Тайная жизнь белозубок

Тьма была до сотворения мира, до явления демиурга с его светом. В ночи пробуждается память о предвечном мраке небытия. С заходом за горизонт Ра сходятся в битве его враги и союзники. От того, чья возьмёт, зависит судьба мироздания. В ночной дозор вступают ба, инкарнации богов в бренном мире, и в числе этих аватаров одни из самых крохотных зверьков на планете – землеройки. В египетской долине Нила эти существа, похожие на миниатюрных остроносых мышей в бархатных шубках, все как один представлены родом белозубок (Crocidura).

В эпоху фараонов их не в бровь, а в глаз окрестили «амам» (или «амаму»), то бишь, «проглотами», и верно: юркий зверёк, в зависимости от вида иной раз едва крупнее жука-скарабея, за день может умять еды в два раза больше, чем он весит! В загробном мире, между тем, обитал демон, глотающий души умерших, и эту страшную химеру звали похоже – Аммат. В оксиринхском диалекте коптского языка землеройка – «эмим». В паре с с мангустом грозный охотник-карлик ааму олицетворял собою дух Хора. Но если ихневмон отвечал за дневную суть, то землеройка – за ночную и сумеречную.

В Летополисе Хора чтили в его двуликой ипостаси под именем Мехенти-эн-ирти (или Хентиирти: «Владыка Обеих очей»). У него, как гласили ещё Тексты пирамид, один глаз (Луна) слепой, а другой (Солнце) – зрячий. В остальном Египте эту форму Хора знали под именем Хор-хенти-хем. Он играет видную роль в ночной схватке Ра и его свиты с Апопом – демоном Хаоса в виде гигантского змея. Увидев раз землеройку, яростно терзающую жирного дождевого червя, любому египетскому жрецу ничего не стоило связать эту сцену с великой победой сил Света над чудовищным гадом ради нового восхода.

Так великое отражается в малом, даже в ничтожном. Хентиирти в течение года полностью терял и вновь восстанавливал своё зрение, отражая лунно-звёздный цикл. Он был покровителем слепых и арфистов, которых часто изображали то ли слепыми, то ли с зажмуренными глазами. В эпоху Среднего царства его описывали как безглазого и даже безликого, а при Новом царстве иногда вставляли в его имя отрицательную частицу, чтобы оно читалось «Владыка без глаз» (Хентинирти). У землероек с их «кротовыми» мордочками тоже подозревали слепоту.

К существам, активным ночью, слепым или зрячим, но идеально ориентирующимся во мраке, относились и с полным обожанием, и двояко. Так что совы, козодои, сомы, жабы, змеи, жуки, сороконожки могли быть или слугами, или аватарами самого Амтума, то есть Ра, отдавшего все свои силы на созидание мира и готового к закату и временной смерти. По законам эсхатологии путь Ра повторял дух каждого умершего человека. Духи с головами сомов входят в свиту хтонического двуглавого божества Акера и «открывают» путь Солнечной ладье.

Их можно увидеть даже на саркофагах частных лиц. Духи с головами землероек ликуют при виде Ра в сцене на росписи из гробницы фараона Рамсеса IX (KV6). В одном из текстов эпохи Птолемеев уже даже и самого Осириса величают «амаму». В магических папирусах на демотике амаму – дух-оракул на редкость взрывного нрава. Из желчи землеройки делали яд, чтобы ослепить мужчину, или любовное зелье для приворота женщины. Геродот, со стороны наблюдая культ избранных представителей фауны в Египте, утверждал, что мумии землероек увозили в Буто (город богини Уаджет).

До сих пор, однако, не было открыто особого некрополя для одних лишь белозубок. И более того – относительно астрономического количества мумий кошек и особенно ибисов, число их мумий на самом деле ничтожно. С вотивными мумиями соколов и ласточек, олицетворявших «дневной» аспект бога Хора или ибисами Тота, мумии землероек делят одну на всех погребальную камеру в какой-либо из разорённых в древности гробниц. Гробницы и целые кладбища для аватаров богов были известны ещё на заре истории Египта, но лишь с Позднего периода (712 – 332 гг. до н.э.) они стали чем-то вроде национальной идеи.

Так продолжалось до конца ранней римской эпохи (т.е., примерно до 250 г. н.э.). С тех пор мумии землероек можно найти в любой области Египта от Юга до Севера, а разнообразие идентифицированных по ним видов явилось лишним доказательством того, как оскудела ныне египетская природа. В это сложно поверить, но ещё в эпоху Лагидов «марсианская» долина вокруг Луксора представляла собою такой же живописный ландшафт, как зелёные холмы национального парка Янкари в северо-восточной Нигерии. Там цвели рощи и благоухали нильскими лилиями заводи. Там было много живности.

В общей сложности от начала додинастической эпохи и до наших дней в Египте можно было бы насчитать с десяток видов землероек. Это белозубка священная (Sorex religiosus/Crocidura religiosa), землеройка Оливье (Crocidura olivieri olivieri, в старых источниках – Crocidura flavescens), белозубка Флауэра (Crocidura floweri Dollman), этрусская землеройка (Suncus etruscus), сахельская крошечная землеройка (Crocidura pasha Dollman), саванная землеройка (Crocidura fulvastra), бальзамическая землеройка (Crocidura balsamifera Hutterer), землеройка Гельденштадта (Crocidura gueldenstaedtii Pallas), землеройка Уитакера (Crocidura whitakeri), гигантская белозубка (Sorex indicus/Suncus murinus, по-старому – Crocidura (Pachyura) crassicauda).

Из них среди мумий землероек найдены на сегодня первые восемь, при этом сахельская и саванная не обитают больше в Египте, а бальзамическая вовсе вымерла. Гигантская белозубка (она же «мускусная крыса» у Р. Киплинга) попала в Египет не так давно из Южной Азии. Но в своё время ею по ошибке сочли землеройку Оливье, так как это крупный вид. А землеройку священную, один из самых миниатюрных видов, по первости сочли сомалийской карликовой (Crocidura nana Dobson). В общем числе мумий заметно преобладают землеройки священная и Оливье, что, быть может, связано с их особой многочисленностью.

В большинстве случаев землеройки живут одиночками, и лишь редкие виды образуют колонии, подобные той, что в полусказочной манере описал романтик Юрий Коваль. Мы знаем, что некоторых птиц и зверей, нужных для бесперебойного выпуска вотивных мумий, выращивали при храмах в вольерах или заповедниках. В случае землероек было бы уместнее говорить именно о заповеднике. В I веке н.э., как это известно, землероек умели выращивать (для аптечных нужд) римляне, но дело это непростое и малопродуктивное. Куда проще предоставить зверькам жилую зону и потом охотиться на них.

С сакральным статусом белозубок их отлов вязался просто: им занималось лишь жречество, и, со слов Плутарха, оно не открывало народу грязную изнанку культа. Была идея, что зверьков ловили и «дарили» хозяевам храмовые кошки, которые, во-первых, всегда сыты, а во-вторых, всё равно брезгают дичью с резким запахом мускуса, в отличие от тех же сов. Но изучение мумий землероек не выявило следов ранений, нанесённых клыками хищника, зато оно открыло тот факт, что их часто ловили дуговыми силками: у многих зверьков сломаны позвонки шеи или расколот череп.

Как показали исследования трёх самых крупных коллекций забальзамированных землероек, жрецы вели отбор лучших особей, словно бы выводя породы. Но при этом они же иной раз допускали замену землеройки на какую-нибудь мышь. За погребение обетной мумии отвечали купившие её у жрецов паломники, так что объём последних почестей зависел от достатка того или иного богомольца. И одним зверькам были уготованы тонкие пелены и изящные мини-саркофаги со статуэткой белозубки на крышке, а другим – грубый коробок или братская могила.

Кроме того, что археологи находят целые пучки из мумий землероек, в которых бывает до 75 особей, известны случаи, когда телами зверьков набивали фальшивые мумии ибисов. В фиванском некрополе Дра Абу эль-Нага, в гробнице, которой когда-то владела царица XVII династии, мумии землероек вообще не были свиты священными лентами. Их просто осмолили. С ними вместе в гробнице нашли ещё немало священной мелюзги и существ посолиднее. Там были ласточки, козодой, три увесистые жабы, одна лягушка и два жука – скарабей и златка. Для чего был весь этот ассортимент – та ещё загадка.

Есть мнение, что более мелкие существа представляли собою символическую пищу для более крупных. Но тот же скарабей – символ утреннего Ра, а златка – Осириса. В наше время пойма Египта вся распахана, и дикие землеройки живут бок-о-бок с человеком. В них видят врагов. В их рационе в основном мелкие беспозвоночные, но, в отличие от крота, они не прочь при сильном голоде (а голодны они во всё время жизни) составить компанию мышам. А при взрыве популяции они губят не только саранчу, но и червей, роя же без конца на пашнях и огородах тоннели, рвут корешки растений, и те увядают.

Даже землеройка священная, эндемик, чудом сохранилась в пределах Дельты с её влажным климатом. Если её среда обитания вовсе исчезнет – не будет и её. Тема анимализма и тотемизма в позднем Египте сложна и до конца не изучена. С одной стороны, вотивная мумия должна была обратить милость богов на тех, кто её хоронил, с другой – некрополь с разнообразной фауной, связанной узами символизма с конкретными богами, мог служить моделью божественной гармонии Вселенной в виде циклов ночи и дня, жизни и смерти. Ритуал сдерживал мощь Хаоса.

На снимках: землеройка "борется" с червём (для египтян это – курьёзная аллегория эпичной битвы с гигантским змеем Апопом); деревянный расписной гроб для мумии священной землеройки в музее Вены (;gyptische Sammlung, INV 10068); бронзовая статуэтка священной белозубки в Кантональном музее археологии и истории (Лозанна, Швейцария. № 1 на стенде); мумия землеройки в музее Пенсильвании (инв. № E12435) и её рентгеновский снимок.


Источники:

Вассел Белинда Энн. Диссертация "Фауна Древнего Египта: лексикографическое исследование"./Belinda Ann Wassell. Ancient Egyptian Fauna: a lexicographical study. (Two volumes). Volume 1. Thesis submitted for the degree of doctor of philosophy to the University of Durham. School of Oriental Studies, 1991.

Кесслер Дитер. Землеройка, ихневмон и крыса на кладбище домашних животных/ Dieter Kessler. Spitzmaus, Ichneumon und Ratte im Tierfriedhof. Bulletin of the Egyptian Museum 4:71–82.

Андерсон Дж. Зоология Египта. Том 2. Млекопитающие./Anderson John. Zoology of Egypt. Volume 2. Mammalia ( London : B. Quaritch, 1902). Harvard University, Museum of Comparative Zoology, Ernst Mayr Library.

Woodman Neal, Ikram Salima. See how they ran: morphological and functional aspects of skeletons from ancient Egyptian shrew mummies (Eulipotyphla: Soricidae: Crocidurinae). August 2019Journal of Mammalogy 100(4):1199-1210 DOI: 10.1093/jmammal/gyz091. Project: Ancient Egyptian animal mummies and their implications for environmental change

Cassola, F. (2016). "Olivier's Shrew". IUCN Red List of Threatened Species. 2016. Retrieved 1 July 2019.

Kingdon, Jonathan; Happold, David; Butynski, Thomas; Hoffmann, Michael; Happold, Meredith & Kalina, Jan (2013). Mammals of Africa. A&C Black. pp. 118–119

Wilson & Reeder. "Crocidura olivieri". Mammal Species of the World. Retrieved 1 July 2019

Neal Woodman, Salima Ikram, Joanne Rowland. A new addition to the embalmed fauna of ancient Egypt: G;ldenstaedt’s White-toothed Shrew, Crocidura gueldenstaedtii (Pallas, 1811) (Mammalia: Eulipotyphla: Soricidae). April 2021PLoS ONE 16(4):e0249377. DOI:10.1371/journal.pone.0249377

Пратер С.Х. Животные Индии/S.H.Prater. The Book of Indian Animals. — Third (Revised) edition. — Bombay: Bombay Natural History Society, 1971.

Neal Woodmana, Salima Ikram. Ancient Egyptian mummified shrews (Mammalia: Eulipotyphla: Soricidae) and mice (Rodentia: Muridae) from the Spanish Mission to Dra Abu el-Naga, and their implications for environmental change in the Nile valley during the past two millennia. Copyright University of Washington. Published by Cambridge University Press, 2020. This is a work of the U.S. Government and is not subject to copyright protection in the United States. doi:10.1017/qua.2020.89

Hana Vymazalov;, Zde;ka S;vov;. A story of an Ancient Egyptian mouse. Published by: Moravian Museum. Vol. 54, No. 3 (2016), pp. 187-194 (8 pages)

Stephanie Panzer, Andreas G. Nerlichc, Rainer Hutterer, Roxane Bickere, Sylvia Schoske, Markus Greinwald, Marianne Hollensteiner, Peter Augat. Fatal trauma in a mummified shrew: Micro-CT examination of a little ancient Egyptian bundle. Journal of Archaeological Science: Reports 34(2):102679

Роберсон Джошуа Аарон. Древнеегипетские книги Земли./Joshua Aaron Roberson. The Ancient Egyptian Books of the Earth. ISD LLC, 23 June 2014 г.

Плутарх "Об Осирисе и Исиде". Изд-во “УЦИММ-ПРЕСС” КИЕВ — 1996 г.

Критски Джин, Черри Рон. Насекомые в мифологии. Gene Kritsky, Ron Cherry. Insect Mythology. Publication info: San Jose, CA : Writers Club Press, 2000


Рецензии