Религиозная тайна клана Токугава

Многовековая гражданская война в Японии (её кульминация – в 1866-1868 гг.) имела целью не только борьбу между разными группировками, но и религиозный характер.

Именно клан Токугава  (период Эдо) придерживался непримиримого неоконфуцианства ("сусигаку", "сюсигаку"), рассматривавшего другие религии только как "неверные народные заблуждения", "суеверия", относя к ним наряду с буддизмом  и японский вариант даосизма - "шинто" ("путь богов"; известно в хрониках с VIII в. н.э.), т.е. именно так объясняя традиционные японские культы.

Сёгунат Токугава использовал неоконфуцианство (учение Чжу Си) для стабилизации японского общества. Он отказался для этой цели взять буддизм, которого придерживались предыдущие сёгуны, поскольку ущерб ему (храмам, статуям, монахам и др. ), т. е. "десакрализацию" в общественном мнении, постоянно наносили восстававшие крупные феодалы (даймё), ориентировавшиеся на местные культы.

Парадокс в том, что распространяли неоконфуцианство в Японии именно монастыри дзен-буддизма, считая его полезным для этических  ("от сердца к сердцу") отношений в обществе. Именно бывшие дзенские монахи стали главными представителями неоконфуцианства в Японии -  Фудзивара Сэйка (1561-1619), Хаяси Радзан (1583-1657) и Ямадзаки Ансаи (1618-1682).  Ими было основано на территории Токио Академию Сёхэйко – крупное просветительское учреждение, где изучались разные направления конфуцианского учения (слово “Сёхэй” – это японское произношение названия китайской местности, где родился Конфуций). Здесь же был возведен знаменитый конфуцианский храм Юсима Сейдо. Они разработали систему "объективного идеализма", согласно которой идеальное начало Ри первично и господствует над всем сущим, а материальное начало Ки вторично и подчинено Ри. Например, в типичном для дзэнских мастеров стиле они ставил перед своими учениками задачу-коан: в Японию вторглось китайское войско во главе с Конфуцием и Мэн-цзы. Как бы вы поступили? Пораженные ученики молчат: воспитанные в духе патриотизма, они понимают необходимость дать отпор. Но кому? Конфуцию?! Ответ Ямадзаки прост и поучителен: вы идете в бой, одолеваете врага и берете в плен Конфуция и Мэн-цзы, которым после пленения отдаете все полагающиеся им как великим мудрецам почести. Таким образом, соблюдены нормы патриотизма и оказано глубочайшее уважение этим мудрецам.

С помощью неоконфуцианского учения каждый занял подобающее ему место в иерархии - отцы, сыновья, господа, вассалы и даже крестьяне на полях (это  укрепило социальное расслоение в обществе Эдо, а также существование такой важнейшей социальной единицы как семья).

Наиболее ревностным распространителем и защитником неоконфуцианства было именно военное сословие (самураи). Свой воинский кодекс ("бусидо"), базирующийся на буддизме, они значительно дополнили конфуцианскими положениями («Самурай должен совершенствовать не только свое физическое состояние как воин, но и разум и силу воли»; самурай Ямамото утверждал, что «Бусидо означает непреклонное желание умереть» ("Бусидо то ва сину кото то мицукэтари"), т. е. подразумевается, что все самураи должны жить достойно и благородно, чтобы не сожалеть, когда к ним придет смерть; хотя личная преданность является моральным связующим в отношениях людей любых сословий, но только в кодексе рыцарской чести преданность занимает важнейшее место; господин дарит землю своим вассалам сверх того, что они заслуживали, поэтому вассалы без раздумий должны жертвовать собой во имя господина).

Первый сёгун Иэясу Токугава (1542–1616) объединил страну, однако должен был заверить своих противников, что он не только умелый военачальник, но и талантливый миротворец. Токугава отказался от свойственной конфуцианству свободы слова и дозволял существование только одной философской школы, что позволяло контролировать все аспекты жизни Японии - мораль и закон слились воедино. Итак, страна обрела единство за счет лишения свободомыслия.

(Разве это не очень похоже на попытку введения "едино(исторического)мыслия" властью нынешнего "сегуна"-пахана Путина?).

Подправить неоконфуцианство именно в японском (этноцентрическом) духе взялась  философская школа Кокугаку. Её сторонники утверждали, что древние японцы были лучшими представителями конфуцианских добродетелей, чем древние китайцы (тем более, что были "заражены" буддизмом), и что следует уделять больше внимания древним японским классикам и местным культам (наиболее радикальной в плане синтеза неоконфуцианства и синто была  школа Суйка Синто). Как философские конкуренты, кокугаку и сусигаку будут сосуществовать в качестве доминирующей философской мысли Японии вплоть до наступления периода Мэйдзи.

Но именно руками Кокугаку неоконфуцианство породило своего могильщика, которого взяли на вооружение враги сёгуната, - "шинто" ("путь богов") как искусственное объединение ("синтезирование") местных культов и "суеверий" по примеру китайского даосизма (который в Японии считался китайским "кокугаку").

Правда, с установлением эпохи Мэйдзи и закреплением в конституции свободы вероисповедания фактически только буддизм и христанство стали более приемлемы рядом с шинто («синтоистские ритуалы (синсай) выполняются государством, тогда как религиозным доктринам (кьё) должны следовать отдельные лица и семьи», т. е. синтоистские ритуалы были гражданской ответственностью, в которой должны были участвовать все японские подданные, тогда как религии были вопросом личной веры и зависели от свободы вероисповедания; в оккупированной Корее, где также до прихода японцев господствовало неоконфуцианство, все корейцы обязаны были совершать поклонения в возведенных святынях шинто, в то время как неоконфуцианская религия признавалась частным делом и не преследовалась).


Рецензии