Врёт как свидетель

/рассказ/

Вот говорят, нужно всегда правду говорить, а что такое правда? Одно время занимался я маркетингом, модно это было, и был со мной такой случай...

Как-то на занятиях один товарищ по этому несчастью дал мне почитать книжку по маркетингу, я и не просил, а он дал - толстую и туфтовую, кажется, хотел поближе со мной познакомиться. Я и не думал её читать, взял из вежливости.

Проходит какое-то время, и мой товарищ требует от меня какую-то книгу по маркетингу, я искренне возмущался: ничего я у тебя не брал. Я был полностью уверен в этом, потому что не помнил никакой-такой книги. Вскоре занятия наши по маркетингу сошли на нет, мы расстались и потерялись в городе.

Через несколько месяцев, приводя в порядок сваленные в углу книги, наткнулся я на эту книгу по маркетингу: что это ещё такое? Вспомнил своего товарища, понял, как был я не прав с ним, да только имя его уже забыл, и номер телефона у меня не сохранился.

Юристы знают этот феномен: «Врёт как свидетель», из вековой уголовной своей практики. Свидетель происшествия, лицо не заинтересованное, сообщая об увиденном, всегда добавляет что-то от себя, и уверен, что говорит правду.

Следователи угрозыска знают, что три свидетеля происшествия всегда дают разную, иногда принципиально разную картину: кто ударил первым, сколько их всего было? Поэтому выясняют как бы незначительные мелочи, дотошны до тошноты. Феномен «свидетеля» часто бывает фатален для следствия: что произошло в действительности - узнать иногда очень непросто, потому что все свидетели врут-то от чистого сердца. Не везде же и сегодня есть видеокамеры.

После этой «книги по маркетингу», я убедился, что феномен «свидетеля» не только существует, но и распространяется на меня. И теперь задумываюсь, когда мне говорят: «Скажи правду, что ты об этом думаешь?» И часто говорю неправду: ничего я об этом не думаю, или неопределённо: «... неплохо.»

Если скажешь всю свою «правду», можешь «соврать как свидетель», да и всё равно будут подозревать, что ты предвзят, пристрастен: или приукрасил, превознёс почему-то, или принизил, приуменьшил. И чаще всего это будет правдой.

«Мысль изречённая есть ложь», - сказал в своём стихе Фёдор Тютчев, после "книги по маркетингу" я понял всю глубину этих слов. Какая-то правда в любой мысли, в любом слове всегда есть, но есть и крупицы «свидетельской» лжи, беспамятства, поэтому, по большому счёту, «мысль изречённая есть ложь». Свою «правду» можно безбоязненно говорить очень близким друзьям, родным, потому что им вообще не важно: правда это или нет.

Виктор Каменев

01.08.2021


Рецензии
Ложь - закон природы. Белый медведь сидит у лунки тюленя и прикрывает лапой свой чёрный нос. Зачем? Пытается обмануть тюленя.

Насекомые притворяются палочками, чтобы обмануть птиц.

Женщины красят губы, чтобы обмануть мужчин.

Микробы пытаются обмануть иммунную систему организма, перепёлки хромают, чтобы обмануть хищника и отвести его от гнезда. Рыбаки обманывают рыбу с помощью наживки. Гляди, рыба, какой толстый и вкусный червяк!

Михаил Сидорович   02.08.2021 13:35     Заявить о нарушении
Похоже, что так...

Виктор Каменев   03.08.2021 11:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.