Об эстетике стиха

 
                Несколько слов о эстетике стиха .

                Серебряный век без прикрас.
                Сборник «Читая Тэффи». «Собака»
                (Глава 4  из статьи «Собака»)               
               
                Тимофеев- Пландовский- Лохвицкий


      Философский словарь разъясняет: «Эстетика -учение о прекрасном в действительности и в сознании человека, о нормах, законах и канонах эстетического постижения человека и мира... Наука эстетика оформилась только в 18 в…. Немецкий философ Г. Гегель понимал эстетику прежде всего как философию искусства».
      Разъяснение - чистая схоластика, словоблудие. Эстетика — учение об эстетике. К толкованию словаря имеются и другие претензии:
     Первое.  То, что до 18 века философы не воспринимали эстетику как науку, заставляет задуматься —  ошибались ли они, что эстетика не наука? Я часто  убеждаюсь в том, что философия до 18 века оказывается более жизненной, чем новейшая философия.
     Второе.  « Учение о прекрасном в действительности и в сознании человека» Действительность, иначе говоря, природа не делит себя на прекрасную  и дурную. Такое деление происходит только в сознании человека и по отношению к человеку. 
     Закон — это обязательный результат из определенного предшествия. Законы природы мы познаем через ощущения. А сознание, ожидание, прекрасное - это не ощущение, они у человека воспитываются и постоянно изменяются при одних и тех же ощущениях. Прекрасный, неприятный — сознание конкретного лица, в конкретное время и в конкретных условиях.
      Пример.
     Сегодня многие раскрашивают тела наколками, убеждая себя и окружающих, что это красиво. Это Закон? Конечно, нет. Я смотрю на разукрашенного наколками артиста балета и мне неприятен  уже не только артист, но и его танец. Но это я.    А артист уверен, что зрители в восторге от рисунков на его теле. Ни я , ни танцор - не Закон. У меня с ним разные  эстетики.
      Другой пример:
     Миллионы долларов кто-то платит за картины Сальвадора Дали. Моих друзей восхищают его картинами. Хотя наши вкусы во многом совпадают и я верю в искренность их чувств, я эти картины вынес бы на помойку. Такова моя эстетика.
     Убежден, эстетика никогда не была и не может стать наукой, а значит, полностью разделяю мнение философов древности.
     Любопытство человека - это Закон, потому, что все люди любопытны. Любопытство руководит человечеством. Все изменения в жизни людей результат любопытства.
     Наше вечное любопытство — остается ли что-то от нашей духовной жизни за границами  жизни? Не дано человеку узнать этого. Мы это понимаем, но любопытство от этого не ослабевает. Выдумывать дано. Узнать - нет.
 Верить - это не ощущать. Эстетика это вера. А раз вера — не Закон?
     Молодые поэты начала 20 века, в том числе посетители «Бродячей собаки», пытались из поэзии полностью исключить чувства.
     Имажинисты ( Вадим Шершеневич, Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Рюрик Ивнев, Александр Кусиков, Николай Эрдман, Иван Старцев, Сергей Спасский, Лев Моносзон, Сергей Третьяков) утверждали:  «Поэзия — не вдохновение, а ремесло и почетна именно как трудное ремесло. Мы отрицаем вдохновение и интуицию. Мы признаем ремесло и знание. Мы выкидываем из поэзии звучность (музыка), описание (живопись), прекрасные и точные мысли (логика), душевные переживания (психология) и т.д... Да здравствует диктатура имажинизма!» («Жизнь и творчество русской молодежи». 1919. No 28-29. С. 5.).
     Трудно поверить, но Есенин, Мариенгоф, Ивнев призывали забыть в поэзии  про чувства. Но было и так.
     Эстетика  зависит от условий жизни.  Возьмите тюремную поэзию. Среди миллионов бывших в неволе, конечно, были люди с поэтическим даром души.  Они и создали тюремную эстетику. Среди стихов этой тематики есть стихи большого внутреннего накала. Читатель воспринимает этот накал, забывая при этом, что это чуждая ему, враждебная эстетика. Стихи тюремной эстетики никогда не осуждают сами  преступления, человеконенавистническую философию абсолютного большинства преступлений, эгоизм  их исполнителей. Вместо оценки содеянного мы всегда  слышим слезливое попрошайничество  не судить строго преступников. А где было их человеколюбие когда они воровали, грабили,убивали?  Забудьте принесенное вам зло, призывают их песни. Выпустите!       
     Само существование тюремной эстетики говорит о том, что преступники не осознали  тяжести своих преступлений, высок риск их повторения.   
     Человеку присуще сострадание. Но опыт тысячелетий учит, что преступника проще остановить  страхом  наказания за преступления, нежели изменить  в его голове моральные принципы. Соприкасаясь с  тюремной  эстетикой этого забывать  нельзя.
     Все сказанное никак не относится к морю бездарных рифмоплётных сочинений с тюремной тематикой, воспевающих бандитские отношения, которые  стихами не назовешь. Их публикация, исполнение с эстрады перед тысячами слушателей — целенаправленный разврат, за который приходится  платить всем.
 
                « Я pешила ты - скакаpь
                Или воp-автоpитет
                Оказалась пpосто тваpь
                Бpал на понт - тyшите свет»

                Михаил Круг. Песня «Что ж ты фраер, сдал назад?»
     Не эти опусы  отношу к  тюремной эстетикой.  Тюремная эстетика - это
 «Письмо к матери» Есенина или «Постой паровоз».               

                «И тебе в вечернем синем мраке
                Часто видится одно и то ж:
                Будто кто-то мне в кабацкой драке
                Саданул под сердце финский нож.

                Ничего, родная! Успокойся.
                Это только тягостная бредь.

                Не такой уж горький я пропойца,
                Чтоб, тебя не видя, умереть.

                Я по-прежнему такой же нежный
                И мечтаю только лишь о том,
                Чтоб скорее от тоски мятежной
                Воротиться в низенький наш дом       

                Есенин. Стихотворение «Письмо к матери». 1924 г.

      Вы могли бы написать матери такие строчки? Я нет.  В чем же выражается нежность сына к матери? В успокоении: «мама меня еще не убили». Сергей обманывает маму, когда пишет: «мечтаю воротиться в наш дом».   Он так же пьет и совсем не мама у него в сердце. Успокаивает он не маму, а себя. Так что же в этом стихе есть такого, чтобы читать его со сцены? Стих учат молодежь врать маме, ради своего спокойствия.
      Тюремная эстетика -это не только Есенин. Ничем не отличается и дореволюционная песня впоследствии дописанная писателем, поэтом вором в законе Колеей  Ивановским, а затем ещё одним  писателем, профессионалом -гитаристом, музыкантом, вором в законе Генрихом Соломоновичем Сечкиным.
                «...Я к маменьке родной с последним приветом
                Спешу показаться на глаза

                Не жди меня, мама, хорошего сына -
                Твой сын уж не тот, что был вчера.
                Меня засосала опасная трясина,
                И жизнь моя картежная игра.

                С товарищем верным я пилку достану,
                Стальную решетку подпилю.
                И пусть луна светит предательским светом -
                А я все равно убегу

                А если заметит тюремная стража
                Тогда я, мальчишечка, пропал
                Два выстрела в спину и вниз головою
                На землю сырую упал».

      Самое неожиданное для меня было на днях  услышать от приятеля: «Послушай группу «Лесоповал», лучшую  песню  последних лет «Я куплю тебе дом». Песня на слова Михаила Танича. Исполнитель, он же композитор Сергей Коржухов. Я прослушал и заговорил о джазе, чтобы не обидеть приятеля.
      Вот что написал сам автор, Михаил Танич об этой песне:
      «В общении с ворами, мошенниками, взяточниками и насильниками вызревали мои будущие песни «Лесоповала». Я хорошо прошел этот полный шестилетний курс обучения, чтобы рассказать о сталинском лагере в своем большом цикле как бы исторических песен о воле-неволе».  Пик популярности группы "Лесоповал" пришелся на начало нулевых годов. В это время Михаил Танич написал песню «Белый лебедь».
   
                «... Я куплю тебе дом
                А пока ни кола,
                Ни двора и ни сада,

                … Чтобы мог я за ручку тебя привести..
                … Наши пять номеров из шести.»
                Припев:
                А белый лебедь на пруду
                Качает павшую звезду...».

      О чем слова песни?
      Сейчас у нас ничего нет, но я знаю, скоро нам повезет, по лотерейному билету (пять из шести) нам достанется  главный выигрыш и тогда  я куплю тебе дом с прудом и белым лебедем, как на лаковой бумажной картинке, которая висит на стене твоей комнатки.  (Танич, как и я,  прекрасно помним  шестидесятые года, когда сотни тысяч лаковых картинок «Белый лебедь на пруду» продавались на всех базарах страны и украшали жилища базарного люда.  Бедно мы тогда жили и воспевать эстетику того базара это сыпать соль на раны.)   Мой приятель, не застав того времени, понимал текст песни совсем иначе и млел  от её слов, думая, что герой привел свою любимую в рай.  А песня ведь одна.  Музыка хороша, но слова ранят и обижают.  За какие такие достоинства песня стала шлягером? А потому, по-моему, что  слушателям  думать лень, а тут еще и слова о белом  лебеде — символе чистоты. Не понимают слушатели  смысла слов и аплодируют.Но ведь  аплодируют этой группе и Таничу, понимая смысл его песни «Кликуха»:

     « Нас чему учили в детском доме, в том, сто первом, городе Клину?
        Если кошелек на переломе, я его без промаха щипну.
     Припев:
        Вова-Муха, Вова-Муха - моя новая кликуха, познакомьтесь с
        Вовой, фраера!
        Я прошу вас, Вова-Муха, пожелайте мне ни пуха, пожелайте
        мне ни пуха, ни пера!»
 
     Послушаешь Танича - послевоенный детский дом воровкой притон. Враньё. В нашем первом  класс "Е" в Ленинграде было несколько мальчишек из детского дома. Одеты они были лучше нас, и питались они не хуже. Никто из них никогда в воровстве не был замечен. Я часто переговариваюсь с Олимпиадой , женой моего ушедшего из жизни друга. Всю жизнь она работала учительницей, окончив после школы  Герценовский институт. Сиротой вместе с другими детьми детского дома их вывезли на буксире из блокадного  Ленинграда по Ладожскому озеру. в 1945 г. детский дом вернулся в Ленинград. Самыми теплыми она вспоминает свой детский дом. А вот среди нас, дворовых мальчишек с мамами или тетями  двое в классе были воришками.
     Кощунство писать в песню, что в деском доме учили воровать.
     На мой вопрос почему молодежь аплодирует этим песням ответил сам Танич в песне «Бегут вагончики». 
      «Понимаю почему молодежи охота слушать песни про тюрьму» - пишет Танич в этой песне.  И я понимаю. Именно потому, что он и такие же «эстеты» 30 лет  развращали нашу  молодежь.  Сколько преступлений на совести этих поэтов?
     Много Таничем  написано  стихов к песням, которые мы знали, пели, любили. Любили песни за музыку (не его) и простых девчонок. Но, при всём при том, не русская у него душа, не широкая, всё на показ. Такова его  эстетика.   
     Стихи Есенина я прочитал уже после возвращения из эвакуации в Ленинграде, найдя в нашем диване, довоенную тетрадку с аккуратно переписанными  стихами. Я ахал, сердце замирало. В 8 лет, воспитанный улицей ,  я не понимал, что это эстетика распада.  В эвакуации с утра до вечера мы ватагой бегали без присмотра. Все игры мальчишек были в войну. И разговоры о «финских ножах» были ежедневно.  Мужчин, образ которых должен был  нас воспитывать, не было. Мальчишки постарше,  носили в карманах финки, а мы им завидовали.   Вот и сидела в наших головах стадная эстетика ножа. И  хотя стихов Есенина нам никто не читал, мы знали, что с нож в сердце решает спор, кто главарь.   
     Не возможно равнять жизнь 2000 года с послевоенными годами. И в 2002 г. Михаил Круг  поет со сцены песню «В каждом городе», в которой фетиш финских ножей  заменяется изнасилованием. 

                Песня Круга  «В каждом городе»

                Припев:
                «Cкрипка, без тебя жить не могу я -
    
                Пой, ты, моя скрипка, пла-ач.
      
                Пусть тебя, как девушку нагую,
       
                До утра насилует скрипач.»

       А сегодня, ещё через 20 лет,  я натыкаюсь на  рекламу «Блатной ХИТ-Парад  2021».
      Что это? Эстетика мазохизма? Почему россияне покупают билеты на эти ХИТ-Парады? Из любопытства? Думаю, что люди не осознают, что посещая эти концерты они   финансируют  собственное ограбление и насилие. А  Министерство культуры, закрыв глаза на мазохизм в культуре стало врагом культуры.
      
      Если в песнях Аркадия Северного присутствует тюремная эстетика, то найти какую-то эстетику песен Круга не возможно. Бесполезно искать  то, чего нет.  Песни Круга ни о чем, разве что для пьяных бандитов и интеллигентных шизофреников  в закрытом  ресторане. Думаю, что молодежь идет на такие концерты  из-за того, что от других её отучивают ценами.  В России писатели, поэты, артисты всегда шли в народ бесплатно. Философия - деньги двигатель  искусства в России бандитская философия. О чем песни не важно. Важно, что все они против здоровой психики. «Нагая девушка» - возбуждает,отлично!  Но дело не в ней. И Венера Таврическая  нагая.  А вот  слова, несущиеся на всю площадь через мощные усилители  «пусть тебя до утра насилуют» открытый плевок в лицо  нормальным людям. Кстати, запрет на изнасилование и убийство не за нарушение воровского закона входят в  так называемый «воровской закон», состоявший из «понятий». Однако похоже, что  главными нарушителями "воровского закона" считают тех, кто не желает быть изнасилованным или ограбленными и потому они должны быть убитыми.  Такова тюремная эстетика.
        Вернемся к эстетики поэтов  «Бродячей собаки»
        Война это не столкновение эстетик — война всегда столкновение ощущений — борьба за лучшую жизнь. И если имажинисты объявляли войну чувствам, они вступали в открытую борьбу за блага для себя, а вовсе не за иную, более одухотворенную жизнь людей. Проще говоря, суть их помыслов - присвоение благ (Напомню, к  имажинистам себя причисляли  Вадим Шершеневич, Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Рюрик Ивнев, Александр Кусиков, Николай Эрдман, Иван Старцев, Сергей Спасский, Лев Моносзон, Сергей Третьяков — Н.Т.)
       Около года считал себя эгофутуристом Игорь Северянин, после чего он ни в какие объединения поэтов не входил. Одиночка. В 1916 -1918 гг. чтение стихов Игоря Северянина собирало тысячи слушателей. Как признавался сам Северянин, на эстраду он шел не отдавать себя — он шел завоевать толпу, зная, как это сделать. Какая это эстетика?  Это обычный профессионализм выкачивать деньги  из неразберихи.
       Бесспорно, далеко не все стихи Игоря Северянина поэзия. В сборнике «Медальоны» он пишет о себе.
                Стихотворение.  «Игорь-Северянин». 1926г.

                «Он тем хорош, что он совсем не то,
                Что думает о нём толпа пустая,
                Стихов принципиально не читая,
                Раз нет в них ананасов и авто.
                Фокстрот, кинематограф и лото -
                Вот, куда людская мчится стая !
                … он - в каждой песне …
                Иронизирующее дитя.»

        Северянин понимал не хуже его критиков, что цена его  словесным вывертам, таким как  «ананасам в шампанском», такая же, как у Крученого «Дыр бул щыл…». Но и у того, и у другого они беззлобны и не преступны.  А вот у их коллеги по перу, так же посетителю  «Бродячей собаки» В.  Маяковского уличные стихи содрагают преступной жестокостью:
     Стихотворение «Радоваться рано» 1918 г.:

                « Белогвардейца
                найдете — и к стенке.
                А Рафаэля забыли?
                Забыли Растрелли вы?
                Время
                пулям
                по стенке музеев тенькать.
                Стодюймовками глоток старье расстреливай!»

      Или стихотворение «Ода революции»:
   
                «А завтра
                Блаженный*
                стропила соборовы
                тщетно возносит, пощаду моля,—
                твоих шестидюймовок тупорылые боровы**
                взрывают тысячелетия Кремля».
               
                Пояснение * Собор Василя Блаженного в Москве
                ** революционные стволы гаубиц.

      Подобная эстетика крика, запугивания, разрушения,  надменности и хамелеонства сопровождает все его стихи. Северянин, хорошо знавший  Маяковского, пишет о нем в  стихотворении  «Маяковский», 1926 г.:
            
                «...детина этот шалый
                Кощунник, шут и пресненский апаш»*

              Пояснение: *апаш -  хулиган, вор с Прени (район Москвы до 1918 г.)
     Вот откуда эстетика Маяковского.
     Между тем, все, кто ругают беззлобные словесные выверты Северянина, тут же добавляют о чудесных, певучих его стихах. Как тут не вспомнить любимую фразу многих критиков:
     « Эти строки обессмертили его имя, даже если бы он(поэт) не написал более ни строчки». А таких строк у Северянина не перечесть.
     И у Маяковского в стихах много удивительных находок. Но чуждо, любоваться красотой пули, летящей в тебя. 
     Много всякого можно прочесть о Северянине. Особо в этом преуспевают коллеги поэты. Но и Северянин считал возможным обидеть своего конкурента. Почти все поэты, с биографиями которых мне удалось ознакомиться, считали себя Гениями. Не все в этом признавались. Оставим без внимания самомнение и заносчивость поэтов. Может быть вера в свою исключительность и заставляет их стремиться стать исключительными. Привычно, когда поэты нелестно отзывается о своих конкурентах. Но вот слова  Пастернака о Северянине «Его неразвитость, безвкусица и пошлые словоновшества» задели и меня.
     Б.Пастернак воспитывался в семье художника, академика Петербургской Академии художеств, закончил философское отделение историко-филологического факультета Московского университета, месяц учился в Германии. Образование выделяло его на фоне Северянина, Маяковского, Есенина, Гумилева. Но образование Пастернак получил не литературное. Поэзией Пастернак не без успеха занялся, не добившись желаемого успеха в соответствии с образованием. Поэтому, его филологическое образование не выше чем у Гумилева, Ивнева, Северянина, Маяковского.
     В  1922 г. В.Брюсов  называет Пастернака  одним из первых поэтов эпохи. Нельзя забывать, что в эти года Пастернак, в свою очередь, где мог нахваливал Брюсова, как своего учителя. Собственное творчество Брюсова к этому времени сдулось, но быть учителем первого поэта эпохи было престижно. И конечно, популярность Северянина, хоть он и был уже за пределами  России, раздражала и Брюсова, и Маяковского, и Пастернака. Но и Северянин попортил им немало крови.  Портреты Маяковского (смотри выше), Пастернака и Брюсова написаны Северяниным как минимум талантливо.

                Стихотворение   «Пастернак»

                "Им восторгаются — плаченый знак.
                Но я не прихожу в недоуменье:
                Чем бестолковее стихотворенье,
                Тем глубже смысл находит в нем простак.»
    
                Стихотворение  «Брюсов»

                «  Всю жизнь мечтая о себе, чугунном.."
   
      В очерке «Люди и положения» Пастернак вспоминал о молодых поэтах и о себе:
      « Чувство правды, скромность, признательность не были в цене среди молодежи левых художественных направлений и считались признаками сентиментальности и кисляйства. Принято было задирать нос, ходить гоголем и нахальничать, и, как это мне ни претило, я против воли тянулся за всеми, чтобы не упасть во мнении товарищей.».
     О себе Пастернак пишет: «Я не люблю своего стиля до 1940 года, отрицаю половину Маяковского, не все мне нравится у Есенина. Мне чужд общий тогдашний распад форм, оскудение мысли, засоренный и неровный слог …»    Заметьте,  сила стиха у Пастернака свелась к соблюдению форм.
            
       Наивно  ждать от Пастернака  объективную  оценку творчества Северянина.   В 1956 г в автобиографическом очерке «Люди и положения» Пастернак вспоминал о Северянине:
     «Северянин повелевал концертными залами и делал, по цеховой терминологии артистов сцены, полные сборы с аншлагами. Ом распевал свои стихи на два-три популярных мотива из французских опер, и это не впадало в пошлость и не оскорбляло слуха. Его неразвитость, безвкусица и пошлые словоновшества  в соединении с его завидно чистой, свободно лившейся поэтической дикцией создали особый странный жанр, представляющий, под покровом банальности, запоздалый приход тургеневщины в поэзию».
      Запоздалый приход Тургенева в поэзию это что? Иван Тургенев:
     «Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит:
Как хороши, как свежи были розы…»
      А вот и Игорь Северянин в 1925 г. в стихотворении «Классические розы»  повторил эту строчку поэта Мятлева,  но грусть в стихотворении уже не о прекрасном пережитом, а о жестокости судьбы поэта  в последние минуты расставания с жизнью:
    
    •                В те дни, когда роились грезы
                 В сердцах людей, прозрачны и ясны,
                 Как хороши, как свежи были розы
                   Моей прекрасной, голубой страны.

                    Прошли лета и всюду льются слезы,
                 Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране.
                    Как хороши, как свежи были розы
                    Воспоминаний о минувшем дне.

                    Но дни идут, уже стихают грозы,
                    Вернуться в дом Россия ищет троп.
                    Как хороши, как свежи будут розы,
                    Моей страной мне брошенные в гроб!
               
      Читаю я стих Северянина и дрожит моя душа.
      За какие  стихи Брюсов вознес Пастернака в первые поэты эпохи?
      Более всего  удивляет количество стихов, написанное Пастернаком в этот период:  1918 г — 2, 1919 — 1, 1920-1921 — 0, 1922 -2 ( Отплытие и Поэзия)
 
                Отплытие . 1922 г.
 
                «... Страшным полуоборотом,
                Сразу меняясь во взоре,
                Мачты въезжают в ворота
                Настежь открытого моря.

                Вот оно! И, в предвкушеньи
                Сладко бушующих новшеств,
                Камнем в пучину крушений
                Падает чайка, как ковшик».
     Точно подметил Северянин: «Чем бестолковее стихотворенье, тем глубже смысл находит в нем простак.
     Неразвитость Северянина. Не знаю, что в эти слова вкладывал Пастернак.  Бесспорно, коридор тем стихов Северянина достаточно узок. Он не пытается написать историю волнений в России в стихах, как это сделал Пастернак. Однако,  беря томик  стихов Северянина, я ни разу не задумывался о том, каких тем в стихах нет. Я наслаждался тем, что находил.  Читал-перечитывал.  А вот читать стихи Пастернака повторно, для удовольствия, желания у меня не возникало ни разу.
     Эстетика  Северянина и Маяковского всеми узнаваема. У Есенина два периода творчества,две эстетики. А вот  эстетика  Пастернак — эстетика подглядывания. Конечно, это мое мнение.
     Понятно, что Пастернак надеялся, что его, а не Маяковского возвеличат  в Главные  поэты страны, станут "вводить принудительно, как картофель при Екатерине». Но, Сталин был прозорлив и предвидел, что Пастернак всегда может подложить свинью вроде «Доктор Живаго».
     Всю жизнь наш мозг напряжен, пытаясь избежать всевозможных  неприятностей.  Писатели пишут книги, стараясь вновь заставить работать мозг читателя.   Но и мозгу нужна разрядка, нужен отдых. Книги  Рудольфа Эрих Распе, Альфонса Доде, Даниила Хармса убеждают читаются, что можно жить ничему не удивляясь, ничего не анализируя, не возмущаясь никаким  нелепицам. Мозг отдыхает! А когда я читаю возмущение Пастернака о "безвкусных  и пошлых словоновшествах" Северянина, я начинаю подозревать его в узости мышления. Мне необыкновенности Северянина нравятся. Лишь бы они излучали  доброту и улыбку.  Поэтому, когда я читаю у Северянина «ананасы в шампанском» я радуюсь — свой. Да и сам Северянин говорит о таких своих закидонах  - «иронизирующее дитя».
    
     Куда важнее мнение о поэтах читателей, а не коллег поэтов.  В феврале 1918 г. на открытом конкурсе в Москве, в зале, заполненном любителями и знатоками поэзии, общим голосованием коронуют лучшим современным поэтом России именно Игоря -Северянина, а ни Маяковского, ни Есенина, ни Пастернака, ни Брюсова.  Не те избиратели возмущаются завистники. Избиратели москвичи отдают предпочтение петроградцу. Когда такое было! Не те поэты!    
    
    Одно бесспорно, в противовес бродячесобаченским  Гениям, возвеличивающих только себя, Игорь-Северянин всегда боготворил Мирру Лохвицкую. В письме Б. Богомолову от 15 июня 1911 г. Игорь Северянин пишет:
     «Боготворю Мирру Лохвицкую, считая ее величайшей мировой поэтессой, гениальной поэтессой. Ее поэмы “На пути к Востоку”, “Вандэлин” и “Бессмертная любовь” - шедевры мировой поэзии, разумеется - прозеванные и критикой, и публикой.
    Лишь нравятся Гумилев, Эренбург, Бунин, Гофман Виктор, Черубина де Габриак, Тэффи».
   «Боготворю» пишет Северянин не для «красного словца» . В стихотворении «Гений Лохвицкой», написанном в 1912 г., когда Брюсов дал приказ по цеху поэтов забыть Лохвицкую, Северянин осмелился написать:
                « Я Лохвицкую ставлю выше всех:
                И Байрона, и Пушкина, и Данта,
                Я сам блещу в лучах её таланта...»

      Стихотворение написано в 1912 г. то есть именно в год,когда  кубофутуристы    ( Бурлюк, Крученых, Маяковский, Хлебников, Гуро, Лифшиц, Кульбин), призывали «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч и проч. с Парохода современности» и историю поэзию начинать с них.  Игорь Северянин предпочёл свободу от всех течений в поэзии (на незначительное время он возглавил эгофутуристов , но вскоре для этого течения «погиб».)
      То, что Северянин ставил Лохвицкую выше Байрона и Данта, объясняется  просто. Он не читал их в подлинниках, не знал и сравнивать с Миррой  не мог.    Но он называет еще и Пушкина.
  Северянин в стихотворении «Пушкин» писал:

                « Он — это чудное мгновенье,
                Запечатленное в веках!
                Он — воплощенье Вдохновенья,
                И перед ним бессилен прах…

                Он вечно жив во всех поющих...

                Пускай он стар для современья,
                Но современье для него
                Ничтожно: ведь его мгновенье —
                Прекрасней века моего!»
                Сборник  стихов «Соловей». Берлин.1923 г.

     В 1926 г Северянин  повторно  пишет стихотворение  "Пушкин", которое помещает в сборник «Медальоны»:

                «Есть имена, как солнце! Имена —
                Как музыка! Как яблоня в расцвете!
                Я говорю о Пушкине: поэте,
                Действительном, в любые времена!» 
      И все же стихи Пушкина были общечеловеческими стихами, а стихи Мирры Лохвицкой раскрывали и воспевали женское начало, чего нельзя ждать от Пушкина. Известны критики равняющие стихи  Мирры и Пушкина. И последнее, русская поговорка гласит «На вкус и цвет  товарищей нет". Думаю, что когда Северянин писал стихотворение «Гений Мирры Лохвицкой» каждое слово он продумывал. Фактически в этом стихе Северянин говорит не о качестве  стихов Мирры, а их содержании «победно обезгрешившем  Грех». Хотя, я думаю, Пушкин и в этом опережал Лохвицкую, но делал это более тонко.   
      Пользуясь правом автора, хочу поделиться своим пониманием возникновения эстетики в человеке.
      У каждого человека объективны его собственные убеждения. Убеждения рождаются чувствами и общением. И то и другое складируется в мозгу человека. «Я» и есть — эстетика. Собственное «Я» не может быть объективным уже потому, что все постоянно изменяется, а «Я» инерционно и не успевает за этими изменениями.  И хотя эстетика, вроде как усредненное общественное сознание,  фактически это «мой закон».
     Эстетика - ощущение гармонии. Это ощущение у человека  возникает   физически  в мозгу. Эстетично то, что требует  минимальную  затрату энергии на работу мозга для достижения наших стремлений. А дисгармония — нерациональный расход энергии  на достижение тех же целей. 
     Итог и эстетики и дисгармонии один, а тропинки к итогу различны. Выбор тропинки определяет наитие, эстетика.
     Многие религии хотят нас убедить, что жизнь это проверка, какие выборы  делает человек, для чего -то будущего, т. е. выбор человека не предрешен.
     С другой стороны,  приходится согласиться,  что сам процесс постоянного выбора навязан человечеству, как регулятор жизни.
     Пытаться создать единую для всех эстетику — нарушение закона существования людей.  Люди  природой обязаны быть  непохожими друг на друга, иначе  человечество превращается  в стадо баранов с козлом во главе. Так уже было в истории человечества и приводило это всегда к гибели. 
     Александр Вертинский в 1918 г пел: «Я не знаю зачем, и кому это нужно?». Ответа нет потому что людям узнать ответ  не дано. Ставим точку.
 Надеюсь, теперь мы понимаем едино,  что эстетика — это Ваше «Я», и  Ваше, и Ваше, и моё. Она может в чем-то совпадать, но не может быть общей.


Рецензии
Хорошо Вы об эстетике в поэзии написали. Серьезно и умно.
Северянина люблю. Замечательный поэт! Недаром его кролем поэтов выбирали.
Успехов и здоровья Вам.

Татьяна Шмидт   30.01.2022 16:49     Заявить о нарушении