Камень которому не все равно

Возле рудника лежал камень.
Безразлично смотрел он на проходящие мимо существа: он научился этому - не переживать о них - ещё в первые десять тысяч лет с того момента как откололся он от огромного куска скалы при падении с горы. А с тех пор и горы не стало, и остальные камни измельчали, какие-то растащили на стройки, какие-то раскололи на части, лишь он лежал и не сдвинулся ни на йоту.
Он был куском известняка-доломита,  перекристаллизовавшимся белым камнем, он когда-то искрился на солнце, но теперь он уже был лишь камешком в треть от прежнего размера, покрыт разводами и лишайником. Но его это не волновало - он не мог увидеть что с ним происходило.
Камешек не переживал о животных. Кого-то он даже и не мог заметить: слишком быстро пролетала их жизнь. Наверное, если бы у камешка спросили, что такое бабочка (что иногда приземлялась на него) или даже что такое ящерка (которая вообще-то каждый день на нем грелась на солнышке), то камешек бы затруднился ответить. Кого-то он все же замечал: мелькали коровы, кони, козы и странные зверьки - люди. Последние часто уносили или раскалывали камешки вокруг.
Все происходит слишком быстро, думал камень, за этими зверьками не уследишь, главное чтобы не дергали меня понапрасну.
Однако этому желанию камня не суждено было сбыться и вот уже через месяц после того как камень подумал это двое строителей утащили его в город, почистили, подобтесали, ошлифовали и запихнули в раму ворот. А уж там кто только его не трогал: каждый прохожий норовил потереться, каждый стражник на него опирался в свою вахту, а как-то в нем просверлили дыру и засунули штырь.
Камешек и сам не понял как это произошло: вроде всего день назад (словно мгновенье для камня) он был цел, а вот в нем уже ржавеющий кусок металла.
Камешек принял изменения с свойственным камням смирениям и все же был немного огорчён. Он стоял так столетие или два или может даже тысячу лет. А вокруг него суетились люди, и он научился их не замечать.
Вдруг, бескрайняя апатия камешка была нарушена: к нему обратились на его Языке.
Это был маленький суетливый зверёк: человечек что-то бормотал. Он говорил одно слово целый день, но для камня все равно слишком быстро. Что же он хотел?…
Камешек прислушался.
Ах да: он спрашивает видел ли я кого-то, но кого? - Думал камень. Зачем мне ему отвечать вообще… этот суетливый зверёк умрет очень скоро и будет неважно помог ли я ему.
Человек говорил по слову в день: я выну тебя из ворот и брошу в озеро, где больше никто тебя не тронет и железо заржавеет и исчезнет, если скажешь куда поехали люди в синем и что они несли с собой.
Камень попытался вспомнить и сказал: я не слежу за людьми, но постараюсь запомнить если увижу.
Человек согласился и исчез (на самом деле просто убежал, но для камня это слишком быстро, чтобы заметить).
Вокруг суетились люди и вот однажды камень увидел армию в синих одеждах, камень следил за ними как мог и запомнил все, что уловил его взор.
Человек говорящий на языке камней появился вновь через год и вновь спросил - видел ли камень синих людей.
Я помню синих зверушек - они выкопали рвы с обратной стороны и закопали сундуки, затем уехали, но куда не помню.
Человек ответил: если вновь увидишь этих людей - зови, если успеешь позвать, будешь покоиться на дне озера - а нет, так положу тебя между щебнем на дороге и не видать тебе покоя до скончания мира.
Затем человек позвал кого-то, выкопал сундуки и унёс их с собой.
Камешек почувствовал что-то не свойственное камням - он волновался.
От волнения он раскалился до красна. Он всеми силами пытался уследить теперь за каждой странной зверушкой.
И вот однажды увидел он синих людей и закричал и засиял из всех сил: сюда, человек, они здесь!
Он старался говорить побыстрее, чтобы успеть и вот человек оказался с ним рядом и с ним белая армия.
Завязалась ожесточенная битва и камень уже не мог понять что происходит - слишком быстро, слишком много всего вокруг. Он успел лишь подумать об озере.
Когда окончился бой все резко замерло и все стали неподвижны - и синие, и белые. Они замерли словно камни, а затем стали бурыми, серыми и наконец остались лишь скелеты.
Камешек ждал когда придёт человек и отнесёт его на озеро, но ничего не происходило. Он грелся и сверкал от нетерпения, он холодел и сжимался в отчаянье, а все напрасно. С течением времени покой вернулся к камешку. Ворота заросли и возле них перестали ходить, штырь в нем проржавел и рассыпался, а скелеты занесло песком.
Не исполнилось ни страхов, ни надежд камешка. Больше никто не говорил с ним с тех пор на языке камней.
Неизвестно сколько прошло столетий и вот один из забавных зверьков подошёл к воротам. Он смотрел на них и вдруг достал что-то и отколупнул камешек.
Ухты! - говорил этот человечек, - какой блестящий, какой прозрачный, я ещё ни разу не видел такого!
Он взял камешек с собой, отнёс его куда-то очень далеко, затем на него текла вода, затем по нему хлестал песок и вот он оказался в странном месте. Его больше никто не трогал, он был окружён металлом, но не таким как тот штырь, а розовым и светящимся.
Он был окружён чем-то прозрачным, он видел своё сверкание в нем как будто это была вода вокруг.
Камешек думал: наконец-то этот зверёк исполнил обещание и я в озере! От этой мысли он, единственный камень на свете, кому было не все равно на людей, сверкал и переливался от счастья.
Забавные зверьки, эти суетливые люди ходили тем временем в музее и дивились на чудесный сверкающий камень в короне за стеклом.


Рецензии