Город, которого нет

Есть у меня на сайте «Одноклассники» виртуальный друг Павел Шендрович, который разместил на сайте два видео-материала про Хабаровск.  В первом в основном подборка фотографий разных лет с видами города, преимущественно советского периода, которые шли под песню, название я не знаю, но там есть слова «город, которого нет».  А потом я посмотрел второй сюжет, в котором нынешний Хабаровск изображен с высоты птичьего полета, видимо, съемка велась с квадракоптера.  Конечно, в 15-ти минутном видео невозможно охватить весь город, но вот Индустриальный район, с которым была связана моя жизнь длительное время, показан.  И мне захотелось рассказать, как изменился город за те 18 лет, как я покинул его.

Хабаровск не мой родной город, я родился не в нем, а в поселке на севере Хабаровского края.  Но в 1955 году впервые увидел его проездом вместе с родителями по пути в Москву и на Кавказ. А с 1957 года на лето меня родители привозили в этот город, и я жил у бабушки с дедушкой под Хабаровском, иногда приезжая в центр города.  В 1965 году поступил в медицинский институт, который находится в самом центре, на площади имени Ленина, а здание правительства края на этой же площади напротив нашего института.

Жил в студенческом общежитии, гулял с девчонками по улицам и паркам центра города, водил их в кинотеатры, на танцы. Так что центральную часть города узнал неплохо еще во время учебы. Потом по распределению института попал служить на Тихоокеанский флот, а вот на подводную лодку попросился сам.  После увольнения в запас долгие годы работал врачом-рентгенологом в городской больнице № 11, расположенной как раз в Индустриальном районе.  С 1983 года стал внештатным главным рентгенологом города, и будучи человеком ответственным, объездил все медицинские учреждения города, в которых были рентгеновские кабинеты.  Личного автомобиля в те годы не было, так что ездил на общественном транспорте, из окна которого и видел многие районы Хабаровска.

Но вот в выходные дни любил покататься на велосипеде по городу. И один, и вместе с внуками, для которых сделал удобное сиденье между рулем и седлом велосипеда, и они находились как раз между моими руками, что делали наши поездки безопасными. За несколько лет таких поездок я объездил весь город, начиная с остановки автобуса «Полярная» на севере города до остановки «Красная речка» на юге. Так что весь старый Хабаровск был перед моими глазами, а так как у меня хорошая зрительная память, то я прекрасно помню, как выглядел город в те годы.

С 1994 года у меня появился автомобиль,  мои поездки на велосипеде прекратились, но зато начались поездки на автомобиле, и мои представления о городе расширились.  Так что рост города и изменения его происходили, можно сказать, у меня на глазах. Вот об этом я и хочу рассказать своим читателям, многие из которых живут или жили в Хабаровске.

В 90-е годы началось дорожное строительство в городе, благоустройство многих ранее заброшенных участков и центральных улиц и площадей города. Преобразилась площадь Ленина, где асфальт заменили плиткой, перенесли  в центр площади фонтан, переделали его, появилась разноцветная подсветка струй фонтана. Затем плитка заменила асфальт на тротуарах улицы имени Муравьева-Амурского, по которой я много раз прогуливался и ходил по делам.  В это же время по генеральному проекту реконструкции центра города, впрочем, далеко не всеми жителями одобренному, исчезли два парка у Амура – центральный парк культуры и отдыха (ЦПКО) заменил спуск к реке и несколько видовых площадок, а на месте парка окружного дома офицеров Советской армии (ОДОСА) появился храм, стоянка для автомобилей, и лишь небольшая часть парковой зоны осталась.  Со временем и она исчезла, уступив место скверу Воинской славы, хотя она больше напоминает продолжение комсомольско-соборной площади.   Странно стало видеть на одной площади памятник партизанам времен Гражданской войны и православный храм.  В атеистическом Советском Союзе такого быть не могло, там действующий храм превратили в планетарий, тот, что был за институтом физической культуры на Амурском бульваре.

Далеко не все памятники советской поры нравились жителям города. Например, памятник на площади рядом с заводом «Дальэнергомаш»  все называли «бабалайкой» и не зря. Стеллла венчала треугольное основание в центре площади.  Но еще при мне, когда во времена губернатора Ишаева началось благоустройство центра города и дорожное строительство, этот уродливый памятник снесли.

На моих глазах преобразился большой участок Уссурийского бульвара за улицей Пушкина, где вместо оврагов появились пруды. Одно время они были не очень благоустроены, но со временем разительно изменились. На месте глади прудов появились сопла фонтанов, которые с разноцветной подсветкой привлекают тысячи жителей и гостей города, особенно в вечернее время.  Далее в сторону улицы Ленинградской появился спортивный дворец «Платинум-арена», где стала играть местная хоккейная команда «Амур». Сразу после постройки дворец был признан лучшим сооружением для хоккея в России.  Перед дворцом по современным требованиям  появилась огромная автостоянка.  Так что на месте оврагов уже около 20 лет существует современная городская  инфраструктура. Конечно, эти преобразования не могли не понравится жителям города.

Горожане со стажем помнят, как выглядели склоны холмов, по вершинам которых проходят три центральных улицы – Серышева, Муравьева-Амурского (ранее Карла Маркса) и Ленина.  Там с начала ХХ века были невысокие строения, далеко не все из которых попадали под памятники архитектуры.  Если еще в годы советской власти  на склоне холмов к улице Серышева и Ленина со стороны бульваров были построены многочисленные пяти – и девятиэтажки и обустроены дворы с зелеными насаждениями, то три остальных склона начали застраивать уже с конца 90-х годов. На месте деревянных халуп с «удобствами» во дворе выросли здания повышенной этажности по индивидуальным проектам.  Многие из них появились совершенно недавно, когда я уже уехал из Хабаровска. Я знаю, что многим хабаровчанам не нравится такая застройка с дворами-колодцами, но что поделать, такая в «демократической» России градостроительная политика.

А вот на центральных улицах, где традиционно были пятиэтажки и совсем немного более высоких зданий, изменений произошло совсем мало с середины 50-х годов прошлого века. Лишь на места забора рядом с домом Плюснина (краевой научной библиотекой) появилось здание из красного кирпича под старину, в котором разместился ресторан японской кухни и гостиница «Саппоро».  Второе здание под магазин ювелирных изделий построено на месте деревянного одноэтажного здания, где когда-то был пивбар и салон фотографии. Все это было возведено на моих глазах, я даже успел побывать в ресторане «Саппоро» по приглашению наших японских партнеров. Несколько расширена проезжая часть центральной улицы имени Муравьева -Амурского и перпендикулярных к ней улиц Фрунзе, Калинина, Запарина за счет уменьшения газонов с травой. Кроме этого, многочисленные тополя по обоим сторонам улиц уступили место насаждениям более благородных деревьев. Правда, пока деревья невысокие, но со временем вырастут и будут давать хорошую тень на тротуары.

Но наибольшие изменения, как я успел увидеть на видео, произошли в Индустриальном районе.  Вот его-то я успел объездить вдоль и поперек. Вначале на велосипеде, причем в теплое время года я ездил на нем на работу в больницу, а потом на автомобиле.  Там  за последние лет тридцать произошли огромные изменения, построены целые новые микрорайоны. Проведены большие работы в дорожном строительстве.  Вот о последнем я хочу остановиться поподробнее.

Еще в начале 80-х годов мне довелось участвовать в краевом совещании по вопросам гражданской обороны. Начальник ГО СССР генерал Алтунин критиковал руководство края и города, что в столице края невозможно организовать нормальную эвакуацию населения по причине того, что из города есть всего три дороги, по которым можно выехать. Особенно досталось за Индустриальный район, в котором 200 тысяч жителей и много рабочих промышленных предприятий, а выехать в сторону  юга края можно только по одной дороге – улице Краснореченской. Критика подействовала, за несколько лет была проложена улица Пионерская вдоль Амурской протоки, продлен проспект 60 лет Октября до Ильинки и далее до 19-го километра Владивостокского шоссе.  Это уже была третья дорожная магистраль в южную сторону, которая способствовала эвакуации  жителей Индустриального и Железнодорожного районов города, тоже очень большого по численности и количеству промпредприятий.

Мне на раз приходилось ездить по улице Пионерской, где с одном стороны были жилые кварталы город, а с другой пустыри, заросшие бурьяном и кустарником. Начало улицы стыковалось с улицей Шевчука, на которой я жил, а затем снова становилась Пионерской.  Но после того, как на месте пустырей и снесенного частного сектора появились многоэтажки, дворец спорта для хоккея с мячом «Ерофей», этот участок получил название улица Павла Леонтьевича Морозова, названную в честь  многолетнего градоначальника, много сделавшего для города, почетного гражданина Хабаровска. Я считаю это вполне заслуженно.

Продолжу о строительстве дорог в краевом центре. Бывший губернатор края Виктор Ишаев многое сделал для того, чтобы увеличивающееся число автомашин не простаивало в пробках.  Когда в 90-е годы начались закрытия промышленных предприятий, губернатор сделал все от него зависящее, чтобы сохранить завод МЖБК – мостовых железобетонных конструкций. Вначале  были заказы для строительства автомобильной части при реконструкции железнодорожного моста через Амур, на строительство многочисленных мостов вместо деревянных на основным автомагистралях. Потом появились многочисленные виадуки, соединяющие идущие параллельно автодороги в городе  с пересечением железнодорожных путей. Раньше на пути машин были железнодорожные переезды, а учитывая интенсивность движения поездов по Транссибирской магистрали, они часто были закрыты, создавая большие пробки из автомобилей. Я, уже имея свой личный автомобиль, оценил это в полной мере.

Несколько слов о реконструируемом мосте через Амур. Раньше он был только железнодорожный.  После длительных разговоров на тему реконструкции, о чем у меня есть отдельный материал, http://proza.ru/2018/03/10/805,     наконец-то дело сдвинулось с мертвой точки.  Мост был реконструирован, причем над железнодорожными путями проложили отличную автомобильную дорогу. 

Видимо, я был единственный в истории этого моста водитель автомобиля, получивший штраф за превышение скорости. Как это случилось?  Мост был построен, но еще не введен в эксплуатацию. По нему можно было ездить, только имея специальный пропуск. По обоим сторонам моста были посты ГАИ.  В то время я был первым заместителем начальника управления здравоохранения края и имел такой пропуск, потому что по роду деятельности частенько ездил на левый берег Амура, где было большое количество дачных участков хабаровчан.  В это время в Хабаровске проходило заседание Дальневосточной ассоциации с участием руководителей всех регионов Дальнего Востока.  И ближе к вечеру всех губернаторов повезли показать новый мост.  Примерно в это же время я поехал по делам в сторону Еврейской автономной области, которая и начиналась сразу за мостом на левом берегу Амура.  Мне попалась навстречу кавалькада автобусов с губернаторами.  Проехав пост ГАИ на въезде, я не выдержал, и притопил педаль газа, видя под автомобилем отличный асфальт.  Мой личный японский автомобиль «Тойота Марк-II» быстро набрал скорость, и тут на середине моста я увидел автомобиль ГАИ и инспектора, грозно помахивающего жезлом.  Пришлось объясняться. Видимо, гаишник и сам был не против промчаться с ветерком по такому шоссе, так что ограничился внушением и отпустил меня.

Еще до того, как  мост был построен,  возник вопрос – как можно пропустить через город большегрузный транспорт, идущий с запада в сторону Приморского края. Но не зря в нашем крае  есть автодорожный техникум, и автодорожный факультет в институте (правда, не знаю, народного хозяйства или политехническом).  Нашли выход, расширили имеющиеся дороги от моста до проспекта 60-лет Октября, и протянули трассу до Владивостокского шоссе. Сейчас, знаю, сделали еще несколько ответвлений для сокращения времени в пути уже в загородной зоне.

Но что вызвало у меня неприятное ощущение от просмотра панорамы  Индустриального района с квадракоптера, так это развалины многих заводов в промзоне. Раньше каких там только предприятий не было. Сейчас же от многих остались только стены, без крыш, без оборудования внутри. Все, что можно, сдали на металлолом и отправили или на переплавку, или продали в Китай. Больница, в которой я проработал почти 12 лет и  10 лет был парторгом, обслуживала и территориальное населения, и работников промышленных предприятий, на которых было больше 30 медико-санитарных частей и здравпунктов.  Я бывал на некоторых предприятиях, ездил к руководству с просьбами оплатить счета на рентгеновскую пленку, так что знал, где какое предприятие и как оно выглядит.  И вот многих уже не видно. Нет, стены цехов есть, но чувствуется запустение.

А вот завод мостовых железобетонных конструкций (МЖБК) я не увидел, он просто далеко от того места, где пролегал маршрут полета.  Но думаю, он еще больше развился, ведь дорожное строительство в крае и на Дальнем Востоке продолжается, и для мостов нужны изделия, выпускаемые этим заводом. В свое время он был одним из шефских предприятий района над нашей больницей, и у нас со спортсменами завода были хорошие контакты. Прогрессивный директор завода Олег Равкин построил на территории небольшой спорткомплекс с игровым залом, небольшим бассейном и парной.  Наша волейбольная команда в составе мужчин и женщин раз в неделю играла в этом спортзале с мужской командой завода. Причем вначале наших контактов успехи делились примерно поровну, то мы побеждали, то они. Но потом Равкин пригласил на работу окончивших технические вузы инженеров из числа волейболистов, и у нас шансов на победу уже не было. Но потом команда МЖБК стала играть на первенство края, а с нами встречалась вторая команда заводчан, и снова иногда мы стали побеждать.

Теперь ничего подобного нет. Есть завод, но нет шефов у больницы, нет своей сильной заводской команды по волейболу.  Другие времена, другие люди.  Так что остается только с грустью вспоминать былые годы.  Именно на такие мысли меня навели стены того же завода отопительного оборудования,  в свое время крупного промышленного предприятия, обеспечивающего своей продукцией все возводимые в крае здания.

Сейчас, наблюдая с квадракоптера за этой трассой, вижу большое количество автомобилей, но преимущественно легковых.  Лишь иногда они стоят перед светофорами, по большей части дорога свободная. Причем такое положение на большинстве улиц краевого центра. Или время такое было выбрано для съемки, или действительно, пропускная способность дорог позволяет обходиться без больших пробок. Но это бросается в глаза после дорожных пробок во многих региональных столицах, не говоря про Москву и Питер.

Хабаровск всегда считался зеленым городом. И панорама города с высоты птичьего полета это подтверждает. Зеленые насаждения во дворах, вдоль большинства улиц создают запоминающийся вид города, отличный от панорамы той же Москвы и других городов, часто мелькающих на экранах телевизора. Конечно, новые микрорайоны еще не такие зеленые, но со временем высаженные деревья подрастут, и там тоже будет где спрятаться от жары в солнечный день, которых в Хабаровске около 300 в году.  Но это будет уже не тот город, к которому я привык и помню. Того города больше нет.

Но у меня нет того чувства, которое появляется, когда я смотрю последние фотографии родного поселка золотодобытчиков, который явно умирает. Но такова участь всех приисков в Хабаровском крае и в других местах – исчезнуть с поверхности земли, когда закончатся полезные ископаемые в этом месте. А вот столица края растет и развивается. Конечно, не такими темпами, как Тюмень, где за последние 10 лет выросло огромное количество новостроек и население увеличилось с 600 до 800 тысяч человек. Но там богатый углеводородами край, а вот Хабаровский край дотационный, но город Хабаровск нашенский, родина большого количества людей, и моих детей и двух внуков тоже. Поэтому я радуюсь, когда он меняется в лучшую сторону и растет, правда, немного однобоко, преимущественно за счет всевозможных торговых центров. Но все равно остается любимым для очень многих людей, которые вспоминают песню, где есть слова:
Вдоль Амура белым парусом
Высятся дома Хабаровска
А увидишь город издали
Словно не дома, а корабли.


Рецензии