Если терпит, значит есть причина

1.
Сейчас они сидели рядом и, обнявшись, плакали. Еще недавно почти враги, а сегодня чуть ли не самые близкие подруги.
- Я ведь не знала,- сквозь слёзы говорила Вика,- я же ведь думала…. Я же ведь…Я же, как дурочка…Я думала, что он правда…Любит меня. Я до сих пор не могу поверить. Как же это? За что? Почему? Прости меня, пожалуйста! Как же я могла! Тебя! Маму! Всех предала!
Она больше не могла говорить. Уткнувшись в Луизино плечо, Вика разрыдалась.
Луиза тихо плакала от сочувствия к ней, от облегчения, что всё, наконец, выяснилось и больше никто не смотрит на неё враждебно. Плакала от благодарности к Богу. После пережитого она до сих пор ощущала своё слабое сердце. Ещё неделю назад Луиза была уверена, что оно не сможет выдержать всего, что на неё обрушилось, и остановится.
……..

Кареглазая Виктория была долгожданным ребёнком. Мама, Диана Григорьевна, вышла замуж по большой и, как ей казалось, взаимной любви. Муж – преуспевающий бизнесмен, в доме достаток. Чего ещё желать? И конечно Диана мечтала о ребёнке. А ребёнка всё не было. Со временем отношения с мужем становились всё хуже, и Диана уже начала считать рождение ребёнка единственной возможностью сохранить брак.
И вот, наконец, желанная дочка появилась на свет. А вместе с ней появились и новые проблемы. Нельзя сказать, чтобы муж не любил дочку, скорее, он уже давно не любил её мать. Диану уже не радовал роскошный дом, где она проводила бесконечно однообразные дни и бессонные ночи. Больше всего ей хотелось внимания и хотя бы элементарной помощи по уходу за ребёнком. А ещё сочувствия, нежных поцелуев и заверений в любви. Она вспоминала, как раньше они с мужем вместе ездили на выходные куда-нибудь, вместе ужинали каждый вечер. А что же теперь? На её претензии муж каждый раз, раздражаясь, отвечал:
- Тебе что денег мало? А ты попробуй сама заработай! Я днями пропадаю, чтобы обеспечить семью! Я имею право на отдых?
- А я имею?- слабо защищалась Диана, - я совсем нигде не бываю, ни с кем не встречаюсь, я устала.
-Ах, ты устала, ничего не делая!
Всё это обижало и унижало молодую мать, но сделать она ничего не могла. Вся её любовь теперь была направлена на маленькую Вику.
Настал и тот день, когда муж, поцеловав дочку, которой едва исполнилось два года, ушёл навсегда.
Если бы не сильный характер и не уверенность в том, что Господь не оставит её, кто знает, как бы сложилась дальнейшая жизнь Дианы. А она сложилась. По прошествии двадцати лет беспомощная Диана превратилась в уверенную в себе и обеспеченную женщину.
Диана Григорьевна держала магазин «Рыбёха», который приносил стабильный доход.  На работе она старалась  поддерживать хорошие отношения с коллективом, и не считала ниже своего достоинства проводить время с сотрудниками, общаться на самые разные темы, шутить и баловать премией за хороший труд.  Сама ведь когда-то начинала с нуля, поэтому к сотрудникам относилась с уважением. Если конечно они отличались добросовестным трудом. Коллектив сложился крепкий, надёжный,  и дела шли хорошо.
Не везло только с уборщицами. Они не задерживались долго. А те, что задерживались, работали отвратительно. И вот однажды в магазин пришла  молодая девушка. Изучая её документы, Диана Григорьевна заметила:
- Вы, значит, кроме школы, больше ничего не окончили? Вам всего двадцать лет! Можно ещё образование получить. Не обидно уборщицей-то? Зарплата небольшая, а нагрузка будь здоров. Выдержишь?
  Она придирчиво рассматривала стоящую перед ней Луизу. Ничего особенного. Хрупкая, голубоглазая. Причёсочка незатейливая. Что-то не вязалось в ней с уборщицей. А! Вот что! Розовая блузка и эффектно сидящая на стройных бёдрах фиолетовая юбка. И каблучок. Одежда была недорогая, но явно шла её обладательнице.
- Придётся на тапочки сменить, - кивая на туфельки, сказала хозяйка.
-Ну что ж, сменю, - с застенчивой улыбкой ответила девушка.
- Ну-ну. Значит, ты Луиза. Нерусская что ли?
- Почему? Русская. Родители – оригиналы. Можете меня просто Лизой называть, хотя мне так не очень нравится.
- Надо заметить, большие оригиналы. А как они относятся такому выбору профессии?
- А никак. Им всё равно, - грустно проговорила Луиза.
- А тебе?
- А мне… Лишь бы больше не зависеть от них. Хочу сама себя обеспечивать и распоряжаться своими деньгами. Не хочу так жить, как родители живут. Я понимаю, что мне будет тяжело, но я буду стараться.
Девушка явно нравилась хозяйке. Скромная, застенчивая. И надо же, какое желание вырваться из бедности, начать самостоятельную жизнь! Диана Григорьевна с грустью вспомнила себя. И свою Викулю… Вот уж кому не мешало бы быть и скромнее и целеустремлённее. Но, увы! Залюбленная и избалованная, она чаще огорчала, чем радовала.
- Ты не местная, я смотрю. Жить есть где?
- Да. Мне подруга помогла с жильём, Наташа. Мы с ней с детства дружим. Удалось дёшево снять комнату ещё с двумя студентками.
- Пойдём, покажу тебе всё и объясню.

 Работа оказалась непростой. Нужно было мыть холодильные камеры размером с небольшую комнату. Кроме того, иногда надо было получать и  помогать разгружать товар, за счёт чего хозяйка обещала надбавку к зарплате. Луизу это всё не обрадовало, но и не испугало. «Я не я буду, если спасую и брошу всё!» - думала она. Тут ей вспомнилось отёкшее лицо матери, её перекошенный от крика полубеззубый рот, бесконечные упрёки и их убогое жильё. Нет! Больше она не вернётся в это болото!
После разговора с хозяйкой магазина Луиза набрала Наташин номер.
- Всё в порядке! Я устроилась.
- Приезжай, расскажешь.

С Наташей они дружили с детства, как говаривала Луиза, с песочницы. Дружба не закончилась и тогда, когда Наташка, выйдя замуж, уехала из посёлка и поселилась в городе. Иногда она навещала родителей, поэтому редкие встречи с подругой детства всё же случались. С Наташей Луизе было интересно. Она умела как-то увлечь собеседника. А поделиться ей было чем. Часто засиживаясь до глубокой ночи, они делились впечатлениями о прочитанном, обсуждали любимого своего Ги де Мопассана. Больше всего Луизе нравился рассказ «Ожерелье», где героине пришлось через потери понять, что более важно в жизни – достаток и всеобщее восхищение или же ценности, приобретённые трудом, и доброе имя. Что ценнее – живые розы или бриллиантовое колье.
Наташа любила серьёзные книги. Их полюбила и Луиза. Единственное, чего она никак не могла понять, почему Наташа всё чаще стала обсуждать с ней не художественную литературу, а Евангелие. Не имея возможности видеться часто, подруги проводили много времени за перепиской, иногда созванивались. Луизу всё больше одолевало желание покинуть родной дом, который ей уже начинал казаться тюремными застенками, и переехать в город. Там и с работой попроще, и Наташка будет рядом. Всё чаще разговоры с ней вселяли в сердце Луизы надежду на то, что всё в её жизни может измениться к лучшему. Никакого Евангелия она конечно не читала. Ей казалось, что и Наташа так же переболеет им, как переболели они обе когда-то Мопассаном, и переключится на что-нибудь посовременнее.
Наконец случилось то, что окончательно убедило Луизу переехать в город. Ребёнок Наташи, умер, едва родившись. Прекратились звонки, переписка. Луиза почувствовала, что теперь подруга нуждается в поддержке.
И вот они встретились. Наташа, осунувшаяся от горя, всё-таки держалась молодцом.
- Ты прости меня, Луизочка. Я совсем было потерялась после…В общем, хорошо, что ты приехала.
И потянулись долгие вечера, в которые подруги делились наболевшим. Теперь в их задушевных беседах участвовал и муж Наташи. Горе объединило их и сплотило ещё больше. Наташа с Васей теперь больше времени проводили вместе и интересы их были общими. Луиза была удивлена. Вася – такой мужественный, немного даже грубоватый, как ей казалось, изменился, стал мягче, улыбчивее, как будто всё обрушившееся на семью горе хотел взвалить на свои плечи, оберегая жену. И Вася тоже часто заговаривал о Боге, о Библии.
-Ты понимаешь, Луизочка , - говорил он, - я как будто прозрел. Конечно всегда знал, что хорошо и что плохо. Как надо поступать, как не надо. Но Наташка мне такие цитаты в Библии показала…Я даже не предполагал, что столько мудрости в этой книге. Думал ведь, что там какие-нибудь молитвы на непонятном языке. Думал, выучу хоть молитвы, в церковь схожу, свечку за сына поставлю.
Вася при этом виновато улыбнулся, как бы извиняясь за свои слова.
- А там что оказалось? – недоверчиво спросила Луиза,- молитвы на понятном языке?
Вместо ответа Наташа открыла книгу в простенькой чёрной обложке.
- Слушай, почитаю тебе. А ты сама сделаешь вывод, понятный это язык или непонятный.
Когда Наташа закончила читать, Луиза сидела как заворожённая. В Нагорной проповеди Иисуса всё было так понятно и так близко ей, Луизе! Помолчав, она сказала:
- Наташ, я не знаю, мне кажется, что я живу в согласии с Богом. Я ничем его не прогневила, но жизнь моя, сама знаешь, не сахар. Вот, к тебе приехала, чтобы изменить всё в ней и тебя поддержать. А вы с Васькой такие молодцы! Сами держитесь, ещё и мне стараетесь помочь. Наверное и Библию стали читать, потому что утешение искали?
- И это тоже. Но чем больше читаем, тем больше понимаем, что не только нуждающимся в утешении она нужна, но и тем, кто просто хочет быть счастливым и найти смысл в жизни, - задумчиво ответила Наташа.
- Ты расскажи-ка лучше, - вмешался в разговор Василий, - жених-то у тебя есть?
Луизу немного смутил этот вопрос. У неё не было жениха. Она даже не встречалась ни с кем. Во-первых, стеснялась пригласить кого-то в обшарпанный родительский дом, во-вторых, ей не нравились те парни, которые пытались за ней ухаживать. В деревне ведь всё на виду. Луиза не могла понять, почему ребята, которых вчера она видела с одними девчонками, сегодня пытались проявлять интерес к другим? Просто потому что интересно? А чем она, Луиза, им интересна? Она не любила шумных компаний. Выпивка её тоже не привлекала, достаточно она дома насмотрелась на эти пьяные посиделки. Или просто она была одной из немногих, на кого обаяние местных кавалеров до сих пор не подействовало? И удивляли девчонки. Им как будто не было обидно, что парни перебирают их, как помидоры на рынке, «надкусывая» каждую, чтобы найти лучшую. Луиза не собиралась выставлять себя на продажу.
- Да нет. Не встретился пока принц на белом коне, - пошутила Луиза. – Наташ, мне пора, завтра с утра приступаю к работе. Пожелай мне удачи.
-Успеха тебе, дорогая! – пожелала Наташа, обнимая подругу.
Через несколько дней Луиза в приподнятом настроении пришла к Наташе, чтобы рассказать ей о новой работе и забрать кое-какие свои вещи. Началась её новая жизнь.

…..
Потянулись трудовые будни.
Работа была тяжёлая. Луиза даже подумала, что на такую работу мужчин надо приглашать, а не хрупких девушек. Но руки не опускала, старалась выполнять всё вовремя и добросовестно. Иногда приходилось задерживаться, чтобы не оставлять на завтра того, что,даже надрываясь изо всех сил, не успевала выполнить до конца смены.
В один из таких вечеров, когда Луиза задержалась дольше обычного, в опустевший зал магазина вдруг ввалилась нетрезвая парочка. Молодой человек будто сошёл с афиши западного фильма. Всё в нём было безупречно: рост, причёска, одежда. Но что-то в нём всё же выдавало принадлежность к среднему классу. Девушка, которую он поддерживал за талию, была красива. Кареглазая, русоволосая, ухоженная, одетая по последнему слову моды. Они остановились посередине торгового зала и горячо поцеловались. Луиза, почувствовав себя неловко, кашлянула, чтобы обратить на себя внимание влюблённой парочки. Увидев Луизу, которую, вероятно, они увидеть никак не ожидали, парень с девушкой в нерешительности остановились. Девица, нахмурившись, спросила:
- Ты ещё откуда тут? Воровка что ли? Ты что здесь делаешь? Магазин закрыт! Проваливай! А то сейчас полицию вызову!
Красавчик с нескрываемым интересом уставился на Луизу:
- Ну что ты, Викусь, сразу полицию. Может, девушка заблудилась? – он слащаво заулыбался, красуясь перед незнакомкой. Ноги его не слушались, и он вихлялся из стороны в сторону, как стебель на ветру.
- Здравствуйте, - взяв себя в руки, ответила Луиза,  -  я у вас о том же спросить хотела: что вы здесь делаете, когда магазин закрыт?
Девица высвободилась из объятий бойфренда и, шатаясь, двинулась на Луизу:
- Чтоооооо? Ты ещё смеешь вопросы задавать! Да это мой магазин! Ты кто тут такая?
- Я здесь работаю, - ответила Луиза, чувствуя, что назревает скандал.
Она догадалась, кто эта развязная девица. Диана Григорьевна иногда в сердцах жаловалась:
- Смотрю на тебя, Лиза, и не могу понять: семье своей ты не нужна, жила в бедности. Но это тебя не обозлило, не сделало беспутной. Наоборот, ты трудяга, стараешься работать хорошо, хотя и устаёшь, я же вижу! А моя дочка…Как сыр в масле всю жизнь катается. От всего я её берегла. Думала, пусть вырастет, выучится, ума наберётся, помогать мне потом будет. А теперь вижу, что не помощница она мне. Только требовать умеет. Никогда не посочувствует, не  поможет ничем. Почему так? Сколько я молилась за неё! Сколько плакала! Мои слёзы её раздражают, а советов она никаких слушать не хочет. Сколько раз пьяная домой являлась. Хоть бы уж парень нашёлся, который в чувства её приведёт. Думаю, может, она влюбится и изменится. А? Как думаешь?
Луиза сочувственно пожимала плечами. Ей было жаль хозяйку, от которой она видела только добро. И вот случай свёл её с Викторией, о которой она была уже наслышана.
Между тем девица, увидев смирение своей собеседницы, слегка успокоилась:
- Так ты уборщица новая? Мать говорила, что новую взяла. Ну. Ты. Это. Если закончила, то топай домой. Мы тут зашли. Побудем, в общем. Только не вздумай мамаше сказать, что нас видела. Поняла? А то я тебе устрою! Охраннику там скажи, чтобы дверь закрыл и не высовывался. Нам лишние глаза ни к чему. Правда, котик?
Она с нежностью взглянула на вихляющегося парня, а тот вместо ответа икнул и тупо уставился на неё.
Луиза не собиралась никому ничего рассказывать ещё и потому, что искренне жалела Диану Григорьевну и не хотела лишний раз огорчать её.
Возвращаясь домой, Луиза вспоминала встречу с Викторией, произведшей на неё не самое лучшее впечатление, красавчика, который вызвал у девушки чувство омерзения своими сальными взглядами, Диану Григорьевну, которая разрывалась на работе ради этой отвратительной девицы. И в кого только такая уродилась? Наверное, в папашу своего.
Вернувшись в свою маленькую комнатку, где кроме кровати и стола помещался только небольшой шкафчик для одежды, Луиза, уже лёжа в постели, взяла в руки книгу. Это немного успокоило её после встречи с Викторией и привело в порядок мысли. Ей не терпелось рассказать Наташе о встрече с Викой.
«Надо завтра сходить к Наташке. Как раз выходной. Высплюсь и пойду, навещу её,» - подумала Луиза, закутываясь в одеяло и погружаясь в сладкий сон.


2.
В зале ресторана играла негромкая музыка. Посетителей было немного. За одним из столиков сидела грустная кареглазая девушка с копной русых волос. Перед ней стояла чашечка с остывшим кофе. Виктория сидела давно, ничего не заказывая, чем вызывала недовольство официанта, несколько раз подходившего к ней с разными предложениями. Она отказывалась, ссылаясь на то, что вот-вот должен подойти её молодой человек, и они вместе сделают заказ.
Наконец, молодой человек явился. Окинув орлиным взором зал, красавец задержал взгляд на двух девушках за ближайшим столиком. Они заметили его появление и, пошептавшись, игриво заулыбались. Отыскав глазами кареглазую шатенку, парень двинулся к её столику.
- Стас! Ну ты можешь хоть раз прийти вовремя! Я уже волнуюсь!И телефон у тебя заблокирован!– воскликнула Вика.
- Викусь, чего волноваться? Ты же знаешь, у меня пересдача. Курсовик завернули. Не знаю, как буду выкручиваться. Курсовик купить можно, но у меня сейчас с деньгами туго. Вот и телефон сегодня надо было оплатить. Заблокировали.
- Я помогу, - с готовностью отозвалась Виктория.
- Ну, что ты. Я бы и сам справился. Ну…если тебе не трудно..
- Мне не трудно. Я готова… для тебя…Мы же с тобой…почти семья?
Стас моментально сменил тему разговора.
- Представляешь! Сегодня ключи от машины еле нашёл. Думал, придётся на автобусе добираться. Я уже отвык.
- А такси?
- А деньги?
- Ой, ну что ты скромничаешь! Я могу тебе одолжить, пока ты бедствуешь. Сколько тебе дать на первое время?
- Дорогая, ты такая заботливая…Мне так неудобно…
- Неудобно на автобусе ездить. Мы заказывать будем что-нибудь? Или нам удобнее голодать по причине  твоих финансовых трудностей?
Официант вырос возле их столика как из-под земли.Вика, изучив меню, пришла к выводу, что заказала бы всё. Ожидая Стаса, она успела проголодаться. Стас тоже не стеснялся в выборе блюд. Тем более, что его тощий кошелёк только что пополнился кругленькой суммой. Теперь он, вальяжно развалившись за столом, бросал быстрые взгляды на девушек за соседним столиком. Ему хотелось произвести впечатление, и он громко зачитывал официанту названия дорогих блюд из меню.
…..
Диана Григорьевна, уставшая за день, с удовольствием растянулась на мягком диване в гостиной. Виктория сегодня что-то задерживалась, но Диана была рада, что у неё есть немного времени для отдыха. Из прихожей послышались разговоры. Вика, видимо, пришла не одна.
- Вика, это ты?
- А ты кого-то другого ждёшь? – вместо приветствия ответила дочь.
- Ты что так поздно сегодня?
-  А мне не десять лет, чтобы отчитываться перед тобой. Мы со Стасиком в ресторан зашли. У тебя ведь, как всегда, полуфабрикаты. Тебе же всё некогда. Кстати, познакомься. Это Стас.
Диана Григорьевна уселась на диване и взглянула на молодого человека. Хорош, ничего не скажешь. Судя по одежде, не из высшего общества.
- Приветствую Вас, мадам! – с нагловатой улыбкой поздоровался Стас.
Манеры тоже оставляли желать лучшего. Гость тем временем бесцеремонно рассматривал гостиную. Как будто приценивался, стоит ли здесь поселиться.
- Могу предложить вам кофе, - промолвила, наконец, Диана после продолжительного молчания. Парень ей не нравился.
- Да нет, спасибо, мы сыты, - ответил Стас, - Вика, ты мне свою комнату покажешь?
Вместо ответа Вика взяла его за руку и потащила к себе в комнату. А Диана погрузилась в свои мысли. Да, конечно, молодой человек не произвёл на неё впечатления достойного жениха. Но ведь она его видит впервые. Может быть, при более долгом общении в нём обнаружатся какие-то достоинства? Похоже, Вике он нравится. Она ещё ни разу никого не приводила в дом, хотя ухажёров у неё было предостаточно. Судя по тому, что парочка явилась из ресторана, можно было предположить, что в щедрости парню не откажешь. Ресторан – это не кафешка какая-нибудь.
 Диана подняла глаза к небу и сложила ладони под подбородком: «Господи! Прошу тебя! Может быть, эти отношения изменят её к лучшему? Ты ведь знаешь, все мои переживания только о ней. Как ей жить с таким характером? Вразуми её, Господи! И дай мне терпения! Пожалуйста!»
Через некоторое время Вика проводила молодого человека к выходу.
- Вика, что у тебя с ним?- поинтересовалась мать.
- Мама! У меня с ним всё серьёзно. Вот закончим университет и поженимся. Так что можешь уже подумывать о свадебном подарке. Сервиз и постельное бельё, как ты понимаешь, меня не устроят. Что-нибудь посерьёзнее. Не отказалась бы от отдельной квартиры. На худой конец, новая машина тоже подойдёт. А вообще, со Стасиком посоветуюсь.
Диана Григорьевна опять опустилась на диван. Вот это заявочка! Ладно. До окончания учёбы ещё полгода.
Диана долго не могла уснуть. События сегодняшнего вечера взбудоражили её и заставили проворочаться в постели почти до самого утра.
На работу она явилась невыспавшаяся, но дела требовали её присутствия. Утром, едва Диана открыла глаза, позвонила бухгалтер и с тревогой в голосе сказала, что очень хотела бы поговорить с хозяйкой. У Дианы не было сил даже встревожиться. Теперь, расположившись в кожаном кресле за столом своего кабинета, она ожидала новостей от бухгалтера.А новости оказались безрадостные.
-  Диана Григорьевна! Мы вчера после того, как кассу сдали, ещё поторговали до закрытия. Вы же знаете, перед Новым годом народу всегда много. Выручка была хорошая, так что после инкассаторов ещё приличная сумма накопилась. Я оставила в сейфе. Только мы с Вами знаем, где ключ. Сегодня я пришла раньше Вас, и вот, полюбуйтесь! – она указала на ящик стола, который был покорёжен и перекошен.
Диана была настолько разбита бессонной ночью, что не обратила на это внимания. Она попыталась открыть перекошенный ящик, и он вывалился ей на коленки. Ключ от сейфа бал там, но им конечно уже воспользовались. Диана похолодела.
- Кто? – железным голосом проговорила она. Она привыкла доверять своим сотрудникам. И вдруг такое!
Бухгалтерша растерянно пожала плечами:
- Продавцы вчера ушли раньше меня. Я пересчитала деньги, положила в сейф, а ключ – в ящик.  Ключ от ящика взяла с собой, а Ваш кабинет закрывала уборщица, Луиза. Она убиралась вчера здесь после моего ухода. И в зале тоже. Не успела до закрытия.
Диана не могла поверить. Скромница Луиза, которой она симпатизировала. Не может быть. Она побежала к охраннику. Ключи от всех помещений хранились у него.
- Дык…Я не знаю. Я только сегодня утром Семёныча сменил. Вот, все ключи на месте.
Семёнычу Диана доверяла, как себе, но всё же позвонила ему. Тот уверял, что все ключи ночью были на месте, и после ухода Луизы их никто уже не мог взять.
Деньги исчезли. И всё сходилось на Луизе. Как ни печально, а придётся это признать.
…..
Луиза шагала по хрустящему снегу. День был такой солнечный, что от снежной белизны слепило глаза. Настроение у неё было приподнятое. Жизнь в городе, несмотря на тяжёлую работу, всё-таки складывалась. Луиза купила новое пальто, сапожки. Немного даже удалось скопить денег, как говорится, на чёрный день. Луиза уже подумывала о том, чтобы получить какую-нибудь специальность. Живя в городе, она имеет такую возможность. Не век же ей полы мыть.
Она открыла дверь магазина. Сегодня, скорее всего, опять придётся задержаться. Ну, ничего. Она прошла в подсобку, переоделась и уже готовилась начать работу, когда увидела приближающуюся к ней Диану Григорьевну. Что-то в её лице насторожило Луизу. Обычно хозяйка приветливо её встречала, расспрашивала о жизни, делилась новостями. Сейчас лицо Дианы Григорьевны было как будто высеченным из гранита. Что-то случилось. Эта мысль едва успела промелькнуть в мозгу Луизы. Через минуту на неё посыпались резкие фразы. По мере того, как ледяной голос Дианы Григорьевны, как из подземелья, доносил до Луизы  слова обвинения, вся хрупкая фигурка девушки как будто врастала в пол. Она ничего не могла понять, и ей казалось, что это дурной сон. Вот стоит проснуться - и всё закончится. Но всё продолжалось. До ушей Луизы долетали и впивались в мозг какие-то непонятные слова:
- Как ты могла!....Я от всей души!... Чем ты отплатила!…Скажи спасибо!...Воровка!...Убирайся!...Чтобы завтра были деньги!...Засужу!...Посажу!....Пошла вон!
Луиза, с трудом выговаривая слова, деревянным голосом произнесла:
- Какие деньги? Я ничего не понимаю.
- Не понимаешь?! Чтобы завтра всё вернула! А то в полиции тебе объяснят, какие деньги! Всё! Больше не о чем говорить. Жду завтра до обеда!
Луиза почувствовала, что земля уходит из-под ног. Её затошнило. Стены закружились. В голове тяжёлыми ударами бухали слова: «Воровка! Воровка! Воровка!»
Она очнулась на кровати с железными спинками. На высоком потолке горели прямоугольные лампы. Как в больнице. Стены грязно-розовые. Где это она? Левая рука онемела. Луиза попробовала пошевелить ею. И тут вспомнила: «Воровка!». Слёзы покатились из глаз девушки.
- Очнулась? Как самочувствие? – в палату вошла девушка в голубом костюме и защитной маске.
- Где я? Что со мной? – слабым голосом спросила Луиза.
- Ты в больнице. Сердечко у тебя слабенькое. Сильных эмоций не выдерживает.
Луиза подумала, что ей срочно надо увидеть Наташу. Или хотя бы услышать. Пусть узнает всё и расскажет. Иначе Луиза просто умрёт.
- Мне надо позвонить. Пожалуйста, - почти шёпотом попросила она сквозь слёзы.
Когда в телефонной трубке раздался голос Наташи, Луиза разрыдалась в голос. Она сбивчиво рассказывала подруге о событиях сегодняшнего дня. От несправедливости и бессилия она не знала, что делать, не видела никакого выхода и ничего не понимала.
- Наташка! Помоги! Я не понимаю, в чём они меня обвиняют! Какие деньги? Я ничего не брала! У меня нет ничего! Что я должна вернуть? Куда? Я с ума сойду!
Голос Наташи прозвучал уверенно и спокойно:
- Я уверена, что это недоразумение. Успокойся. Я всё выясню. Сейчас отправляйся в постель и постарайся заснуть.
…..
Наступившее утро было таким же солнечным, но уже не радовало Луизу. Она всё ещё не могла поверить, что всё происходящее не сон. Наташа задерживалась. Наконец она появилась в дверях палаты уже ближе к вечеру.
- Это ужасно, - сказала она, - но тебя обвиняют в пропаже крупной суммы денег.
Наташа рассказала Луизе обо всём, что ей удалось выяснить. Судя по всему, алиби у Луизы не было. Неужели придётся отдать все свои сбережения? Но не это больше всего удручало бедную девушку. И даже внезапно подкосившая её болезнь не столько расстраивала, сколько несправедливость обвинений.
Наташа искренне переживала за подругу.
- Я понимаю, как тебе тяжело. Всегда тяжело выслушивать несправедливые обвинения. Знаешь, я тебе тут принесла… Может, почитаешь? - она протянула Луизе серый блокнот, - я не могу постоянно быть с тобой, пусть это будет пока вместо меня.
Наташа поцеловала подругу и ушла. После её ухода Луиза раскрыла блокнот и прочитала на первой странице: «Мужайся дорогая Луиза! Твои измученные стопы, идущие по тернистому  пути, может пока не знают отдыха, а глаза не видят света. Но каждый шип принимай за цветок , а каждую скалу принимай за веху, которая приближает  тебя к цели! Не сдавайся!»
Сердце Луизы сжалось. Она полежала немного, устремив взгляд в потолок, затем продолжила чтение Наташиного блокнота.
«Бог есть любовь! Он милосердный, долготерпеливый и готов прощать! Некоторые обвиняют Бога, в страданиях людей. Я думаю ты понимаешь, что  любящий Отец  не может сделать больно своим детям. Люди находят доказательства вины Бога, и не хотят разобраться,кто же на самом деле виноват в их бедах. А в самые трудные моменты в своей жизни они бросают в небо отчаянную фразу : « Господи, помоги!»  Но как приятно Богу, когда  мы просто так рассказываем  как о своих радостях,так и печалях, выражая тем самым доверие Ему. К сожалению, для многих  Он, словно  болеутоляющая таблетка, и так было раньше со мной. К счастью,  теперь,читая Библию, я поняла, что Он может быть другом, с которым я могу поговорить под бриллиантами звёзд, рассыпанных  по небу. Он слышит меня даже тогда, когда  нет сил сказать ему ни слова, потому что душат слёзы.  Возможно, ты спросишь,почему  любящий Бог допускает   несправедливость? Я сама ищу ответ на этот вопрос. Но я, читая Библию, поняла одну вещь: если Он терпит, значит, есть важная причина ... Может, сейчас, когда ты читаешь эти строки, твое сердце наполнено грустью и кажущейся безысходностью, но я думаю, что ты не можешь не справиться с этим. Бог переносит  несправедливое отношение к себе тысячи лет, и Он уже знает, как помочь тебе. Может,  не сразу согреет тебя, как горячая чашечка чая, но хотя бы пустит в сердце  тёплый луч надежды  и нежно коснётся твоих ран. В своё время Бог расставит всё по своим местам. Он хочет, чтобы ты была счастлива! Бог любит тебя!  Верь в это и доверяй  ему!»
Луиза закрыла блокнот. Она остро почувствовала, что сейчас Бог – единственный, кому есть до неё дело, и единственный, кто точно знает, что она не виновата ни в чём. Наташка со своим блокнотом – это знак того, что Он сейчас рядом. Луиза вдруг почувствовала, что Он совсем близко, всё понимающий, справедливый и любящий её, маленькую былиночку в огромном и несправедливом мире.
С этими мыслями Луиза уснула. А за окном, в морозном небе, сверкали далёкие звёзды. И где-то там, среди них, был Он, который защитит и никогда не предаст.

3.
Лёжа в больнице, Луиза немного успокоилась. Наташа навещала её так часто, как только ей  позволяло свободное время. Её визиты всегда радовали Луизу. Но были и такие, которые не радовали. Однажды дверь палаты распахнулась, и в дверном проёме застыла эффектная фигура Виктории. Вместе с ней в помещение ворвался горьковатый запах дорогих духов. Брезгливо осмотревшись, она прошагала к кровати Луизы.
- Если думаешь, что я пришла тебя навестить, - ошибаешься. Мне, как ты понимаешь, не до сантиментов. Учти, как только ты выпишешься, ты должна явиться к моей матери вместе с украденными деньгами. А то ты решила, что ловко спряталась от нас. Или матушку надеялась разжалобить? Не вышло! Всё на тебе сходится: ты последняя уходила из магазина, значит, и деньги ты взяла. Думала, что мамашино хорошее отношение избавит тебя от подозрений? Не тут-то было! В общем, выздоравливай. И денежки готовь. Скажи спасибо, что я мать отговорила в полицию обращаться.
- Ты могла бы и не приходить, а всё это сказать мне по телефону, - ровным голосом проговорила Луиза.
- Могла бы. Но мне в твои кроткие глазки хотелось взглянуть. Овечка ты наша, - с издёвкой ответила Вика.
Виктория, не попрощавшись, удалилась, распространяя за собой аромат духов. После её ухода Лизе захотелось распахнуть окно, чтобы выветрить этот душный запах. А заодно выветрить из памяти и образ этой девицы.
Лиза натянула одеяло на голову и тихо заплакала. Ей вспомнились все её встречи с Викой. Всякий раз, приходя в магазин к матери, она оставляла после себя фантики от конфет, очистки от семечек. Как будто нарочно, не вытирала ноги в дождливые дни, оставляя за собой цепочку грязных следов.Всякий раз она подзывала Луизу и, указывая на грязь, надменно говорила:
- Дорогуша, тебе не кажется, что за такую работу надо не платить деньги, а высчитывать. Ты что же решила воспользоваться хорошим отношением хозяев к тебе? Так я быстро раскрою мамочке глаза. А то она уже чуть ли не удочерить тебя готова.
За что она так ненавидит Луизу? Только за то, что ей не улыбнулась удача, и она не родилась у богатых родителей? Ей, отлично закончившей школу, пришлось сразу идти работать, потому что родители меньше всего заботились о её благополучии. Ни о каком дальнейшем обучении не могло быть и речи. У неё и денег-то на дорогу не было. Кое-как Луиза перебивалась все эти годы, чтобы хоть как-то прилично одеваться и не умереть от голода. И вот, наконец, жизнь стала налаживаться. Единственным человеком, отравлявшим её, была Виктория. Почему Бог благоволит таким, как она? Почему у таких есть всё? Чем они заслужили любовь Бога? И чем она, Луиза, прогневала Его? За что Он наказывает её?
Навестившая Луизу в этот день Наташа застала подругу в расстроенных чувствах.
- Почему, Наташа? Я верю, что Бог – любящий. Но за что Он наказывает меня?
- Он не наказывает тебя. Как бы тебе объяснить? Он не виноват в наших несчастьях. Вот тебя сейчас несправедливо обвиняют. Что ты чувствуешь? Обиду. Расстраиваешься. Представляешь, сколько людей несправедливо винят Бога в своих бедах. Что Он, по-твоему, должен чувствовать? Не то же, что ты сейчас?
- Я не задумывалась об этом, - озадаченно сказала Луиза. – Но я не оказалась бы в такой ситуации, если бы не мой злейший враг – Виктория. Мне кажется, что это она всех убедила, будто я воровка.
- Возможно, ты удивишься, но у Бога тоже есть злейший враг, который всех пытается убедить в том, что Бог является причиной наших несчастий.
- Это кто же? Уж не Сатана ли? – спросила Луиза.
- Давай об этом как-нибудь потом поговорим, - улыбнулась Наташа, - тебя выписывают завтра, Вася тебя встретит и отвезёт домой. А я вечерком забегу, навещу тебя.
Подруги тепло попрощались.После ухода Наташи Луиза осталась одна. Завтрашний день её больше страшил, чем радовал. Она с тревогой думала о предстоящей встрече с Дианой Григорьевной, а того хуже с Викой. Думала о том, что опять посыплются обвинения. Пока Луиза не представляла, как ей оправдаться. И почему ей приходится оправдываться, если она ни в чём не виновата? Глубоко вздохнув, она снова открыла Наташин блокнот и прочитала: «Бог есть любовь». Луиза подумала, что эта любовь – она для всех: и для неё, Луизы, и для Наташи, и для Дианы Григорьевны, и…для Виктории. Эту мысль Луизе было трудно уложить в своей голове, как она ни старалась. Захлопнув блокнот, она улеглась поудобнее и постаралась заснуть.
…….
После того, как Вика побывала в больнице, она намеревалась отправиться к Стасу. Они не виделись вторую неделю, и Вика уже соскучилась. Стас всё это время лениво отвечал на её звонки, что очень занят и неважно себя чувствует. На предложения Виктории навестить его он всякий раз возражал:
- Ну, зачем ты поедешь? У меня, кажется, что-то похожее на грипп, ты заразишься. Я не прощу себе этого. Вот полегчает, и я сам тебе позвоню. Я очень скучаю, дорогая.
Вика была обеспокоена нынешним состоянием любимого. К тому же он как-то пожаловался, что попал в аварию, и его машине теперь требуется серьёзный ремонт. Слава богу, сам не пострадал. Где только денег взять на ремонт, он не знает. Отсутствие личного транспорта создавало дополнительные препятствия для встреч влюблённых. Естественно, деньги нашлись у Вики. Но Стасу так неудобно брать их у девушки! Впрочем, выхода нет. Он ей очень благодарен и по гроб жизни обязан. А она счастлива ему помочь, и он всегда может на неё рассчитывать.
- А как твои дела с ремонтом машины? Достаточно тех денег, которые я тебе дала? Или надо будет ещё? – поинтересовалась как-то Вика.
После некоторого молчания Стас проговорил:
-Э-э-э-э. Пока хватает. Может быть, потом… У меня сейчас с работой туго, да приболел вот ещё…И …в университете, там… проблемы опять… Викусь, я прилягу, пожалуй. Голова разболелась. Перезвоню тебе. Ладно?
После этого разговора Вика совсем расстроилась. Нет, она должна быть сейчас с ним рядом! Напрасно он оберегает её и отказывается от встречи! Он такой благородный, заботливый. Вика почувствовала острое желание немедленно увидеть любимого и разделить с ним все невзгоды, свалившиеся на него.
Она летела, как на крыльях, представляя, как он обрадуется её неожиданному появлению! Как она обнимет его, согреет, накормит, успокоит. Вот дурачок! Беспокоится, что она заразится, заболеет… Вика, улыбаясь своим мыслям, подъехала к дому Стаса. Время было позднее, в домах уже зажегся свет. Стас жил на втором этаже. Всегда, выходя из машины, Вика смотрела на его окна. Он обычно встречал её, стоя у окна. И в этот раз Вика по привычке подняла кверху глаза.  И оторопела. Из открытой форточки струился лёгкий сигаретный дымок, а в оконном проёме стояла полураздетая девица и курила. Не может быть! Но ошибиться она не могла – это его окна. А девица? Откуда девица? Спокойно. Сейчас Вика во всём разберётся. Она решительно направилась к подъезду. Но…что это? Машина Стаса была припаркована тут же, у подъезда. На ней не было ни царапинки. Уже отремонтировал? Когда же успел? И тут она обо всём догадалась. Ноги перестали слушаться. В висках застучало. Сердце заколотилось так, что его, кажется, должен был слышать весь подъезд. Вика нажала на кнопку домофона.
- Кто там?- послышался знакомый голос.
- Откройте, пожалуйста. Это соседка. Я ключи забыла, - без интонации промолвила Виктория.
Она поднималась по лестнице, которая показалась ей бесконечной. Ей казалось, что это сон. Сейчас она проснётся, позвонит в дверь, Стас откроет ей и обрадуется. Поцелует её, обнимет, и они вместе скроются в полумраке его тёплой комнаты.
Вика,опустив плечи, стояла у двери и не решалась нажать на кнопку звонка. Может, лучше убежать? Но она пересилила себя. Послышались шаги. Дверь со скрипом отворилась. Стас стоял в криво подпоясанном халате, из-под которого высовывались босые ноги, и глупо улыбался. Викторию обдало запахом перегара и сигаретного дыма.  При виде «любимой» Стас моментально переменился в лице. Улыбка сползла, а воспалённые глаза округлились.
- Ты??? Ты зачем тут? Я же тебе сказал…
- Привет, любимый, - серьёзно глядя на него из-под длинных ресниц, сказала Вика, - может, впустишь?
- Но…Э-э-э…Ну…я не знаю…я не приглашал…никого…ты…проходи, - забормотал Стас, не зная, что сказать  и не понимая нетрезвым умом, как выкрутиться из щекотливой ситуации.
Вика, не снимая шубы, прошла в комнату, всё ещё слабо надеясь, что девица ей померещилась.
Она сидела в кресле, завернувшись в плед. Растрёпанные волосы свисали чёрными прядями. Тонкой рукой с яркими ногтями она держала полупустой фужер. По её помятому лицу с размазанными глазами трудно было определить,  красива она или нет. Вике она показалась какой-то безликой. Да это было сейчас не важно. У Вики не было злости на неё. У неё сейчас вообще не было злости. Только какая-то опустошённость, которая не давала ей возможности произнести хотя бы слово. Вика стояла молча посреди комнаты. Она не слышала Стаса, который что-то лепетал у неё за спиной. Постояв так несколько минут, она направилась к двери, медленно спустилась по ступенькам и вышла на улицу. Глубоко вдохнув морозный воздух, Вика села в машину и, обняв руль, стала смотреть, как снежинки тихо падают на блестящий капот.
….
Диана Григорьевна вздрогнула от звука хлопнувшей двери.
- Вика, это ты?
Дочь стояла пред ней какая-то повзрослевшая, серьёзная и как будто чужая. Диана с тревогой взглянула на часы. Половина второго.
- Доченька! Что случилось? С тобой всё в порядке? Где ты была? Ночь уже!
Вика медленно опустилась в кресло и серьёзно посмотрела на мать. Она как будто впервые увидела её осунувшееся лицо, морщинки возле глаз, тревожный взгляд. Впервые в жизни у Вики защемило сердце. Мама. Она единственная, кто не может её предать. Единственная, кто любит её не за красоту, не за деньги, не за ум, а просто так. Слёзы покатились из глаз девушки.
- Мне так плохо, мама. Помоги мне.
И потянулся долгий и нелёгкий разговор двух самых близких людей. Впервые Диана видела плачущую дочь. Нет, она, конечно, плакала и раньше, но это были другие слёзы: злые, капризные, настойчивые, требовательные. А сейчас Вика плакала тихими слезами униженного и раздавленного человека.
Многое в эту ночь пришлось узнать Диане о дочери. То, что она услышала, заставило её переоценить и многие свои поступки, и принятые скоропалительно решения. Под утро мама с дочкой, обнявшись, заснули. Согласно народной мудрости, нет худа без добра. Несмотря на все неприятности они обе испытали такое облегчение, будто до сих пор тащили на себе тяжёлый груз, и вот, наконец, освободились от него.Теперь у них не было тайн друг от друга. Теперь всё было по-честному.
….
Луиза открыла тяжёлую дверь магазина. Продавщица за прилавком встретила её приветливой улыбкой. Луизу это удивило, ведь совсем недавно с ней здесь расстались как с воровкой. Она прошла в кабинет хозяйки, намереваясь ещё раз всё объяснить и настоять на том, чтобы всё-таки она разобралась во всём и не обвиняла Луизу без всякой причины. Из-за двери кабинета доносился голос Виктории. И эта здесь. Сейчас начнётся. Пришла позлорадствовать. Придётся и это как-то пережить, но разговора с хозяйкой, видимо, теперь не получится. Луиза постучалась. Вопреки её ожиданиям дверь открыла Вика и, к своему удивлению, Луиза не увидела на её лице надменной гримасы.
- Здравствуй. Проходи. Присаживайся, - тихо сказала Вика.
Луиза прошла в кабинет и села. Диана Григорьевна, взволнованно взглянув на дочь, начала разговор:
- Луиза. Я рада, что ты выздоровела, и мне печально осознавать, что причиной твоей болезни стала я. Ты знаешь, я к тебе всегда хорошо относилась. Но ты постарайся понять…Я не знала многого. Сейчас, когда всё выяснилось, я должна перед тобой извиниться. Я знаю, кто взял эти деньги. Ты, как только почувствуешь, что готова, можешь продолжать работать у нас. Если конечно теперь ты этого захочешь.
Луиза, широко открыв глаза, слушала хозяйку. Как это всё может быть? Одно потрясение за другим.
- Диана Григорьевна. Не из любопытства, могу я поинтересоваться, кто украл деньги?
Хозяйка тяжело вздохнула. Вдруг в разговор вступила молчавшая до сих пор Виктория:
- Ты всё должна знать. Я расскажу тебе, - она медленно опустилась на стул напротив Луизы, - даже если ты не сможешь простить меня, я всё равно расскажу. Я жила до сих пор, не понимая, что вокруг меня тоже люди, что каждый из них со своей болью. Просто я сама никогда не испытывала боли. У меня всё было, и мне казалось, что те, у кого нет всего этого достатка, сами в этом виноваты, и нечего их жалеть. Даже маму, которая всё для меня делала, я пыталась обвинить в излишней заботе обо мне. Я же не прошу её волноваться, не прошу влезать в мои дела. Сама этого хочет, вот и нечего жаловаться. Мне казалось, что мне все всё все должны прощать. Я даже не думала, что иногда люди делают что-то для других из любви. И прощают тоже из любви. И вот Стас. Он мне казался сказочным принцем. Так настойчиво ухаживал, цветы дарил, в рестораны водил. Всем подружкам нравился. Завидовали. Ещё бы! Красавчик! Все девчонки на курсе мечтали о нём. А он меня выбрал. Да я и не сомневалась, что он должен достаться только мне. Я же звезда! – Вика горько усмехнулась и продолжила. – Мне даже не показалось странным, что через несколько недель знакомства у Стаса вдруг начались проблемы с работой, с учёбой, с жильём, с деньгами. А теперь я понимаю, что прежняя подруга, раскусив его, перестала финансировать горе-женишка. И он присмотрел меня. Я же ведь всегда выпячивала свой достаток. Свысока смотрела на средний класс. Пусть позавидуют.Неудачники.
Несколько секунд Вика помолчала, будто вспоминая что-то, затем продолжила:
- Я сейчас даже не могу понять, куда девались мои мозги. Да, я его любила и была ослеплена этим чувством. Только сейчас я смотрю на всю эту историю как бы со стороны. А его аппетиты росли. А я и не заметила, что уже не он на меня тратится, а я на него. И наши встречи стали зависеть от его материального состояния. А оно было плачевным. Я не могла допустить, чтобы мы перестали видеться из-за его проблем, и я их решала за мамин счёт. В конце концов, ему понадобилась крупная сумма на ремонт автомобиля. Он так живописно рассказывал об этой аварии! Так сокрушался, что сам чудом не пострадал! Я – влюблённая дура – сразу начала думать, как ему помочь. И придумала. Как-то, зайдя в магазин после закрытия, увидела тебя. Решила: вот эту клушу ничего не стоит подставить. Ничего, найдёт, где шваброй помахать. Таких неудачников нечего жалеть. Пусть учится жизни…Прости.
Она виновато взглянула на Луизу и после недолгого молчания продолжила:
- Пришла однажды в магазин после закрытия. Ты в это время убирала где-то холодильную камеру. Я взяла на охране ключ от маминого кабинета, сказав, что забыла там что-то. Я была уверена, что на меня никто не подумает. Тем более я всё сделала, чтобы последней в кабинете оказалась ты. Взломала ящик стола, вытащила деньги из сейфа, разбросала мусор по полу и ушла, сказав Семёнычу, чтобы заставил тебя прибраться в кабинете хозяйки. А дальше ты всё знаешь.
Луиза была поражена. В её голове никогда не созрел бы такой хитроумный план. А Вика продолжала.
- Я сейчас понимаю, какую я подлость совершила. Но я только тогда это поняла, когда подло обошлись со мной. Не зря же говорят, что сытый голодного не разумеет. Вот и я оказалась в роли такого голодного.
Слёзы покатились из прекрасных глаз Виктории.
- Чтобы понять чужую боль, надо самой её пережить. Ты знаешь, что я увидела, когда приехала вчера к нему?
И Вика рассказала о вчерашнем визите к Стасу.
Сердце Луизы сжалось. Перед ней сидела совсем другая Вика: подавленная, униженная, разочаровавшаяся в любимом человеке. Луизе захотелось что-то сделать для неё, успокоить, обнадёжить. Она подошла к плачущей Виктории и тронула её за плечо. А та вдруг обхватила Луизу обеими руками и разрыдалась.
Сейчас они сидели рядом и, обнявшись, плакали. Еще недавно почти враги, а сегодня чуть ли не самые близкие подруги.
- Я ведь не знала,- сквозь слёзы говорила Вика,- я же ведь думала…. Я же ведь…Я же, как дурочка…Я думала, что он правда…Любит меня. Я до сих пор не могу поверить. Как же это? За что? Почему? Прости меня, пожалуйста! Как же я могла! Тебя! Маму! Всех предала!
Не зная, что сказать ещё ей в утешение, Лиза вдруг вспомнила про блокнот, лежавший у неё в сумке. Она как раз сегодня хотела вернуть его Наташе. Он так помог ей, Луизе, когда она уже не знала, куда деваться от отчаяния и боли.
- Вика,- нерешительно проговорила Лиза, - я понимаю, как тебе сейчас плохо. Совсем недавно я тоже была в таком же состоянии. Я хочу дать тебе вот это, - она, открыв сумку, достала блокнот и протянула Вике, - только прочитай это обязательно. Мне помогло. Я пойду? – она вопросительно взглянула на Диану Григорьевну.
Та утвердительно кивнула, и Луиза вышла из кабинета.
Вика, вытирая слёзы, открыла блокнот и прочитала: «Бог есть любовь».


                Эпилог.

Дом Дианы Григорьевны был полон народу. Торжество было долгожданным и радостным. Виктория получила диплом об окончании университета, и праздник был в её честь. Друзья семьи, родственники – все собрались на торжественный ужин и ожидали появления виновницы торжества. Все знали, как трудно приходилось Диане растить одной дочку, знали об их непростых отношениях и сложном характере Вики. То, как удалось Диане справиться со всеми трудностями по воспитанию дочери, действительно было событием. Особенно для тех, кто искренне переживал за эту семью.
Элегантно одетые дамы и мужчины в строгих костюмах прохаживались по залитому солнцем двору. Щедро накрытые столы стояли прямо здесь, на свежем воздухе. Луиза не слишком уютно чувствовала себя среди незнакомых людей. Её новое платье не стоило так дорого, как наряды остальных гостей, но очень ей шло. Салонная причёска, высокие каблуки – всё это не могло не привлекать к ней внимания молодых людей, присутствовавших на празднике, иона с удовольствием ловила на себе их продолжительные взгляды. Вика появилась на пороге дома, одетая в элегантное платье. Волосы её были собраны в высокую причёску. Она была, как всегда, красива. Но гости не могли не заметить приятных перемен и во внешности, и в поведении девушки.
Гостей пригласили за стол, и первое слово было предоставлено Диане Григорьевне.
- Мои дорогие! Этот год был для меня и для Вики как никогда тяжёлым. Не знаю, как бы всё сложилось, если бы не все те трудности, которые свалились на нашу семью. Я теперь точно знаю, что не деньги делают нас счастливыми. Не деньги! Чтобы понять это, мне пришлось и кое-что потерять. Но материальные потери ничего не значат по сравнению с тем, что мне удалось приобрести. Я благодарна Богу за всё: и за потери, и за приобретения. Я обрела, наконец, свою дочь, которой могу теперь гордиться. И для неё тяжёлые уроки тоже не прошли даром,и я теперь могу положиться на неё во всём.
Гости слушали внимательно. Было заметно, что они рады за Диану и Вику. Здесь сегодня не было случайных людей. Это были люди, с которыми Диане Григорьевне хотелось поделиться своими успехами.
- Ну, - продолжила хозяйка, - ужин стынет. Угощайтесь, веселитесь, разделите нашу радость.
Гости угощались, высказывали свои пожелания в адрес виновницы торжества. Желали счастья, достатка, в общем, всего того, чего обычно желают люди друг другу.Звучали и более значимые, например, стать человеком с большой буквы.
Тут из-за стола поднялась Виктория.
- Можно и мне сказать? Всё-таки это мой день. – Она улыбнулась и продолжила. –Я признательна   всем за  внимание и  пожелания. Хочется особенно выделить пожелание быть человеком с большой буквы. За последнее время я осознала, что в жизни важно быть человеком с большой буквы, но для этого надо стать человеком с большим сердцем. Раньше я была самоуверенной и бессердечной. Возможно, и кого-то из вас я обидела. Простите меня, если это так. Сейчас за этим столом находится девушка, которая научила меня сочувствовать, прощать, любить. Луиза, я говорю о тебе. Ты помогла мне понять, что Бог не создавал мир, для того чтобы люди соревновались в красоте, мудрости, таланте, унижая при этом тех, кто обделён такими достоинствами .Самое главное, что я теперь всегда буду помнить: Бог – это любовь. Мне ещё так много предстоит узнать об этой любви, но я теперь чувствую её каждый день своей жизни.
Помолчав немного, она взяла в руки блокнот, тот самый, который когда-то дала ей Луиза, и продолжила, глядя в него:
- Бог создал жизнь для любви, которая терпелива и добра, которая не завидует, не хвастается, не гордится, не ведёт себя не прилично, не поступает эгоистично, не раздражается, не ведёт счёт обидам, не радуется неправедности, а радуется истине, всё переносит, всему верит, никогда не теряет надежды, всё стойко терпит. И хочу сказать спасибо большое своей маме, которая  носила меня под своим сердцем, воспитывала, боролась за меня   и  не опускала руки, даже когда я не оправдывала её ожиданий.
Диана Григорьевна слушала эти слова со слезами на глазах. Гости, вероятно, по-разному восприняли речь Виктории. Кто-то с любопытством, кто-то с недоумением. Но для Вики уже было важно другое. Ей хотелось быть честной во всём. Сидевшая рядом с Луизой девушка вдруг с интересом спросила:
- А кто же эта загадочная Луиза? Уж не вы ли?
Луиза решила, что самое время сказать, о том, что  было дорого её сердцу:
- Я немного волнуюсь, но не могу промолчать. Мне очень приятно, что меня удостоили чести быть здесь. В жизни мы встречаемся с разными людьми. Но важно то, что нет случайных людей на жизненном пути. Знакомство с Викой, за которую я сегодня радуюсь вместе с вами, многое помогло мне понять. Хотя знакомство это было сопряжено с рядом потрясений для нас обеих. Но я  хочу сказать тебе, Виктория, спасибо, потому что благодаря обстоятельствам, в которых я оказалась, мне пришлось пересмотреть жизненные ценности. Я считала всегда себя порядочным человеком,  но теперь поняла, как важно научиться любить Бога и не обвинять его в своих бедах. В Библии написано : "Бог милосердный и сострадательный, терпеливый, надёжный и исполненный преданной любви ".
Прозвучало ещё много разных слов. Праздник удался. Уже затемно гости разъехались по домам.
Луиза, попрощавшись, тоже отправилась домой. Был уже вечер, и в небе сверкали звёзды. Она думала сейчас о многом. Снова вспоминала всё приключившееся с ней. Но мысли её упрямо возвращались к вопросу: «Почему для любящего Бога надо искать оправдание? Какой же это жестокий и несправедливый враг, который клевещет на него!»
Уже лёжа в постели, она решила завтра же позвонить Наташе. Новостей у неё было много, а вопросов ещё больше. Засыпая, она представляла, как они сидят с Наташей, а она рассказывает, рассказывает, а потом спрашивает «… Любящий… Справедливый... Но почему ???>>


Рецензии