Белореченск и его округа. Равнина и горы

Начало путешествия. 24 марта 2021 г.
 
      Тёплая встреча с друзьями на площади перед аэропортом Краснодара, которые приехали за нами с Белореченска всей семьёй – дочка-то как выросла! Они тоже когда-то жили в Сыктывкаре, два года не виделись с ними. Чуть позже встретились с ещё одним старым другом, живущим под Краснодаром, и договорились, что на обратном пути обязательно заедем погостить. Замечали, что с возрастом временной интервал в «год» становится, вроде как, короче моментов на десять-двенадцать, год как-то быстрее пролетает и уже фраза «два года назад» кажется и, главное, ощущается, как «два месяца» назад? И лица друзей не меняются совсем… А ведь два года прошло! Время действительно эфемерно…

      Нас сразу предупредили, что на выезде заедем в «Икею», что в Новой Адыгеи - друзья там хотели немного прибарахлиться, раз уж приехали в Краснодар, а мы и не против, про «Икею» только слышали – интересно посмотреть. У нас в городке торговых центров очень много – складывается впечатление, что каждый новый мэр обязан построить очередной большой ларёк, умудрились ведь на маленьком пятачке впихнуть аж три ТЦ! И стоят полупустые, напичканные ширпотребом. Ещё издали впечатляет размер этого вузасянина – в Усть-Сысольске самый большой ТЦ – это треть от него. Немного поколесив в поисках места для авто на стоянке под всей площадью многотонной конструкции, припарковались. Над стояночным местом, если оно свободно, горит зелёная лампочка, как только поставил авто – загорается красная, заезжаешь в темень стоянки и под потолком красно-зелёная гирлянда. Честно говоря, я так и не понял: почему от этого магазина, с не совсем дешёвыми ценами, многие в восторге - мы с Ириной вообще ничего бы не купили, не нашлось ни одного предмета, глянув на который, пришла бы мысль - это надо! Всё какое-то квадратное, круглое, прозрачное и безликое. А может, сказывалось состояние после шестичасового перелёта или полное отсутствие тяги к модному ныне шопоголизму – навязали нашим людям импортный термин с новой привычкой. Проходов меж отделами нет - маркетологи посчитали, что во всем этом огромном магазине должна быть только одна «тропинка», ведущая от входа к выходу через все отделы, т.е. если тебе нужны стулья, к примеру, то ты вынужден будешь пройти через шмоточный, через цветочно-горшочный отдел, посудный, постельный и т.п., через все отделы, т.к. стулья в конце – а вдруг что-то ещё захочешь купить? Через весь этот огромный ларёк! Где-то на середине пути вас ещё заманивают запахами американской бургерной кухни. В общем, выход из магазина порадовал нас больше всего. Забавно иногда смотреть на то, как какой-то такой же человек, но получивший должность «маркетолог», навязывает большинству своё мышление с ударением на «Ы» и говоря голосом Горбачёва, убеждая что так и должно быть, что так надо. И народ ведётся…   

      Отыскав авто и перекурив мы тронулись в 80-километровый путь. Краснодар под дождём остался справа, его многоэтажные человейники смотрелись крохотными коробочками в туманной серой дымке. Да и этот огромный город - не цель нашего визита. В народе его шуточно называют "Сковородкой с пробками" - из-за дикой жары летом и таких же, по определению, автопробок на дорогах.

      По трассе, на протяжении нескольких десятков километров, ведутся ремонтные работы - трасса разделена надвое: одна полоса в ремонте, по второй едем. Ремонт - не латают дыры, появившиеся за зиму, а снимают старое полотно до земли и стелют новую «подушку», а после асфальт. Техника и дорожники везде, на всём протяжении ремонта, новый участок делается быстро и сразу, а не по километру с пафосными отчётами в местных СМИ. После нашего провинциального городка, да и республики в целом, где подобные ремонты вообще редкость, в основном латки шлёпают или меняют верхний слой, такой масштаб поразил... И это только первые километры по Краснодарскому краю… Кстати, свободная полоса, по которой мы передвигались и которая также будет заменена после – в отличном состоянии.

      По пути, на сколько позволяет просматривать дождливая погода, местность равнинная, видно, что поля обрабатываемы, бесхозных и заросших борщевиком не заметил. После нашей РК, не привычно отсутствие лесов, только лесополосы меж гектарами полей, что за дерева – определить невозможно, низкие тёмно-серые облака до самых горизонтов.

      Город Белореченск, ранее станица Белореченская (как только отменили крепостное право, так на следующий год её и образовали), нас встретил снегом – повсеместно белый покров с проталинами, правда, к вечеру следующего дня от него остались одни только воспоминания – весна вступила в свои права окончательно. Небо сплошь затянуто бело-серым «ватным одеялом», которое ветер гнал куда-то на север. Первое впечатление - куда нас привезли?! В голове пролетело название очерка у Ильфа и Петрова – «Одноэтажная Америка»… Нам этот город так расписывали и нахваливали, я изучал его по карте в интернете, я ожидал увидеть город, а нас привезли в огромную одно-, двухэтажную деревню с редкими выскочками высоких домов. Чуть позже мне рассказали, что это не север, к которому я привык, это – Кубань, тут другой менталитет и образ жизни. Через неделю я начал осознавать, что мне нравится тут…

      Итак, Белореченск или через уменьшительно-ласковое русское «ка», Белоречка - преимущественно частный сектор, выражаясь чиновничьим языком. Самый центр – автовокзал. В длину максимум километров восемь, в ширину чуть меньше, расположен, как понятно из названия, вдоль реки Белая. Река Белая, кстати, стоит дополнительного описания, об этом ниже. Поразило большое количество маленьких одноэтажных домов, метра четыре по фасаду с обязательными тремя окошками, и метров 5-6 в длину, с безмансардной крышей и покрытием, как правило, шифер. Мне так и не сказали - какая там планировка, а очень было интересно. Услышал причудливое и доброе название таких построек – «кубанок» или «кубанец», с ударением на «е». Дома разные по виду: старые мазанки, обшитые сайдингом, просто крашеные, обложенные кирпичом, облепленные пеноплексом, меж ними выскакивают более современные двух-, трёхэтажные постройки из красного кирпича или серого блока, у кого на сколько хватает денег и фантазии, ещё реже - руины. Иногда можно увидеть навес от солнца с коваными элементами под позолоту, по стоимости как дом. Какой-то общей архитектуры тут просто нет, строят - кто во что горазд. Строение может быть очень узким и длинным, да ещё и в три этажа - смотрится нелепо, но в нем живут. Дома стоят настолько близко друг к другу, что после наших деревень, это поражает - как они живут в такой тесноте? Заглянуть на участки мешают заборы, но где удается подсмотреть, не видно привычных нам грядок, распаханных полей под картошку. Трава да деревья плодовые и реже кустарники. Как нам объяснили - грядки тут делают переселившиеся с северов и то только в первый год, т.к. по осени цены на овощи падают настолько низко, что выращивать свои, ухаживать за ними, поливать и закатывать в банки становится дороже, чем просто купить на сельхозрынках.

      Улицы довольно широкие, сервитут порой гораздо шире проезжей части и засажен плодовыми деревьями. Второстепенные – поуже, похуже, но ездить можно. Деревьев в городе настолько много, что не представляет труда вообразить их зелёными и цветущими и понять - как тут будет красиво летом! Дороги, после зимы с обильными снегопадами, в удовлетворительном состоянии. Выбоины встречаются, но не так часто. Не трасса, конечно, но ездить можно. А вот грунтовка, по которой мы ехали к дому, пострадала сильно. Зима в крае нынче выдалась очень снежная, от местных слышал, что такое количество снега последний раз было лет 60 назад. Белореченск хоть и имеет статус города, но это большая станица, по сути.

      Ветра в это время года тут почти всегда, но не холодно, не кутаешься от зяби, да и солнце с каждым днём появляется всё чаще, земля прогревается довольно быстро. Участок с домом друзей расположен очень удачно – это окраина, соседи с двух сторон ещё строятся, с фасада подъездная дорога и так же дома, а вот с четвёртой стороны открывается вид на луг и лесок, за которым река Белая - это природоохранная зона и застройка исключена. Вечерами за леском видны фонари - посёлок Заречный, днем слышны звуки дробилки камней - производство щебня в этом районе самое массовое, более 70 карьеров. Весь Крымский мост, говорят, на местном щебне стоит. Когда с карьера выгребают весь камень, его заливают водой и разводят рыбу. В большинстве случаев. Иногда облагораживают берега мостками да беседочками, и рыбалка становится платной. Утром встаёшь – тишина… И только ветер чуть шумит меж домами, птахи уже завели свой весенний концерт трелью. То слева, то справа петухи вдали извещают, что пора вставать, где-то залаяла собака, следом послышался более визгливый ответ другого пса, потом третий присоединился, вот уже гаканье гусей улавливаешь – ну чем не деревня! Коровы, козы, лошади тоже встречаются в городе, к слову. Кстати, высыпались здесь по полной программе – даже ложась в полночь, а то и позже, в шесть-семь уже встаёшь и выспавшись – нет ощущения усталости или вялости, как зачастую дома, сказывается воздух - такое впечатление, что кислорода больше.

      Из вредностей: недалеко от города, на север, свалка мусора чуть ли не с половины края, но за её ликвидацию идёт «народная война» супротив слуг народных, что-то вроде нашего Шиеса, но без заламывания рук. Есть ещё химзавод, две его красно-белые трубы дымят на западе за городом и рекой. Меня успокоили, сказав, что там давно уже заменено всё оборудование. Мы проезжали недалеко от него, запаха какого-то или ухудшения здоровья я не заметил.

      Город не большой, за день спокойно объедешь все достопримечательности – у нас так же. Гуляя или проезжая по улочкам частного сектора в это время года – конец марта, людей встречаешь редко, можно квартала три-четыре пройти и никого не встретить. Непривычно видеть, когда из гаража на чьём-то участке, сделан магазинчик, торгующий пивом, к примеру, или парикмахерская со стеклянным фасадом. То там, то тут попадаются вечно клюющие куры на выгуле во главе с петухом, гуси и даже одомашненную пару лебедей-красавцев встречали. Где мы ездили и какими маршрутами я начал определять только к концу нашего пребывания – впечатления захлёстывали, поэтому запоминать названия улиц не было никакого смысла – да и есть у нас проводник.

      За всё время, проведённое в Белореченске, мы ни разу не видели гаишных машин, ни разу не слышали воя сирен каких-то служб – это очень не привычно после Сыктывкара, там вой сирен постоянный, первый полицейский УАЗик я увидел лишь на четвёртый день – прогрохотал подвеской мимо нас, пока стояли у магазина. Ни разу не попадали в пробки на дорогах – может ещё не сезон? Нет такого количества камер видеонаблюдения  «большого брата» и «лежачих полицейских» по городу, как в Сыктывкаре.  Во всех городах, забегая вперёд, где мы побывали, нет такого количества последних. 

      К центру города общая картина уже немного меняется: застройка частных домов преимущественно кирпичная, современная и дорогая, участки меньше. Чем дальше от околотка, тем выше город, тем больше народа. Есть где прогуляться, на что посмотреть. Парк Победы – уютное ухоженное место для прогулок, меж деревьев мемориал: танк и пушка на постаментах, памятник защитникам, вечный огонь, на аллеях скамейки под фонарями. Чуть далее, ближе к реке, ещё один парк, но уже новый и гораздо больше, его ещё обустраивают, тут и развлечения для детей и вид на реку. Рестораны в греческом стиле – статуи вместо колон и всё в позолоте, не работающие пока фонтаны, видны золотые купола собора, магазины. 

      Вот магазинов полно в Белоречке, на разный карман, ассортимент и привередливость – цены немного отличаются от наших, даже в «Магнито-Пятёрках», - ниже, на рынке бывают продукты ещё дешевле.  Как и положено, в центре высотных домов много, кварталами, но они, в основном, старой застройки, в таком регионе жить в человейнике, да ещё и на девятом, к примеру, этаже – уж увольте. Мы же жили на околотке – что радовало, центры городов разлюбили давно – бесполезная суета, с возрастом уже хочется больше покоя…

      Каждый день нас куда-нибудь да возили по пригородам и не только: Южный, Заречный, Родники, Новый, Садовый, Подгорный, Долгогусевский, Ханская, Гончарка – да как же это всё запомнить!!! Очень понравился Грушёвый (на местном «наречии» Грушавель) – тихий посёлок под высоким длинным холмом, с тупиковой дорогой, старыми и новыми застройками да памятниками павшим во время войны.  Гончарка же произвела обратное впечатление, только дендрарий там достойный уважения. В Ханской как будто живёт очень много мебельных мастеров – вдоль дороги сплошь магазины по продаже мебели. Да, есть посёлки, хутора и станицы, в которых видно, что жизнь бурлит, строятся дома, а есть и запущенные, брошенные на милость судьбы. Местность везде равнинно-холмистая: то поля засеянные, с чуть пробивающейся зеленью, то виноградники и яблоневые деревья плантациями. Гектаров борщевика, как у нас, нет вообще. Нигде. Поразило обилие клубники: часть выращивается в теплицах - длинные и полукруглые, очень длинные, в народе их называют «Балаганы», иногда, при свете солнца, играющего бликами в плёнке, кажется, что вдали огромный водоём, когда двигаешься по дороге… Рядом плантации клубники на открытом грунте. 

      За станицей Гиагинской впечатляюще было увидеть ветряки, медленно и важно ворочающие огромные лопасти на фоне голубого неба и облачного «хлопка», нет, мы знали о них с телевизора, но размеры поражают! Высотой метров 100. Ветер в этом месте как будто даже без порывов – постоянный, тёплый. Естественно, фото на память. Для понимания – вот та будочка слева под ветряком – высотой всего лишь два метра…  Близко не подойти – охранная зона, всё-таки это электростанция.

      Как-то под вечер, возвращаясь в город на фоне равнины и облаков с солнечными бликами, мне показались бело-чёрные в дымке пики гор, я переспросил – да, горы! Опять вспоминается Высоцкий «Лучше гор, могут быть только горы, на которых ещё не бывал». Они манят, они притягивают, на вершине солнце ближе! Почти немой вопрос нашему гиду и ответ: «Да ерунда какая, завтра скатаемся».  Вот это уже почти за гранью понимания северного человека из Коми – вроде расстояния большие, по которым ездили, но за счёт качественных дорог, я их описывал подробно в очерке про Крымский мост, оно таким не кажется, вроде далеко, но рядом и быстро. Вот и горы – до Майкопа 25 км, за ним уже начало хребта Кавказских гор. Погода, напомню, в основном пасмурная, поэтому их и не видно было раньше. А теперь представьте: неделю катаешься по равнинной, выбритой от деревьев,  местности и даже не подозреваешь о таком сюрпризе, а всего-то 40 км и ты уже в совершенно другой местности, уже едешь мимо склонов поросших деревьями, перекатываешься через перевалы, с каждым километром горы всё больше, всё выше, всё скалистей и острее, на вершинах снег…  Дорога проходит то по ущельям, то под нависшей скалой, то меж огромных камней, то по высокому обрывистому краю реки Белая, которая тут бурлит перекатами и совсем не спокойная, как в городе.  Сильно впечатлила Хаджохская теснина, что в пос. Каменомостский – очень узкое место со стремительным течением. Вид с моста - дух захватывает от высоты, впечатлений добавляет бурлящий шум от потока воды, проходящий меж серых отвесных каменных стен. Иногда поражаешься – как Природа без болгарки и перфоратора делает такое! Можно спуститься на более удобную смотровую площадку, но это стоит порядка 500-600 р. с человека.  Говорят, никто точно не знает какая в этом месте глубина, толи 50 м, толи 80… Река Белая начинается в горах, ближе к Сочи, здесь она бурлит, пролетает в каньонах, водопады, перекаты, а ближе к Майкопу успокаивается, мимо Белоречки протекает уже само спокойствие , недалеко от последнего Белая помогает вырабатывать электричество — Белореченская ГЭС.

      Через 2,5-3 км стоянка с вывеской «Водопады Руфабго», и тропа, уходящая в горы, наш гид отметил, что там тоже очень красивые и западающие в душу пейзажи. Но мы едем дальше… Специально смотрел фото в сети этих мест – надо будет обязательно съездить, посмотреть, тем более пишут, что есть бесплатные тропы.

      Проезжая мимо населённых пунктов в горной местности, которые как будто размазаны по склонам (застройка не такая плотная, как в Майкопе, например) – видишь то целые строения, то коньки крыш, то ещё полдома, дороги и тротуары уводят то резко вверх, то с такой же скоростью вниз. Ловишь себя на мысли - жить здесь не хотелось бы. Чтоб жить в горах, надо родиться в горах. 
Наш путь закончился на подъезде к станице Даховская, встали на стоянке, заполненной на четверть автомобилями. На равнинном месте расположен небольшой рынок, где торгуют вкусностями, ручными изделиями, сувенирами, папахами и бурками, есть даже небольшой тир, возле которого казак, за ограждением стоит тачанка, фигуры древних воинов. По другую сторону дороги – гостиницы с большой зелёной лужайкой. Недалеко пасётся белый в серых яблоках конь. Пройдя чуть выше по грунтовой дороге, мы поднялись к гудящей будке с двумя замёрзшими работниками. Это фуникулёр на вершину горы. Ровная, как натянутая тетива, канатка двумя рядами уходит к белым облакам на вершину, поднимая и опуская пары пустых кресел. От Ирины поступило предложение – может, прокатимся? 600 р. с человека. Посмотрев на съёжившихся работников, на снежную вершину, представив какой там ветер и холод, я отказался… Я у себя дома могу бесплатно помёрзнуть.  Купив сувенирчик для дочки друзей, мы двинулись в обратный путь.
На всём протяжении пути в горах, где позволяет местность, нам постоянно попадались гостевые дома с красивыми видами из окон на Белую, поросшими деревами горы и отвесные скалы, кемпинги, вывески с предложением посетить красивейшие места, площадки с торговыми точками и развлечениями - юг отогревается и готовится к приезду туристов. Какими будут ценники в этом очередном «прорывном» году – можно только предполагать.

      Неделя пролетела быстро, и вот уже ранним утром к воротам подъехало такси с мадам за рулём увезти нас на вокзал. Путешествие продолжается. Впереди три часа на электричке и встречайте нас Туапсе, тёща и море.

Фото из открытых источников.


Рецензии