Отдохнули

1

Июль серединка лета, сезон отпусков, а в цехе  ремонта горного оборудования  работы выше крыши. Он работал в две смены.  В ремонте находились  три экскаватора, буровая машина СБШ и железнодорожный кран, а также необходимо за лето  подготовить все технологическое оборудование к осеннему и зимнему времени. То есть выполнить  техническое обслуживание и текущий ремонт оборудования,  не останавливая  ремонт горных машин. Руководство решило  произвести эту операцию в выходные дни в субботу,  или в воскресенье и поручили это мне молодому мастеру.  Я в свою очередь посоветовался с ремонтниками. Решили все работы  проделать в субботу и прийти в здание цеха  пораньше по утреннему холодку.
Ниже описанные события произошли в  Кустанайской области в городе Рудный  на ремонтно – механическом заводе в середине семидесятых прошедшего века. Тогда   Соколо – Сарбайский горно – обогатительный  комбинат гремел на весь Союз. На нем добывали железную руду. Он поставлял свою продукцию на многие металлургические комбинаты и заводы страны, а также экспортировал окатыши заграницу.
Согласно приказу начальника цеха, за выполненную  сверхурочную работу нам  полагался отгул  и повышенная премия по итогам месяца. Быстро и аккуратно двое слесарей провели техническое обслуживание карусельной моечной машины, устранили течи.  Сварщик и слесарь отремонтировали подкрановые пути, заменили погнутые линейки и подварили тупики. Я и слесарь гидравлик обслужили гидравлические прессы и заменили масло, предварительно устранив утечки его. В обед все собрались в комнате мастера, представляющей собой металлическую будку,  установленную по центру цеха у капитальной стенки.  Решили рабочий день закончить на природе, выпить, закусить, по душам  поговорить. Собрали деньги и отправили гонца в  магазин - гастроном,  за бутылочкой  водочки и закуской.
В обеденный перерыв  полили молодые деревья, посаженные вдоль западной стенки здания цеха. К вечеру успешно завершили все запланированные  дела.  Солнце клонилось к горизонту. Июньская жара спадала. Надо отметить,  что на севере Казахстана преобладала ветреная погода.
 Тропинка, проложенная по колочной степи, спускалась в низину- западину, где в центре росли кустарниковые ивы. Они образовывали труднопроходимые, сплошные заросли.  Мелкие, удлинённые, сизо- зеленые листья кустарников создавали определенную  тень. Сумки с выпивкой и продуктами положили под большой, рогатый, ивовой куст.. На  полянку, буйно  заросшую злаковыми травами, уложили газетку « Правда», Компания  расселась на земле в кружок  по – татарски.   Началось шумное бесшабашное застолье.
               
                2

    
Бразды правления  взял на себя Миша Кущенко, мужчина среднего роста, плотного телосложения, смуглый,  с чёрными, как смоль волосами, Он   вытащил из потайного места у корней куста две стопки и  вилки, налил  в них водку. Беседа  без лжи - это молитва. Принимаем день сегодняшний.  Нет дней дурных, есть плохие люди.
 - За нас, за отличный день, - произнес Миша  и вылил содержимое стопки в рот, крякнул от удовольствия и передал наполненную  посуду соседу. Все по разу выпили, усиленно стали закусывать, проголодались.
 В « Правде» была напечатана заметка  о том, что шагающий экскаватор, отремонтированный в цехе,  благополучно преодолевая степные просторы  Кустаная, прибыл своим ходом в местечко Качар. Там геологи нашли крупные залежи магнетитовых руд. Задача экскаватора ЭШ – вскрыша месторождения.
Добрым словом вспомнили бывшего начальника цеха, а ныне главного механика карьера Соколовский Ивана Егоровича Кутузова.  Именно он организовал и успешно завершил поход шагающего экскаватора с Соколовского рудника до Качар.
 Все присутствующие на поляне участвовали в ремонте этого экскаватора и испытывали, поэтому чувство гордости и радости. Наше настроение озвучил Николай Васин, высокий плечистый  слесарь высшей квалификации. Со стороны казалось, что он трудился  размеренно в медленном ритме, но любое дело выполнял быстрее других, так как правильно организовывал свой труд.  У Коли инструмент, материалы и нужные для ремонта детали всегда находились под рукой.
- Давайте выпьем за нашего брата, рабочего! – сказал Николай, выпил и закусил бутербродом со шпиком и зеленым луком. 
 В разговор включился Матвей Петрович, слесарь гидравлик.
- Моя жена работает в бухгалтерии завода. Проверяла наряды строителей, так как они недовольны заработной платой. Она обнаружила два необычных наряда, написанных небрежным подчерком сходным с подчерком мастера - строителя.  По первому наряду предписывалось подготовить два бревна и один брус, при этом бревна вкопать,  а брус прибить к верхним концам бревен. Вся работа стоила 12рублей, 6о копеек.  По второму наряду  необходимо было закрепить веревку на брусе, повесить мастера и закопать его.  Это работа оценивалась в 10 рублей 40 копеек. Мастер не проверяя свои наряды, подписал их, отнес   в бухгалтерию.  Работники бухгалтерии  начислили заработную плату и  выдали  деньги  строителям.
  Испуганная жена гидравлика  прибежала к главному бухгалтеру, показала ей   злополучные наряды.  Она в свою очередь пошла к директору завода. Директор принял решение: наряды уничтожить, мастеру объявить выговор, лишить  месячной премии и тринадцатой заработной платы.  Анекдот, да и только, - закончил Петрович.
На заводе действовал план по пересмотру норм выработки и расценок. Нормы выработки раз от разу росли, а реальная заработная плата топталась на месте, что создавало напряжённость, неудовольствие среди рабочих.  Почти каждый месяц возникали споры рабочего и мастера   потому, как закрыли тот или иной наряд. Вопрос о заработной плате всегда оставался на заводе основным.
 С производственной темы  разговор плавно  перешел на повседневную жизнь.  Сварщик молодой,  стройный, широкоскулый  казах  Рустам, северных степей, похвастался, что в прошедшие выходные его пригласили на день рождения в традиционную казахскую  семью, где угощали конской солониной и хмельным кумысом. Сидели мы не за столом, а на полу, на циновках. На красочной богатой скатерти  стояли кувшины с кумысом, вазы с фруктами и конфетами. На празднике он познакомился с казашкой, лучшей девушкой города.
Казаха перебил слесарь Анатолий Солянский, парень лет 25, отслуживший  два года в армии  и предложил тост,
- Выпьем за дорогих женщин, украшающих нашу жизнь! Чтобы они нас любили, а нам за это ничего не было.
Толя отличался от нас, тем, что постоянно носил модную одежду и обувь. Девушки его обожали.  Он  при случае заводил временные романы с женщинами.
-Выпили после получки с другом, и потянуло меня на подвиги, решил заглянуть на огонек к знакомой Людмиле, - начал свой рассказ Анатолий.
-  Поднялся по лестнице на второй этаж, звоню. Не открыла. Через дверь слышу шаги. Вновь звоню.  Распахнулась дверь,  за порогом стоял  мужчина за тридцать лет в трусах и майке. В первую секунду  подумал, вернулся  к Люде бывший муж. Видел,  как у него  бегали глаза.
- Ты чего? Муж? Я удаляюсь, - пробормотал он.
- После этих слов я развернулся и стал спускаться, пропала всякая охота встречаться с Людмилой. Во дворе меня догнал несостоявшийся  любовник. Я подготовился отразить удары.
 - Мужик постой! Сбил мне запал, так выпьем  втроем,- крикнул любовник, останавливаясь.
- Я продолжил движение в сторону общежития.  Он постоял немного и также  побрел в противоположную сторону. Вот такие братцы дела, нужно жениться, или в вуз поступать,- закончил повествование  Анатолий.
-Братцы, желаю я рассказать забавный случай, что произошел со  мной  в мае этого года, - вступил в разговор Миша.
- После аванса хорошо посидели  с компанией здесь под кустом. По пути домой заглянул в магазин и купил бутылку «белой». Встал вопрос,  как сохранить ее до следующего дня. Моя женушка находила бутылку в любом месте,  где бы  ее не запрятал.   У неё своеобразный нюх на алкоголь.  Отыскивала водку и вновь прятала, наливала горькую только по большим праздникам. Решил я скрыть бутылку на даче под кустом смородины. Ночь выдалась темная, накрапывал дождик. Отыскал большой куст, прикопал бутылочку и довольный появился в квартире. Жена отругала, что поздно явился, что брюки  в земле. Утром Маша, так  величали жену, пригласила меня в поход на базар, Всю субботу  выполнял прихоти Машеньки. В  воскресенье собрались на дачу. Я специально попросил, чтобы жена взяла  больше закуски. Тяжелую сумку пришлось тащить мне.  На даче в первую очередь побежал под  большой  смородинный куст.  Обшарил все вокруг.  Ничего не нашел. Заглянул под другие кусты. Пусто. Взял лопату, взрыхлил землю под ними. Пропала моя бутылочка.  Жена позвала на обед.  Поверите или нет, кусок хлеба не лез в горло.  Маша улыбалась  и хвалила меня за усердие. Разозлился я на себе, что не помню, где точно сховал бутылку «беленькой». Со злости перекопал всю землю на дачном участке. Результат нулевой. Маша хвалила меня, а мне тошно, голова болела.  Посчитал, что украли мое похмелье. Прошло полтора месяца. Второй сосед по даче пригласил меня в гости,  выставил бутылку водки, сам смеялся, Ты её потерял под кустом, я нашел, собирая ягоду смородину. Распили мы её душевно. Хороший человек мой сосед. Так выпьем же за хороших людей.
Солнышко закатилось за горизонт. Похолодало, набросили на плечи пиджаки. Всех басен не рассказали, водку выпили, закуску съели, пора по домам. На душе отрада, шли медленно, пели общеизвестные песни каждый на свой лад. На площади Ленина распрощались. Трое рабочих продолжили движение с песнями по главной улице. Я свернул в переулок к общежитию, Петрович налево, а Васин    перешел по переходу на противоположную сторону улицы.  Он видел, как милицейская машина остановилась  около его друзей и их увезли в сторону милицейского управления.

                3
Николай, придя, домой на квартиру, объяснил жене, что его друзей забрала милиция. Они решили  помочь друзьям. Первый звонок к милицейскому начальнику не принес результата, телефон молчал. Васин сходил к другу Алексею, который работал в горисполкоме. Алексей в свою очередь позвонил  своему начальнику, который долгое время не соглашался выполнить просьбу. После долгих выяснений обстоятельств он решил съездить на дачу к начальнику милиции и попросить его отпустить с вытрезвителя рабочих.
 Анатолия, Михаила и Рустама милицейская машина доставила в медицинский вытрезвитель.  Дежурный милиционер  заводил в кабинет задержанных, где им   ничего не объясняя, записывали в журнал, отбирали документы, деньги и ремни и помещали в комнату с топчанами. В комнате были задержанные в основном пьяные, которые лежали на деревянных кроватях.
 Анатолий, решил выяснить, по какой причине  их поместили в вытрезвитель, так как не считал себя пьяным.  Выпил, да! Разве это преступление? Он стал  стучать кулаком  в дверь и требовать объяснений.  В комнату вошли два милиционера избили Анатолия, но синяки отсутствовали на теле.  Он не оказывал им сопротивления, понимал, что это усложнит его пребывание в этом заведение.  Соседи по нарам  посоветовали не возникать, а вести себя тихо. В это время Михаил и Рустам, развалившись на топчане, мирно спали.
 Под утро к вытрезвителю  подъехал милицейский УАЗ, во главе с начальником милиции города. Он распорядился выпустить из вытрезвителя задержанных рабочих; Анатолия, Михаила и Рустама.  Они заплатили каждый по 15 рублей. Им вернули документы, деньги  и вещи.   Милиция  не сообщила на  завод о нахождении в вытрезвителе рабочих цеха по ремонту оборудования.
На этом закончился трудовой день. Трудовое, рабочее братство – огромная сила.
Утренняя свежесть взбодрила  и полностью выветрила хмель.

Июнь 2021 г.          


Рецензии
История, правдивая. Герои рассказа, дружные люди и это приятно.

Олег Андреевич   28.09.2021 15:50     Заявить о нарушении
Огромное спасибо. Алексей

Алексей Иванов-Уситовский 2   29.09.2021 08:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.