Оно-сан и остальные студенты. III. И ты, милочка,

Своих бакалавров я помню плохо. По-моему, их было четверо. Одного я выделил по внешнему виду –  парень был узколиц, горбонос, в очках в тонкой золотой оправе, и его волосы даже чуть курчавились самым натуральным образом –  и дал ему расчетную задачу. Парень справился, но об этом потом.

На остальных троих у меня были другие планы. Дело в том, что в нашей маленькой науке в это время разворачивалась борьба между тупоконечниками и остроконечниками. Несмотря на свою сравнительную молодость я был одним из лидеров последних. И вот мне пришла блестящая идея; используя дармовую рабочую силу вбить последний гвоздь в крышку гроба идеологических противников. Для этого нужно было провести эксперимент –  изготовить серию образцов различного размера, оснастить их датчиками и измерить характерные времена перераспределемия тока. Как раз задача для трех смышленых и исполнительных парней.

Но вот можно ли давать троим одну проблему, и как именно они будут защищать свои проекты, представления я не имел.  С этим вопросом естественно было обратиться к моему боссу. Что я и сделал.

Профессор Коджима идею горячо одобрил. Более того, сказал, что троих для такой работы мало, и он прикажет одному из своих студентов присоединиться к команде. По-видимому Коджима никак не мог подобрать ему задачу, а я явился как избавитель. Но меня все это более чем устраивало.

После, все пошло удивительно гладко. Мой неугомонный дипломник Оно-сан взял над командой шефство. Время от времени он и еще один парень, который прилично знал английский, приходили ко мне посоветоваться. Остальных я практически не видел.

А самое главное, в положенный срок ребята получили результат. Шесть образцов - шесть точек, четко определили кривую, изогнутую как туго натянутый японский лук. И мы, остроконечники, знали формулу для этой кривой!

За день до защиты ко мне подошел англоговорящий студент. Из его первых слов я понял, что у нас проблемы. Оказывается утром Коджима впервые увидел экспериментальные точки и приказал провести через них прямую. Коджима оказался тупоконечником!

Парень показал что из этого получилось. Точки никак не хотели на прямую ложиться и нагло торчали в разные стороны.

Тут я сделал простительную глупость; обратился к здравому сныслу:

- Но ты же видишь, что прямая не получается.
- Я ничего не вижу, сенсей.

Правильно. 

Что от меня требуется, я знал. Поскольку Коджима главный – точки лежат на прямой. Как бы они не сопротивлялись.

Но у гайджинов собственная гордость. Тогда я еще очень трепетно относился к смешному слову репутация. Ведь на Японии жизнь не заканчивалась. И я разрубил узел. Или перешел Рубикон. Или что там еще говорят, когда подчиненный бросает вызов начальнику:

- Это кривая. И она описывается формулой, которую я тебе дал.
- Хорошо, сенсей.

Защиты проходили в актовом зале факультета. Присутствовали три десятка профессоров, среди них трое  наших. Председательствовал сам профессор Фуджимото.

Естественно, студенты выступали на японском. Из диаграмм на плакатах можно было понять, о чем идет речь, но детали были мне недоступны. Поэтому я смотрел на людей и поднимал руку вместе со всеми. Впрочем, никаких отличий во мнениях не наблюдалось.

Когда настала очередь моих, по количеству плакатов и их содержанию стало ясно, что выступление будет длительным и не на японском. На сцену поднялись все четверо, но по понятным причинам говорил только тот парень, что знал английский. Остальные были статистами и, когда требовалось, показывали нужные места на диаграммах.

Кстати, очень неплохо говорил. Для начала рассказал, что именно требовалось измерить и насколько эти данные важны для приложений. Потом подробно описал изготовление образцов, установку датчиков, измерительную схему и практическую реализацию установки. Уделил внимание особенностям проведения эксперимента и тому, как из графиков выводились характерные времена.

Наконец, остались только два плаката. На обоих были проставлены те же шесть злосчастных экспериментальных точек. Но на одном из плакатов через точки аккуратненько проходила гладкая кривая. На другом была проведена прямая линия, а точки с негодованием разбегались от нее в разные стороны. Докладчик перешел к заключению:

- Мы определили зависимость характерного времени от размера образца. Эта зависимость описывается прямой, - один из ассистентов показал прямую. - Спасибо профессору Коджима, - сказал докладчик и поклонился в направлении моего начальника. Потом продолжил:

- Одновременно, эта зависимость описывается кривой, формула которой приведена на плакате, - другой ассистент показал кривую и формулу, - спасибо доктору Кряжеву, - и он поклонился в мою сторону.

Я оглянулся. Все тепло улыбались. Стало понятно, что с разгромным счетом победила дружба!


Рецензии
Всё зависит от того, насколько нужно защурить глаза, глядя на экспериментальные точки. Помню, будучи студентом, делал учебную работу (так называемый физический практикум) на темы ядерной физики. Предлагалось, рассматривая в микроскоп треки и определяя их длину, набрать статистику и определить энергию предполагаемого источника радиации. Я чётко зафиксировал два источника с разными энергиями, о чём и доложил. На что мне было сказано, что набранная мною статистика на позволяет делать столь категоричого заявления.
Ну да, если речь идёт о доверительной вероятности и всякой такой штуке...
Можно и своим глазам не верить.
))
А прямая линия, она всегда будет.

Дмитрий Маштаков   14.04.2022 12:13     Заявить о нарушении
Приятно иметь дело со знающим человеком. Кто помнит, что на каждый доверительный интервал есть своя доверительная вероятность.
Через точки (их было шесть в рассказике?) можно провести и прямую и параболу. Важно, в каком случае минимальные квадратичные отклонения будут ниже.
Ну конечно, и с треками так же должно было быть. С такой-то вероятностью один источник, с другой - два.
Пртактикумы помню. И истории с ними тоже. У меня приятель прилично подбирал мелодию изменяя длину трубы с каким-то газом, деталей уже не помню

Леонид Кряжев   14.04.2022 20:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.