Туркестанские рассказы - 3

         
               

  Старый дом.



       Как- то то меня  спросили, есть ли у меня ранние воспоминания, связанные с детством. Да, их много. Мое детство разделено на два отдельных мира. Мир в старом доме и мир в новом. До того, как я пошла в первый класс, мы с семьей жили в старом доме в другой, старой половине города. Он назывался Ортак (переводится, как подруга, друг, по некоторым версиям - середина). Что удивительно, первое воспоминание связано с солнцем и летом, мне было, наверное, около 1,5-2 лет. Я родилась в апреле, а это яркое воспоминание случилось летом. Я помню, что на маленьком крыльце дома стояли какие-то люди, возможно, это были родители и бабушки. Помню, что кто-то пытался поставить меня на ножки на землю, а я поджала их, так как было очень горячо и я инстинктивно сопротивлялась этому. Запомнилось, так как ноги обожгло непонятным жаром, я тогда не знала, что это солнце так прогрело землю, что стояла сильная жара. Я родилась на юге Казахстана, в Южно-Казахстанской  области (сейчас Туркестанская область). Летом стояла невыносимая жара, впрочем, как и сейчас.

          Еще помню,что  из-за этой жары мы пили чай не в доме, а во дворе, под навесом, увитым виноградником. На тахту был постелен кигыз (кошма) , на нем текемет (тканый ковер ), а у порога шипел горячим паром огромный самовар и люди сидели вокруг самовара и пили чай. Почему это запомнилось? Видимо, из-за самовара – он был большой, блестящий, как рыцарь в латах,  и на нем, как маленькая красная шапка, возвышался форфоровый чайник. А горячий чай с густым каймаком (сливки) или молоком, цвет которого был  насыщенно-кофейным, благоухал вкуснейшим ароматом, который помню до сих пор. Бабушка хранил такой чай в специальной коробочке. Возле сахара в тарелке всегда лежал курт (творожные шарики),  который я люблю до сих пор, набат ( прозрачные кристаллы из виноградного сока и сахарного сиропа ), сушеная курага, киш-миш, горячие баурсаки (жареное тесто на дрожжах), огромное блюдо с виноградом, ломтиками арбуза и дыни.

         Наш маленький дом утопал в густом саду, где росли яблони, урюк, вишни,персики,  а в глубине этого сада протекал арык (оросительный канал) с чистой и прохладной водой, что давало великолепную прохладу в жаркие дни. Мои старшие братья и дети повзрослее из соседних домов купались в этом арыке. 

         Будучи взрослой в порыве ностальгии я поехали посмотреть на старый дом, где я провела свое раннее детство. И была расстроена тем, что новые хозяева вырубили весь сад и раскопали огромный огород, засаженный помидорами, огурцами. А арык высох.
         Еще одно яркое воспинание связано с нашим петухом. Он был крупный и очень агрессивный. Мы очень его боялись. Однажды к нам в гости приехал родственник - мальчик лет 6-7. Он стал дразнить нашего петуха, а тот набросился на него с яростью и исклевал мальчика до крови. Я впервые в жизни видела, как петух бросается со всей дури на кого - то, клюет ему лицо, прыгает на голову, старается попасть в глаза. Это было страшно. Мы, дети кричали, захлебывались от страха и слез. Если бы не папа, который, услышав шум, выскочил во двор, я не знаю, чем бы это закончилось. Мальчика спасли, а петуха съели.
         Недалеко от дома был детский сад, куда я ходила вплоть до переезда в другой район. Каждое утро за мной заходил соседский мальчик и мы вместе шли в садик "Светлячок". Наверное, в каждом городе были детские сады с таким названием. Однажды мальчик не пришел за мной  и  моя старшая сестра, которая торопилась в школу, довела меня до начала  улицы, где распологался садик , а сама побежала на автобусную остановку, будучи уверенной, что я дойду сама до ворот детского сада, до которого осталось буквально несколько шагов.  Но я не дошла, так как испугалась огромной собаки, которая бросилась на меня. В страхе я  бежала домой так, что собака отстала от меня. Дома был папа, который приехал с дежурства и пил чай за низким столиком. Это было зимой, пахло дровами, которые гудели в печке. Я, все еще дрожа от страха, нырнула в объятия папы, который укрыл меня своим теплым тулупом, и заснула, зная, что в папиных руках я в безопасности.


Рецензии
Как все вкусно было в детстве. (Я тоже помню обеды под виноградом - у родственников на юге). Вы это очень непосредственно и красочно записали

Леонид Кряжев   04.08.2021 01:44     Заявить о нарушении
Спасибо огромное за вашу оценку,Леонид. Заходите в гости.

Жаннет Казахская   05.08.2021 03:06   Заявить о нарушении