И спит жемчужина в море
Невыспавшиеся ребятишки 7-12 лет, разобравшись по голосам, выстраивались в четыре ряда на сцене и занятия начинались.
Дирижировал хором наш учитель Карл Львович.
Он выглядел весьма импозантно, был большим модником, одевался в стиле тех лет : пиджак в клеточку с широченными плечами, суженный к бедрам, узкие-узкие брючки, остроносые туфли на высоких каблуках, яркий широкий галстук с пальмами.
Репертуар был обширным : мы пели пионерские песни, песни о Ленине, детские шуточные, " Калинку-малинку", "Соловей" Алябьева, романсы.
Карл Львович вёл занятия эмоционально, энергично дирижируя, то поднимался на цыпочки, потянувшись за высокой нотой, то насупившись - склонялся к более низкой, по нескольку раз заставлял нас петь одно и то же, добиваясь безупречного исполнения.
И мы старались, но не всегда получалось...
Особенно старательно мы пели красивую романтичную песню :
В лучах лазурного дня,
Сверкая в синем просторе,
К себе зовёшь ты меня
И спит жемчужина в море...
- Стоп ! Стоп ! Стоп ! - начинал возбуждаться Карл Львович - Какая жемчужина? Где спит ? Это вы тут у меня спите ! Сколько раз можно объяснять одно и то же ?!
Из-за этой жемчужины вечно были какие-то неприятности...
Карл Львович очередной раз поправлял нас, заставив нескольких учеников повторить за собой по буквам, он немного успокаивался :
- Начали. И-и-и... Раз !!!
Мы начинали петь сначала, но и со второго раза не получалось так, как он хотел.
Эта жемчужина опять всё портила...
Карл Львович боролся с ней, как мог : он собирал наши тетрадки с текстами и красным карандашом вписывал крупно буквы " О " и "Л", показывал нам какие-то открытки, (на которых, впрочем, никакой жемчужины не было), где-то раздобыл карту на иностранном языке и тыкал нас в неё носами, но мы таких букв не знали, географию в школе ещё не проходили. И позёвывающие дети, и уже проснувшиеся, дёргавшие стоящих впереди девочек, за косички, не очень вникали в эти объяснения.
Наконец, отчаявшись, он пел вместе с нами, перекрывая своим голосом детский хор, делал упор на " Л-Л-Л".
Во втором классе общеобразовательной школы мы писали диктант по русскому, где была фраза "Под кустом спит зайчик", я, помня наставления Карла Львовича, написала : Под кустом сплит зайчик.
Учительница перечеркнула мне букву "Л" красными чернилами и снизила из-за этого оценку.
Мне было очень обидно !
Я подошла к ней на переменке и сказала :
- А Карл Львович говорит, что слово "спит" надо писать с буквой "Л".
- Скажи своему Карлу Львовичу, что он малограмотный ! Здесь нет и никогда не было буквы"Л"! Запомни !
Я запомнила ! Я запомнила, что в обычной школе и вообще везде надо писать - спит, а в музыкалке, где всё было немножечко не так - сплит.
Лишь через несколько лет, слушая рассказ мамы одной из своих подружек, вернувшейся из турпоездки в Югославию ( что тогда было большой редкостью), рассматривая открытки, сувениры и, в том числе, карту её маршрута, я увидела... город Сплит .
Город Сплит на берегу Адриатического моря!
Я рассмеялась ! Я смеялась и не могла остановиться !
Бедный-бедный-бедный наш Карл Львович ! Сколько сил, сколько энергии и нервов он истратил, добиваясь нашего понимания.
И где только он смог раздобыть в те годы крупномасштабную карту иностранного издания ?!
Отсмеявшись и отдышавшись от смеха, я запела :
... Сверкая в синем просторе,
К себе зовёшь ты меня
О, Сплит - жемчужина моря !
Свидетельство о публикации №221073101088
Детское восприятие абстрактных понятий, особенно в возрасте до 12 лет, бывает настолько парадоксальным, что изменить его затруднительно, какие бы усилия не прилагались.
Всех благ и новых сюжетов.
Юрий Гаррис 17.12.2023 17:20 Заявить о нарушении