Отважная опричница, часть 26

И в этот самый момент, когда поляки были уверены, что с Московией уже покончено раз и навсегда, сказало своё слово великое наследие великого царя Ивана Грозного: к началу Смутного времени два поколения русских людей были воспитаны на том, что главой государства должен быть царь-самодержец, который защищает интересы всего общества, а отнюдь не только кучки князей да бояр. Москвичи откровенно говорили полякам: «Ваша свобода вам дорога, а нам дорого наше рабство. У нас есть к тому основания: у вас магнат может безнаказанно обижать крестьянина и шляхтича; у жертв нет другого спасения, кроме судебного процесса, который может безысходно длиться десятки лет; у нас судья – царь, для которого равны все подсудимые, и суд его оказывается более скорым». И ради защиты именно такого общественного строя русские люди начали оказывать полякам и их местным сторонникам всё усиливающееся сопротивление. 
Особую роль сыграла оборона Смоленска: крепость держалась с сентября 1609 по июнь 1611 года. Мало того, взяв Смоленск, польский король… распустил свою армию и вернулся в Варшаву, чтобы хоть как-то прекратить склоки между магнатами. Эти события наглядно показали, что Речь Посполитая уже тогда откровенно гнила заживо: полякам оставался буквально один шаг, чтобы навсегда покончить со своим восточным противником, а они предпочли заниматься какой-то жалкой, мышиной вознёй! Все силы Речи Посполитой в Московии свелись к гарнизону в Москве силой около тысяч человек.
В такой ситуации ничто не мешало противникам польских порядков собрать ополчение в Нижнем Новгороде в конце 1611 – начале 1612 гг. под руководством князя Дмитрия Михайловича Пожарского (1578–1642) и земского старосты Кузьмы Минина (1570-е годы–1616). В августе 1612 года ополчение подошло к Москве. Помощь Варшавы польскому гарнизону в Москве свелась к отправке аж примерно двух тысяч человек почти без снабжения и денег – магнатам в Варшаве было не до Москвы, они упоённо грызлись друг с другом! Правда, поляками командовал один из величайших полководцев того времени – Ян-Кароль Ходкевич (1560–1621), но что он мог сделать со столь жалкими силами! Неудивительно, что в сражении под Москвой в конце августа 1612 года войско Ходкевича было задавлено численным превосходством ополчения Минина и Пожарского. 5 ноября 1612 года остатки польского гарнизона, буквально умиравшие от голода, капитулировали. 
Только в апреле 1617 года польский король наконец-то выступил на Москву с главной армией. Но и эта армия очень страдала от политического хаоса, царящего в Речи Посполитой – солдаты тысячами дезертировали,не получая жалования. В итоге король подошёл к Москве только в начале октября 1618 года всего с 8 000 человек почти без осадной артиллерии. Но к тому времени было уже поздно: в Московии уже был царь Михаил Фёдорович Романов (1596–1645), полным ходом шло восстановление государства. 
В таких условиях нечего было и думать о штурме Москвы, и 15 февраля 1619 года между Речью Посполитой и Московией было заключено перемирие на четырнадцать с половиной лет. Да, по нему поляки оставляли за собой Смоленск и ряд других районов на западе и юго-западе нашей страны,но шансов на покорение Московии у них больше не было.
После Смутного времени Московия вернулась, в основе своей, к общественному строю Ивана Грозного, с царём-самодержцем и обязанностью всех служить государству: дворянин – копьём, купец – мошной, а крестьянин – сохой. Речь Посполитая, напротив, продолжала жить в условиях «золотой вольности» с всесилием магнатов, бессилием королевской власти и отношением к крестьянину как к «говорящему орудию». К этому надо добавить и нарастающий религиозный гнёт: ведь на территории нынешних Украины и Белоруссии крестьяне были православными,а их угнетатели – магнаты и шляхта – католиками. В итоге Московия постепенно усиливалась, а Речь Посполитая – слабела.
В 1632 году, воспользовавшись ситуацией, когда в Польше умер король, Москва начала войну за возвращение Смоленска. В этой войне польская армия опять наголову разгромила московскую рать, но общественно-политический строй Речи Посполитой с его всесилием магнатов и бессилием короля явил миру свой полный маразм: одержав полную победу на поле боя, поляки и не подумали идти на Москву!
Шло время, разложение Речи Посполитой всё усиливалось и усиливалось. Гнойник прорвало в 1648 году, когда на Украине восстали запорожские казаки под предводительством Богдана Хмельницкого (1596–1657). Казачий бунт очень быстро перерос в страшную гражданскую войну – главная польская армия была уничтожена, православные крестьяне с невероятной жестокостью уничтожали католиков-дворян и их верных помощников – иудеев (именно евреям польские паны сдавали в аренду свои имения, и те выжимали из несчастных крестьян все соки). Речь Посполитая оказалась на грани гибели.
В подобной ситуации Москва, в которой тогда царствовал Алексей Михайлович (1629–1676) – сын Михаила Фёдоровича Романова, не могла не принять Хмельницкого под своё покровительство. В 1654 году началась новая русско-польская война, продолжавшаяся до 1667 года. В ходе той войны у Москвы были и блестящие победы, и сокрушительные поражения, но по Андрусовскому мирному договору 1667 года наша страна не только вернула себе всё потерянное в Смутное время, но и приобрела всю Левобережную Украину. В 1686 году под власть Москвы окончательно перешёл Киев.
В результате русско-польских войн Московия не только выстояла, но и усилилась, а Речь Посполитая сильно ослабела. К концу XVII века она больше не представляла никакой опасности для нашей страны, превратившись из одной из самых мощных военных держав своего времени в проходной двор для армий соседей. Её окончательная ликвидация была теперь только делом времени. Общественно-политический строй Москвы, оформленный как раз при Иване Грозном, взял верх над польским военным искусством. Именно благодаря этому общественно-политическому строю наша страна стала государством, которое невозможно победить.
Одновременно с разгромом Речи Посполитой Московия XVII столетия завершает другое важнейшее дело, начатое при Иване Грозном – покорение восточных земель. 1 сентября 1581 года в поход за Урал выступила дружина казаков под командованием Ермака Тимофеевича (1532–1585) – того самого, к которому так и не смогла присоединиться Усолка. А уже летом 1639 года казаки Ивана Юрьевича Москвитина (1600 – 1666) вышли на берег Охотского моря. Сибирская пушнина стала главным экспортным товаром нашей страны, Московское царство теперь простиралось от Ладожского озера до Тихого океана.
Вечная память великому царю Ивану Грозному! Вечная ему слава!


Рецензии