Какая ж Сибирь без Самары
Волгу и Урал история связывает с древнейших времён. От верхней Волги до отрогов Среднего Урала – ряд могильников, в которых погребены предки удмуртов и марийцев. А на территории до верхней Волги – с одной стороны и до Оки – с другой жили когда-то угроязычные меряне (меря).
В III-IV вв. шло массовое переселение народов в пределы Приуралья и Поволжья. Под давлением гуннов и тех, кто к ним примкнул, уральские племена вынуждены были отступать, переселяться на новые места. Происходило смешение местного населения с пришельцами – угорскими племенами из Зауралья и Сибири и тюркскими племенами в южных районах Приуралья.
В IX –XII вв. в степях между Волгой и Яиком, на Южном Урале и Приуралье жили башкиры. Устные предания гласят, что башкиры осёдло жили в районе города Ревда, что в Свердловской области, уже в IX в., но пришли впервые сюда, возможно, ещё в VII веке. Сейчас башкиры в основном живут в бассейне р. Белой и башкирском горном Урале. В Самарской области в сторону Уральска есть шоссе, которое проложено на месте старинного тракта, ведшего к башкирским поселениям на р. Карылык. В XI –XIII вв. по западным и восточным склонам Северного Урала, по рекам Конде и Сосве, в верховьях Туры, Тавды, Пелыма и Ловьвы в лесах селились манси и ханты.
Нынешний Ханты-Мансийск, центр одноимённого национального округа, раньше назывался Самарово. Это было большое село. Интересно и то, что в XVI – XVII вв. в Сибири жил князь по имени Самар. У него был сын – Байбалак Самаров. Самар пользовался большим влиянием в округе, поскольку в его волости располагалось едва ли ни самое знаменитое у ханты святилище. Рядом с поселением Самара было построено укреплённое городище, служившее убежищем для семьи князя на случай войны. Урочище находилось на вершине 60 – 80 –метровой горы, почти отвесно спускавшейся к реке. Позиция была непреступной. Но площадка на вершине была не более 20 м в поперечнике. Самар, его союзники и воины не могли разместиться в урочище и поэтому ночевали в юртах.
Сибирский город Сургут – нефтяная столица Тюменского Севера – сегодня известен всем самарцам. Учёные доказали, что Сургут и близкие к нему районы содержат в себе все этапы культурного развития Древней Руси. В 90-х годах XVI века русские отряды сибирской экспедиции прошли вверх по Оби до реки Сургутки, где располагалось Хантыйское княжество. В 1593 – 1594 гг. московские воеводы Матвей Львов и Михаил Волконский основали здесь русское поселение Сургут. Местный князёк Бирдан добровольно принял русское подданство и помог воеводам выстроить городок.
В нашей области тоже есть Сургут: речка – левый приток Сока и посёлок. Всё это не случайные совпадения. На волжских берегах издавна живут и мордва, и чуваши, и башкиры, и татары, и марийцы, и многие другие народы, с которыми русские связаны издревле – узами экономики, культуры, даже лексики.
Известно, что город Сургут был основан на месте поселения хантыйского племени и за ним сохранилось местное название без перевода на русский язык. Такая традиция существовала у землепроходцев при основании всех городов Сибири. Названия поселений, рек, озёр, других географических объектов сохранялись русскими для удобства общения с коренными жителями, с которыми они вступали в хозяйственные, дипломатические и культурные отношения.
Исходя из этого, можно предположить, что слово «Сургут» состоит из двух древнеугорских: «сор» и «кут», которые дошли до нас в изменённом виде (причём и сегодня они на разных диалектах современного языка ханты звучат по-разному). Слово «сор» переводится как «заливная пойма реки», а слово «кут» на сургутском наречии означает «рыба». Следовательно, «сор-кут» на древнеугорском языке могло означать целое понятие, связанное с образом жизни народа: ежегодным весенним кочевьем племён для ловли рыбы.
В языке ханты нет звонкого «г», есть глухой «к», а русские люди постепенно преобразовали «соркут» в «сургут» для удобства произношения.
Правый приток Сургута в Поволжье называется Шункут. Речка Сургутка есть в Тюменской области, а в Красноярском крае на Енисее есть поселение Сургутиха.
Евстинеева Светлана. Какая ж Сибирь без Самары…/ Светлана Евстигнеева// Самарские губернские ведомости – 150. – 1996 - № 2 – сентябрь – с. 5.
Свидетельство о публикации №221073101041