О жажде правды

Из книги "Введение в философию православия".
http://proza.ru/2018/10/28/881

Нагорная проповедь.

О ЖАЖДЕ ПРАВДЫ

“БЛАЖЕННЫ АЛЧУЩИЕ И ЖАЖДУЩИЕ ПРАВДЫ, ИБО ОНИ НАСЫТЯТСЯ” (Мтф.5:6). Сказано, кто познает истину, тот обретет и свободу, т.е., в том числе, возможность удовлетворения, насыщения своих потребностей. Спрашивается, о какой правде-истине говорится? Конечно же, о той, которая даёт нам представление о том, кем на самом деле является человек; о том какова наша природа.   Кто не проявил в себе знание о смысле собственной жизни, похож на путешественника, не имеющего особого представления о том, куда он движется, а потому полагается на  тех, кто, как ему думается, знает куда идёт. Вот и стремимся туда, куда нам укажут. Когда полностью начинаем полагаться на внешние авторитеты,  неизбежно придём к тому, что на кого-то пожелаем возложить и венец кумира, с тем, чтобы снять с себя ответственность.  Дар свободы всегда становится невыносимым бременем, когда человек не видит  себя как образ Божий, а потому он себе и не доверяет.


Каждый  стремиться получить удовлетворение от  своей жизни, желает насытить соответствующей пищей  тело, душу и дух. Если, при этом,  не понимаем, что наша природа – есть соединение мира видимого и невидимого, земного и небесного, и  заняты поисками того, что может напитать только одну её часть, то другая будет испытывать жесточайшие мучения голодом. Поэтому, несмотря на все возможности удовлетворения требований тела,  будет оставаться  голодными, не понимая почему, настоящая радость  не достижима. Мало того, если наш дух лишается доступа к небесной энергии, несмотря на внешнее изобилие благ, мы неизбежно начнём терять здоровье.


Сказано: “ Не хлебом единым жив человек…” и сказано это не для “красного словца”, а как  напоминание о необходимости укрепления духовных сил. Дух, не получающий естественной  пищи  быстро впадёт в состояние либо уныния, либо превращается в голодного зверя, пожирающего тело и плоть. Тот же из нас, кто начинает искать правду, объясняющую происходящее с нами,  неизбежно найдёт необходимые объяснения потому, что Царь Небесный – Душа Истины, никогда не покидает нас. Это мы сами, выходя из себя, приземляя своё бытие, перестаём обращать внимание на мир души, тем самым лишаем себя источника истинных знаний.  Кроме того,  попытки искать ответы на животрепещущие вопросы в  окружающей  действительности, обязательно приведут душу в опасное состояние ропота на судьбу, а потому и на Бога. Тот, кто  наберётся мужества и посмотрит “правде в глаза”, отвечая вопрос: “кто виноват” в  том, что жизнь складывается  дурно, увидит, что основной причиной  проблем  являются, - постоянное недовольство другими, попытки переложить свою ответственность на их плечи.

Но тот, кто ничего не делает,  тому ничего и не даётся. Без толку, например, роптать на то, что нам приходится выполнять мало оплачиваемую работу, сравнивая себя, при этом, с теми, кто получил более высокое образование, был более трудолюбив и упорен.  С каких бы сторон мы на себя ни посмотрели,  при честном подходе  увидим, что на самом деле никто нам не мешал обретению необходимой силы. Все наши пороки – есть следствие того, что мы не приложили труда в деле собственного воспитания и образования. Недостатки – это не проявленные нами достоинства.  Мы не должны обижаться на свою жизнь и гневить, тем самым и людей и Господа.


Пока  живы, у нас есть и время для обретения правды о себе, о людях, о мире и о Боге. Иной раз бывает достаточно одного исследования своего поведения в свете совести, например, во время подготовки к исповеди, с тем, чтобы увидеть в себе именно то, от чего следует избавляться немедленно. Настоящая правда  не может нас раздавить тяжестью открывшихся грехов и совершённого зла, потому, что она открывает  нашу добрую основу, которую просто следует очистить от не естественной для человеческой природы  грязи пороков. Уже только это позволит нам умерить свои желания и притязания  во внешнем мире, осуществляя которые мы ни как не можем насытиться. Правда о путях достижения  счастья (блаженства), открывает  простую тайну: то, что нам на самом деле необходимо, мы способны достичь своими руками и умом.


Человек получает то, к чему стремится. Именно поэтому  правда  и даёт возможность насыщения, что она открывает естественные источники силы внутри нашей души, которые не могут иссякнуть у того, кто направляет свои стопы на путь, освещаемый светом истины. Такой человек не просто не нуждается в чужом, но всегда имеет избыток, позволяющий пробудить силы, насыщающие и ближнего. А по-настоящему сильного человека отличает то, что он милостив, милосерден.

фото автора


Рецензии