Перелёт Сыктывкар - Внуково - Краснодар

      Сборы, в основном в мозгах, были долгими - хотели ещё весной 20го года поехать, но кто-то придумал пандемию, всех заставили покупать маски и закрыли по своим жилищам вместе с границами городов. В этот год сложилось: обсуждали долго – и карта легла. Намедни Ирина, «выйдя» из смартфона объявила, что летим, всё, оформила билеты... Летим! Я на самолёте последний раз передвигался на ЯК-40 в Печору, в далёком детстве. Но желание попробовать преодолело страх перед будущим, да и страшилок с телевизора выслушано много, чему быть, того не миновать.  Время для поездки выбрали раннюю весну специально, чтоб посмотреть не красоту зелени, цветов и жару, а как есть, весь колорит без прикрытия природными красками, к тому же народу в этом время на югах не много - нет отдыхающих, да и цены за перелёт ещё не такие нагло-драконовские. Обратные билеты решили не брать - кто знает, как всё пойдёт и куда нас занесёт.

      24 марта, в сумках по пять кило шмоток и подарочков, т.к. авиакомпания Ю-Тэир диктует свои условия, ибо деньги делать научились на всём, даже если хотите сидеть рядом, то нужно доплатить 400 рублей, билеты вам могут продать в разные ряды даже если муж и жена и даже маме с ребёнком. Нам так и продали. Раннее, чуть морозное утро. Такси. Улицы пустынны, город ещё спит.  Мысли о расставании с этим городком, его людьми, с сугробами, с последними заморозками. Пока, порядком надоевший город, пока! Мы в Краснодар, но через вечногалдящую Москву.
      
      Аэропорт Сыктывкара расположен чуть ли не в центре города, новый так и не успели достроить, хотя начинали ещё при ЦК КПСС, но болтовня  до сих пор идёт. В центре привокзальной площади стоит памятник «Юноша с птицами» - так его окрестили люди, на самом же деле это скульптура «Рассвет над Чукоткой». Сыктывкар и Чукотка  - что хотел этим сказать автор – уже не найти. Ранее на этом месте стоял Владимир Ильич, засунув левую руку в карман, а правая: всем известный жест – вам туда! Я ещё помню небольшой самолёт напротив старого здания, вроде Ил-14, но в начале капитализма его тихонько убрали.

      Отвлёкся. Аэропорт имеет два корпуса, на языке авиаторов - терминалы: старый по архитектуре более симпатичный, относительно новый – прямоугольная коробка в два этажа – нам сюда. Здание небольшое, отремонтированное, когда был тут в последний раз на втором этаже стояли скамейки, по краям ларьки со всякой ерундой, вход был свободный. Нынче на втором этаже ещё и пункт детального досмотра пассажиров. На входе нас встретили люди в форме и вежливо попросили надеть намордники, то бишь маски, и положить сумки на ленту аппарата для сканирования содержимого рентгеном. После регистрации уже перед накопителем экзекуция повторилась, но тут могут раздеть до трусов, если будешь звенеть от металлодетектора. До этого момента можете посетить два ларька с сувенирами, цены – номера телефонов. В качестве сувениров Ирина наварила мыло в форме маленьких бутылочек из-под импортного спиртного, наклеила этикетки и упаковала в прозрачную подарочную упаковку, так вот на втором досмотре попросили достать их. Достали. Человек в форме внимательно осматривает, крутит в руках. Мы наблюдаем за реакцией. «Надо открывать бутылочки – посмотрим, что там за жидкость» - произнёс он свой вердикт. «Это мыло, но если хотите, то открывайте». Ему на помощь вовремя подоспел второй, осмотрел, понюхал и мы пошли в накопитель.  Мне вспомнился рассказ Михаила Задорнова про его веники для бани на таможне.

      Курить негде, поэтому стоять и ожидать - скукота ещё та... Люди расселись по креслам, кто-то стоит и смотрит по сторонам, но основная масса склонив головы с важным видом елозят пальцами по экранам телефонов – со стороны выглядит комично, инкубатор. Есть тип людей, которым нравится в толпе говорить громко, чтоб все слышали, хохотать заразительным, как им кажется, смехом и отчаянно ходить при этом, ярко жестикулируя руками – вот и тут не без этого. Правда, потом я его больше не слышал и не видел. Рейс без задержек – это радует. Погрузили нас в автобус и подали к трапу, хотя расстояние такое, что пешком дойти три минуты.  Поднимаемся, здороваемся с встречающей стюардессой, проходим мимо четырёх мест, огороженных от салона двойной занавеской – бизнес-класс, места пустые. Рассаживаемся быстро-быстро, дабы не создавать пробку.

      Мир не без добрых людей и не все суеверны - девушка сама предложила нам поменяться местами, как услышала наш разговор. Летим рядышком, Ирина у окошка, ну да-да, у иллюминатора.

      Загрузив сумки в отсек над головами, скинув верхнюю одежду и усевшись, дыша в маску, можно оглядеться. В салоне постоянный шум от каких-то работающих приборов самолёта, скрытых от глаз пассажиров. Снаружи в это время корпус корабля обработали антиобледенителем. Пассажиры перестали суетиться, затихли  – некоторые всё так же что-то натыкивают в телефоны, кто-то с закрытыми глазами сидит неподвижно - очень похоже, что читают молитвы, которые учили перед полётом, кто-то просто смотрит в круглое окно. Салон серого ненавязчивого цвета, просторен, по три кресла в рядах по обе стороны прохода. Освещение достаточное, чтоб комфортно читать. Немного неудобные, а может просто непривычные, кресла и коленки упираются в переднее сиденье. Запахов нет никаких, хотя запах салона самолёта времён Союза я запомнил на всю жизнь, конвекция воздуха постоянная, а может люди моются перед полётом.

      Вышла стюардесса в форме с иголочки, волосы собраны на затылке и начала рассказывать с переводом на английский, показывать про аварийные выходы, чем они оснащены, как пользоваться кислородными масками - что само по себе немного напрягает, и чтоб все сидели в намордниках, иначе в конце маршрута штраф. В динамиках послышался спокойный приятный голос командира корабля, мол, приветствую вас на борту, зовут меня Игорь, лететь в небе будем два часа, приятного полёта и т.д. Профессиональным взглядом, не заглядывая в глаза, нас проверили на предмет пристёгнутости ремнями, и через пару минут воздушное судно загудело ещё сильнее - запустили двигатели. Вспомнился Высоцкий: «Напрягся лайнер, слышен гул турбин»… 

      Самолёт начинает движение, все трещины на бетонке ощущаются по всему корпусу. Неспешно выкатываемся на старт, в окошке мелькают люди, строения да спецтранспорт, вдали крохотные строения города. Двигатели начинают гудеть сильнее, ещё и ещё громче, разгон, слегка потряхивает корпус и скрипит обшивка,  ускорение такое, что вдавливает в кресло, как будто живот прилипает к спине, ещё ускорение и отрыв! Прекратился грохот шасси об бетонку и вот уже всем телом ощущаешь изменение угла, сглатываешь слюну каждые полминуты - закладывает уши, заверещали ещё какие-то механизмы, сзади послышалось "Шасси убрали". Летим! Откуда-то из глубин подсознанья всплыла песня Антонова: «Только в полётах живут самолёты, только в полёте растёт человек».  Как ребёнку интересно смотреть в окно, но пейзаж за иллюминатором быстро превратился в сероватое «молоко» и до конца полёта там ничего не менялось - барханы облаков... Через какое-то время вестибулярка подсказывает, что набор высоты закончился и корабль принял горизонтальное положение. Смотрю на Ирину – немного разнервничалась. Слушаю себя - абсолютное спокойствие, как будто каждую неделю летаю, даже странно. Включил аудиокнигу, но шум от самолёта настолько сильный, что наушники не справляются, разговаривать с любимой тоже неудобно – надо напрягать голосовые связки. Равномерный гул начинает действовать успокаивающе и убаюкивающе - получилось немного кемарнуть. Через час, после пары звуковых сигналов, в проеме появились стюардессы с тележкой полной плюшек, импортной ерунды в ярких фантиках и напитков. Бесплатно только вода.

      Время пролетело совсем незаметно, как будто в небе оно ускоряется на скорость самолёта, и вот уже снова просят занять свои места, пристегнуться, хотя мы и не отстёгивались, убрать откидные столики да выключить гаджеты – ну и гадкое же слово внедрили в наш красивый язык... Всем своим вестибулярным аппаратом начинаешь ощущать замедление хода лайнера и изменение угла полёта с ускорением вниз – как будто пятая точка чуть-чуть отрывается от кресла. В иллюминаторе облачная серость меняется на яркую синеву, ещё мгновенье и осматриваешь землю с высоты птичьего полёта. Меня всегда это завораживало в детстве, особенно было интересно отыскивать знакомые места. Самолёт делает несколько махов крыльями поворачивая. Вновь слушаю себя и вновь абсолютное спокойствие. Земля всё ближе, ближе... Чувствую меня взяли за руку, Ирина опять немного напряглась. Уши снова закладывает, но конфетка спасает. Касание - как небольшой удар снизу, слегка отдающий в копчик, за иллюминатором замелькали портовские машины, строения, рабочие, ощущается резкое торможение, ещё минут пять катимся, отстукивая шасси по трещинам взлётки до полной остановки и прекращения шума двигателей. Голос по всему салону известил, что мы приземлились в аэропорту «Внуково», погода хорошая, +10, солнечно. Народ начинает доставать сумки и пакеты, одеваться и через некоторое время выстраивается очередь к трапу. Транзитные, т.е. мы, должны идти по стрелочкам, остальные – на выход в город.

      До следующего самолёта у нас два часа. Быстро проходим в зал ожидания, изучаем информационное табло, вернее Ирина изучает, я таращусь по сторонам, и после, пройдя метров 200, ищем нужный нам выход №16. Курить хочется... Спрашиваем у паренька в униформе и с бейджиком на лямке - только на улице. Это какой-то геноцид курящих и истерия по ЗОЖ! Можно было и выделить какое-нибудь помещение в этом огромном пространстве – как будто после запретов и штрафов 2/3 страны сразу бросило.  Идём на выход, а что делать, и мы уже предупреждены, что досмотр придётся проходить заново, замечу: экзекуция эта проходит гораздо быстрее, чем в Сыктывкаре. Спускаемся на эскалаторе на первый этаж, выходим на улицу, определяем место. Чувствуется, что солнце пригревает, но прохладно. Как и везде начинают подходить таксисты, предлагая свои услуги «совсем недорого». Ага, в Москве! У меня ещё годами ранее от этого города болела голова и это не излечимо, извините, но не люблю я столицу с её вечно-бесконечной людской суетой. Насытив организмы никотином, возвращаемся в здание. Пройдя по искусственно сделанным «коридорам» в стиле лабиринта зигзагом из ленточек от блестящих стоек, проходим досмотр.

      Пока ожидали посадку, сидя в удобных, но жёстких  креслах, можно было понаблюдать, дабы время скоротать: аэропорт, по сравнению с предыдущим, просто огромен, он не большой, он – огромный. Конструкция из стальных балок, окрашенных в серый цвет, уходит ввысь метров на 20, потолок – паутина из металлических балок, кругом кафель, блеск, опорные колонны к верху расходятся «зонтиком», в огромных панорамных окнах видны суетящиеся люди в разноцветных жилетах под ярким весеннем солнцем, стоящие и движущиеся самолёты, передвигающиеся автомобили, автобусы с жёлтыми мигалками. По центру этого «стадиона» длинным дугообразным рядом, большое количество магазинчиков с подсветками товаров, разноцветными надписями вывесок на русском и иностранном языках, тихонько играющей музыкой. Заходить смотреть на товар и цены просто не хотелось, даже просто так, от безделья. Меж торговыми лавками технические помещения и туалеты – единственное место, где не просят денег. Свободного пространства, чтоб пройтись и никого не задеть, очень много. Чуть поодаль – кафе в бело-коричневых тонах, за ним эскалатор вверх с заманивающей вывеской какого-то магазина. Особо по аэропорту не гуляли, т.к. впервые сюда попавшему, можно легко потеряться, хоть и висят везде всевозможные указатели, а времени до вылета совсем немного. От обилия реклам глаза разбегаются – все свободные места, даже стеклянные панели поручней эскалаторов заняты рекламой. Народу разных национальностей много, есть маски или нет – уже никого не волнует, лица постоянно меняются - одни «змейкой» очереди уходят в свои номерные выходы, другие приходят после досмотра. Направления на вылеты самые разнообразные.

      И вот уже раздаётся знакомый звук там-там-там, каждый «там» с повышением на полтона, и голос «железной леди» нас приглашают в полёт. По тоннелю-гармошке, так же увешанной рекламой, проходим в авиалайнер, нас встречает «клон» предыдущей стюардессы – и вновь Высоцкий в голове: «Вся в синем стюардесса, как принцесса, надёжная, как весь гражданский флот». На самолёте какой марки будем лететь - не понятно, но салон ещё больше и длиннее предыдущего, люди рассаживаются по местам, согласно купленных билетов. Опять нам рассказывают про запасные выходы, маски, ремни, про штраф, если без намордника и т.д. - это уже знакомо. Описывать полёт не буду, он мало чем отличался от предыдущего, только теперь я летел возле иллюминатора и бесплатно раздавали даже соки.

      Краснодар нас встретил моросящим дождиком, почти безветрием, лужами и низкими серыми облаками, температурой +2 да окриками «такси недорого». Вот так, 6 часов и ты уже за 3000 км от дома - это никак пока не укладывалось в голове.  Впереди Белореченск да поездки по городам и весям Краснодарского края. Об этом чуть позже…

Фото из открытых источников.


Рецензии