Алтай Часть 5-4-16 Белый Бом

Скала Белый Бом: Путешествие по Чуйскому тракту...
turistka.ru›Белый Бом

ЧАСТЬ 5-4-16  БЕЛЫЙ  БОМ

Белый бом
Богатства Алтая

Информация о материале...

Белый Бом (Нижний Ак-Бом, Садакмынарды;-Акпомы, Саадак-лар) — гора на 2012 м над у.м., с отвесная скалой над Чуей, из белого известняка, Онгудайский район, в 398 км от Бийска, за пос. Иодро, памятник природы Республики Алтай.

Топонимика

Саадак-лар: Алт. саадак — 1) лук со всеми принадлежностями; 2) богатырский самострел; 3) колчан; боочы; алт. лар — афф. мн. ч. Букв. «множество колчанов». Садакмынарды;-Акпомы – букв. «Белый-Боом у реки Садакланар».

Туристское значение

В известняках Ак-Бома находится Большая Белобомская пещера длиной 146 м.
Со стороны старого участка Чуйского тракта можно обозревать замечательный вид на долину реки Чуи и современный тракт. В дополнение можно сфотографировать фрагменты каменной ограды старого тракта около метра шириной и высотой свыше метра.

В районе Белого Бома найдены петроглифы, курганы – погребения гунно-сарматского времени - археологические памятники, характерные для многих мест Алтая.
В районе Ак-бома сегодня расположено кафе-магазин, «караван-парк» «Ак-Боом», туристическая стоянка «У Егорыча».

Исторический обзор

Следуя хронологически за пос. Иодро расположены бомы: Большой Сиерпек («камень с прискочками») и Малый Сиерпек, а верстах в 4-5 от Иодро вверх по Чуе, у устья речки Сатакулар (Садакланар – букв. «вооружаться луками».

Примечательно, что дальше по тракту М-52 есть река Куйактанар – «надеть доспехи». Там обнаружены плавильные печи VII-IX вв.), высятся серовато-белые скалы бома Саадак-лар или Нижнего Ак-бома, сложенные из известняков. Есть также выходы серпентина.
18 июня 1864 года горный инженер А.Е. Фрезе по поручению начальника Алтайских заводов, сопровождая Томского гражданского губернатора Лерхе, пишет: «Мы отправились вверх по Чуе и, не в дальнем расстоянии от устья р. Айгулака, объехали бродом скалу Ак-Бом (Белый Бом), что значительно облегчило в этом месте наш переезд. Вместо того чтобы карабкаться по камням, мы спокойно проехали бродом мимо самого утеса и вскоре опять выехали в долину р. Чуи. Она здесь не очень широка и представляет возвышенное место, лишенное почти всякой растительности, окруженное высокими горами из зеленокаменного и слюдяного сланцев».

Как выясняется, это, скорее всего, не Нижний, а Верхний Ак-Бом.
За Нижним Ак-бомом следовали в бомы Узун («длинный») и Иту-кая («дырявая скала»). В прошлом здесь в скале образовался естественный тоннель, через который проходили караваны. Затем, после пороховых взрывов при разработке Чуйского тракта, отверстие в скале стало меньше. Сегодня всё это осталось только в воспоминаниях очевидцев.

Тракт затем следовал бомом Ат-кырлыган («лошадь вверх ногами»), пересекал ручей Туттуой, подымался на бом Чалкан и спускался к речке Чирлак, низвергающейся с высокой каменной стены красивым водопадом. У устья Айгулака и высились беловатые скалы Верхнего Ак-бома, сложенного, подобно Нижнему Ак-бому, из известняков.

Следующее воспоминание относится к археологу, востоковеду, этнографу и педагогу Василию Васильевичу Ра;длову.

Путешествуя по Алтаю в 1870 году он написал: «Алтайцы называют его Садакмынардын-Акпомы (Белый пом Садакмынара). Это название легко объяснить, так как скала в западной части обрыва — снежно-белая. Перед самыми склонами — небольшое, поросшее елями предгорье. Подступы к пому страшно крутые. Дорога не меньше чем на версту идет по наклонной, совершенно гладкой стене, так что переход небезопасен даже для пеших.
Поразительно, как карабкаются по гладкой стене кони. Калнинг (ветеринар, сопровождающий Радлова в поездке.- Е.Г.) обратил мое внимание на то, что лошади ступают не на все копыто, а на стрелки. Он считает, что было бы опасно пробираться здесь с подкованными лошадьми. Под помом находится вертикальная отвесная скала. Здесь даже все калмыки сошли с лошадей, и лишь мой проводник Шиба Бита решил похвастать и проехал верхом по самым опасным местам. Мне кажется, здесь вряд ли возможно проложить дорогу повозкам. Но можно миновать пом, перекинув через реку мост, чтобы обойти опасное место по левому берегу…»

10 июля 1895 года в этих местах побывал Василий Васильевич Сапожников, следовавший по направлению к Иодро. «В 2 часа, когда жара стала спадать, мы перешли Айгулак и продолжали путь правым берегом Чуи. Через Айгулак устроен деревянный мост, но по вкоренившемуся обычаю и люди и лошади относятся к нему недоверчиво и предпочитают вполне удобный брод. Уже от Айгулака видна на правом берегу белая отвесная скала, это известный Ак-бом.

Массив величественный и обрыв страшный, но между скалой и берегом остается еще широкий проезд. Дальше идет довольно ровная площадь, но в двух местах она прерывается бомами, нависшими над самой Чуей. Один можно объехать снизу у самой воды, причем в более высокую воду нужно пройти в естественные ворота, образовавшиеся в скале в виде арки.

Другой бом серьезнее, и его необходимо объезжать довольно высоко горами. Объезд больше версты; и здесь приходится то спускаться, то подниматься карнизами над крутыми склонами, или, наконец, идти над рекой по искусственному деревянному балкону, который укреплен на случайных выступах скалы. Карнизы там, где они очень покаты к обрыву, были приправлены большим бревном, положенным вдоль обрыва, а щель прикрыта небольшими плитами сланца. Однако эти плиты очень легки, движутся под ногами лошади и проваливаются, хотя вообще все чуйские бомы проходятся без затруднений даже лошадьми с большими вьюками.
(Указанные В. В. Сапожниковым балконы на Чуйском тракте исчезли после перестройки его в колесную дорогу).

Как выглядел участок этой дороги в 1903 году, находим в воспоминаниях И. Ж. Биля. «Террасы пролегают то по правому, то по левому берегу Катуни и Чуи, круто обрываются поворотами этих рек и оканчиваются, в большинстве случаев выступами скал, образующих приторы, или так называемые бома.
Косогоры, несмотря на свою крутизну, не представляют особенных препятствий для движения: по ним скот впервые издревле проделал себе пологие дорожки, по которым движение сравнительно удобно. Самое же настоящее препятствие составляют бома. К более замечательным из них по трудности прохождение принадлежат следующие… Ак-бом (белый бом)...»

Сохранились в списках стихи, якобы написанные на камне у въезда на Белый Бом:

«На скале этой немного написать могу:
Здесь устроена дорога в 1902 году.
Проезжающий, не бойся, поезжай смелей,
В поворотах успокойся, только правь верней.
Прежде ездил ты бомами, мучился с вьюком,
Поезжай теперь с возами и в карьер верхом.
Хоть Ялкан-гора большая, скоро не взойдешь.
Что же делать? На Алтае лучше не найдешь».

Но по утверждению известного исследователя Алтая, ботаник, краеведа, педагога Виктора Ивановича Верещагина в 1907 году на отвесных скалах Ак-бома написаны лишь стихи, в которых проезжающим преподавался весьма разумный, совет:

«Со вьюками и возами не гони в карьер
Не считай перил дровами, — не ломай барьер».

К сожалению, барьеры в то время во многих местах были срублены на дрова.

На Ак-боме сохранился старый участок Чуйского тракта, построенный в 1902 году.
В годы Гражданской войны в районе Ак-Бома погиб чуть ли не целый отряд красноармейцев под командованием И.Н. Кудрявцева, попавших в засаду у этого места летом 1921 года.

Описания, климат, флора и фауна

Нарядны окружающие село южные склоны гор.
Большую славу имеет мрамор Ак-Бома. Скалы состоят преимущественно из темно-зеленого глинистого сланца: слои его перевернуты почти вертикально.

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ


Рецензии