Чеченцы, - народ под вопросом

(Приведённая здесь работа французского историка, лингвиста, Георгия Шарашидзе, сына грузина и француженки попала ко мне через наших французских приятелей. После чего я тщетно пыталась найти аналог в русскоязычном интернете. Поэтому, привожу здесь свой перевод. Безусловно, некоторая информация урывками из разных источников знакома нам и ранее. Другое дело когда она более целостна и подкреплена серьёзным источником.)

Чеченцы и их братья ингуши, несомненно, однажды канут в ночь и тишину забытых наций, но некоторые события в историческом свете будут достаточны для того, чтобы сделать их образцовыми. Этому есть две причины—с одной стороны, это народ, приговорённый к исчезновению другим народом, более могущественным, и упорствующий в выживании и сохранении своей идентичности, с другой стороны.
Примечательное поведение мы наблюдаем на происходящее с чеченцами в международном пространстве. Вместо того, чтобы спасать и укреплять эту нацию, они принимаются ее осуждать.
Вопреки тому, во что они верят или говорят, добрые апостолы западного мира лишь изображают благородные чувства и симулируют психологическую озабоченность происходящим вместо политического анализа, и делают тем самым невозможным принятие реальных мер.
 
Сыновья амазонок

Только с русским наступлением в 18 веке, чеченцы постепенно стали, одним из народов, подлежащих резне, даже не подозревая об этом. До этого, на протяжении почти двух тысячелетий они сталкивались с совершенно другим способом ведения войны, который, однако, не ставил под сомнение само их существование. Они сразу вошли в историю как опасные и грозные. Такими их уже видели греки и романцы, поскольку чеченцы и ингуши являются теми редкими нациями, чьи следы мы находим, начиная с античности и прослеживаем сквозь века.
До нашей эры, их прямые прародители, гаргары, основали часть королевства Албании, той, что была кавказской, и не имела ничего общего со своей тёзкой с Балкан, за исключением этого названия, которым их нарекли Романцы. Албания занимала настоящую территорию Дагестана, между горой и каспийским морем, также, часть Азербайджана. Ингуши по сей день сохранили древнее название, - в самоназвании галгаи. Древние гаргары жили в те времена немного к югу, на границе Дагестана и нынешней Грузии.
 
На протяжении зимы 66-65 гг до нашей эры, Помпей, вслед за Митридатом, вел кампанию против Албании, королевства достаточно сильного, чтоб держать в боевой готовности десятки тысяч воинов. Романские легионы сталкиваются с гаргарами и прочими «варварами» в течение нескольких наиболее смертоносных битв. Так они, гаргары, стали легендарными и вошли в историю не иначе как мужья амазонок. Амазонки оставляли девочек у себя, а мальчиков отправляли на воспитание к отцам, которые взращивали в них воинов, настолько бесстрашных, чтобы беспокоить и сдерживать «большого» Помпея ( автор указывает, что подробную информацию об их жизни мы находим у древнегреческого географа Страбона). И во время повторяющихся битв романские офицеры узнавали среди «варваров» убитых в бою, тела вооруженных женщин. Они также видели много воительниц среди живых заключенных. Эта информация должна восприниматься серьёзно, так как она идёт от Феофана, очевидца, что сопровождал Помпея на протяжении всего похода: «Мы нашли много женщин среди заложников и военных заключенных, у которых было не меньше ран, чем у мужчин.»
И вот уже две тысячи лет, как женщины гаргары бились и умирали бок о бок со своими мужьями, как сегодня их потомки с оружием в руках гибнут под русскими снарядами.
 
 
Несокрушимый Кавказ

Однако, военные кампании тех времен, даже самые ожесточенные, ведомые могущественными империями, не были призваны для того, чтобы полностью разрушить сопротивляющиеся народы. Это тот тип войны, с которым сталкивались на протяжении многих веков чеченцы и другие жители Северного Кавказа, от черного моря до Каспия. Армии завоевателей, такие как романцы, хазары, монголы, татары и другие не задерживались там с целью раздавить, подчинить и уничтожить народы Кавказа. Таким образом, чеченцы и их соседние народы с запада и востока, проживали век за веком не будучи побеждёнными. Конечно, на протяжении этой долгой истории им приходилось снова и снова восстанавливать свои силы и равновесие, но без потрясения их основной структуры.
Вот почему накануне русского завоевания Северный Кавказ сохранил всё лингвистическое и культурное разнообразие, и в то же время глубокий союз своей цивилизации. Десятки маленьких народов, говорящих на разных языках, неизвестных больше нигде в мире, составляли три наиболее многочисленные группы, но с разными социальными структурами. Так, черкесы с запада были благородными и аристократичными, те, что в Дагестане, на востоке, гораздо более авторитарными. Чеченцы и ингуши, в центре, напротив не придерживались никакой иерархии, и отличались равноправным характером своего общества. Все от Черного моря до Каспия, продолжали практиковать свой исконный политеизм. Все они поддерживали неподражаемый, рыцарский и утончённый образ жизни, несмотря на строгие нравы, которые никогда не выходили за рамки требований скрупулёзного этикета, основанным на полном уважении к другим. В их истоках лежали великие и героические былины в исполнении профессиональных поэтов, которые даже в начале нашего века часто были у чеченцев и ингушей слепыми бардами.

Опустошить

Но с 18 века кавказцы столкнулись с совершенно другим противником-Российской Империей.
На этот раз к ним приходит война нового типа, потому что замыслы захватчиков совершенно иного характера. Теперь, с царствования Екатерины 2, нужно не только завоевать и господствовать, но и опустошить завоеванные территории от их жителей, чтобы поселить там привезенное извне население. Следовательно, необходимо заставить местных жителей исчезнуть, либо истребив, либо заставив уйти. Отсюда и обращение к новым способам ведения войны. Самым необычным является следующий метод. С конца 16-го века Россия создала цепочку поселений  из казаков, простирающуюся от каспийского до черного моря. Но эта «линия», как ее называли русские, была предназначена не только для защиты южной границы от «варваров», как это было принято у римских лаймов, византийских или турецких, например. Это оцепление нового типа, задуманное с целью нападения, которое не только предотвращало проникновение кавказцев в Россию, но и постепенно перемещалось на юг, медленным и непрерывным движением. Прикрывшись этой огромной обороной, украинские, русские и другие поселенцы заняли опустевшие земли своих прежних жителей. Позднее, в следующем столетии, оцепление усилилось и ускорило свое продвижение, вскоре завершившись двумя операциями. Сначала были совершены крупные набеги, иногда целыми армиями, на народы, которые больше всего сопротивлялись. Многое закончилось катастрофами для россиян: были окружены, дислоцированы, уничтожены целые колонны, особенно на востоке в Дагестане и в центре у чеченцев. Поскольку война становилась всё более ожесточенной и показывала своё истинное лицо, сопротивление кавказцев усиливалось и расширялось. Именно тогда элементарное завоевание опустошением, предписанное Николаем 1 было полностью реализовано. Его армии взялись систематически разрушать и сжигать все сёла Кавказа, от Черного до Каспийского моря. Решающий, поворотный момент войны был описан Толстым в своем последнем романе «Хаджи-Мурат», посвященном сопротивлению Дагестана и Чечни.
Так закончилась война на Кавказе, 30 лет в ее наиболее напряжённой фазе, между 1829 и 1859 годами на востоке и в центре. До 1864 года война продолжалась на западе Северного Кавказа, потому что черкесы воевали в одиночку еще 5 лет.
На западе убыхи полностью исчезли, черкесы и абхазы сократились на три четверти. На востоке где боевые действия прекратились раньше сокращение населения было менее радикальным. Тем более, что чеченцы и ингуши были безусловно самыми многочисленными на Северном Кавказе. Однако 300 тысяч из них исчезли в суматохе.

С этого периода началась их репутация несокрушимых бунтарей и яростных разбойников, уже прочно закрепившаяся с середины века, и которую они несут до сих пор, сто пятьдесят лет спустя, как отметка или своего рода криминальное досье в истории. Достаточно перечитать веселые, но столь недостойные страницы, посвященные им Александром Дюма, пересекшим их страну в 1859 г., по окончании войны. Путешествуя по «правой» стороне, стороне царских войск, он не ехал без хорошо снабженного конвоира, по крайней мере из двадцати казаков. Дюма передает нам русский образ войны, официальный образ. Он хочет видеть в чеченских боевиках только «разбойников» или «стервятников, ищущих добычу». Однако черноморские убыхи или абхазы были еще более несговорчивыми и опасными для русских, но будучи гораздо меньшими по численности, они не оставили в памяти столь же горьких воспоминаний как чеченцы и ингуши.
В целом, всех северокавказцев навечно обозначили именем «горцы», символом извечной непокорности и опасности для власти центрального государства.
 
 
Шесть народов на истребление

Будучи частью российской провинции Чечня исчезает с карты более чем на полвека. Как только Россия теряет контроль над югом своей империи в 1918 году Северный Кавказ оживает и становится «Горной федерацией» под председательством чеченца Баммата. Очень скоро этим свободным горцам пришлось снова столкнуться со своим давним противником. Сначала через белые, царские войска генерала Деникина, которые пытались захватить Кавказ, но были отброшены. На смену им пришли большевистские отряды Новой красной России. Снова, как и столетием ранее бои были бесконечными и беспощадными, что привело к своего рода периодической партизанской войне, которая продолжалась до сталинизации 1930гг. Здесь снова были арестованы чеченцы-ингуши, а не только бойцы вооруженного сопротивления, расстреляны и депортированы тысячами. Затем последовала Великая Отечественная, 1941-1944гг.
Во второй раз чеченцы и ингуши почти полностью исчезли после невероятного проявления политического безумия. Между 1943 и 1945 годами шесть народов в полном составе с женщинами и детьми были захвачены войсками внутренних дел (НКВД) и депортированы в Среднюю Азию. Среди них с особой жестокостью преследовали чеченцев и ингушей. Милиция не только окружала города и села страны: она выслеживала семьи и изолированных людей, живущих на большом расстоянии, даже в самых отдаленных районах Москвы и по всему СССР. Очевидно, эти люди должны были исчезнуть полностью, никому не удалось бы спастись если бы Сталин не умер вовремя. В 1957 году потребовалась десталиницация, Чечено-ингушская республика была воссоздана, «реабилитирована», а депортированным было разрешено вернуться. Но сотни тысяч из них, особенно дети, погибли в Азии во время перевозки. Мы не знаем настоящей причины этого Сталинского пароксизма. Приведенный предлог-сотрудничество-не выдерживает никакой критики.
Очевидно, что Сталин и его люди хотели очистить эту обширную территорию на юге России, навсегда избавив ее на сей раз от вечно своенравных народов, в первую очередь чеченцев и ингушей. Короче говоря, завершить то, что цари достигли на западе, в истекающей кровью и опустевшей Черкессии. И, таким образом положить конец всем оставшимся в живых после нескольких войн. Естественно, это поразительное и незавершенное народоубийство  оставило неизгладимый след в оставшихся в живых: все чеченцы и ингуши старше сорока лет подверглись депортации, начиная с генерала Дудаева. Неудивительно, что именно эта страна провозгласила независимость, как только представилась такая возможность. Президент и парламент Чечни сделали это в 1991 году. Ингуши, хотя и очень близкие по языку и культуре, предпочли автономию Российской Федерации, несомненно из-за их территориального конфликта с осетинами (последние не вернули им деревни, в которых они поселились между 1945-1953 годами.)
Любопытно, что Россия ждала три года, чтобы начать принуждать чеченцев к подчинению. Но, на самом деле, если бы она подождала еще несколько месяцев, то режим Дудаева рухнул бы сам по себе. Но Москва начала завоевание, вероятно, по внутриполитическим причинам. Потому что в этом была вся суть: в третий раз за два столетия российские войска атакуют независимость одного и того же народа.
 
Совершенно очевидно, что Ельцин или его вдохновители не учли все риски, так как не могли предвидеть ни возможное сопротивление чеченцев, ни сопротивление и неподчинение части армии, ни в частности реакции российского народа, большинство которого было враждебно настроено к вторжению. Это один из величайших уроков этой войны: в России появилось общественное мнение, что является своего рода революцией.

Жестокость завоевания была преднамеренной: это вопрос демонстрации «нациям» и «национальностям» бывшей советской империи, что Москва не утратила своей способности к угнетению и истреблению. Демонстрация была направлена на усиление «объедененной»  империи (по удачному выражению Жан-Пьера Маэ). За исключением прибалтийских республик, все бывшие части бывшего СССР постепенно возвращались в СНГ; последняя, Грузия, восстановленная почти незаметно в 1993 году благодаря активному вмешательству её нового президента Шеварнадзе. В составе российской федерации отсутствовала только Чечня: Москва также взяла на себя обязательство «забрать её». На момент написания этой статьи, в январе 1995 года, демонстрация почти выдохлась, что противоречит ожиданиям Ельцина. Ингуши уже вовлечены в конфликт, застигнуты врасплох всеобщей резнёй. Народы Дагестана также начинают реагировать военным путём. Нападая на маленькие республики своей федерации, Москва не способствует желанию других оставаться с Россией, поскольку они прекрасно понимают, что та же участь угрожает и им в случае малейших разногласий.
Таким образом, политические и моральные последствия этой новой войны на истребление явно неблагоприятны для сохранения Российской Империи.

Соучастие: имаго и симуляция.

 Но в международной галактике все обстоит иначе: произошла обратная реакция.  И здесь пример Чечни - пример как западные правительства и крупные международные организации видят подобные ситуации . 
Таким образом открывается  их настоящая сущность.. Остановимся на политиках. Принцип прост: западные лидеры на всех уровнях проецируют свои демократические и либеральные убеждения там, где они не нужны. В данном случае именно «Ельцин» олицетворял в глазах Запада темные силы, которые руководят Россией. Я заключил «Ельцина» в кавычки, потому что в данном контексте он уже был  не реальный персонаж, а «имидж», который Запад проектирует и строит под позолотой Кремля.  Отсюда лозунг запада: «Ельцин», является самым либеральным из глав российского государства, мы должны защищать его действия, какими бы они ни были, потому что его сохранение у власти гарантирует марш к демократии.  Даже если эти действия состоят в истреблении целого народа.
Не могу не упомянуть «мистера Гитлера» из печальных газет 1938-1939 годов: прежде всего, было важно не препятствовать «мистеру Гитлеру».  Меня всегда это поражало.  Сегодня нельзя препятствовать прежде всего «Борису Ельцину», чтобы он не помешал раз и навсегда покончить с чеченцами и ингушами.  Как и во времена «мистера Гитлера», действия - это ничто, ни недавние действия, ни текущие действия, ни будущие действия.  Все, что имеет значение, - это образ, иллюзия.  Отсюда такие странные лозунги, как: «Война в Чечне - это внутреннее дело России»;  еще более удивительно и совершенно сюрреалистично: «Россия должна защищать свои границы.» Защитить свои границы?  Чтобы война происходила лишь внутри безупречной федерации («внутреннее дело» обязывает!)!  Защищаете границы в своей стране?  Так где же Чечня?  Снаружи ?  Внутри? 
Нигде - если так будет и дальше, и если мы позволим «г-ну Ельцину» это сделать.  Защити свои границы! 

Мы являемся свидетелями необычного события, возможно, даже беспрецедентного.  Потому что, как правило, именно колонизированные народы восстают против центральной власти и вступают в борьбу за свою независимость.  Однако здесь все наоборот.  Чечня была независимой от России три года, люди и товары беспрепятственно перемещались из одной страны в другую, когда внезапно Москва напала на ее бывшую колонию, начав в стране своего рода войну за независимость. «Россия защищает свои границы», гипотеза, которой, как мы видели, нет места ни в одном аспекте реальности. И  это единственное объяснение, которое мы слышим перед резней, происходящей на наших глазах. 

«Великие державы» хорошо понимают, что «Ельцин» должен положить конец «повстанцам», «сепаратистам», но желательно, чтобы он попытался «избежать излишнее насилие». Удовлетвориться пятью сотнями тысяч жертв, не доходя до миллиона?  Стремитесь остановить забой женщин и детей в качестве приоритетной задачи?  Я нахожу, увы, только одну параллель: немецкие генералы и офицеры 1941-1942 годов были возмущены резней евреев Украины их собственными армиями
не потому, что они были возмущены принципом истребления, а просто потому, что условия убийства шокировали их.  Но за всем этим стоит закон.  Поскольку политики не ходят в одиночку, их должны сопровождать выдающиеся юристы.  Вы должны понимать  « сопровождать» как сопровождают детей : за ручку.

 Нижеследующее не является выдумкой: я резюмирую, то , что сложно назвать мыслью, но является реальным, аутентичным подходом некоторых высокопоставленных юристов.  И эта мысль также продвигается и поддерживается  в унисон: нет неправильных нот.  Мы повинуемся закону.
Благо человечества и интересы народов гарантируются только нормами международного права.  Но давайте не будем забывать, что это право распространяется только на государства. Это означает- государства, признанные международным сообществом.  Только это международное право обеспечивает равенство, уважение суверенитета и защиту прав каждого человека.  Но тот факт, что субъектами права являются исключительно государства, накладывает очевидное ограничение.  Либеральные и демократические идеи, основа цивилизованного мира, не могут применяться вне этих правовых рамок.  Однако эта структура сводится в целом к государствам, признанным их коллегами, которые также являются государствами, уже признанными таким же образом.  Поэтому невозможно представить себе нарушение закона вне круга этих государств: любое событие, которое отклоняется от него, каким бы оно ни было, больше не подпадает под действие правовых принципов.  Таким образом, Россия вполне законно применяет силу для присоединения Чечни к федерации.  Характер и масштабы используемых средств не имеют никакого отношения к делу.  Даже если бронетехника и самолеты, запущенные Москвой, уничтожат половину населения и более, этот закон не может быть подвергнут сомнению, поскольку он применяется только к Штатам, а к Чечне - нет. 

Не зря, в интересах всех и во благо человечества, чеченцы в третий раз в своей истории видят себя физически уничтоженными.  Этому ясно и твердо учит право народов.  Политики заявляют всем: не зря, в интересах российской демократии и ее будущего, чеченский народ обречен на исчезновение. 
Сам факт резни имеет важное значение для прогресса либерального режима в России.  Ну просто честь склоняет к  определенной  мере истребления: остановиться, может быть, на миллионе или и того меньше.
Вместе с тем закон и политический план позволили заранее оправдать убийство чеченского народа.


Рецензии
Но, на самом деле, если бы она подождала еще несколько месяцев, то режим Дудаева рухнул бы сам по себе.((

Не соглашусь с сыном грузина и лягушатницы,ушел бы Дудаев? появился бы Дакаев какой нибудь.Хотя статья очень интересная!

Нарт Орстхоев   17.04.2025 17:49     Заявить о нарушении