано или поздно и уходили в многолетнее поэтапное плавание к иным пределам, не столь отдаленным. Другие, из так называемых "наших же", расчитывающие на хамство и грубость, встречая монголоидных героев позитивного ряда, получали на орехи и зарабатывали павловские рефлексы или титановые пластинки в черепа и беззубые рты.
И первые, и вторые из "наших" прощелыг заканчивали трагично - либо на нарах, либо на кайфе, либо на стакане.
Таким образом, социальный дарвинизм демонстрировал на протяжении трех десятков лет свою состоятельность, и недалеко отклонялся от ТЕХ САМЫХ ЗАПОВЕДЕЙ, которым мы должны следовать. Как следствие, непривлекательность такой судьбы и лагерная романтика в социальных масштабах пошла на убыль, а новые поколения местных прощелыг стали переквалифицироваться из черных в сектора ближе к немыслимому количеству оттенков серого. Или по их мнению серого. Находя себя где-то уличных зазывалах на конкурсы с разводом, экспресс-лотереи, наперстки, в пирамиды. Или, раз уж на то пошло, в самых черных случаях - в звонках от имени СБ банков на предмет пин-кодов.
P.S. Вернувшись во двор, поднимаясь по лестнице в подъезде, я трепетно стал нащупывать те две монеты, что возвернул я себе от прощелыги. И, что-то смутно меня терзало. И, надо же! Так и вышло! Оказалось, что вернул тот мне не два раза по 100 тенге, а всего лишь два полтинника! Мне оставалось только улыбнуться и позвонить в эфирный колокол: "Горбатого могила исправит!"


Рецензии