Странноприимный дом

На фото: Маруся (спит), Кузя (у лилии). 

- У вас тут настоящий странноприимный дом, - пошутил наш дачный сосед Юра, которого я уговаривала взять несчастного рыжего котенка в белых носочках, я искала хорошенькому котику добрые руки. У Юры была кошка Маня, известная кражами огурчиков из теплиц, но любимым прощается все и кота сам Юра не возьмет, я знала.

Но у Юриной сестры не было кошки и, как уверял Юра, она не любит хвостатых. А я просила только отвезти котенка и показать Лиде этого милого красавчика, обещала забрать его, если Лиде он не понравится.
Юра котенка мне, конечно, не вернул, а Лида, приезжая в гости к брату, всякий раз благодарила меня за то, что я нашла для нее самого красивого и умного из всех котов мира. Я была рада и за котика, и за Лиду, а вспомнила этот случай и Юрины слова в связи с непонятными и тревожными событиями.

Сосед наш хорошо приметил и сказал о странноприимном доме. Ну да, приют для самых несчастных, богоугодное заведение...
И верно ведь, ни один дачный сезон не обходился у меня без забот и волнений по поводу самых разных хвостатых бездомных. Вот же рядом дома, но нет, они шли ко мне. Откуда они знали, что их именно здесь не обидят, не прогонят, накормят и помогут?
Шли собаки, котята, черепахи, лисята, все испуганные, несчастные, бездомные и голодные, с укором и надеждой в глазах... Всех помню...

Ну и вот какой это незнакомый звук тревожит меня уже второй день? Слышу то с одной стороны, то с другой, то далеко, то совсем рядом, выбегаю, приглядываюсь, но нет, ничего и никого не вижу. В странном звуке явно слышится страдание, боль, протяжно переливаются высокие ноты, ни на что не похожие. Впрочем, кажется, так звучали глиняные свистульки - длинно и жалобно, ах да, жалейки, жалейки...

Было тревожно и чуяло мое сердце, что кому-то очень нужна помощь. Я ходила по саду, сидела на крылечке, тихонько напевая все, что взбредет в голову, я просто приучала к себе того, кто был кем-то сильно обижен, раз боится подойти.

Когда-то, давно, еще в период обустройства, к нам пришла небольшая черненькая собачка Найда, ее приютил сторож и делился, чем мог, но маловато. Найда шла, странно изогнувшись, подошла, подняла свою аккуратную головку и одарила нас такой широкой, во всю пасть, улыбкой, что все мы невольно заулыбались ей в ответ.
Я видела обвисшее собачье брюшко, вытянутые большие соски, ясно, что Найда кормила щенят и высосали они ее до хребта, собаке нужна еда. Я угостила Найду здоровенной сиреневой сарделькой, такими питался народ в ожидании капиталистического счастья.

Найда взяла сардельку в зубы и потрусила к дороге. Мы так и ахнули - голодная собака отказалась от еды и понесла такую вкусную сардельку своим детям. Ау, женщины, бросающие своих детей, вам бы взять пример с этой маленькой благородной дворняжки.
Найду зауважали все и делились с ней всем, что удавалось купить для еды в то смутное время.

На второй день непонятные звуки стали еще более страдальческими, я слышала их совсем близко от крыльца, выскочила из комнаты, но опять - никого. Но зато заметила странное беспокойство своего кота Кузи. Мой любимец знал, почем фунт лиха, сам из таких несчастных, может быть, поэтому характером добрый.
Кузя стал прятаться на веранде и потихоньку следить за открытой в дом дверью, а еще оставлял в миске свой корм. Обычно так он угощал свою подружке Эльзу, но собачка уехала в эти дни по делам в Москву.
Значит, угощение Кузя оставлял для кого-то другого.

Как жаль, что Кузя не научился говорить, мне было бы проще, но я вообще-то и без слов его понимаю. Оставил еду и ждет - поможет раскрыть тайну, но я и без этого знаю, что кому-то нужна помощь и беспокоюсь, смогу ли это осилить.

Еще в те первые годы обустройства, когда не было на нашей улице рвов и заборов, вдруг приползла к нам маленькая черепашка, окровавленная, с большой кровоточащей дыркой на панцире. Замечательные мои внучата Анечка и Сергей нашли ее в траве у крыльца.
Ребята мои сами вымыли бедняжку, продезинфицировали рану, накормили, бестрепетно подарили свою песочницу и нашли ее хозяев, которые отказались забрать беглянку. И правильно сделали, потому что на малышку открыла охоту их собака.

Осталась черепашка жить у нас, назвали ее Чичей. Летом Чича жила в песочнице, она любила салат Одесский Кучерявец, и я выращивала ее любимое блюдо, дружила Чича с Альфой, огромной, почти стокилограммовой собакой породы английский мастиф. В песочницу входил только Альфин живот, Чича немедленно подлазила под горячее пузо и оба наши милые питомцы были счастливы.

Зимой Чича свободно гуляла по квартире, спала в моем теплом тапке, потом сменила свою комнату на большой мужской тапок. Любила Чича пугать гостей, пробиралась под стол и садилась гостю на теплую ногу, в общем, была Чича забавная и умненькая девочка, хотя, когда я видела, как азартно она гонялась за шваброй во время уборки, я думала, что это все же мальчик.
Чича прожила с нами больше двадцати пяти лет и это были счастливые годы.

Очень и очень бывает жалко беспризорных котят. Приходят, ластятся, ищут дом и хозяина, чтобы отдать всю силу любви и верности. В их глаза стыдно смотреть, такие они выразительные и укоризненные.

Как-то со слезами пришла моя дорогая Анечка домой, прижимая к себе беленькую кошечку-подростка. Кошечка жила у строителей, и они уехали, оставив бедняжку.
С жалобным мяуканьем вышла кошка на дорожку, там и встретилась с Анечкой. Очень красивая была кошечка, наверное, судьба наделяет красотой бездомных, чтобы увеличить шанс на счастье.

Кончался дачный сезон, времени в обрез, а кошечку нужно устроить. В нашей семье все собачники, кошек не было, живут хомячки, рыбки, но... она такая милая, такая ласковая, уже знает, что зовут ее Муся, Мусенька.

Ну и стали мы кошатниками, поехала Муся в Москву, доставив мне тем самым очень много радости. Это была очаровательная особа, такая вежливая, деликатная, интеллигентная, словно воспитывалась в институте благородных девиц.
Любила всех нас, но особо отмечала хозяина, видимо, чувствуя, что доставляет больше всего хлопот ему. Ее белая шерстка прилипала к диванам, стульям и была опасность появления шерстинок на хозяйских форменных брюках с лампасами. Всем нам приходилось тщательно следить за этим и, как говорится, Бог миловал.

Мусенька каждого из нас встречала у двери, падала на бок, всячески показывая свою любовь.
В нужный срок Мусю стерилизовали и все лето она проводила с нами на даче и по ночам уходила на охоту. Утром у качелей нас ждал завтрак из парочки свежих мышат. Мы жили, радуя друг друга, и продолжалось это пять лет. Потом Мусенька погибла в какой-то ночной схватке, для меня это было большое горе. Я упрекала себя, зачем отпускала ее гулять ночью, но моя дорогая дочь, психолог, убедила, что правильно я позволила Мусеньке жить полнокровной кошачьей жизнью, она была счастлива и это главное. От грустных мыслей отвлекали меня новые сиротки, которые просили милосердия.

Начинался третий день неизвестности. Рано утром неизвестные звуки раздавались снова, и они становились все более сдавленными, отчаянными и страдающими. И никто не показывался, только Кузю я видела в кустах, позвала его, но он не подчинился и убежал.

Что это с ним? Вообще-то он послушный и очень ко мне привязан. Куда бы я ни вышла, в сад или в гости, Кузя следует за мной, как собака, он даже готов встать на мою защиту, это смешно и удивительно. По утрам крошка чихуахуа Эльза любит прыгать ко мне в постель и бурно ласкается, я хохочу и кричу, что она мне откусит нос, тут взъерошенный Кузя прыгает на диван и Эльза отступает, признавая его старшинство и силу, ведь она хоть и собака, но поменьше кота и много младше. Эльза только второе лето живет на свете, а Кузе уже восемь лет.

Сильно я переживала гибель своей любимицы Муси, отказывалась от предложений приобрести породистую красивую кошку, обещала себе, что не буду больше брать животных домой. Вот это трагическое время пошли гулять мои девочки и, донельзя расстроенные, принесли крошечного, полумертвого котенка, он и кричать уже не мог, только беззвучно разевал ротик.

Налили теплого молочка, а он пьет и всхлипывает, как обиженный ребенок. Что делать, надо выхаживать выводить великое множество блох. Вот он теперь какой, большущий серый красавчик, бархатная шерстка разрисована яркими черными полосками, постаралась природа, украсила кота, как игрушку.

Я пила чай в столовой и любовалась на Кузю, который скромно сидел на кухне возле Эльзиной пустой кормушки. У малышки был отменный аппетит она опустошала и свою, и Кузину мисочки. Я с котом посмеивалась и шутила, я знала, что он прекрасно меня понимает, но почему отвернул головку, не смотрит на меня и вообще сидит, как-то странно скорчившись. Неприятно дрогнуло сердце.

Сколько же можно мне переживать за них? Но если не я, то кто же? Их уже предали, обидели и они пришли за помощью. Как на душе хорошо, когда удачно пристроишь такого скитальца.
Этим летом мне прислали фото - маленькая пестрая кошечка, свернувшись клубочком, спит на диване, а рядом сидит такой серьезный песик, словно охранник.
Это Маруся спит, моя воспитанница. Она пришла вместе с сестричкой, маленькой плаксой. Сестры красотой не блистали, просто обычные трехцветки и долго не находились для них добрые руки.

Маня и Маруся, так я их назвала, были совсем разные по характеру. Маруся - лидер, храбрая и настойчивая, а Маня просто любила плакать и попрошайничать, да и приворовывать охотница, но ласковая подлиза. Ее первой и устроили, Олечкин одноклассник увез маме на дачу.

А Маруся засиделась. Мы ее фото разместили в интернете и вот приехала к нам симпатичная дама знакомиться с Марусей. Познакомились они и подружились, утром дама Марусю увезла, обещая о жизни ее сообщать. И звонила, рассказывала о Марусе много смешного и доброго.
А нынче вот прислала фото, порадовала меня. Счастливая жизнь у Маруси, мне очень приятно.

Конечно, не о каждом постояльце я знаю, но всегда надеюсь на хорошее. Не напрасно частенько приглядываюсь я к близкой кромке леса, жду, не мелькнет ли там рыжий пушистый хвост? Где-то там обитает парочка моих знакомых лисят. Случилось так, что недалеко от нас нашла укромное местечко и родила лисят рыжая лисица.
В поисках еды она бегала по поселку, и дачники стали беспокоиться, в поселке было много детей. Возможно, для этого были основания, и лиса исчезла. Я так и не узнала, что с нею случилось, сосед мой сказал только, что лисят искали, но не нашли.

Тот дачный сезон мы пропустили по серьезной причине, мы приезжали только на денек, чтобы отвлечься от обрушившейся на нас печали. В один из таких дней мы с Олей увидели на нашем участке лисенка. Малыш был худенький, неухоженный, рыжая шерстка скаталась, но он шустро бегал, играл, на нас и внимания не обращал. Мы полюбовались на игры лисенка, поделились с ним едой и уехали, пожелав удачи, а через неделю на нашем участке резвились уже два лисенка.
Видно, звериное чутье приказало лисятам покинуть свое логово и найти безопасное убежище. У нас было тихо, безлюдно и малыши пришли спасаться в наш богоугодный дом.

Приехав, мы настежь открыли двери, проветривая дом, лисята приняли это за приглашение и бесстрашно принялись осваивать наши комнаты. Пришлось нам вооружиться швабрами и громко сказать зверькам, что в доме им быть не положено.
Лисята из дома, конечно, убежали, но не обиделись и весело играли. Очень мило играют зверята, душа согревается, глядя на такое бурное и беззаботное проявление жизни.
Чуточку угостили мы лисят, памятуя, что им нужно самим научиться добывать себе пищу, им предстоит жить в лесу, который скоро поманит их вольною волей.

Мы уехали и долго не были на даче, приехали с первым снегом и лисят уже не застали, но я все еще поглядываю на кромку близкого леса, это он приютил наших рыжих квартирантов. Я вспоминаю их детские лукавые мордочки и очень хочу им счастья.
Мне кажется, что Господь каждого человека наградил мешком счастья для ближнего и надо успеть раздать его тем, то нуждается. А что отдал - богаче стал...

Хорошо размышлять с чашкой чая в руках, когда солнце неистовствует и старается нарушить прохладу, пробиться через плотные шторы, занавесившие окна.
Но меня начинает тревожить неподвижная Кузина поза. Что это он скукожился возле пустой Эльзиной миски?
- Кузя, ты что притих, малыш? Иди ко мне, иди, - говорю я ему, но он и не шелохнулся. Что это за новости? Я направилась на кухню и, подходя поближе, заметила неладное. Это был не Кузя - поменьше, в белых сапожках, шкурка была какая-то взъерошенная и голова сильно повернута на бок.

Незнакомец не пошевелился, когда я подошла, я осторожно взяла его за шиворот и почувствовала на нее под шерсткой плотную удавку, кот был ею почти задушен. Попытка прощупать удавку причинила бедняге боль, и он издал вот тот звук, что пугал меня.
Надо было спасать животное, но я поняла, что нужен инструмент, чтобы снять жесткий обод, впившийся в кожу, и одной мне не справиться.

Кот не вырывался из рук, конечно, он был голоден, я достала пакеты с Эльзиной влажной едой, заполнила кормушку. Кот принялся жадно лакать, не выпрямляя головку. Пока он ел, я пошла искать помощников.
Когда мы с сыном поселкового садовника вернулись на нашу кухню, бедного кота уже не было, а мисочка была пуста.
Мы поискали вокруг дома, но кота не нашли, навстречу нам из дома вышел заспанный Кузя и как же сильно походил он на пришельца, такой же серый с черными полосками, таких много гуляет во дворах.

Кузя был покрупнее и, конечно, гладенький и ухоженный, поэтому я решила, что за помощью приходила кошка и удавка мешала ей приводить себя в порядок, но Кузя знал обо всем и потому я отмечала странности в его поведении, Кузя помогал даме. Я заочно назвала кошку Машкой, и мы с помощником договорились найти ее и освободить от удавки. Судя по издаваемым ею звукам, у нее уже были нарушены голосовые связки. Ещё немного и она может погибнуть. Надо было спешить. К спасательной экспедиции парень обещал привлечь ребят, но этом мы и разошлись.

До поздней ночи не было известий, не слышались и те ужасные звуки, зато утром отряд спасателей торжественно вручил мне серую кошку в белых сапожках и разрезанный красный ошейник, едва не погубивший красотку. Наперебой были высказаны различные версии случившегося - бытовая, криминальная, санитарная. Может, кошку хотели нарядить, надев ошейничек, может, хотели оградить от клещей, не исключено, что хотели ее погубить.
Об этом последнем, мне не хотелось думать, и я так и сказала ребятам. В любом случае нам всем спасибо за спасение бедняжки. Надо сказать, что мне всегда находились помощники в таких богоугодных делах по спасению и устройству животных. Народ у нас добрый, в помощи не отказывают. Как-то даже парни из охраны устроили парочку котят, вернее, одного отдали желающим, а второго оставили себе.

А кошкиным спасителям не хотелось расходиться, обсуждали события и выяснили, что очень возможно наличие у кошки хозяев из поселка за ручьем. Хорошо бы, но почему она пришла за спасением к нам? Может, хозяева временно отсутствуют? Или бросили красавицу? Все это нам предстоит выяснить, а пока кошку придется приютить у нас.

К счастью, привезли Сонечку, мою любимицу и помощницу, она тут же принялась за дело. Я охотно согласилась, что кошке больше подходит имя Мурка, ей необходима кормушка и гнездо. В дом ее пока пускать нельзя, нужно узнать, где хозяева, попытаться вернуть им Мурку. Может, они ее разыскивают, как было с котиком Степаном, который три года тому назад заблудился и пришел к нам, горько плача.
Ну, приютили, он крепко подружился с Кузей, а через недельку нашлись хозяева, унесли Степана, но с тех пор он утром прибегал и только ночевать уходил домой. О такой дружбе я писала, есть и фото друзей на моей страничке. Степа очень дружелюбный кот, а Мурка на Кузю коситься, не похоже, что он ей нравится.

Сонечка сытно накормила Мурку, и она тут же юркнула в кусты. Мы решили дать ей свободу и посмотреть, что будет дальше.
Изголодавшаяся Мурка то и дело просила еды, прибегала и очень скоро мы обнаружили, что она устроила себе дом под огромным цветущим кустом гортензии, куст растет у крыльца, потому-то я так хорошо слышала Муркины стоны. Сейчас Мурка молчала, тщательно себя вылизывала и становилась все симпатичнее. Киски мои так походили друг на друга, что я могу различить их только вблизи.

По нашему плану Мурка не должна жить в доме, чтобы не привыкнуть и не забыть свой прежний дом и хозяев, которым, возможно, она нужна, мало ли. Но вот я вчера вижу на лестнице в кухне серую мордочку и зову, как всегда, - Кузя, пошли домой.
Кот послушно бежит к дому по дорожке, а дома я вижу, что на моем диване сладко спит еще один Кузя. Сердито я закричала и оба серых со всех ног бросились бежать. Кто есть кто, я так и не поняла, но ясно, что Мурка упрямая и подчиняться не намерена.
Кстати, мы точно и не знаем, что это кошка, очень может быть, что это кот, и он не очень жалует Кузю, дважды пытался нападать на него и Кузя приходил ко мне с жалобой. Сам мой котик очень добрый и деликатный, но стал прятаться от лже-Мурки на веранде и выглядывать из-за двери.
Мне такое не нравится, и я укорила любимчика:
- Кузя, так ты джентльмен или трус? Определяйся.

Мы решили пока считать пришелицу Муркой, которую наш храбрый кот не боится, а просто пока избегает. Но у нас красиво цветут лилии и кот присматривается к ним, может, задумал подарок сделать той, что в беленьких модных сапожках?

Посмотрим, что будет дальше, повторяю я с надеждой на доброе. Наш странноприимный дом действует, это самое главное. Если есть, где преклонить голову, милосердие нескончаемо.


Рецензии
Здравствуйте, Любовь Львовна.
С большим интересом прочитал ваш рассказ.
Тут уж точно в сторонке не отстоишься...
По осени и у нас много кошек, котят,
собак гуляет по СНТ и деревне. Всех - не
выручишь, но накормить можно, даже с пенсии.
Объединились при сторожке, кое-что делаем,
но есть и такие, кто осуждает, смеётся над
чуткими людьми. Бог им судья.
Здоровья и хорошего настроения, желаю.
С добром,

Михайлов Юрий   02.12.2023 18:47     Заявить о нарушении
спасибо огромное,Юрий,за интерес этой теме и замечательный отклик.У нас всегда есть в доме животные,которым нужна была помощь.Коту моему Кузе 11лет,нашли полумертвым котенком. У детей и внуков - собаки. Недавно был День домашних животных,поздравили питомцев вкусняшками. А недавно нашли добрые руки котенку и все счастливы вместе с ним,Я обязательно напишу о нем,его ждала печальная участь - он весь черный,без единого пятнышка,и его люди прогоняли,но сейчас он любим и доволен.Животные помогают нам жить и никогда не предают.

Самого доброго Вам,Юрий.

С уважением и признательностью.

Любовь Арестова   02.12.2023 20:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.