Дорогой товарищ палач

В шведский кинопрокат вышел фильм «Дорогие товарищи» (2020) известного российского режиссера Андрея Кончаловского. В основе сюжета трагические события 1962 года в Новочеркасске, жестокое подавление мирного протеста взбунтовавшихся от голода и невыносимых условий труда людей. Власть пыталась удержать страну от распада, стреляя в своих же сограждан.
Главную роль в фильме сыграла Юлия Высоцкая, уроженка Новочеркасска, (1973), актриса театра и кино, телеведущая и кулинар, жена Андрея Кончаловского.
Ее путь театральной актрисы начинался в Минске, в Белорусском театре.
Искусство соединяет времена, истории и судьбы.
Именно Белорусский театр стал символом театральной элиты осенью 2020 года, поддержав многочисленные акции протеста против фальсификации президентских выборов.
Юлию я привыкла видеть в роли ведущей кулинарного медиа-ресурса, в антураже красивой современной кухни, когда она, легко и быстро перемещаясь от стола к плите, демонстрирует мастерство приготовления вкусной и здоровой пищи, с удовольствием и просто.
Признаться, это мешало мне вначале просмотра фильма.
Но талант актрисы, и глубина проникновения в образ сотворили перевоплощение. Это была уже не хозяйка на кухне, а сильная характером и волей к жизни эмоциональная женщина, с лицом, отражающим внутреннюю борьбу, пылающими глазами партийного функционера, участница войны, убежденная коммунистка и строгая мать - Людмила… 
Ей предстоит суровое испытание, - пережить ужас потери дочери, разочарования в убеждениях, переоценки ценностей, но найти в себе духовную опору и силы, чтобы измениться, стать лучше, преодолеть зло внутри себя, дабы искоренить его вовне.
Ключ к пониманию – борьба со злом, которое принимает форму добродетели: во имя лучшего будущего всех людей и для защиты советской идеологии, – людей вынуждали убивать друг друга, родственников и близких, уничтожая в человеке человеческое начало. Чтобы победить это зло нужно прежде всего распознать его суть.
Идея перекликается с философией творчества шведского писателя, Нобелевского лауреата Пера Лагерквиста, 1891 – 1974, сумевшего предвидеть события, которые произойдут позже, и о которых повествует фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи».
Фильм и повесть ведут безмолвный диалог о том, что такое зло, и какова роль человека в распространении и искоренении зла.
Повесть «Палач» написана в 1933 году, период прихода к власти в Германии партии Гитлера.
Понимание зла в период средневековья, описанный в первой части повести, укладывается в понятие одного уровня: зло – это палач, и его орудие казни меч. Нужно избегать встречу с ним, чтобы не навлечь на себя беду.
Но зло принимает облик добра, и в понятиях средневекового человека это выглядит примитивно. Например, палец висельника, если бросить его в бочку с пивом, придает особый вкус, делает пиво крепче. А кровь убитого злодея, выпитая сразу, как только его казнили, избавляет ребенка от порчи, от «падучей болезни».
«Зло в себе целительную силу скрывает!» – говорит старик в трактире.
«Зло оно власть имеет» - вторит другой.
«Зло штука диковинная, вроде как в нем и добро скрыто!», - резюмирует слушатель, после рассказа о том, как мать мальчика вымолила у палача пощаду, и тот отвел от ее ребенка беду быть казненным в будущем.
Все это наблюдает молчаливый палач, одинокий, отвергнутый людьми. Он символ зла, к нему нельзя приближаться.
Но ведь это не он решает убивать. Палач лишь исполнитель человеческой воли - зла, которое переполняет общество. И вынужден делать это до тех пор, пока люди не избавятся от зла.
Он называет себя их Христом, поскольку взял на себя их грехи, убивает, исполняя чью-то волю, и страдает каждый раз, когда ему приходится делать это, ибо в нем больше человеческого, чем в людях.
Во второй части повести действие происходит в период зарождения фашизма в Европе, и зло предстает в более сложном обличии - как благо для некоторых. Зло необходимо, чтобы «исправить мир».
Общество облекает зло в маску добра, и уже не так все очевидно и ясно, и требуется взгляд со стороны, или время, или понимание того, что же это на самом деле.
В ресторане играет оркестр темнокожих музыкантов, и, когда в перерыве они садятся перекусить своими бутербродами, появляется белый человек, и укоряет их за то, что они посмели есть вместе с белыми людьми, и убивают тех, кто воспротивился, отказался играть для оскорбивших. Оставшихся в живых, окровавленных музыкантов заставляют играть белым людям, и те танцуют под ужасную музыку смерти.
А палач так же сидит один за столиком, безмолвен и задумчив. Он перекочевывает из одного времени в другое, соединяя события. Он исполнитель воли зла, которое уже совсем другого уровня и порядка.
Зло на основе господствующей идеи.
Фильм «Дорогие товарищи» тоже обращен к проблеме превращения зла, обоснования зла идеологией, 
Люди становятся палачами друг для друга во имя идеи.
Что же произошло с ними?
Шестидесятые годы 20 века были особенными для Советского Союза. Только окончилась Хрущевская оттепель. Набирает темп послевоенное экономическое развитие. Еще живо ощущение победы в Великой Отечественной Войне. Романтизм, душевный запал в поколении, искалеченном физически, но морально цельном. Это ведь поколение рожденных после революции 1917 года.
Им казалось, что все эти ценности надо защищать любыми способами, ибо перегибы в советском правлении пройдут, а останется то, что продекларировала революция, давшая мощной толчок развитию страны, экономики, культуры, открывшая возможность для раскрытия многих личностей. Появляется новое направление в искусстве - Соцреализм - творческое создание позитивного образа строителя коммунизма, интернационалиста, ленинца, идейного борца.
Но вместе с тем, личность ничтожна в общем движении страны к коммунизму: «Раньше думай о Родине, а потом о себе!»
В этом и кроется зло. Ибо жизнь одного человека незначительна по сравнению с всеобщим благом, целью построения коммунизма во всем мире. И во имя этой идеи человек не задумываясь исполняет волю «партии и народа», становился палачом. Всю страну превратили в коллективного палача, направляющего свой топор на близких и родных, на тех, кто рядом. И люди радовались, и даже получали удовольствие от того, что кого-то истребили, каких-то классовых врагов, раскулачивали, выселяли, отбирали имущество и перевоспитывали в концлагерях.
«…-- Перед вами наконец-то великолепная, небывалая картина единого, сплоченного народа! К которому, кстати сказать, очень скоро примкнут и заблудшие, в этом нет никакого сомнения. Тех, кто будет упираться, мы приструнить сумеем! Народ, сплоченно стоящий вокруг своих тюрем и с упованием ожидающий, когда оттуда послышится крик еще одного из обращенных!
      -- Это потрясающе! Какой высокий дух!
      -- Да, такого еще не видывал мир! Это как общее молебствие, и многие стоят по стойке "смирно", дожидаясь стонов новообращенных, такое они испытывают почтение к сокрытым от их взора таинствам, свершающимся с их расой. Это воистину патетическое зрелище. Такое мыслимо только у нас. Мы не похожи ни на какой другой народ на земле! Ничуть не похожи!..»
Цитата из повести «Палач» Пера Лагерквиста.
    
И там же калека без лица мечтает, чтобы создали оружие, которым можно будет стрелять с помощь души, целиться душой. Образ и яркий, и обжигающий точностью символа. Ведь зло появляется прежде всего в сознании, мыслях, наполняя сердце человека. И только потом вырывается вовне.
Как далеко может зайти человек, защищая идею?
И тут уже начинается личная ответственность каждого, кто принимает решения, кто совершает конкретные поступки. Человек ограничен рамками своего собственного духовного развития.
Выражаясь словами Ф.М. Достоевского: «Поле битвы – сердца людей!»

Палач не видит перспектив и уходит в ночь, чтобы продолжать свое дело. Он безутешен, ему предстоит исполнять желание и быть инструментом зла человеческого, которое бесконечно. И только слабая надежда - доброта и любовь, ожидающие его дома, помогают, спасают от всеобщего зла.
Фильм оканчивается более оптимистично. Людмила меняет себя, становясь лучше. И, хотя внешне обстоятельства не изменились, но процесс изменения внутреннего начался, и это вселяет надежду.
Многим советским людям доведется менять себя в последующие годы, и я не исключение. Мое детство пришлось на следующие десятилетия, и я хорошо помню ту энергию идеологического порыва, которая наполняла сердца людей, ту радость от стремления быть подчиненным единой цели строительства коммунизма - лучшего будущего для всех, того энтузиазма в песнях и фильмах.
Первого мая, в День международной солидарности трудящихся, мои родители, вместе с друзьями выезжали «на маевки» –общие праздники с едой, рыбалкой, хоровыми песнями, играми на берегу широкой Волги, так похожей на общее течение, в котором легко плыть всем вместе, перекатываясь по звонким камешкам к мечте. Мама пекла вкусные чебуреки, (блюдо узбекской кухни, похожее на пирожки с мясом), дар советскому интернационализму, а папа, мастерски играл в шахматы, и пел красивым и сильным голосом «Я люблю тебя жизнь…» Ему вторили многие голоса единомышленников. Мое мировоззрение формировалось в духе «нового советский человека», у которого не возникали вопросы как поступать, если понадобится защищать идеалы коммунизма, а значит свою Родину СССР.
И все это потом пришлось с трудом изживать из себя, выкорчёвывая, опустошая, заполняя душу ветром перестройки, и познанием нового, живого пространства. От коллективного – к частному, с пониманием ценности человеческой жизни, духовного роста.
Гениальность писателя, в данном случае Пера Лагерквиста в том, что творения его не имеют ограничения во времени, они актуальны и сегодня. Словно зеркало повернуто к действительности, и каждый может увидеть в нем себя, ужаснувшись, возможно, но и поняв, что именно есть зло, и начать от него избавляться.
Новелла «Смерть героя» о том, как добро приобретает форму зла, и человек становится объектом этого. Молодого человека нанимают, чтобы он прыгнул с колокольни церкви и разбился, за это ему заплатят огромную сумму денег. И все газеты выходят с заголовками о том, какой это человек, с его портретами, с его историей, и он отвечает на вопрос, осознает ли он себя героем. Ценность человеческой жизни оплачена очень хорошо по меркам местных обывателей. Развлечение для всех вокруг, это хорошо, человек сам решил прыгнуть, по доброй воле, он ведь получит деньги – тоже хорошо. Но в итоге нет радости от увиденного, от смерти, и люди начинают задумываться – а надо ли было устраивать такое развлечение.
Но еще более разительно о жизни и смерти, о добре и зле в рассказе «Военный поход малышей». Там дети создают армию и идут военным походом завоёвывать другую страну, и все это в полной неразберихе потому, что армия наступает, отступает… Трагикомично описано как женщина, стиравшая белье на берегу реки, отлупила скалкой мальчика-лейтенанта. Он спросил: «Как пройти в деревню?», она ответила: «А зачем тебе!» В ответ он обнажил саблю, но не успел ею воспользоваться, получил скалкой по спине и ниже. В результате женщина стала героем своей страны, а его расстреляли, и родители вынуждены были уехать в другое место, от стыда подальше. А когда война окончена, армия детей принесла победу. Они вернулись калеками, многие погибли. И по весне другие дети приходят на могилки, и приносят цветы.
Рассказ написан в 1935 году. Еще не началась та война, с которой вернулись победителями герои фильма «Дорогие товарищи», но уже написал свой гениальный роман «братья Карамазовы» великий русский писатель Ф.М. Достоевский, предостерегающий человечество «…От высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка».


Рецензии