Могущество слова. Фэйки, связанные с календарем

    Об истории Грегорианского календаря написано много, но все это анекдоты западных СМИ, никакого отношения не имеющих к тому, что тогда происходило на самом деле. Да, была проблема «несовершенства Юлианского календаря». Существовал цех астрологов, зарабатывающих на предсказаниях, по положению звезд; имелись ученые, но Римский Папа относился и к тем и к другим с одинаковым презрением. Согласно интернету: «Реформа осуществлялась на основе проекта итальянского врача, астронома и математика Луиджи Лиллио. По этому проекту было решено каждые 400 лет выбрасывать из счета 3 дня. Таким образом, вместо 100 високосных дней на каждые 400 лет в юлианском календаре в григорианском календаре их стало только 97».
      Меня там не было, но смею вас заверить, Интернет сообщает нам фэйк! Да, мнение этого человека было выслушано. В наступившей гробовой тишине все уставились на Римского папу Григория XIII, который задал единственный вопрос, который решил всё: «А сколько недель содержат 400 лет»? Воцарись молчание, Луиджи Лилио судорожно вычислял:
    365,25*4 = 730+730+1 = 1461*100 – 3 = 146097/7 = 20871.
 Римского Папу беспокоил совершенно естественный сугубо церковный вопрос: «Как эта реформа отразится на церковных праздниках»? Оказалось, Господь Бог Сам позаботился, чтобы никак. Осталось всего-то проверить в архиве, что происходило 400 лет назад. Церкви больше никто был не нужен!
       Другой всемирно известный фэйк связан с вопросом: «Кто первым совершил кругосветное путешествие»? Ответ, который мы выучили со школьной скамьи: «Малеллан», – неверен, потому что Магеллан был только третьим. Первым был Одиссей. Вот что пишет Гомер, во первых строках своей «Одиссеи»:
«Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который,
Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен,
Многих людей города посетил и обычаи видел,
Много и сердцем скорбел на морях, о спасенье заботясь
[5]     Жизни своей и возврате в отчизну сопутников; тщетны
Были, однако, заботы, не спас он сопутников: сами
Гибель они на себя навлекли святотатством, безумцы,
Съевши быков Гелиоса, над нами ходящего бога, –
День возврата у них он похитил. Скажи же об этом
[10]    Что-нибудь нам, о Зевесова дочь, благосклонная Муза.
Все уж другие, погибели верной избегшие, были
Дома, избегнув и брани и моря; его лишь, разлукой
С милой женой и отчизной крушимого, в гроте глубоком
Светлая нимфа Калипсо, богиня богинь, произвольной
[15]    Силой держала, напрасно желая, чтоб был ей супругом.
Но когда, наконец, обращеньем времен приведен был
Год, в который ему возвратиться назначили боги
В дом свой, в Итаку (но где и в объятиях верных друзей он
Всё не избег от тревог), преисполнились жалостью боги
[20]    Все; Посейдон лишь единый упорствовал гнать Одиссея,
Богоподобного мужа, пока не достиг он отчизны.
Но в то время он был в отдаленной стране эфиопов
(Крайних людей, поселенных двояко: одни, где нисходит
Бог светоносный, другие, где всходит), чтоб там от народа
[25]    Пышную тучных быков и баранов принять гекатомбу».
    Гомер сообщает нам, что у Одиссея, во время Путешествия где-то потерялся «один день». Он даже точно указывает, где это произошло (при переходе из Индийского Океана в Атлантический, когда они двигались вокруг Африки). Во времена Гомера Африку называли «страной эфиопов». Римляне называли Африку Карфагеном, а после того, как они разгромили армию Карфагена, и засеяли землю поверженного врага солью, они окончательно уничтожили всю эту территорию при помощи магии: для этого от «карфаген» они отняли «ген» – «жизнь» на латыни, а оставшееся обрубок записали наоборот, получилось «афрак». – «Африкой» стали называть таким образом проклятый континент.
    Гомер обращает наше внимание на то, что пока Одиссей плыл в Индийском океане, Солнце на ночлег садилось где-то в Африке, а когда они плыли в Атлантическом, Солнце, наоборот, вставало откуда-то из Африки, значит, Оно где-то в Африке ночует каждую ночь! А граница между днем прошедшим и днем следующим проходит где-то и по воде между этими океанами и, когда ее ночью пересекаешь, то из дня прошедшего автоматически проскакиваешь в день будущий – вот тут-то один денечек и вычитается! Может быть они могли бы проскочить и даже избежать этой напасти, наивно предполагает Гомер, однако богам было угодно, чтобы Одиссей обязательно «вляпался в эту лужу». Это не я все придумал - Гомер написал! Разве не так?
    Вторым человеком, совершившим кругосветное путешествие в 1468-1474гг., был Афанасий Никитин. Из Твери по Волге он достиг Каспийского моря. Далее, пересек Персию и вышел к Индийскому океану. Двигаясь как бутылка из «бутылочной почты» - по течению, посетил несколько Африканских Индий («индия» значит – «далече»), пересек Атлантический океан, обогнул Южную Америку, пересек Тихий океан и приплыл в Индию. Из Индии, опять обогнув Африку, достиг Средиземного моря, далее Черное море, Москва, потому что Иван Грозный, пока он странствовал, присоединил Тверь. И тут выяснилось, что он все христианские праздники праздновал не в тот день. Согласно его собственным записям где-то, непонятно когда, потерялся один день! Пришлось целый год отмаливать грехи.
   Приплыть в Индию можно только по течению, судов, которые могли бы плыть против течения и днем, и ночью, за счет силы ветра, тогда еще не было. Васка да Гама вообще был первым, кто приплыл а Индию против океанского течения. Португальцы не сразу приплыли в Индию. Они сначала плыли вдоль берега Африки по течению до Экватора (очень боялись, что, когда Солнце окажется у них прямо над головой, то падающие с него головешки подожгут корабль). Научились возвращаться домой, плывя против течения, и только, усвоив это искусство, смогли достичь Индии и вернуться. Чтобы плыть под парусом против течения или против ветра нужны были особые корабли  - каравеллы, которые тогда делали только в Португалии.


Рецензии