Но кто ударит тебя в правую щеку твою... -2

"Вы слыхали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься
злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто
захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два". (Мф.5:38-44)

******************************************

Как правило, этот наказ Иисуса Христа трактуют так, что Он, якобы, отвергает
сказанное Отцом до Него: "око за око и зуб за зуб", утверждая Своё: мол, если
тебя начнут бить, подставься и не сопротивляйся, покорнейше позволь себя избить.

Вот уж, что говорится, глупее не придумаешь!
Во-первых, Он никак не отрицает ветхозаветное Отцовское "око за око и зуб за зуб".
Ведь не сказано же, что если засветят тебе в глаз, подставь и другой, а если
выбьют  зуб, позволь, чтобы и все остальные "пересчитали".

Иисус продолжает заповеданное Отцом, однако продолжает, имея ввиду уроны не
тела. Но души! Ибо речь идёт не просто об ударе по каким бы то ни было частям
тела, а именно о ЩЕКЕ. А как известно, щека располагается на лице человека -
пониже ока, и зубы за ней спрятаны.

ПОЩЁЧИНА (Ожегов). 1. Удар по щеке ладонью. /Дать, получить пощечину.
2. перен. Оскорбление, нравственный удар. / Пощечина общественному мнению.

Так что пощечина никакой особой опасности не несёт ни очам твоим, ни зубам,
чтобы поднимать панику и немедленно бросаться в драку.
Хотя броситься в драку немедленно очень даже хочется. Ибо пощёчина, мало сказать,
нечто очень неприятное, она вызывает в душе бурю чувств, готовых тут же
выплеснуться в ответе, соответственно полученному удару. Не потому, что уж очень
больно телу, но...довольно болезненным является удар, нанесенный по самолюбию, самооценке, самоуважению, внутреннему человеческому достоинству, гордости, да
и гордыне той же самой. Ведь задето, нарушено душевное равновесие. Есть отчего
потерять самообладание.

Однако Иисус призывает смирить в себе все эти разбушевавшиеся эмоции.
Почему? Зачем?

Для начала сдержаться надо уже потому, что если на тебя набросились
с оскорблениями, желая обидеть и унизить, то совсем не значит, что на это
нужно отвечать тем же. Для начала необходимо взять себя в руки и сдержаться,
чтобы ни в коем случае не опуститься духовно до уровня того, кто тебя старается
унизить. Ведь такое его поведение говорит в первую очередь о том, что человек
в действительности уже сам унижен, в душе своей унижен и желает приподняться,
как в своих глазах так и в глазах других людей.

Подставить другую щеку - это вовсе не означает оставить оскорбившего тебя без
ответа. Это и есть ответ, но без отзеркаливания полученного оскорбления. Иначе
говоря, это значит уметь держать удар. То есть в любом случае оставаться на
высоте, быть ВЫШЕ того, кто низок сам и хочет принизить тебя. Здесь адекватным
ответом будет умение сдержаться от обидных ответных оскорблений, собрав себя для реакции человека, сохранившего в себе человеческое достоинство.

К тому же надо бы всё же выяснить причину полученного удара, смутившего твоё
душевное спокойствие. Чем, зачем и почему было вызвано такое нападение?

И ведь сказано не просто о любой щеке, а именно о ПРАВОЙ.

А вы сами пробовали когда-нибудь залепить кому-нибудь пощечину?
Хорошую увесистую оплеуху можно отвесить правой рукой по левой щеке, а по
правой бить как-то несподручно, можно лишь слегка шлепнуть - так, несерьёзно.
Левшу в расчёт брать не стоит, потому как в Писании о руках ничего не говорится.

И основной смысл здесь в том, по всей вероятности, что подставлять другую щеку
нужно после того, как тебя ударили именно по правой щеке, а не по левой. Ибо
под ПРАВЫМ обычно подразумевается ПРАВДА и ПРАВОТА, а под левым ложь и заблуждение.

ПРАВДА (В.И.Даль): истина на деле, истина во образе, во благо,
правосудие, справедливость. / Творите суд и правду. Стоять за правду. (...)

ПРАВДА(Ожегов): 1. То, что соответствует действительности, истина (во 2 зная.).
/ Сказать правду. Услышать правду о случившемся, Правда глаза колет (посл.).
2. Порядок, основанный на справедливости, честности. / Искать правды. Стоять
за правду. 
3. То же, что правота (разг.)/ Твоя правда (ты прав). 4 - 6 (...)

ЛОЖЬ (Ожегов): Намеренное искажение истины, неправда, обман. / Уличить во лжи.
Ложь во спасение и святая ложь (оправданная необходимостью, с благой целью;
книжн.) / У лжи короткие ноги (посл.).
ЗАБЛУЖДЕНИЕ (Ожегов): 1. Состояние того, кто заблуждается, ошибается.
/ Ввести в заблуждение. Впасть в заблуждение.
2. Ложное мнение./ Распространенное заблуждение.

А так как пощёчина обычно воспринимается не как телесный урон, а именно как
духовный, душевный: как оскорбление, своего рода вызов...то значит, речь
здесь может идти о неправедном, несправедливом оскорблении, о ложном
провокационном действии.

То есть удар нанесён по твоей правде, при объявлении её неправдой?

И тогда получается, что существенной причины для развязывания вражды пока что
нет: ни на око, ни на зуб как-будто бы никто ещё не покусился, да и щека особого
удара не получила.

И стоит ли из-за этого сразу же кипятиться и выходить из себя?!

К тому же вполне может и так статься, что в данном случае неправ именно ты.
И этот некто залепил тебе в лицо, быть может и обидную, но всё же правду.
Здесь может иметь место заблуждение относительно истинного положения вещей -
возможное как с одной так и с другой стороны.

 Поэтому надо бы для верности разобраться, понять что к чему. И разумнее всего
в сложившейся ситуации не отвечать на вызов, не выяснив, откуда здесь всё-таки
ноги растут.

А в гневном порыве ничего толком не докажешь, ничего не выяснишь и не придёшь
к какому бы то ни было пониманию.

Быть может, тот, кто ударил тебя по правой щеке, заблуждается на твой счёт.
И не мешало бы выяснить почему, зачем и откуда он почерпнул свою "правду".
Под которой, возможно, скрывается ложь.
Или, может, его намеренно кто-то ввёл в заблуждение, специально натравив
на тебя и опутав ложью.

Поэтому "кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду".

Иными словами, если твой обвинитель захочет доказать-таки свою правду, предъявить претензии, несправедливо обвиняя, - не выходи из себя, а поимей выдержку,
не пожалей ничего для выяснения истинного положения вещей; спокойно разоблачись
в отношении своей правды, выстави свои доказательства, доводы и аргументы,
чтобы твой противник сам понял, где и в чём он заблуждается. Чтобы он избавился
от сомнений на твой счёт, убедившись, что на самом-то деле вы никакие не враги,
и драться вам, по сути, не из-за чего.

Иначе говоря, Иисус призвал не пожалеть времени и сил, чтобы понять другого,
понять причину, исток его враждебности. Вместо того, чтобы злиться и осуждать,
надо проявить терпение, внимание, доброту...
Выяснить до конца, дойти до понимания сути человека; что на самом деле беспокоит
его, чем он озабочен и, может даже помочь ему в преодолении его заблуждений,
избавив от лжи, из-за которой он готов был развязать войну.
А злом и насилием заставить человека увидеть истинную правду, поверить в неё
и стать на твою сторону, то есть прийти к пониманию, не получится.

Злом одолеть зло невозможно. Так можно лишь увеличить количество зла.
Но тогда как же?
Добром?

Не дать себя в обиду, когда "око за око и зуб за зуб" - это одно, такой исход
необходим в отношении явного врага.
Но защититься - это ещё не одолеть.
А как же тогда?

Запастись спокойствием и терпением, следуя дорогой к взаимному пониманию.
Однако для этого потребуются ещё и мудрость, и сила духа, и вера. И терпение
здесь - не в смысле безропотной покорности, подчинения злу и насилию, но
в смысле выдержки с сохранением при этом достоинства, чести и чистоты души,
верной Богу и Его заповедям.
То есть необходимо быть ВЫШЕ, духовно выше - ближе к Всевышнему.

Апостол Павел именно так и разъясняет Слово Своего Учителя:
 
"Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром." (Рим.12:21)

Когда Самого Спасителя ударили по щеке во время допроса в доме иудейского первосвященника, то Его ответ нисколько не напоминает непротивления злу, хотя
Он Сам был тогда со связанными руками:

"Если я сказал худо, покажи, что худо, а если хорошо, что ты бьёшь меня?"
(Ин.18:23).


Рецензии