Реки - сёстры. Народы - братья

   Северные районы Западной Сибири сейчас стали близки самарцам: очень много наших земляков сегодня там работают, добывают нефть.
   И, наверное, не одна я заметила: хотя климат здесь, на Средней Волге, и там, на Нижней Оби, весьма несхожи, а вот многие прочие черты природы, наоборот, очень даже схожи. И не только внешне.
   И там, и здесь долины рек глубоко врезаны, береговые обрывы – яры – нередко достигают высоты ста и более метров. И там, и здесь – красавцы сосновые боры, и много грибов в них, и грибы очень похожи. Впрочем, и многие другие растения тоже.
И многие животные лесные одни и те же или похожи.
   И там, и здесь в поймах рек много озёр и протоков, а в них много рыбы.
   И там, и здесь в местах, близких к береговым обрывам, - месторождения нефти. В Самарской области – у села Красный Яр, в Западной Сибири – у посёлка Белый Яр (недалеко от города Сургута).
   Впрочем, и в нашей области есть Белый Яр: на левом берегу водохранилища. Там, на Тюменском Севере, то и дело натыкаешься на знакомые и родные географические названия.
   Нынешний Ханты-Мансийск, центр одноимённого национального округа, раньше назывался Самарово (село).
   Город Сургут – нефтяная столица Тюменского Севера – сегодня известен всем самарцам. Но и в нашей области тоже есть Сургут: речка – левый приток Сока – и посёлок.
   Оказывается, всё это не – не случайные совпадения.
   Волгу и Обь связывает сама история. Названия обеих рек вписаны в страницы летописи российской. Причём не только русского народа. Потому что на волжских берегах издавна живут и мордва, и чуваши, и башкиры, и татары, и марийцы, и многие другие народы, с которыми русский народ связан издревле: узами экономики, культуры, даже лексики.
   Вероятнее всего, именно угро-финские народы, проникшие на территорию Поволжья из Сибири, и оставили нам эти названия рек и селений, повторяющиеся там и здесь.
Учёный – историк П.Н. Буцинский в своей книге «К истории Сибири» утверждает, что «целая область, где построен русский город, называлась Сургут…». Откуда же произошло это название?
   Известно, что слово «Сургут» состоит из двух древнеюгорских слов: «сор» и «кут», которые дошли до нас в изменённом виде. (Причём и сегодня они на разных диалектах современного языка ханты звучат по-разному). Слово «сор» переводится как «заливная пойма реки», слово «кут» на сургутском наречии означает «рыба». Следовательно, в соединении эти слова – «сор»-«кут» - в древнеюгорском языке могли означать целое понятие, связанное с образом жизни народа: ежегодным весенним кочевьем племён от таёжных речек и охотничьих угодий в пойму Оби для ловли рыбы.
   В языке ханты нет звонкого «г», а есть глухой «к», поэтому русские люди постепенно преобразовали «соркут» в «сургут» - для удобства произношения.
   И на Волге, как и в Сибири, русские поселенцы в разных формах взаимодействовали с местными жителями – во благо и тех, и других. Веками складывалось – и сложились – между ними более чем добрососедские отношения: на этих территориях люди разных народов жили и живут не просто рядом, а вместе.
   Вот о чём напоминают нам сибирско – волжские повторения названий местностей, селений, рек.
   Сегодня в России это напоминание как нельзя более кстати.
               
   Евстигнеева С. Реки – сёстры. Народы – братья /С. Евстигнеева //Волжская коммуна. – 1994. - № 93 (22763). – 17 мая. – с. 2.
   
 


Рецензии