Нога помощи

Знакомство с каналом Малек у меня началось рано, лет с 4-х. Наш канал - отводок Кировского канала, построенного ещё при Николае II (1913 год).От нашего Малека на всём его протяжении сооружено  несколько шлюзовых перекрытий, устанавливаемых для создания отводков теперь уже от самого Малека. Назначение этих отводных каналов - обеспечение водой всех населённых  пунктов Голодной степи.
 На окраине нашего посёлка находился и находится Главный шлюз на территории нашего совхоза. который регулирует уровень воды в самом нашем канале и в отходящих от него каналов, сооружённых в двух-четырёх километрах вниз по его течению. Вода после главного шлюза проходит по бетонной нише, длинной, шириной и высотой метра по четыре. Потолок ниши – нижняя часть моста через канал. Вода из ниши вливается в сам канал, отчего образуется воронка -углубление на поверхности воды, создаётся эффект вихревого (кругового) движения. Чем ближе к центру воронки, тем больше скорость, то есть создаётся настоящий водоворот, как написано в Википедии. Не просто воронка, а бушующая воронка, потому народ и назвал эту часть канала «Бушуйкой».  А, например, в посёлке «Погранорловский», километрах в 5-ти вверх по течению нашего канала, - Бушовкой. Но там их канал, пусть как хотят, так и называют. Как они называются в других селениях – не знаю.
 Берега бушуйки отстоят намного дальше от центрального течения самого канала и забетонированы на несколько метров вперёд по течению. Чтобы бушующая вода не размывала их (берега). 
Часто от большого канала отходят совсем маленькие каналы - арыки. И шлюзы там намного меньше. Вода за шлюзом, конечно, тоже бушует, но раз в тысячу слабее. Ну, ладно, в десять раз. И назывался у нас этот слабый водоворот – «бушуечкой».
На окраине нашей Племфермы, недалеко от Главного шлюза, образующего большую бушуйку, находился узбекский посёлок – кишлак, обнесённый дувалом - глиняным забором. Уже давно его снесли. Неким средневековьем веяло от него. Жили там люди как-то обособленно. В открытые иногда ворота было видно, что там точно так же растут сады, возделываются огороды. Многие жители где-то работали, дети учились в школе, а после работы и учёбы погружались в свой, скрытый от нас, и потому - загадочный мир. В этот кишлак и подведён был один из таких арыков. А в бушуечке, недалеко от ворот дувала, купались все «мелкие», мы - дети трёх-пяти лет. Старше пяти - переходили в сам канал.
Купаться в бушуйке дети отваживались с пятого-шестого класса и старше. Я долго не решалась на это рискованное приключение. Всегда трусихой была. Но потом и я освоила правила купания в бушуйке. Даже с моста - крыши бетонной ниши запросто прыгала. Там главное – прыгнуть глубоко, ниже того уровня, где и начинается водоворот, и вода уже сама выносит тебя в нескольких метрах от него.
- Находилась и находится бушуйка примерно  в полутора километрах от центра нашего посёлка. И ходили туда обычно большой группой - пацаны и девочки - соседи, одноклассники, чуть старше, чуть младше.
 Как-то ребята уже наплавались, нанырялись, наигрались в пятнашки и загорали на берегу. А я почему-то оставалась ещё в воде. Прыгнула с моста, но сразу мне не удалось глубоко нырнуть и выплыть. Вот и попала в водоворот. Выплыть оттуда можно только ещё раз поднырнув глубоко, а у меня опять не получилось. Пыталась ухватиться рукой за выступ левой забетонированной стороны ниши и вырваться из него, но не дотянулась. Стало страшно. Я в отчаянии попросила пацанов помочь мне вырваться из этого омута. А они гы-гыкали, не верили, что я выбиваюсь из сил и что действительно могу утонуть. Такого ведь не было никогда и ни с кем. Но это же я! У меня всегда какие-то приключения. Наконец, пацаны зашевелились и начали прыгать в воду – спасать меня.
Среди них был наш ровесник из параллельного (узбекского) класса – Абдували, совсем невысокий, может быть, с меня ростом, если не ниже. Он, по-моему, единственный, кто сразу увидел мою отчаянную попытку вырваться из воронки. Быстро спустился с берега, ухватился за бетонный выступ ниши, и, не дотянувшись до меня рукой, протянул мне свою ногу. Я ухватилась за большой палец его ноги и легко выплыла из этого жуткого «плена. На всё это ушло, наверное, меньше минуты. Так быстро пришла ко мне «Нога помощи»!
А эти балбесы всё ещё спешили мне на помощь. Потом спросили:
- Ты чего, вправду чуть не утонула? А мы думали, что придуриваешься.

А ещё я тонула примерно в таком же водовороте в ЦРМской бушуйке (ЦРМ - Центральные ремонтные мастерские). Но там меня очень быстро спас Гриша Табунов - одноклассник.

Примечание. Бушовка на канале "Малек" в посёлке "Погранорловский". Фото Леонида Фролова, погранорловца. В нашем Малеке и бушуйка, и мост немного другие, но роднее!


Рецензии