Годовщина В. С. Высоцкого, хорошо, что не дожил?

Именно так сказал Захар Прилепин в своей передаче «Уроки русского» №9 «К 80-летию со дня рождения Владимира Высоцкого», задаваясь вопросом о том, какую позицию занял бы сегодня В.С. Высоцкий (25/01/1938 – 25/07/1980 гг.): «Хорошо, что не дожил, - в заключение добавив, - и выжил в итоге.»

На что хочется ответить: «Если выжил Макаревич, то почему не выжил бы Высоцкий?» Разумеется, в том случае, если бы у В.С. Высоцкого сложились точно такие же взгляды как у А.В. Макаревича, что совсем не очевидно. В.С. Высоцкий не известен нам какими-либо политическими заявлениями, несмотря на то что у него было для этого возможностей не меньше, чем, например, у Сахарова…

Обладая сумасшедшей популярностью и имея возможность проходить сквозь «железный занавес», он мог бы себе позволить отпустить то или иное критическое замечание во время очередного концерта или интервью. Тем не менее, на вопросы иностранных журналистов о тоталитарном режиме в СССР он отвечал следующее: «У меня есть претензии к властям моей страны, но обсуждать я их буду не с вами».

Нам известно также о его негативном отношении к Сталину и к «сталинизму». Но могло ли быть иначе после хрущевской оттепели? В то же самое время мы не заметим никакой зацикленности на этой теме. После смерти поэта не всплыло никаких написанных «под стол» анти-сталинских произведений… Им написано, собственно, только одно такое стихотворение (песня), «Банька по-белому», (1968 г.) во время съемок фильма «Хозяин тайги» в Сибири.

Станислав Говорухин описал исполнение этой песни В. Высоцким и его близким другом В. Золотухиным в два голоса во время съемок фильма такой фразой: «Никогда больше не доводилось мне слышать такого проникновенного исполнения.»

Сам В. Золотухин, так проникновенно исполнявший эту песню с В. Высоцким, в последнем интервью «Правде.Ру» (2013 г.) говорил: «Я много лет проработал в театре, который постоянно находился в конфликте и в оппозиции с властью. И в том, что случилось в стране, во многом виноват театр на Таганке. Вспомните выступления Любимова, Солженицына. Советскую власть мы ругали. Мы хотели ее разрушить и разрушили, иначе нельзя было построить в стране демократию. А теперь мы, конечно, о многом жалеем, вспоминаем Сталина, прежнюю спокойную жизнь. Это свойство русского народа.*»

В. Высоцкий мог бы, наверное, сегодня сказать нечто подобное, хотя о его стремлении именно разрушить Советскую власть нам ничего не известно. «Я согласен бегать в табуне…», - писал он в песне «Бег иноходца» (1970 г.).

О проблемах советского образа жизни пишет также последняя жена В. Высоцкого Марина Влади в своей книге «Владимир или прерванный полет» (1987 г.) Тем не менее, в своих интервью она с теплом отзывается об атмосфере советской эпохи, о советских людях, о насыщенности культурной жизни, чего не существовало и не существует на Западе. Примером может служить одно из последних интервью 2017 г. (8:41 – 9:40)**

Марина Влади рассказывает также о патриотизме В. Высоцкого, который, например, ушел с хоккейного матча в Канаде, услышав антисоветские лозунги от украинских болельщиков (15:39 – 16:20). Поэтому можно не сомневаться в его адекватной реакции на происходящее сегодня на Украине и на войну на Донбассе.

Высоцкий никогда не был антисоветчиком….

Но стоит ли вообще задаваться вопросом о том, как отнесся бы В. Высоцкий к перестройке, распаду СССР, бандеризации Украины? Зачем? Не достаточно ли нам его песен?

Захар Прилепин осуждает также пародию В. Высоцкого на стихотворение А.С. Пушкина под названием «Лукоморья больше нет» (1967 г.).

Проблема в том, что эта песня никак не тянет на пародию. Даже называется она «анти-сказкой». Это сатира на печальную окружающую действительность и радости по этому поводу поэт не испытывает. «Ты уймись, уймись, тоска, у меня в груди!» - пишет Высоцкий. Более того, Высоцкий выражает заключительным куплетом свое ощущение грядущей катастрофы: «Ты уймись, уймись, тоска, сердце мне не рань. Раз уж это присказка, - значит дело дрянь!» Можно сказать, что речь идет о пророческом стихотворении поэта.

Если же говорить о пародии на поэзию А.С. Пушкина, то нужно было процитировать стихотворение «Песня о Вещем Олеге» (1967 г.) В данном случае речь действительно идет о безобидной шуточной пародии на всем известное со школьной скамьи стихотворение с широким использованием просторечий. Вряд ли за такую пародию Александр Сергеевич вызвал бы Владимира Семеновича на дуэль. В ней нет ничего оскорбительного. Напротив, пародия А. Хайта, прочитанная Г. Хазановым, содержит целый ряд прямых оскорблений в адрес В. Высоцкого и его жены Марины Влади. Упоминается и мать Высоцкого, из которой «понаделали гребенок»…

Судите сами:

«Я в болоте живу,
Ем сплошную траву,
Я под панцирем прячусь от страха
Вот уже триста лет
Счастья в жизни мне нет,
Я — озлобленная черепаха.
Ненавижу людей,
Люди хуже зверей,
Презираю жестокость с пеленок
Не забуду, ей-ей,
Как из мамы моей
Понаделали, гады, гребенок.
Помню, мама пела мне, такая ласковая
«Черепашка моя, скалолазка моя »
Засосало меня, Я живу, все кляня,
Просто белого света не вижу
Я не вижу семью, Я в болоте гнию,
А жена загнивает в Париже….»

Неужели Захар Прилепин не увидел никакой разницы?

Разумеется, Захар Прилепин сказал много добрых и правильных слов о Высоцком, о всенародной любви поэта, о своей любви к его творчеству. Но наряду с этим он почему-то стал отрицать ущемление поэта со стороны властей, о котором говорят очень многие свидетели, и в первую очередь, его жена Марина Влади. Высоцкий, вне всякого сомнения, ощущал чинимые ему препятствия и в получение ролей, и во многом другом. Марина Влади называет его «невыездным». Вполне возможно, что все это связано с его репутацией алкоголика, что не соответствовало идеальному облику советского человека с одной стороны, и могло вызвать определенные проблемы в работе, с другой.

Однако самым тяжелым ударом для В. Высоцкого было непризнание его поэзии со стороны собратьев по перу. Да и сам З. Прилепин отказался признавать его настоящим поэтом и ставить в один ряд с Лермонтовым, Маяковским, Есениным, только потому что ему не хочется перечитывать стихи В. Высоцкого.

Но хочется ли Захару переслушивать стихи Маяковского, Рождественского, Вознесенского, Ахмадулиной в их собственном исполнении? Вряд ли… Их действительно лучше перечитывать… А вот песни В. Высоцкого заслушаны до дыр… Целое поколение воспитано на них. Одни песни мы любим больше, другие меньше. Одни мы знаем наизусть, из других легко цитируем целые пассажи… В. Высоцкий был как раз тем самым поэтом, который «больше, чем поэт».

Текст и рифма в поэзии В. Высоцкого имеют, конечно же, основное значение, но В. Высоцкий – это монолит, это гремучая смесь, состоящая из текста, рифмы, ритма, незабываемого тембра голоса, домашнего звучания акустической гитары и актерской интерпретации. Именно поэтому исполнение песен В. Высоцкого другим исполнителем – задача очень сложная и непосильная для очень многих. Вот почему, мы зачастую имеем дело с исполнением «под Высоцкого».

Так приглашенный З. Прилепиным А. Скляр, попытавшийся представить свою оригинальную интерпретацию, все-таки не сумел должным образом исполнить одну из лучших песен В. Высоцкого «Дайте собакам мяса». Интерпретация В.Высоцкого остается пока что непревзойденной.


------------------
* В данном случае В. Золотухин ошибается. Такая же ностальгия по прежней спокойной жизни в ГДР существует в Восточной Германии и называется остальгией.
** https://www.youtube.com/watch?v=dzi_Ut_yXgM&t=961s

Иллюстрация: Альбом 1990 г. , запись 1989 г. : "... По черновикам и количеству отброшенных вариантов видно, как хлестала из этого поэта энергия словотворчества. Выходом ее был тот вариант поэтической речи, который найден одновременно усилиями поэта и актера - как самый живой и многозначный, при наивозможнейшей его простоте...." (Н. Крымова)


Рецензии
Самое скрываемое и почему-то никак никем и никогда не обсуждаемое!
Почему не было вскрытия тела поэта для взятия анализов на наличие ядовитого вещества? Все поведение Высоцкого в последние минуты жизни и реакция его организма - говорило об отравлении! Как только КГБ ни старалось устроить убийство а затем и скрыть все вплоть до похорон, используя Олимпиаду как важнейшее событие - и все тихо чтоб и шито крыто!..

Только не надо говорить, что родственники поэта не захотели вскрытия тела! Это смешно, потому что во власти КГБ было все, что можно было сделать на свете самого подлого и античеловечного!.. А уж родственников поэта запугать и подписи с них взять против вскрытия - это им как два пальца… об асфальт...

Неагент09   30.07.2021 17:03     Заявить о нарушении
Какое отравление? ))) Какое КГБ? ))) Высоцкий в последнее время сидел на тяжелой наркоте... Почитайте и послушайте воспоминание Марины Влади...

Сергей Бессонов   30.07.2021 23:43   Заявить о нарушении
Мария Влади сама, наверняка была связана с КГБ! Непонятно, почему она не высказывает своего мнения о факте не вскрытия тела как бы любимого человека!?.. Кругом полное молчание и хоть кто-нибудь бы...8
Короче, валить на Высоцкого подобные обвинения в полном безумном наркоманстве - это именно кагебешная подлая преднамеренная заготовка! К тому же в окружении поэта был один никому не известный человек, который постоянно предлагал наркоту и следил за состоянием обреченного... Надо знать факты, которых много и которые говорят только об одном - Высоцкого плотно опекало КГБ! И выполнялся приказ из Политбюро, покончить с ним, и для этого использовали Олимпиаду (ну очень умные же...), как самый удобный случай.

Неагент09   10.08.2021 18:19   Заявить о нарушении