Сказка о бедном мотыльке

В уютной гостиной звякнули часы, и кукушка осипшим голосом возвестила о наступлении полудня.
День выдался жарким, по небу скользили лёгкие облака, а во дворе после ночного дождя ожили поникшие травы. Их аромат веселил улиток, бабочек и других обитателей сада. Душистые мальвы и неприметные незабудки, плетистые розы и ромашки – все радовались наступившему дню и доброму солнцу.
Мир за стеклом казался безоблачным и прекрасным.
Лишь один Мотылёк тревожно бился о невидимую преграду, которая отделяла его от чудного, неизведанного мира.
- Да прекрати же ты биться о стекло! – недовольно промурлыкал хозяйский Кот. – К чему эта суета в полдневный час? Потерпи немного. Хозяйка ушла на крестины и вернётся к вечернему чаю.
- Я погиб! – в отчаянии пролепетал Мотылёк. – Зачем я родился в такой красивый солнечный день?! Вся моя  бедная жизнь – увы! - напрасна!
- До чего же ты глуп! – зевнул Кот, растянувшись на подушке. – Только родился и уже чем-то недоволен.
- Господин Кот! Ваш дом – уютная комнатка, где вы любите нежиться на подушках. Но мир за стеклом интересней и ярче всего,  чем богата гостиная.
- Неправда, - возразил Кот. – Ночная гроза так испугала хозяйку! И потом… что может быть отвратительней луж? Бр-р-р… Уж лучше подремать на кровати после сытного завтрака.
- Неужели вам не интересно узнать, о чём в саду поют птицы? А капли дождя – какие они звонкие и блестящие! Какое синее небо! За стенами этого дома – огромный мир, таинственный и прекрасный, я а  безжалостно заперт в душной комнате!.. О боже! Под листом лопуха вспыхнул барвинок! Он яркий, как  полуденное солнце…
- Барвинок прекрасен, а вот мир за окном жесток, - возразил Паук, раскачиваясь на паутине. – Ты слишком юн, мой друг, и не ведаешь о том, что в мире не всегда светит солнце. Когда я жил в саду под сенью мальвы, мне тоже нравилось любоваться росой и незабудками. Но однажды страшный ветер в клочья изорвал мою паутину, над которой я трудился целое утро. Как хорошо, что у меня хватило ума перебраться в дом! Теперь в моём распоряжении есть тёплый сухой угол, где не страшны бури и ливни. Я сыт и доволен.
- Верно, - прозудела Муха. – Мир за стеклом кажется волшебным, но в нём невозможно жить без забот и страха. Чего стоят одни прожорливые ласточки, свившие гнёзда под крышей! Они мигом проглотят тебя, глупый Мотылёк.
- Да-да, - важно поддакнул Паук. – Если бы не господин Кот, который пугает этих ненасытных тварей, в этом уютном доме не осталось бы ни одного паука и ни единой мошки.
- Мур-р, - довольно отозвался Кот, польщённый похвалой Паука. – Вы правы, друзья. Отчего не жить без забот? Хозяин построил крепкий дом, в нём тепло и сытно. Наша хозяйка добра и никого не забывает одарить своей милостью. Мне она до краев наливает блюдце молока и позволяет спать на подушках; Собаке достаются мясо и кости; Паук спокойно плетёт паутину в сухом углу. Даже мышам перепадает с хозяйского стола.
- Уверена, из гостей хозяйка не вернётся без подарков, - озаботилась Муха. – На крестины пекут жирные пироги, а в кувшины нацеживают вино… Нет, право, нам очень повезло с хозяйкой! В домах бедняков мухам не достаётся и хлебной крошки…
- Увы! Я не создан для жизни среди подушек и кувшинов! Как хочется свободы! – заплакал Мотылёк.
- Десять лет живу на свете, но большей глупости слышать не приходилось, - зевнула дремавшая Собака. – Свобода, жизнь на улице без хозяина – как это отвратительно! Голод, холод, презрение окружающих… Помню, однажды  я стянула у мясника требуху. Как он за это меня избил! Хорошо, что в то самое время в лавку вошёл мой нынешний хозяин, иначе и не жить мне совсем! Не грусти о свободе, мотылёк. Жизнь на воле только в мечтах хороша.
- Вот-вот, - одобрительно заметил Паук. – Хозяйка непременно тебя полюбит. Ни у кого из нас нет таких прозрачных крылышек, никто не умеет так грациозно порхать и радовать глаз, как ты.
- Вам не понять, отчего я грущу о свободе! – воскликнул мотылёк. – Моя жизнь слишком коротка. Мы, мотыльки, не живём более суток, и если я теперь не узнаю, какова она – воля, то жизнь моя будет бесцельна и пуста. Я никогда не узнаю, как пахнут розы. Никогда не устремлюсь ввысь навстречу ветру и солнцу. И – о, ужас! - никогда не познаю любви!
- Не познаешь любви? Это, конечно, печально, - слегка огорчился Кот. – Но люди  (а люди – самые мудрые из всех существ) рассуждают так: любовь, как наваждение, приходит и уходит. Сегодня ты любишь, а завтра – нет. Стоит ли из-за глупого соблазна бросать счастливую сытую жизнь? Мир за стеклом – тоже наваждение. Утром светит солнце, а к обеду, возможно, снова начнётся гроза – гляди, как потемнело небо! Ах, как страшно было сегодня ночью! Ветер, казалось, сорвёт черепицу с крыши. После бури трава и цветы лежали на земле, едва не убитые ливнем.
Но тут из-за туч вновь выглянуло солнце, и сад, ещё влажный от дождя, вновь затрепетал. Сияли розы и георгины. Трещали синицы, а ласточки сновали в небе, как молнии. В саду кипела жизнь.
- Что же так долго не идёт хозяйка?! – не унимался мотылёк. – Мне так хочется жить! Какое сегодня прекрасное утро! Не многим повезло родиться в такой день, а я… я – самый несчастный из мотыльков! Я вижу сад, но не могу пить нектар садовых роз. Я вижу стайки мотыльков, но не могу в порыве любви взмыть к облакам…
- Дались тебе эти розы! – проворчал Паук. – Разве на подоконнике у хозяйки мало цветов?
- Они красивы, но разве их запах сравнится с ароматом цветов, которых вынянчило ласковое солнце?
- Какой невежа! – возмутились Фиалки. – Нет цветов нежнее нас. Хозяйка холит наши пушистые листья, оберегая от грубого света. Как посмел ты сравнить нас с какими-то садовыми цветами? Мы подобны благородным господам – живём на подоконнике, а не на улице, нам не страшны кроты и улитки. А розы недолго будут хранить красоту – их всё время терзают ветра и ливни, а листья грызут гусеницы.
- Простите, благородные фиалки, мою дерзость, – сказал Мотылёк, – но любой неприметный цветок на воле счастливее вас. Да-да, садовые цветы очень мудры: они ведают, как тревожно небо перед грозой и как холодна роса; они поят нектаром насекомых и услаждают собой взоры людей. Их яркая жизнь радует богатых и бедных, поэты и музыканты слагают в их честь стихи и куплеты…
- Грубиян! – зашелестели Фиалки. – Осенью хозяин скосит их и скормит их глупой корове, а мы ещё много лет будем царить на подоконнике!
- Да-да, вы будете жить… А я? Пропала моя жизнь! 
И Мотылёк ещё сильнее забился о стекло.
- Глупец! – бреханула Собака. – Ты слишком слаб, чтобы вырваться наружу. Смирись со своей участью и не тревожь тех, к кому судьба благосклонна.
Но Мотылёк неистово и отчаянно пытался пробить слабыми крылышками грубое стекло.
- Смотри не убейся! – мурлыкнул Кот и зажмурил глаза. – Ты вправду глупец – никак не хочешь понять собственного счастья!

Когда вернувшаяся из гостей хозяйка подошла к окну, на подоконнике, словно увядший цветок, лежал мёртвый Мотылёк. Хозяйка брезгливо смахнула его на пол, а затем распахнула створки окна, впустив в комнату струю свежего воздуха и поток горячего вечернего солнца…
 


Рецензии
Здравствуйте, Ирина! Это философская сказуля. О нас, лишённых уже во многом связи с матерью-природой и окопавшихся под сенью уютной (далеко не всегда, правда) для нас цивилизации. Однако цивилизация имеет срок своего рождения, расцвета и неминуемой гибели, если судить по конкретным мини-цивилизациям, посколку есть ещё и совокупная, общеземная.
Но дикие мотыльки продолжат жить в своей грозной и прекрасной стихии, даже если цивилизация прикажет долго жить. Так что окончательна яправда жизни - за ними, а не за обитателями ограниченного, хотя и уютного дома.
С уважением

Владимир Радимиров   11.09.2022 07:26     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир. Простите, не смогла быстро ответить на вашу рецензию. Интересный смысл вы нашли в моей сказке, хотя я думала немного о другом: люди стали очень разумны, им нужен комфорт, сытость, уверенность в завтрашнем дне; но есть и другие, кому важно чувствовать пульс настоящей жизни. Как правило, особо чувствительные люди - это поэты, художники, музыканты. Если не дать им возможности свободно дышать, они не раскроют свой талант,а могут и реально зачахнуть.

Ирина Басова-Новикова   20.09.2022 19:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.