ВоТ Сергей Подольный

Вы можете послушать эту статью в подкасте "ВОТ" - "Всё о творчестве с Григорием Беловым" - подписывайтесь на подкаст «ВоТ» на любых удобных аудио платформах - https://podcast.ru/1560156593
или прямо на платформе в ВК -  https://vk.com/russia_belov?z=podcast-179953678_456239029

Посмотреть с фотографиями и видео роликами можно в статье на платформе ВК - vk.com/@russia_belov-vot-sergei-podolnyi

"ВоТ" Сергей Подольный

Григорий: Шёл 1957 год. В городе на Неве, в обычной Ленинградской семье, родился мальчик. Родители назвали его Сергеем. Его отец – Олег Илларионович Подольный, родился в 1933-м году и воспитывался в атмосфере послевоенного детства, учился в школе, занимался спортом, много читал. Серёжина мама, Светлана Борисовна Подольная,  родилась в 1934-м году и воспитывалась в семье фронтовика. Папа и мама Сергея, познакомились в конце учёбы в школе, так как раньше, после войны, мальчики и девочки учились в разных школах. Они долго встречались. Папа работал инженером на заводе, а мама, закончив институт культуры им. Герцена, работала библиотекарем. Впоследствии она стала заведующей библиотекой. Мама очень любила читать, дома было много книг, и она с детства прививала маленькому Серёже любовь к литературе. Серёжин дедушка, Борис Фёдорович Борисов, очень хорошо играл на семиструнной гитаре, и Серёжа с удовольствием слушал его. Всё это повлияло на его дальнейшую жизнь и, конечно, на творчество.                Сегодня в нашей студии питерский поэт, автор-исполнитель -  Сергей Олегович Подольный.  Сергей, здравствуйте.

Сергей: Здравствуйте, Григорий. Не думал, что мне придётся так подробно вспоминать мои прожитые годы. Но, когда Вы пригласили меня на передачу, и я начал готовить песни, которые хотел исполнить в эфире, то в голове у меня пронеслась вся моя жизнь. Благодаря Вам я вспомнил многие моменты, которые, казалось, уже навсегда утрачены в моей памяти.

Григорий: Сергей, давайте начнём рассказ о Вашей жизни с самого начала.

Сергей: Всё случилось 63 года назад. Был месяц ноябрь, точнее - 18 ноября, а если ещё точнее, было 18 ноября 1957 года, понедельник. Родился  - Я, Подольный  Сергей Олегович. Принесли меня из роддома на улицу Войнова, ныне Шпалерная, дом 52, кв. 26. Первые годы жизни описать невозможно, так как просто не помню. Вельми мал был.
Первые мои яркие воспоминания из детства уходят в то время, когда я оказался в детском саду. Я покусал самого активного задиру в группе, и всё встало на свои места.
Первые четыре года начальной школы не оставили особого следа. Но были и интересные моменты. Тем более, что они повлияли на мои отношения с мамой, бабушкой и даже прабабушкой.
Мальчиком я был активным, и поэтому на переменах не мог спокойно ходить за ручку с назначенной мне девочкой. Был у меня приятель - Лёня Петров. Вот с ним-то мы и гонялись по коридорам. Догонялись до того, что я им разбил окно. Да, да. Я не оговорился. Окна были прямо над полом. И, конечно, об этом была сделана соответствующая запись в дневнике.
Помню, мы с Лёней чокались кефиром в столовке. Бутылки тогда были стеклянные и одна из них разбилась. И опять запись в дневник.
В СССР молочные бутылки можно было сдавать в специальных пунктах приёма стеклотары, и они стоили 15 копеек. Бутылки хоть и были многоразовыми, но, конечно, не стоили так дорого. Такую цену назначали для того, чтобы нерадивые граждане не разбивали и не выкидывали их. В то время в большинстве семей на кухне копилась стеклотара и потом разом сдавалась. Чтобы её сдать, приходилось подгадать время и отстоять очередь.
Но некоторые граждане всё равно выкидывали бутылки, особенно пивные, а они стоили уже 20 копеек. Многие мальчишки собирали их на помойках, мыли, сдавали и копили деньги на кино, мороженное и даже на велосипеды.

Григорий: Какие интересные воспоминания! Я чувствую, Вы были не самым примерным ребёнком?

Сергей: Да, это точно! Однажды мне попалась матерная песня в рукописном виде. Это был четвёртый класс. Все её слова, конечно, я приводить не буду, но начиналась на мотив песни крутится, вертится шар голубой:

«Только мне выдали новенький ЗИЛ
Сразу червонец на счастье пропил
Сел за баранку, нажал я на газ
Стрелка спидометра «стукнула» в глаз
Только я выехал за поворот
Кузов рассыпался «грёбанный рот»
Гайки скрутились «чего-то про мать»
Шины спустились, а «мне наплевать»

Я, конечно, как Вы понимаете, сейчас заменил многие слова и выражения в песне. А их там было много, если учесть, что песня была длинная.
Эти записи увидел один из моих одноклассников и попросил переписать. Мне было не жалко и я, конечно, дал. Когда он на перемене стал переписывать песню, его за этим случайно застукала наша «училка», Надежда Ивановна. Закончилось это вызовом моих родителей в школу, а за четверть по поведению я получил жирную ДВОЙКУ.

Григорий: Сергей, и как на это посмотрели твои родители?

Сергей: Мама взяла ремень, и гонялась за мной по комнате. Я залез под стол. Сидеть под столом было куда лучше, чем получить по попе ремнём.
Вспоминая этот случай, на день рождения маме я написал такое стихотворение.

Мама любимая, мама родная, люблю я тебя всей душой.
Счастья желаю, здоровья желаю маме любимой, родной!
Ты меня любишь, часто голубишь, бывает порой и бранишь!
Но не волнуйся, моя дорогая, вырасту скоро большой,
Будешь гордиться ты своим сыном всей материнской душой!

Это написано в 4-м классе.

Перед тем, как подарить это стихотворение маме, я показал его бабушке. Там была такая строчка: «Бывает порой и бьёшь!», бабушка сказала: «Серёжа, но ведь этого не случилось!». «Ну и что, - ответил я - она же пыталась!». Вобщем, мы с бабушкой пришли к «консенсусу», и слово «бьёшь» я поменял на «бранишь».

Григорий: Да, стихотворение было написано от души. Сергей, а какие отношения у Вас были с девочками, с которыми Вы учились в одном классе?

Сергей: Мы дружили с девчонками и всегда их защищали. В основном это происходило, когда мы всем классом ходили в кинотеатр «Ленинград». Почему-то из других школ мальчишки к ним постоянно цеплялись, а мы дрались за них. Вот так.

Григорий: Молодцы, правильно! Мы в школе тоже защищали своих девчонок.

Сергей, когда мы с Вами готовились к нашей встрече, Вы рассказали, что у Вас была прабабушка, которую Вы очень любили.

Сергей: Да, Григорий. Её звали Борисова Евдокия Михайловна. Григорий, помню такой случай. Многие мои одноклассники и одноклассницы жили в моём дворе и даже в моём доме. После школы, забросив портфели домой, мы выбегали на улицу. Неважно, лежал на улице снег или зеленела трава, мы бегали, смеялись, играли в разные игры, а потом заходили к кому-нибудь в гости на чай.
Как-то раз после гостей, а мы в тот раз зашли на чай к нашей однокласснице, вышли во двор и продолжили гулянку. Вдруг я увидел голову прабабушки, торчащую из форточки, и услышал её вопль: «Серёжа, домой!!!».
Я, как послушный мальчик, побежал домой. Из слов моей любимой прабабушки я понял, что уже в таком раннем возрасте стал «бабником». «Ты сказал, что пойдёшь гулять, а сам по девочкам ходишь!» - сказала мне моя любимая прабабушка. Оказывается, прабабушка волновалась за меня и всегда зорко, насколько позволяло ей зрение, следила за мной.

Григорий: Сергей, а были в Вашем детстве неприятные для Вас моменты?

Сергей: Я уже упоминал своего одноклассника Лёню Петрова. Как-то раз, из-за обычной мальчишеской стычки, не драки, а именно стычки, мы немножко разбили друг другу носы. В этот момент неожиданно появился отец Лёни и одарил меня подзатыльником. Этого можно было бы и не делать, потому что мы помирились практически сразу. А вот Лёньку он бил нещадно за любую провинность, особенно если он приносил в дневнике «двойки».

Григорий: Да, у каждого свои родители и своя семья. Тут уж ничего не поделаешь. А чем Вы увлекались в школе?
 
Сергей: Я пытался поступить в музыкальную школу, но меня не приняли, в связи с отсутствием слуха! Я любил музыку и стал учиться игре на фортепиано частным образом. Конечно, тяжело усидеть за фортепиано, когда знаешь, что твои друзья играют в футбол!
Некоторое время я занимался картингом, а потом в руки ко мне попала гитара и осталась со мной на всю жизнь.

Григорий: Сергей, а что больше всего запомнилось из школьных лет?

Сергей: Больше всего мне запомнились последние классы - девятый и десятый. Чудесное было время. Я почти вырос и передо мной открывался весь мир. Я полюбил английский язык и возненавидел математику. Не поверите, это произошло благодаря увлекательным урокам, которые нам давала англичанка и предвзятому отношению математички.

Григорий: А в чём была проблема?

Сергей: Проблема была в моих волосах. Это сейчас я лысый, а в юности, благодаря моей маме, у меня были волнистые каштановые волосы. Математичка считала, что я крашусь и завиваюсь. Это она много раз заявляла прямо на уроке при всём классе, а оценки всегда ставила исключительно удовлетворительные. 
Через годы, мне привили настоящую любовь к этой великой науке. Но об этом чуть позже.

Григорий: Сергей, а куда Вы поступили после школы?

Сергей: Ещё в школе все мои мечты сводились к одному - к военному училищу.
Мой дед, Борис Фёдорович Борисов, воевал с 1939 года, начиная с финской войны и прошёл её до конца, до 1945 года, когда мы победили в Великой Отечественной Войне, разгромив фашистов, освободив нашу страну и очистив всю Европу от этой нечисти.
Он много рассказывал мне о войне, о службе и ещё в детстве я мечтал стать военным.
Мой дед закончил службу подполковником Генштаба, который находится на Дворцовой площади.

01. Мы родились в России.

Мы родились в России,
И жить здесь будем долго.
Мы родились в России,
Здесь есть Нева и Волга.

                Здесь русские берёзы
                Развесили серёжки.
                Росы на листьях слёзы
                Скатились на дорожку.

Нас луговые травы
Напоят иван-чаем,
Поющие дубравы
Веселье обещают.

                Морской водой солёной
                Мы можем насладиться,
                Проточною студёной
                Мы подрумяним лица.

Нам веру не заменит
Блеск серебра и злата.
В себя и в Бога верим,
И эта вера свята!

                Мы на защиту встанем:
                За мать и за Отчизну.
                Россия вновь воспрянет,
                Есть смысл в этой жизни!

Григорий: Сергей, и в какое училище Вы решили поступить?

Сергей: Я поступил в Ленинградское высшее артиллерийское командное училище им. Красного Октября, в 1975 году. Был зачислен на факультет радиолокации.
Этот факультет был открыт в год моего поступления. На него набирали юношей, закончивших школу с баллом не менее 4,5 (тогда ЕГ ещё не было). Средний балл у меня был высокий и я поступил.
Одним из основных предметов на нашей кафедре была «Метеорология». Я любил этот предмет. Мы изучали не только теорию. Были практические занятия, на которых мы с помощью радио метеостанции запускали в атмосферу различные зонды.
Однажды летом, в полевом учебном центре, в перерыве между практическими занятиями, преподаватель отлучился. Мы решили побаловаться и заполнить водородом оболочку, с помощью которой запускали зонд в атмосферу.
Диаметр оболочки был всего-то 200 см. Маленький воздушный шар. Один из курсантов её держал в руках, а другой заполнял водородом. И вдруг нижняя часть оболочки оторвалась. Оболочка взлетела над держащим её курсантом, вывернулась и наделась на него. Представьте себе, как это выглядело со стороны! Мы катались по земле от хохота, а этот бедолага судорожно срывал с себя это резиновое изделие.

Григорий: Да, представляю, какая комичная ситуация получилась. Может ещё расскажете пару историй?

Сергей: Да, интересных историй было немало. Как-то на одном из практических занятий по артподготовке мы должны были рассчитать данные для стрельбы артиллерии.
В итоге снаряд (замечу, что это был настоящий боевой снаряд) упал рядом с наблюдательным пунктом, где находились генерал и несколько полковников.
Слава Богу, никто не пострадал. Если бы на Чемпионаты мира или на Олимпийские игры была внесена дисциплина «Прыжки в сторону», все наблюдатели заняли бы первое место!

Григорий: Да, хорошо, что никто не пострадал, но думаю, если звёздочки с погон и не полетели, то взысканий и нарядов вне очереди было много после такой стрельбы.
Сергей, а давайте мы с Вами поговорим о Вашем творчестве или тогда на это времени не было?

Сергей: Почему не было? Было, точнее, я его находил. Одна из моих первых песен была написана именно тогда, и посвятил её нашему городу.

02.  Ленинград.

До чего красивый город мой!
Сколько парков, сколько парков
над Невой!
Если солнышко сияет,
Если нет на небе туч,
Мы смеёмся и смеётся каждый луч.

                Если дождик, если дождик моросит,
                То никто об этом сильно не грустит.
                Как приятно, как приятно
                Душным жарким летним днём
                Прогуляться, прогуляться под дождём.

А какой весёлый в городе народ,
Ленинград с ним веселится и поёт.
Здесь на лицах всех улыбки,
на фасадах всех домов.
Здесь ты мрачных не увидишь стариков.

                До чего красивый город мой!
                Сколько парков, сколько парков
                над Невой!
                Если солнышко сияет,
                Если нет на небе туч,
                Мы смеёмся, и смеётся каждый луч.

Григорий: Сергей, я знаю, что Вы, окончивший артиллерийское училище, попали в пограничные войска. Как это получилось?

Сергей: Летом 1979 года, перед окончанием училища, к нам в батарею пришли два офицера-пограничника. Тогда пограничные войска входили в состав КГБ. Меня вызвали в канцелярию для беседы, и, без всяких вопросов, сказали, что дальше я, как специалист по радиолокации, буду служить в погранвойсках. Возражать было бесполезно, хотя я и пытался. На плацу, при вручении дипломов об окончании училища, прозвучало: «С отчислением из списков Советской армии: Иванов, Петров… и Подольный.»

Григорий: И куда Вас распределили?

Сергей: Нас отправили самолётом во Владивосток, а потом, на небольшом теплоходике, через залив Петра Великого к месту службы – в Хасанский район. Вот так началась моя пограничная служба. Я бы хотел исполнить песню, которая так и называется – «Пограничная служба».

03.  Пограничная песня.

Есть профессий много разных,
Умных, смелых и отважных.
Ты любую выбирай.
Есть желанье стать спортсменом
Или крупным бизнесменом,
Будь смелей и не зевай.

                Если с мускулами дружен,
                В нашей жизни это нужно,
                Можно тело подыскать.
                И прохаживаясь важно,
                Взгляд на всех,  бросая страшный,
                Это тело охранять.

Если вдруг страдаешь очень
От бессонницы и ночью
Любишь при Луне бродить,
То не надо сомневаться,
С крутизны в реку бросаться,
Ты в погранвойска иди.
               
                Иди, иди в погранвойска,
                Тебя возьмут наверняка.

Будь лунатиком иль соней,
Или просто чем-то болен,
Прочь сомненья, и вперёд.
И в жару, и в непогоду,
И в любое время года
Охраняешь наш народ.

                Ты проходишь вдоль границы
                Мягкой поступью лисицы,
                Каждый мускул напряжён.
                Тяжкий труд твой не напрасен,
                Враг не дремлет, он опасен,
                До зубов вооружён.

Пусть навстречу сильный ветер,
Ум твой ясен, лик твой светел,
За тобою вся страна.
Дома ждёт душа-девица,
Знает, служишь на границе,
И тобой горда она.

                Иди, иди в погранвойска,
                Тебя возьмут наверняка.

Есть профессий много разных,
Умных, смелых и отважных.
Но одной лишь дан обет:
Государеву границу охранять,
И как Жар-птицу
Уберечь от разных бед.

Служил я там 6 лет. Служба проходила недалеко от стыка трёх границ: нашей, китайской и северокорейской.
Расскажу одну историю. Из Северной Кореи к нам проходила железная дорога и составы тянули тепловозы.
Трава возле железнодорожного полотна была выше человеческого роста. Она не гнила, а высыхала и шелестела на ветру.
Не зря говорил В.И. Ленин: «Из искры возгорится пламя!». Так вот такое пламя и возгоралось от искр тепловозов.
Скорость у пожара была бешеная. У деревьев обгорала кора, а огонь летел дальше. Тушить бесполезно. БЕ-200 тогда ещё не было.
Мы применяли «встречный пал» — это огонь, специально поджигаемый перед стеной лесного или степного пожара для выжигания пространства, в сторону которого движется стихийный огонь. Такой способ до сих пор применяется у пожарных.
На эту тему у меня есть песня:

04. Проснись, смотри.

Проснись, смотри,
Что ты видишь в отраженье?
Проснись, не спи,
Начинается движенье.
Огонь горит,
Он до тла сжигает душу.
Летит, кружит.
Пепла ветер всё иссушит.

                Но пробивается росток,
                Жизнь начинается сначала,
                Как сделать знает только Бог,
                Чтоб всё из пепла воскресало.

Прольётся кровь
Или поздно, или рано.
Прольётся вновь,
Раскрывая жизни раны.
Но время – врач,
Время лечит всё на свете.
Найдёшь любовь,
И затянет раны эти.

                И пробивается росток,
                Жизнь начинается сначала,
                Как сделать знает только Бог,
                Чтоб всё из пепла воскресало.

Проснись, смотри,
Что ты видишь в отраженье?
Проснись, не спи,
Это ты, а не виденье.

Григорий: А приходилось ли Вам лично тушить пожары?

Сергей: Да, конечно, на сопках. Не важно, кто ты: офицер, сержант, рядовой, вот тебе «хлопушка», типа мухобойки, только гораздо больше, и грабли: - вперёд, туши. Тушил сам и контролировал личный состав, не дай Бог окажутся в огненной ловушке!
Огонь «упустить» было нельзя. Если он уйдёт в Китай – пиши пропала. Придётся платить штраф и при чём золотом!

Григорий: Да, Ваша служба была и опасна и трудна. А что было через шесть лет, и куда Вас забросила судьба?

Сергей: Так как я был специалистом по радиолокации, академию я закончил профильную, в Харькове. При самом поступлении особых трудностей не было, а вот при подготовке – да! Училище я закончил в 1979 году, в академию поступал в 1985 году. Шесть лет разницы. Какая математика, какой английский? Сплошная специальная и боевая подготовка с личным составом!
Мне повезло. Родная сестра моего отчима преподавала математику в ЛИСИ. С её помощью, за месяц я прошёл полный курс высшей математики, и получил «ХОРОШО».

Григорий: Расскажите немного о том времени, когда учились в академии.

Сергей: В то время я увлекался футболом, даже играли во время сборов в Малиновке. Помните фильм «Свадьба в Малиновке»? Вот там и играли. А ещё продолжал сочинять стихи и песни.

05. Будь ты молод, иль стар.

Будь ты молод иль стар,
Помни, жизнь раз даётся,
И тебе остаётся
Лишь принять этот дар.
Будь ты молод иль стар.

                Будь ты лыс или сед,
                Не грусти понапрасну,
                Ведь не всё так ужасно,
                Не печалься, о нет.
                Будь ты лыс или сед.

Если нищий иль злой,
Взяв однажды верёвку,
Завязав её ловко,
Влезь в неё головой.
Если нищий иль злой.

                Если зависть грызёт,
                Не терзай свою душу,
                Ты её, словно грушу,
                Потряси, всё пройдёт.
                Если зависть грызёт.

Если очень богат,
То купи себе яхту,
Самолёт или шахту,
Ешь и пей всё подряд.         
Если очень богат. 

                Если встретишься с той,
                Чьи глаза так бездонны,
                И волос бьются волны,
                Окунись в их прибой.
                Если встретишься с той.

Жадным, жалким не будь,
Скупость мыслей пусть таит,
Будней тяжесть не давит,
Про болезни забудь.
Жадным, жалким не будь.

                Будь ты молод иль стар,
                Будь ты лыс или сед,
                Если встретишься с той,
                Жадным, жалким не будь.

После академии был направлен в Алма-Атинское пограничное училище, где четыре года, с 1988 по 1992, преподавал будущим начальникам застав технические средства охраны границы.
В основном это была рутинная работа в классах. Но были и активные занятия, на которых мы выезжали с курсантами на стажировку в различные районы Казахстана.
В одном из них я попробовал настоящий кумыс, у чабанов. Было здорово! Однажды пришлось тушить костёр, разведённый китайцами, в корнях елей. Если бы мы это не сделали, то огромное количество деревьев погибло, так, как у них общие корни. Огонь мог уничтожить несколько гектаров леса.
 В горных районах сигнализационные системы не поставить – камень. Китайцы этим пользовались и браконьерили. Они ставили петли на маралов, это такие олени. Нашим бойцам приходилось бороться с ними.
У меня есть песня про Казахстан

06. Казахская песня.

На коне скачу я бойко
К горизонтам перестройки,
Позади моя родня.
Я пою о том, что вижу,
Пусть кого-то и обижу.
Степь да степь вокруг меня.

                Моя мать, жена и братья,
                Жёны их и их собратья
                Смотрят с гордостью мне вслед.
                Я – надежда и опора –
                Приведу их очень скоро
                В те места, где снега нет.

Мы вставали очень рано,
Чтоб пасти своих баранов,
Время не было поспать.
Но в тех местах, где скоро будем,
Мы всё это позабудем,
Нам бы только доскакать.

                Там молочные лишь реки,
                Там когда-то жили греки.
                Ах, какая благодать!
                Но не это интересно,
                Больше б нам теньге и теста,
                А на греков наплевать.

Будем жирный плов руками
Есть и пить кумыс, и сами
Станем смело управлять.
А работают пусть греки,
Иль другие человеки,
Мы же только отдыхать.

                На коне скачу я бойко
                К горизонтам перестройки,
                Позади моя родня.
                Я пою о том, что вижу,
                Пусть кого-то и обижу.
                Степь да степь вокруг меня.

Григорий: Вы сказали, что преподавали с 1988 года по 1992.  Почему только четыре года?

Сергей: Союз развалился, и мне пришлось перевестись в Северо-западный пограничный округ. Расставаться было жаль. Потому что Алма-Ата очень красивый и тёплый город.
Дальше меня направили в Выборгский пограничный отряд, где я продолжил свою службу.
В девяностые годы мы охраняли нашу границу и не столько от своих нарушителей, сколько от выходцев из Азии и Африки.

Григорий: Расскажите подробнее.

Сергей: Если Вы посмотрите на карту, изданную на западе, то увидите, что на ней Российско-финская граница проходит рядом с Выборгом, хотя до неё не близко. Через небольшой залив, при выезде из Выборга, проходит виадук. За ним пограничный пост «Гвардейский», для предварительной проверки документов. Так вот, предприимчивые местные товарищи брали деньги с этих иностранцев, подводили их к этому виадуку и говорили: «Всё, за ним граница!», а там, как у Высоцкого: «Наши пограничники с нашим капитаном» задерживали этих «счастливчиков».

Григорий: Это было на нейтральной полосе?

Сергей: Нет. Нейтральной полосы в мирное время не существует. Если хотите, я дам определение госграницы, чтобы было понятнее.
Государственная граница Российской Федерации (далее - Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Именно так дословно звучит определение. Как Вы видите, никакой нейтральной полосы нет.
Я продолжал служить, а в свободное время писал стихи и песни. Одно время я даже печатался в отрядной газете.
Я хочу Вам прочитать один из текстов и исполнить песню

07.В этой жизни свет в окошке.

В этой жизни свет в окошке
Не появится, не жди.
На ухабистой дорожке
Лишь туманы и дожди.
Горе, радости, печали —
Все сплелось в один клубок.
Где, в конце или в начале,
Полон будет мой глоток?
Яд, вино иль наслажденье,
Что содержит жизни дар,
Меда вкус или паденье,
Торжество или удар?
И заполнив рифмой душу,
Не найти ответ простой.
Время душу душит, сушит,
Глаз зияя пустотой...

08. Мы в потоке желаний

Мы в потоке желаний,
В вихре бурных событий,
В круговерти стремлений
Всё ж пытаемся плыть
На плоту из сомнений,
На плоту из волнений.
Наши души в смятенье,
Глаз не смеем открыть.

                В этом Хаосе вечном,
                Ничего не меняя,
                Равнодушно взирая
                На себя и других,
                Жить привыкли беспечно,
                Позабыв человечность,
                Отвернувшись от встречных
                Нам друзей и родных.

Тени, серые тени,
Их бесшумная поступь.
Пробираясь на ощупь
Средь глухих и слепых,
Так не хочется думать,
Так не хочется верить,
Что нет больше разумных,
Что весь мир из таких.

                Неужели совсем
                Ничего не осталось
                В этих душах забитых,
                В этих душах хмельных.
                До размеров пылинки
                Милосердие сжалось,
                А Любовь и Надежда
                Словно вымерли в них.

В Выборге я вступил в клуб авторской песни под руководством Александра Беловицкого. С ним дружим и по сей день. В то замечательное время было написано несколько песен.

09. Дождь идёт.

Дождь идёт, стучит по лужам,
Дождь холодный душу стужит.
От него пытаюсь скрыться,
Чтоб в душе не простудиться.

            Кто-то небо обидел неделю назад,
            И обиду копило оно.
            Чувств небесных обрывки над нами собрав,
            Ветер бросил их слёзы в окно.

Мокнут листья, мокнут люди,
Мокнет всё вокруг, что будет,
Если дождь не перестанет,
Морем каждый дворик станет.

             Загудят, уходя вдаль, дома-корабли,
             Вспенив воду винтом за кормой.
             Там, где небо касается кромки Земли,
             Обретут долгожданный покой.

А стена дождя всё выше,
Выше дома, выше крыши.
С каждым часом вырастает,
Друг от друга нас скрывает.

            Не пробиться сквозь стену звенящей воды,
            Не сломать её, не обойти.
            Затеряются в мутных потоках следы
            На залитом, безбрежном пути.

Дождь идёт, стучит по лужам,
Дождь холодный душу стужит.
От него пытаюсь скрыться,
Чтоб в душе не простудиться.

            Кто-то небо обидел неделю назад,
            И обиду копило оно.
            Чувств небесных обрывки над нами собрав,
            Ветер бросил их слёзы в окно.

Дождь идёт, стучит по лужам,
Дождь идёт, стучит по лужам,
Дождь идёт, стучит по лужам.

10. Болит душа.

Болит душа, болит, горит в огне, горит
Душа моя, не ной, горю в огне с тобой.
Пусть тема не нова, просты как день слова,
Мелодии печаль уносит в даль.

             Промчатся годы, ниже сделав наши плечи,
             Пригладив волосы, оставят след седой.
             Промчатся годы, не назначив места встречи,
             Желанной встречи с вечной блудницей судьбой

Болит душа, болит, горит в огне, горит
Душа моя, не ной, горю в огне с тобой.
Пусть тема не нова, просты как день слова,
Мелодии печаль уносит в даль.

              Как облака, мечты куда-то улетают,
              Их ветер гонит на далёкие луга.
              Найдут ли там себе приют, никто не знает,
              Вернутся ль вновь к теплу родного очага.

Болит душа, болит, горит в огне, горит
Душа моя, не ной, горю в огне с тобой.
Пусть тема не нова, просты как день слова,
Мелодии печаль уносит в даль.

          Всё меньше встреч, их заменяют расставанья,
          И мест свободных больше средь былых друзей.
           И оставляя нам слепые обещанья,
              Они уходят, слившись с сумраком теней.

Болит душа, болит, горит в огне, горит
Душа моя, не ной, горю в огне с тобой.
Пусть тема не нова, просты как день слова,
Мелодии печаль уносит меня в даль.

Пусть тема не нова, просты как день слова,
Мелодии печаль уносит в даль.

Григорий: Сергей, и долго Вы прослужили в Выборге?

Сергей: Нет. В Выборг я был направлен в начале 1993 года, а в ноябре 1994 года меня перевели в Управление СЗПО, где я прослужил до самой демобилизации в 1998 году.
Помню одну занимательную историю. Как-то раз я находился по служебным делам в аэропорту «Пулково-2». И тут я узнаю от старшего смены, что задержан афганец с польским паспортом. Он осветлился, чтобы изменить внешность, но, как говорится: «бьют не по паспорту» … Вызвали польского консула, и он начал задавать этому афганцу «кучу» вопросов по-польски. Афганец, конечно, ничего не понимал. Бедный «поляк»! Он вспотел от напряжения. Я столько «пшеков» больше никогда не слышал!
В то время я активно и писал, пел и даже печатался. Вот передо мной две газеты «Пограничник» СЗПО, в которых напечатаны мои стихи.

11. Конец недели, я устал.

Конец недели, я устал.
Не потому, что есть работа,
не потому, что есть заботы,
а потому, что я устал.
Устал от встречи ожиданья,
Несовершенства мирозданья,
от дней не прожитых устал.
От жажды, что так сладко мучит,
разлук, темнее чёрной тучи,
от слов не сказанных устал.
Мне не страшна моя усталость,
нужна всего мне только малость -
чтоб для тебя любимым стал.

12.   Я возьму твоё лицо в свои ладони

Я возьму твоё лицо в свои ладони,
Загляну в твои глаза и утону.
Аромат любви вдыхая,
Свежесть кожи ощущая,
Я прильну к тебе и нежно обниму.

                Растворюсь в тебе я, словно, в океане,
                С морем чувств твоих искрящихся   
                сольюсь.
                И волною сильной пенной
                Я на берег твой нетленный,
                Всё забыв на свете, плавно опущусь.
               
Только ты согреть способна мою душу,
Только ты способна раны исцелить,
Ты улыбкой успокоишь,
Страстью пламенной напоишь.
Я готов одну тебя всю жизнь любить

                Я возьму твоё лицо в свои ладони,
                Загляну в твои глаза и утону.
                Аромат любви вдыхая,
                Свежесть кожи ощущая,
                Я прильну к тебе и нежно обниму.

Григорий: Сергей, а чем Вы занимались после того, как вышли в запас?

Сергей: Я демобилизовался в 1998 году, в звании подполковника, как и мой любимый дед. Работал в различных фирмах на разных должностях. На гражданке особых интересных историй не было. Я до сих пор, в душе, в погранвойсках. Конечно, постоянно занимаюсь творчеством. Выступаю на различных фестивалях и участвую во всевозможных, в основном бардовских, концертах.
Вспоминая Выборг, в конце 2018 года, в декабре, Александр Беловицкий пригласил меня поучаствовать в марафоне авторской песни. Я с удовольствием поехал. Времени до выступления было достаточно, и Александр предложил мне сходить в храм. Придя туда, я был очень удивлён, когда узнал, что мы пришли на заседание скрытых алкоголиков. Конечно, это происходило не в самом храме, а в отдельном здании. На заседании присутствовали два священника. Народ, на самом деле, был приличный. С нами было ещё два человека, они и Александр спели несколько песен. У меня была песня, что называется, «в тему», и я её спел.

13. Суровая песня.

Раньше в глотку лил я водку,
Лил и пиво, и портвейн.
Закусив коктейль селёдкой,
Я хрипел: «Ещё налей»!

                Но всегда мне было мало,
                Не бывал пустым стакан.
                Были рюмки и бокалы. 
                Я не пил из них, лакал.

Помутнением рассудка
Назывался этот кайф.
В заполнении желудка
Был какой-то пьяный драйв.

                Мысли-мухи роем вились
                В захмелевшей пустоте,
                О бессилие разбились,
                Заблудившись в темноте.

Было просто, лишь хотелось
Вновь забыться, вновь и вновь,
Загрузить по горло тело,
Чтобы думать не пришлось.

                Но, однажды, надоело
                От забвения дрожать.
                Просто бросил это дело.
                Больше не за чем страдать.

За более чем 20 лет, которые я провел после службы в погранвойсках на гражданке, я побывал на многих площадках. Выступал и в Выборге, и в Питере.
Последнее время мне особенно нравятся встречи в кафе на Нарвской, у Влада Савенко, который и познакомил нас с Вами, Григорий. В кафе мы общаемся в тёплой и дружеской атмосфере. Именно там я первый раз услышал Вашу передачу. Мне на столько она понравилась, что я с удовольствием переслушал все подкасты «ВоТ».
После этого я решил, что чего бы этого не стоило, но я хочу познакомиться с Вами и прийти к Вам на эфир.

Григорий: Сергей, я рад, что это произошло. К сожалению, наше время подходит к концу, и я предлагаю Вам исполнить ещё несколько песен.

Сергей: С удовольствием.
Перед тем, как исполнить свои песни хочу несколько слов сказать о своих замечательных детях. Конечно, у меня были женщины, но лишь две из них подарили мне детей. Первая, Ирина, подарила дочь Елену, вторая, Ольга, -  сына Бориса. Его я назвал в честь моего деда Бориса Фёдоровича Борисова.
Каждой песне, которые Вы сейчас услышите, предшествовал сюжет из моей жизни. Поэтому, прежде чем их исполнить, перед каждой будет небольшой рассказ.
Сюжет первый.
    Встречались мы с ней недолго. Но эти дни были незабываемы. Лето, запах сирени, её лёгкая походка и цветное воздушное платьице, растревоженное ветром. Всё это вызывало у меня неповторимые эмоции. Она не шла, - парила, словно лёгкое пёрышко, подхваченное чьим-то дыханием. Я не мог отвести от неё глаз и стоял в оцепенении.  Наши поцелуи были долгими, горячие руки обжигали нас своими объятьями.  «Самая хорошая», - шептали мои губы. – «Самая желанная» …  Моя командировка была долгой. Целый месяц мы могли или созваниваться, или переписываться друг с другом… Тяжёлая новость, как удар молота, опустила меня на землю: «Я выхожу замуж». Вот и всё. Остались лишь воспоминания и песня, которую принесли мне счастливые дни наших встреч.

14. Самая хорошая.

Самая   хорошая, самая любимая,
В жизни было многое,
Только не любилось так.
Я не знал, что сбудется,
Я не знал, что встретится
Самая хорошая,
Только мне не верится.

                Самая хорошая, самая желанная,
                Голову вскружила мне
                Встречей долгожданною.
                Я не знал, что сбудется,
                Я не знал, что встретится
                Самая хорошая,
                Только мне не верится.

Самая хорошая, самая красивая.
Всё ещё не прожито,
Просто получилось так.
Я не знал, что сбудется,
Я не знал, что встретится

Самая хорошая,
Только мне не верится.

                Самая   хорошая, самая любимая,
                В жизни было многое,
                Да только не любилось так!
                Я не знал, что сбудется,
                Я не знал, что встретится
                Самая хорошая,
                Только мне не верится.
                Я не знал, что сбудется,
                Я не знал, что встретится
                Самая хорошая,
                До сих пор не верится…

Сюжет второй.

Была зимняя лунная ночь. Мне не спалось. Луна как огромный фонарь, заглядывала в окно. Какая-то неведомая сила вытащила меня из постели, заставила одеться и выйти на улицу. Была такая тишина, что, казалось, её звон может оглушить любого. На землю опускался лёгкий снежок. Он скрипел под ногами, ветви деревьев потрескивали от морозца, небо было усыпано звёздами, и Млечный путь мерцал вместе с ними. Было такое ощущение, что художник, рассердившийся на свою небесную картину, одним взмахом кисти просыпал на неё много- много капель молока. В голове, как в замедленной съёмке, появилось: «Нам снится Млечный, вечный путь…».


15. Нам снится Млечный, вечный путь.

Нам снится Млечный, вечный путь
И звёзд, летящих вереницы.
Проснувшись, вновь хотим уснуть,
Но звёздный дождь в окно стучится.
В путь.

                Заслышав лунную капель,
                Мы собираемся в дорогу.
                И пусть лишь в ночь открыта дверь.
                Верь.

Над нами свет созвездий фраз –
Души волшебные кусочки.
И милых обаянье глаз
Сопровождает между строчек
Нас.
Их сиянье в придачу к словам,
Дарю на память вам…

Сюжет третий.
 
Шёл сильный дождь. Не зря говорят: «Льёт, как из ведра!». При каждом моём шаге возникало небольшое цунами. Вода проникала за воротник, намочила голову и одежду. Зонт не помогал. Ветер, показывая свой буйный нрав, вырывал его из рук, выворачивал наружу «зонтовы внутренности». Самое интересное, что всё это происходило на пешеходном переходе. Название и начало песни появились  из хлюпающих под ногами луж: «Я иду по переходу, лужи шлёпают по мне…». Дома, после горячего душа и чая с лимоном, родилась эта песня.

16.   Я иду по переходу.

Я иду по переходу,
Лужи шлёпают по мне.
Мысли рвутся на свободу
В вечно праздничной стране.

                Сверху дождь и снизу тоже,
                Дождь проник за воротник.
                Может этот дождь поможет
                Нам очиститься на миг.

Ветер сзади подгоняет,
Вырывает зонт из рук.
Капли волосы взбивают,
Завершая жизни круг.

                Разозлилось небо очень,
                Хочет землю затопить.
                Гром литаврами грохочет,
                Не даёт спокойно жить.

Стрелы-молнии сверкаю,
Разрывают ночи тьму.
Дождь следов не оставляет
Ни во сне, ни наяву.

                Я иду по переходу,
                Вдруг откуда-то возник
                Этот дождь, что нам поможет
                Всем очиститься на миг.

Григорий: Сергей, наше интервью записывается накануне празднования дня военно-
морского флота, и я хотел бы в конце нашей передачи попросить Вас исполнить песню
посвящённую этому празднику. Я знаю, у Вас есть песня «Мы моряки».

Сергей: Да, Григорий, конечно есть и я хочу от души поздравить всех моряков которые служили, служат и которые готовятся к службе в военно-морском флоте. Также хочу особо поздравить моряков, которые служили в морских частях пограничных войск. Теперь это морские части федеральной пограничной службы, и они впервые будут участвовать в параде в день военно-морского флота. И у меня к этому празднику есть песня — «Мы моряки».
«Мы моряки Мы ходим по морю, не ведая суши, Не знаем мы в море преград. Нас ветер и солнце и любят, и сушат которую милю подряд. По: Волна за кормою и бьётся, и стонет, пытается нас запугать! Но мы моряки не привыкли к покою, Мы стойки, и будем стоять! Желают родные семь футов под килем, Чтоб зюйд наполнял паруса. Чтоб славой Петровской поход свой покрыли, чтоб нам помогли Небеса! Пр:... Как гордый орёл флаг Андреевский реет, на баке трепещется.гюйс. И в силу команды, и в Бога мы верим, Он нам проложил этот курс. Пр:... Нас после похода любимые встретят, Объятия будут крепки. Мы будем верны им, как мор ю, навеки. Так будет, ведь мы - моряки. Пр: Волна за кормою и бьётся и стонет, Пытается нас запугать, Но мы моряки не привыкли к покою. Мы стойки и будем стоять! И будут нам сниться просторы родные, Шторма и глаза-маяки. Наш славный корабль и друзья боевые. Так будет, ведь мы - моряки!»

Григорий: Сергей, спасибо за то, что приехали к нам в студию и поделились своим творчеством. Я желаю Вам новых текстов и благодарных слушателей.

Сергей: Спасибо за пожелания, и отдельное спасибо Вам, Григорий, за предоставленную мне возможность донести моё творчество до слушателей. До новых встреч! Всего Вам доброго.

Григорий: До свидания, Сергей.

Григорий: Сегодня в студии подкастов «Мир да Лад», в подкасте «Вот» - «Всё о творчестве с Григорием Беловым» был питерский автор-исполнитель - Подольный Сергей Олегович.

Этот выпуск для Вас подготовили: Я, ведущий подкаста «ВоТ» и технический директор студии подкастов «Мир да Лад» Григорий Белов, автор и выпускающий редактор Алексей Сухов, звукорежиссер и композитор Сергей Кузнецов, инженер проекта Александр Белов и редактор Татьяна Журавлёва.


Рецензии