Ёлки палки, танцы и свадьбы

Ёлки – палки, танцы и свадьбы


      В сказках человек, отнявший у нечистой силы волшебную палочку, становится непобедимым.
А ещё, палка – один из атрибутов различных  обрядов.
     К примеру, балкарцы и карачаевцы когда вводят невесту в дом жениха, через день или два должны снять её ауру девичества заключённую в 5 платках на её голове, на руках и на поясе.
Снимают эти платки специально приготовленной палочкой и непременно, платки должен снимать мальчик подросток из полной семьи, где живы и отец и мать. И в семье много детей. В этом доме есть благополучие и согласие.
      Снятие платков «Баш ау алгъан» с головы невесты – это целый праздник. Коснёмся лишь о значении платков.
Первая с головы снятый большой платок означает, что она может ходить по селу и не прятаться, как молодая невестка.
Второй платок с головы, означает, что её представили – Тийре, кварталу рода. Отныне она сноха, невестка, сосношница – рода и фамилии мужа.
Два платка снимают с правой и левой руки завязанных на локтях. Сакральное значение этого – невеста вхожа в дом мужа, чтобы делать по дому все работы.
И пятый платок у молодой невесты завязан на поясе. Снятие этого платка означает, что ей дано разрешение для брачной жизни.
А ещё, когда невесту вводят в помещение, где это торжество будет проходить на  голову невесты, сыплют зёрна пшеницы, как знак благополучия. Сейчас, вместо зёрен пшеницы сыплют сладости и деньги. А дети, собирающие всё это, пожелание большого потомства.

У балкарцев и карачаевцев сохранились традиции, когда молодёжь веселиться на дружеских посиделках или на свадьбе. То среди них избирают специального распорядителя танца, которого именуют – Бегеул (надзиратель-распорядитель) в руках у которого палочка называемая «Хан – Тияк», то есть «Палка хана». Этой палочкой наказываются нарушители торжества. И эта палочка служит для приглашения на танец юношей и девушек. Ведь касаться рукой особенно девушки её плеча или руки для чужого человека считается оскорблением. Поэтому и Бегеул, используют палочку «Хан – Тияк».
У карачаевцев и балкарцев есть традиции заключенное в свод устных, народных правил называемая «Ёзден адет» или «Узденская традиция». Ёзден – имеет смысловое значение – Вольный, свободный.
Так, вот известный этнограф и писатель Махти Джуртубаев собрал народные традиции и издал большой книгой «Ёзден адет».
Вот что говорится в этой книге  о Бегеуле.

«Бегеуюлге керек — марда.
Асылсызны бегеуюл этсенг,
Тойну зауугъу къалмаз.
Къала бийи — къалауур,
Бия бийи — бегеуюл.
Тойну тамата башлар.
Бегеуюл чамсыз болмаз,
Чурум тапмай къыйналмаз.
Тепсегенни саны эркин,
Бегеуюлню жаны эркин.


Бегеулу нужно чувство меры.
Назначишь бегеулом неотесанного —
В танцах наслаждения не будет.
Господин башни — часовой,
Господин плясок — бегеул.
Танцы начинает тамада.
Бегеул без шуток не обходится,
Всегда найдет, к чему придраться.
У танцора свободно тело,
У бегеула — душа.
Непременный участник любого торжества (в прошлом) - бегеуюл, распорядитель. Он определял, кому с кем танцевать, какой танец объявить, он же штрафовал нарушителей порядка и т.п. Бегеул должен был обладать тонким чувством юмора, быть раскованным, но и знать меру. Невоспитанный, неотесанный человек, взявшись за эту роль, мог испортить людям праздник. Танцы начинал один из старших, за ним другие, а потом уже в круг вступала молодежь…»
Как известно балкарцы и карачаевцы, один народ, говорящий на тюркском языке, ранее их называли асы и аланы, и живут на Северном Кавказе у подножья величественной горы Минги тау, которая имеет несколько значений: Ледниковая гора, Вечная гора, Тысячная гора.
На Кавказе также живут и другие народы – ногайцы и кумыки, говорящие на тюркском языке, где обычаи и традиции во многом схожи. Правда, есть и свои особенности у каждого народа.
Кумыки, тюркский народ  в своё время был одним из могущественных государственных образований на Северном Кавказе, единственные, которые имели города и дворцы.
Об этом имеющиеся исторические сведения повествуют, что: «Так, те же Тарки, известная резиденция шамхалов, по сведениям грузинских послов (1603-1604 гг.), «исгари город бывал каменной, стоит на горе... и на той горе на самом верху стоит башня каменная ... позади шевкалова двора башня другая каменная да городище старое». Послы Грузии на вопрос русских сановников 9 марта 1604 года, какие меры можно принять для завладения неко¬торыми соседними с Грузией городами, в частности, ответили о
Тарки: «Город Тарки в Кумыкской земле весьма древний, он возвышается на горе, в двух верстах от моря и окружен каменной стеной... От сего города лежит прямая дорога в Грузию через горы, но по ней нельзя ездить на повозках, а только верхом...», С.Ш. Гаджиева «Кумыки. Историческое прошлое. Быт и культура».

И недаром языком межнационального общения на Кавказе был именно кумыкский язык.

Говоря о традициях нельзя не сказать и о такой традиции, как пишет кумыкский учёный Алевдин Сатыбалов: «Еще венецианские путешественники обратили внимание на то, что команы во время свадьбы выбирали «руководителя».
 Современные кумыки и другие народы Дагестана и поныне во время свадьбы выделяют «хана» (северные кумыки), «шаха» (южные кумыка), «тамаду» и др.
 «Хан» назначает «чауча», который имеет право наносить палочные удары всякому, кто медленно выполняет приказание «хана»; последний может оштрафовать, «обложить данью» ближайших родственников хозяина в пользу гостей (дополнительное угощение вином и т. д.)…»
Примечательно, что традиции тюркских народов заимствовали и народы, проживающие в соседстве с кумыками, ногайцами, балкарцами и карачаевцами. Одним из таких народов в чьи традиции вошли именно тюркские традиции – кабардинцы.
Ещё со второй половины XVI века и до XVIII века, кабардинцы кочевали по левой стороне реки Терек, на правой стороне реки преимущественно жили кумыки.
С 20-х годов XVIII века кабардинцы переселяются на территорию Балкарии и становятся соседями балкарцев.  И со временем у кабардинцев на свадьбах и посиделках молодёжи появляется атрибут свадьбы «Хан-Тияк». Примечательно, что распорядителя такого торжества кабардинцы называли «Хатияко», где «Хан-Тияк» сократился до «Хатияко».
История кабардинцев во многом трагическая и вызывает к состраданию, когда узнаешь, что синонимом угнетения кабардинского народа стало название – «Баш», что означает на тюркском языке голова, а для кабардинцев: Баш – это палка. Да, действительно палка на кабардинском языке называется «Баш». И эта история связана с владычеством крымских ханов над кабардинским племенем, когда назначался «Глава-Баш», который должен был руководить подвластным народом и дошло до того, что синонимом «палки» в язык кабардинцев вошёл термин «Баш»-Глава-Палка», став как бы родным  исконным словом.
Это явление сохранилось и в народных преданиях, которые и сегодня звучат, как шутка. Но когда узнаешь жестокую правду, то шутка становится невесёлой.
Все, наверное, знают, когда кто-то из начальства отдаёт самое нелепое приказание и добавляют: Я ваша палка, и вы должны это сделать, несмотря ни на что. Вот так, история донесла до нас эти трудные времена для кабардинского племени в годы их рабства у крымских ханов, что «Баш»-Глава, стал синонимом слова «Палка» на кабардинском языке.
О значении  термина с корнем «Баш»,  упоминается  в книге кабардинского историка Х.М. Думанова: «Краткий словарь этнографических терминов кабардино-черкесского языка»
Кумыки народ богатой культуры и истории на торжествах использовали и «Сюйдюм- таяк» - Палочка любви или волшебная палочка любви. Сюйдюм-таякъ - своеобразная плясовая эстафета, палочка, передаваемая тан¬цующими при вызове партнера по танцу.
Как выше мы уже писали на свадьбах кумыков, ногайцев, балкарцев и карачаевцев, никто во время национальных танцев не имел права, прикасаться рукой к девушке, при приглашении её на танец.
Это приглашение делал специальный человек,  называемый в шуточной форме «Хан», «Бегеул» и т. д.

«Хан», когда  прикасался плеча девушки  своей палочкой «Хан-Тияк» или «Сюйдюм-Таяк» это означало приглашение к танцу.

Хадис Тетуев, 31.07.2021г.


Рецензии