Фотоувеличение Микеланджело Антониони
И, вот когда ты начинаешь чувствовать это, то сразу понимаешь, почему «Фотоувеличение», и правда – вещь настолько выдающаяся и безусловно блестящая. И далеко не только потому, что она – эдакая сложная метафора реальности, становящейся чужеродной и иллюзорной для главного героя, что пытается отыскать свои смысл и цель, чтобы «выздороветь» и почувствовать себя снова живым человеком – но просто потому, как двигаются и ведут себя в кадре он, или героиня Ванессы Редгрейв, или другие персонажи, как равнодушно и отчаянно-непосредственно совершает фотограф какие-то поступки, перескакивая с одного на другое и бессмысленно метаясь по городу – как, наконец, являет себя сам мир, представленный здесь не столько улицами и домами Лондона, сколько ветром, постоянно дующим в парке, раскачивающим деревья и днем, и ночью – и действующим, пожалуй, сильнее, чем все окружающее остальное. И, как и этот ветер, все главное в таком кино происходит и воспринимается как бы между делом, почти фоново, притом что есть, разумеется, и сюжет, так же увлекающий – и создающий определенную иллюзию. Полезную, если она помогает погружаться и растворяться в мире, сотворенном для нас режиссером – и вредную, если возникает попытка и желание свести все только к этому одному. В общем, я бы не сказал, что фильм Антониони поразил меня и заставил пережить какие-то новые или яркие ощущения и эмоции, но сам факт погружения во что-то подлинное, сотворенное без излишеств, с безупречным чутьем и знанием своего дела – это уже немалое наслаждение, причем такое, какое и, действительно, испытываешь нечасто, сталкиваясь все больше с заменителями. И вообще, когда видишь на экране такое, понимаешь, какие реально возможности были и есть еще у кино – но как, на самом деле, тяжело и почти невозможно использовать их по назначению, а не себе или другим в удовольствие. Слишком велико искушение скатиться до чего-то менее обязательного, точного, жизненно выстраданного – и просто пустить пыль в глаза, развлечь, мистифицировать. К счастью, Антониони таким никогда не был и, если где-то и перегибал палку, становясь местами занудным и повторяя собственные мотивы, то, по крайней мере, были они довольно существенными и серьезными, так что заслуживали внимания – а уж с эстетической точки зрения сомнений никогда и не вызывали.
Свидетельство о публикации №221073000957