И спит жемчужина в море

   Наша музыкальная школа располагалась в небольшом старом особняке, перепланированном специально под неё : 5-6 классов для индивидуальных уроков  и  небольшой, но уютный концертный зал.  В нём по воскресеньям с утра пораньше проходили  занятия хора, оркестров струнных инструментов   и  баяна-аккордиона , а потом  там занимались кружки соседней  школы.    Одно время мы занимались рядом со школой,  в клубе при  многоквартирном доме. Там тоже было плотное расписание  разных кружков, и занятия хора начинались ещё раньше - в 8.00 утра.   Транспорт в воскресенье утром ходил плохо и, чтобы не опоздать на хор, успеть позавтракать  и доехать, детям  приходилось вставать  ни свет, ни заря.
   Невыспавшиеся  ребятишки 7-12 лет,  разобравшись по голосам, выстраивались в четыре ряда на сцене и занятия начинались.
   Дирижировал хором наш учитель Карл Львович.
   Он выглядел весьма импозантно, был большим модником, одевался в  стиле тех лет : пиджак в клеточку с широченными плечами, суженный к бедрам, узкие-узкие брючки, остроносые туфли на высоких каблуках,  яркий широкий галстук с пальмами.
   Репертуар был обширным : мы пели пионерские песни, песни о Ленине, детские шуточные, " Калинку-малинку", "Соловей" Алябьева, романсы.
   Карл Львович вёл занятия   эмоционально, энергично дирижируя, то поднимался на цыпочки, потянувшись за высокой нотой, то насупившись - склонялся к более низкой, по нескольку раз заставлял нас петь одно и то же, добиваясь  безупречного исполнения. 
И мы старались, но не всегда получалось...
Особенно старательно мы  пели  красивую  романтичную песню :

  В лучах лазурного дня,
  Сверкая в синем просторе,
  К себе зовёшь ты меня
  И спит жемчужина в море...

 - Стоп ! Стоп ! Стоп ! - начинал возбуждаться Карл Львович - Какая жемчужина? Где спит ? Это вы тут у меня спите ! Сколько раз можно объяснять одно и то же ?!
Из-за этой жемчужины  вечно были какие-то  неприятности...
Карл Львович очередной раз поправлял нас, заставив  нескольких учеников повторить за собой по буквам, он немного успокаивался :
 - Начали. И-и-и... Раз !!!
 Мы начинали петь сначала, но и со второго раза не получалось так, как он хотел.
 Эта жемчужина опять всё портила...
Карл Львович боролся с ней, как мог : он  собирал наши тетрадки с текстами  и  красным карандашом вписывал крупно буквы " О " и "Л",  показывал нам какие-то открытки, (на которых, впрочем, никакой жемчужины не было), где-то раздобыл карту на иностранном языке и  тыкал нас в неё носами,  но мы таких букв  не знали, географию  в школе ещё не проходили. И позёвывающие дети, и уже проснувшиеся, дёргавшие стоящих впереди  девочек, за косички, не очень вникали в эти объяснения.
 Наконец, отчаявшись, он пел вместе с нами,  перекрывая своим голосом детский хор, делал  упор на " Л-Л-Л".
Во втором классе общеобразовательной школы мы писали диктант по русскому, где была фраза "Под кустом  спит зайчик", я, помня наставления Карла Львовича, написала : Под кустом сплит зайчик.
 Учительница перечеркнула мне букву "Л" красными чернилами и снизила из-за этого оценку.
 Мне было очень обидно !
 Я подошла к ней на переменке и сказала :
 - А Карл Львович говорит, что слово "спит" надо писать с буквой "Л".
 - Скажи своему Карлу Львовичу, что он малограмотный ! Здесь  нет и никогда не было буквы"Л"! Запомни !
Я запомнила ! Я запомнила, что в обычной школе и вообще везде надо писать - спит, а в музыкалке, где всё было немножечко не так - сплит.
Лишь через несколько лет, слушая рассказ мамы одной из своих подружек, вернувшейся из турпоездки в Югославию ( что тогда было большой редкостью), рассматривая открытки, сувениры и, в том числе, карту её маршрута, я увидела... город Сплит .
Город  Сплит на берегу Адриатического моря!
 Я рассмеялась ! Я смеялась и не могла остановиться !
 Бедный-бедный-бедный наш Карл Львович ! Сколько сил, сколько энергии и нервов он истратил, добиваясь нашего понимания.
 И где только он смог раздобыть в те годы крупномасштабную  карту иностранного издания ?!
 Отсмеявшись и отдышавшись от смеха, я запела :
 
    ... Сверкая в синем просторе,
        К себе зовёшь ты меня
        О, Сплит -  жемчужина моря !


Рецензии
Благодарю, забавное воспоминание.
Детское восприятие абстрактных понятий, особенно в возрасте до 12 лет, бывает настолько парадоксальным, что изменить его затруднительно, какие бы усилия не прилагались.

Всех благ и новых сюжетов.

Юрий Гаррис   17.12.2023 17:20     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Юрий.

Зоя Федоренко-Сытая   17.12.2023 18:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.