Как Хрущев реформировал промышленность

В этой публикации я хочу затронуть вопрос о «реформаторской» деятельности Н.С. Хрущёва в ПРОМЫШЛЕННОСТИ. Именно при Хрущёве были погублены сталинские большие проекты, благодаря которым продолжала развиваться инфраструктура огромной страны, и являлись точкой опоры нашей страны. Кроме того, при Хрущёве Советский Союз стал ориентироваться не на собственное производство, а на ввоз товаров, и была создана зависимость от импорта, которая после гибели СССР приобрела характер, угрожающий национальной безопасности страны.

21 марта 1953 года, т.е. практически сразу после похорон Сталина было принято постановление № 149 Совета Министров СССР «Об изменении строительной программы 1953 года». Государственный департамент США, уделявший пристальное внимание обстановке в Советском Союзе, особенно после смерти Иосифа Виссарионовича, в феврале 1954 года спрогнозировал ход дальнейших событий: «промышленное развитие СССР и развитие транспортных связей между его регионами может замедлиться ввиду отмены промышленной программы 1953-1954 годов… В стране сделан упор на сельское хозяйство и, в основном, на освоение обширных целинных земель, что продлится, самое меньшее, пять-шесть лет. Это обстоятельство может привести к замедлению индустриального развития СССР».
Таким образом, даже американцы смогли достаточно быстро разобраться в ситуации и сделать удовлетворительные для себя выводы.

Постановление № 149 фактически отменяло сталинскую экономическую политику. Прикрываясь тем, что развитие ряда инфраструктурных проектов в сфере гидротехнических сооружений, железных, шоссейных дорог и предприятий, «не вызывается неотложными нуждами народного хозяйства, Совет Министров СССР постановил прекратить строительство:

Гидротехнических сооружений:
- Главный Туркменский канал
- Самотечный канал Волга-Урал
- Волго-Балтийский водный путь (вторая нитка)
- Гидроузлы на Нижнем Дону
- Усть-Донецкий порт

Железных и автомобильных дорог:
- Железная дорога Чум-Салехард-Игарка («Заполярный Транссиб»), в т.ч. судоремонтные мастерские, порт и поселок в районе Игарки
- Железная дорога Комсомольск-Победино
- Тоннельный переход под Татарским проливом
- Железная дорога Апатиты-Кейва-Поной
- Железная дорога Варфоломеевка-Чугуевка-бухта Ольга
- Железная дорога Чугуевка-Сергеевка
- Железная дорога Архангельск-Ручьи-Мезень
- Железная дорога Красноярск-Енисейск
- Железная дорога Петропавловск-Камчатский – Усть-Большерецк
- Автомобильная дорога Усть-Большерецк-Озеровский рыбокомбинат
- Автомобильные дороги на Кольском полуострове, в Архангельской и Мурманской областях, на побережье Балтийского моря

Промышленных предприятий:
- Кировский химический завод
- Черногорский завод искусственного жидкого топлива
- Араличевский завод искусственного жидкого топлива
- Верфь металлического судостроения в Осетрово

Министерства обязали в двух-недельный срок разработать и представить в Совет Министров СССР мероприятия по консервации или ликвидации указанных строительств. В частности, Министерство обороны должно было прекратить  комплектование двух строительно-дорожных дивизий, на которых возлагалось выполнение работ по строительству железной дороги Петропавловск-Камчатский – Усть-Большерецк и автомобильной дороги Усть-Большерецк-Озеровский рыбокомбинат; расформировать дорожно-строительные части, сформированные для работ по строительству дорог на Кольском полуострове, в Архангельской и Мурманской областях, на побережье Балтийского моря

Необходимо отметить, что ещё в начале 1950-х годов около 20 экономических и транспортных НИИ СССР и до 40 общесоюзных и республиканских министерств экономического профиля представили совместно разработанный прогноз несоответствий в советской экономике. Сообщалось, что во многих регионах необходимо развивать энергетику, промышленные мощности, в том числе на базе местного сырья, а также транспортную инфраструктуру. Иначе эти регионы будут становиться всё более отсталыми по сравнению с другими регионами. Причем самой глобальной эта проблема была для РСФСР. И эти проблемы планировали решать с 1953 года.

Что касается других советских республик («заморожены» или отменены лишь некоторые программы), а также стран социалистического лагеря, то там «Сталинские» планы не были отменены. Москва не изменила направления финансово-экономической и научно-технической помощи СССР, включающие промышленные, транспортные, энергетические и другие проекты. В результате темпы экономического роста во всех странах социализма с середины 1950-х годов до начала 1980-х были, минимум на треть, ВЫШЕ, чем в СССР и ВДВОЕ БОЛЬШЕ, чем в РСФСР.

Таким образом, за счёт коренных русских земель шло приоритетное развитие национальных окраин, и поддерживали «братские» социалистические страны, большая часть которых после 1991 года легко переметнулась в лагерь НАТО, наплевав на заслуги русских в развитии из стран.

Справедливости ради, необходимо отметить, что в конце марта Председателем Совета Министров СССР был Г.М. Маленков, его первыми заместителями – Л.П. Берия (МВД), В.М. Молотов (МИД), Н.А. Булганин (МО СССР), Л.М. Каганович.
Председателем Президиума Верховного Совета СССР являлся К.Е. Ворошилов.
Члены Президиума ЦК КПСС— Г.М. Маленков, K.E. Ворошилов, Н.С. Хрущев, Н.А. Булганин, Л.М. Каганович, М.3. Сабуров, М.Г. Первухин. Однако ввиду большой загруженности Маленкова на посту Председателя Совета Министров, было решено, что все организационные вопросы будет решать Хрущёв. И вот тут Никита не упустил свой шанс!!! Осенью 1953 года он становится не одним ИЗ, а Первым секретарём ЦК КПСС!!! Его поддержала вся партноменклатура СССР, и сталинская гвардия «сдулась».

После того, как Хрущёв завладел всей полнотой власти, индустриализация РСФСР была приостановлена. Промышленная программа 1953-1955 г. была отменена. В СССР сделали упор на сельское хозяйство и, в основном, на освоение обширных целинных и залежных земель.

Таким образом, политика Хрущёва нанесла огромный урон хозяйству Советского Союза и особенно РСФСР. Во-первых, из-за отмены или длительной консервации многих портов и сухопутных дорог Советский Союз в 1960-х — 1980-х годах понес большие убытки в области морских перевозок, строительства портов и, в целом, в востребованности отечественного транспорта. СССР пришлось тратить крупные средства на транзит своих грузов через соседние государства. Причём это не только проблема потери денежных средств, но и стратегической безопасности, устойчивости СССР и современной России в условиях возможного начала мировой войны.

Во-вторых, не был решен вопрос дисбаланса в межрегиональных транспортно-экономических связях.
В-третьих, возникла проблема индустриального и комплексного развития многих регионов РСФСР, а также современной России. В первую очередь это касается обширных северных, сибирских и дальневосточных территорий. К примеру, многие области Русского Севера, Северного Урала, Сибири, Дальнего Востока России до сих пор или соединены крайне слабо или вообще не соединены ни друг с другом, ни с другими регионами страны.

В-четвёртых, ресурсы, средства и творческий, созидательный потенциал людей тратили на первоочередное развитие национальных республик СССР и стран социалистического блока, в ущерб развитию собственно ядра русской (советской) цивилизации — РСФСР.

Во времена правления И.В. Сталина, во время индустриализации и послевоенного восстановления, приоритеты отдавались тяжелой промышленности, производству средств производства. Тогда это было жизненно необходимо. Однако при Хрущёве перекос в пользу тяжелой промышленности превысил даже сталинский. Если в 1954 году на тяжелую промышленность приходилось 70% продукции, то к началу 1960-х годов крен достиг 75%. В результате безграмотной, непродуманной экономической политики, товары народного потребления просто стали исчезать с прилавков. И это при одновременном разрушении сельского хозяйства — целинная, кукурузная, мясная, молочная кампании потерпели закономерный крах.

Это уже не первая моя критическая статья про «кукурузника» Хрущева. Я помню, как ругала его моя мама, когда он после приезда в Хабаровск отменил многие льготы местным жителям, что не позволило привлекать на Дальний Восток, особенно в северные районы,  трудовые резервы. Для меня, коренного дальневосточника в третьем поколении, та ситуация на Дальнем Востоке, что наблюдается сейчас (развал промышленности и сельского хозяйства, отток населения на запад России) воспринимается очень болезненно.  Да и много другого вреда нанес нашей стране этот малообразованный руководитель, не прислушивающийся к советам ученых и более грамотных соратников.  Но это другие истории, о которых я уже писал.


Рецензии