глава 4 роман Кочубей
Запорожская Сечь
Вторая половина 17 века в истории России была не менее тревожная, чем первая, это эпоха сплошных восстаний, войн. Каждый вёл захваты, оправдывая тем, что защищал свои суверенные права, впрочем, так всем и казалось. Союзы создавались, но и с такой же лёгкостью они и распадались. Все защищали свои кровные интересы, порою зачастую пренебрегая интересами союзников. Слабого - в этой борьбе не терпели, и всегда тем или иным способом пытались унизить, поработить. В борьбе за территории Крыма, Украины в борьбе сошлись: Россия, Оттоманская Порта, Речь Посполитая, Швеция, Австро – Венгрия, Венецианская республика. Борьба велась с переменным успехом. Господствовали сильные мира сего, силой навязывая свои условия, а слабые всегда оставались униженными. А что, кто – то знает в мире другой расклад во всей истории? Гнездом украинского казачества была Запорожская Сечь. Казачество создавалось преимущественно из тех частей населения, которые вследствие недовольства вновь вводимым и твёрдо устанавливаемым строем, стремилось избегнуть правительственных рук. Кому не нравились условия, тот становился в противоречия с государством, и бежал на окраины за пределы на границу. Здесь выросла казацкая сила, отсюда по большой части выходили главные вожаки повстанцев и шаек, гулявших на море на страх туркам, сюда со всех сторон сходились удальцы. Казаки были столько же передовым оплотом борьбы против захватчиков, сколько и бунтовщиками против государственной власти. Сечь оставалась «своевольной территорией» откуда разливалось воля и казачество на Малороссию, на Дон. Отношения между казаками основаны на принципах дружбы и справедливости. Власть кошевого не влекла за собой необходимости повиновения ему. Он не столько хозяин общества, сколько его слуга, он мог быть в любую минуту сменён. Здесь всегда был налицо подходящий материал для образования большого войска; сюда обращались все претенденты на престол. Ненависть народа к правительственным чиновникам, нищенствующая и духовно обречённая на грубость значительнейшая часть населения России, притеснения служилых людей, ожесточённость массы в вопросах веры, - вот причины создания Запорожской Сечи. Опасные условия жизни способствовали сплочению казаков и формированию у них братства, а браты - как известно равны, да и не тильки перед богом.
Спор о вере
Ноне известно, что Запорожских Сечей было около десятка. Они возникали и угасали в разное время, да и в разных местах. Но никаких оснований считать, что запорожцы имели свою государственность, нет. Первая - Сечь, возникшая на острове Хортица, была очень скромной. Учитывая род занятий запорожцев, правильнее было ее называть «Пиратской республикой». К примеру, такой была Республика Сале — пиратский вольный город, существовавший на марокканском побережье с 1627 года по 1668 год. Об этом сообщает Рамблер. До национально-религиозного восстания 1648 года Запорожская Сечь, естественно, никаких официальных взаимоотношений России с Запорожьем не существовало, поскольку Сечь не являлась государством. Однако некоторые признаки государственного устройства все же имели место. Это – выборность администрации, казацкий суд, участие всех казацких слоев в решении наиболее важных вопросов. Но этих начальных признаков государственности было достаточно для того, чтобы казацкая вольница считала такое общественное устройство идеальным и отстаивала его на протяжении многих десятилетий. По греческой классификации такой тип правления носит название охлократическим, (а его носители – охломонами).
Напутствие матери
1648 год заставил казацких лидеров иначе взглянуть на казавшиеся незыблемыми ценности. Во все времена царствования Петра в Малороссии не прекращались волнения и брожения. Казаки были недовольны. Постоянно приходилось быть наготове, чтобы сдерживать и обуздывать мятежные настроения. Население Малороссии отнюдь не считало себя входящим в состав великого Московского царства, к которому оно присоединилось при гетмане Богдане Хмельницком. Гетман чувствовал себя связанным послушанием воле царя лишь на вассальных основаниях, и часто взгляды царя и гетмана были противоположными. Не было недостатка и во внутренних противоречиях. Демократический, казацкий элемент, находивший себе опорный пункт в Запорожской Сечи, противодействовал стремлениям гетмана. Горожане и солдаты враждовали между собой; было много сторонников Польши, много охотников подкрепить союз с крымским ханом. При таких условиях всегда сохранялась опасность потерять Малороссию, и это обстоятельство неоднократно подтверждались изменами. Ежеминутно в ней могло вспыхнуть без всякой инициативы гетмана восстание. Запорожские казаки служили верой и правдой тому, кто платил, но после оплаты тут же забывали о данной своей клятве. Запорожцы находились на службе у русского государя, турецкого султана, иранского шаха, польской шляхты, у всех тех - кто щедро платил за воинскую службу. Если можно было, то служили бы и чёрту. Верность их была общеизвестна всем. Сами они не представляли грозную силу способную одолеть кого – либо, но в союзе даже с крымским ханом представляли большую угрозу. Руководители таили в себе большие, скрытые, амбициозные планы, которые не раскрывали до поры, до времени. Но, можно не сомневаться, что планы у них были самые грандиозные. Терпи казак, при хорошем раскладе, да и определенной сопутствующей удаче иной казак мог стать атаманом, а может быть даже гетманом, чем чёрт не шутит? Поверить в это трудно, но такие вот времена были. Бывает, что иному в жизни повезёт, из грязи сразу в князи, но обратная дорога может быть ещё короче. Это как кому карта ляжет, кому как повезёт?
Казаки в сражении
Казаки шли в Запорожскую Сечь в поисках лучшей доли и сытной жизни. Кому – то это удавалось, но в основном редко кто доживал до старости. Главным местом пребывания Запор. Кругом богатые, живописные места: устья небольших речек впадавших в Днепр, заливные луга, леса, степь, и рыбы, да и зверья всякого вдоволь. Хорошо царя нет, независимостью и от его бояр: «Руби меня сабля татарская – не бей плеть царская, лучше погибнуть в бою, чем от царского гнева». Базой, местом становления запорожских казаков сначала был остров – Хортица в лимане Днепра. Слава казачья, да жизнь простых казаков собачья, имею кривую саблю, да татар, турок граблю, тем и живу, так промежду себя говорили казаки. Казачество – это есть широкая, разгульная замашка русской природы, в которой отразилась душа русского и украинца. Украинец – родной брат русского, украинская земля – неотторжимая часть необъятной земли Русской.
Сторожевой стан запорожских казаков
Здесь и был устроен сторожевой стан в 16 веке, чтобы сдерживать татар от внезапных набегов на эти земли, так и сложилось казацкое братство, быт был беден, но силы постепенно росли. Стали они отправляться на более далёкую и опасную охоту – ходить на своих чайках (лодках)« шарпать» берега Крыма и Турции. Бить и грабить нехристей, - сам Бог велел. Запорожская - Сечь имела вид укреплённого стана: по периметру окружена земляным рвом кое – где были установлены пушки, внутри жилища казаков.1 января по старому обычаю происходило избрание нового кошевого и других старшин. Если казаки были довольны своим старшиной, то кричали: » Вы батьки и паны наши добрые. Треба вам над нами пановать!» Тогда кошевой и прочие старшины, поклонившись, уходили, по своим куреням. А если же не устраивали, то кошевой должен положить свою палицу на шапку и принести к знамени, а потом - поблагодарив уйти к себе в курень. Самым выгодным промыслом в глазах казаков - была война. В ходе действий которой можно было: невзначай напасть на татарские улусы, пограбить, угнать сразу целые табуны лошадей, скота, или «пошарпать» богатые берега Турции, и вернуться с грудой награбленных драгоценностей, с карманами полными золота и серебра, чтобы можно было в последствии бражничать, да и кутить на широкую ногу, – вызывая зависть вот, что было заветной мечтой запорожца. Те атаманы – удалые, которые умели часто и ловко устраивать набеги, доставляли «товариществу» запорожскому «неслыханную славу рыцарскую», да богатую добычу и были любимцами казаков. Война и разгул – вот от чего главным образом сплеталась жизнь запорожца. И на жизнь, и на смерть истый запорожец смотрел с презрением. Он не жил семейной жизнью, «женатый чоловик для нас хуже пса бродячего» говорили бывалые, чубатые казаки. Ни одна женщина не смела показаться в Сечь, о будущем, о судьбе своих детей, стало быть, забот не было и думы о старости. Редкий казак умирал своей смертью, одни из них находили смерть в морской пучине, другие гибли от сабли турецкой или татарской. Первые основатели Казацкого войска, были по большой части переселенцами, жён себе добывали у татар войной. От такого смешения крови русской с татарской казаки больше на татар лицом схожи стали. Гибли казаки целым сотнями на турецких каторгах. Да и те из запорожцев, которые умирали у себя в Сечи, - утром обыкновенно не в старых годах: боевая жизнь, полная всяких невзгод, да пьяный разгул, не знавший меры, сильно сокращали казацкий век. Тысячами погибали запорожцы, но Сечь не пустела. Шли в Сечь - толпами, десятками тысяч, лишь бы приняли только. Запорожцы в своё братство принимали всех, требовалось только одно, чтобы человек был православной веры, способный к военному делу, расторопный, сметливый. Сметливые люди понимали, чем реже будут мелькать на глазах начальства, тем меньше о них будет неблагоприятных толков, и тем прочнее будет положение в казачьей среде. Жадность заставляет глупого чоловика отказываться от любых расходов. Скупой не осознанно жертвует качеством жизни, не хочет тратить даже на себя, что уже говорить о других. Для жадного - деньги самоцель.
Между запорожцами попадались и литовцы, и поляки, и татары крещёные, и черногорцы, - словом, могли быть люди разных племён, но огромное большинство были люди чисто русские, и притом из простого деревенского люда. Казачки любили пощеголять оружием, да конями. После хорошей поживы на войне запорожцы не прочь были нарядиться в красивые синие кунтуши, алые суконные шаровары и алые шапки с околышем из смушек. Никаких письменных законов или правил у запорожцев не существовало. Несмотря на то, что грабёж являлся делом обычным, грабить позволялось лишь врагов. Воровство, неплатежи долгов, убийства считалось у них главным преступлением, которые строго карались.
Гульба - широкая и самая бесшабашная шла на Запорожье. «Запорожцы как малые дети: коли мало съедят, коли много тоже ничего не оставят. Ну а горилки никогда много не бывает, так как пить без конца считалось молодечеством». Дух казаков укреплялся православной верой, но и тело нуждалось в определённой поддержке и внимании. Главное их качество — групповая поддержка слабых и бедных и удивительное хлебосольство, необыкновенная щедрость и забота: не допускали, чтобы чья-то казачья семья нуждалась.
Казацкая думка
Находили время и возможности сообща помочь друг другу: и урожай собрать и курень возвести. «Низовые казаки» внешне более красивы, в большинстве своем были брюнетами, с черными глазами, с азиатскими чертами, так как чаще всего себе в жены брали черкешенок, турчанок и татарок. Их нрав был более жизнерадостен, весел и легок. Они не в пример промышляли огородничеством и садоводством. У «низовых» всегда бросалось в глаза социальное расслоение: на фоне справных (больших и красивых) куреней ютились покосившиеся куцые хатки. «Низовые» казаки и казачки любили кичиться - своим достатком и положением в обществе, супротив сельчан. Одевались по сравнению с «верховыми» более щеголевато, ярко, одежду стремились шить только из дорогих тканей. Одним словом казак не дорожил своей жизнью, бравировал, подвергался каждодневным опасностям. Да, где бы казак не был: в бою, в походах, на привале, в мирной жизни везде и всегда его сопровождала добрая песня, которая поднимала и притупляла многие походные тяготы. Ну, что казак Васюта – сын Ивана заспевай, просили браты.
Казаки на марше
Люблю я вольницу, казаков конницу.
Ох, как стремителен её удар.
И как мне кажется, не всяк отважится.
В бою решительном – побить татар.
За нашу боль, и наши слёзы.
За кровь отцов и матерей.
На вас обрушим свои мы грозы.
За всё ответишь хан – Гирей.
Мы чтим и знаем столицу главную.
И будем ей всегда верны.
За Русь, за матушку за Православную.
Мы сложим головы её сыны.
Украинская казачья эпопея, длившаяся на протяжении более двух столетий 16 – 17 веков героических событий в истории Российской империи. Украина с давних времён служила приманкой для захватнических помыслов соседей. На землях этих кроме казачьего войска жило ещё очень много народа крестьян – холопов у кого не было никакой вольницы. Московия, приняв в своё подданство казаков, воевало также за свои исконные земли, населённые русскими людьми, которые из – за известных событий оказались под властью Польши. Огнём и мечом пыталась шляхта ополячить российский народ. Непрерывно усиливающаяся польская шляхта пыталась со своей стороны отторгнуть Украину, и одновременно закабалить западные российские земли. Православная терпимость – как и русская терпимость, происходит, может быть, просто – напросто вследствие великого оптимизма правда всё равно возьмёт – зачем терпеть её неправдою? Вера наполняет жизнь чоловика высшим смыслом. Будущее всё рано принадлежит дружбе и любви – зачем торопить их злобой и ненавистью. Как бы ни тяжело было под гнётом московских властей, но опыту се знали, что гнёт польских панов стал бы для них ещё более тяжким. Под русской властью, по крайней мере, оставалось всегда духовное утешение – вера отцов. Презрение к богатству, смелость, воля, неукротимая энергия, – вот черты характера этих людей. Мужество особо почиталось на Руси. Это качество было крайне необходимо русским людям в тяжелейших условиях, в которых приходилось жить. В понимании русского человека лучше умереть, чем погрешить против мужества. Смерть не страшна, если ты стоишь за праведное дело, да уповая на Бога, не погибнешь. « Сын, избегай распри, но коль поединок случится, не заслужи позора в мужестве своём: ни жизнь, ни смерть не бывают без пользы, а выйдешь с достоинством из боя – честь обретёшь у потомков».
Свидетельство о публикации №221073100445